Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32, вход со двора, 2‑ой этаж
ВКонтакте:
vk.com/shalom_vo
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, (812) 323‑04‑42
Корах вместе с Датаном и Авирамом (давними врагами Моше) поднял бунт. Он оспорил роль Моше как главы народа и Аарона как первосвященника. К Кораху присоединились 250 видных лидеров общины, которые принесли священное воскурение; этим они хотели доказать, будто бы они могут быть священнослужителями. Тогда разверзлась земля и поглотила Кораха, Датана и Авирама вместе с их семьями; 250 человек были сожжены Небесным огнём.
После этого среди евреев начался мор. Аарон принёс воскурения и остановил мор. Посох Аарона расцвёл и принёс плоды миндаля – это был чудесный знак того, что его первосвященство предопределено Свыше.
Даются заповеди о приношениях:
24 приношения – коэнам;
десятина от урожая – левитам;
приношение, отделяемое левитами от полученной десятины – для коэнов.
Народ, вынужденный странствовать по пустыне, был очень недоволен.
В главе «Корах» рассказывается о бунте, который поднял Корах. Требования восставших касались того, из‑за чего впоследствии начиналось большинство революций: они требовали справедливости и равенства. Корах, потомок Кегата (второго сына Леви), был недоволен тем, что Элазара, сына Аарона, назначили главой колена. По его мнению, раз Моше и Аарон, потомки Амрама (первенца Леви), заняли самые почётные должности, ему следовало бы отдать хотя бы второстепенную должность главы колена Леви. Корах утверждал, что Моше устанавливает правила произвольно, как тому заблагорассудится. Очевидно, что Корах не доверял Моше из за личной обиды и зависти.
Возникает вопрос. Ведь Б‑г обещал Моше: «И тебе будут верить вечно». Как же могло произойти, что еврей из того самого поколения, которое видело раскрытие Б‑жественности, стал оспаривать права Б‑жьего пророка? Более того, к Кораху присоединилась целая община, включавшая лидеров народа и праведников!
Конечно, надо понимать, что восстание Кораха не было таким простым, как может показаться. Двести пятьдесят человек, праведники, уважаемые в своем народе люди не верили, что Моше послан Б‑гом?!
Что же ответил Моше на претензии восставших? У нас есть только один Б‑г и один первосвященник, а вы, 250 человек, жаждете священничества. Но ведь и я хочу его.
Моше дал понять, что Всевышний избрал Аарона первосвященником. Такова воля Б‑га, и с этим ничего не поделать. Ведь и он, Моше, хотел бы быть первосвященником, но Б‑г решил иначе. И ему, Моше, не было чуждо это желание, из чего следует, что в претензиях Кораха и его общины было здравое зерно. Евреи знали, что Моше пророк Всевышнего, и у них не вызывало сомнений, что его слова – слова Б‑га. Но они полагали, что эту Б‑жью волю можно изменить. Они уже не раз видели, что Моше удавалось изменять решения Всевышнего. Они были свидетелями того, что священничество, в прошлом принадлежавшее всем первенцам, было передано коэнам; они посчитали, что положение можно изменить ещё раз и они смогут стать священнослужителями.
В самом желании быть коэном (священнослужителем) нет ничего предосудительного. Более того, это положительное желание, ведь Моше сказал: «И я бы хотел…» Но восставшие ошибались – они думали, будто их желания достаточно, чтобы изменить положение. Когда Моше предложил им совершить службу коэнов, они, зная, что это таит в себе смертельную опасность, были готовы пойти на это. Только бы хоть недолго побыть священнослужителями.
Чем объяснить такое желание? Ведь служба коэнов была не так привлекательна, как кажется. Например, им не был положен удел в Земле Израиля. Только духовная привилегия «воскурять воскурения» перед Всевышним выделяла их из всего народа.
Корень желания быть коэном следует искать в Б‑жественном откровении на горе Синай, когда все евреи находились на уровне первосвященников. Вкусив это однажды, община Кораха была готова пойти на восстание, чтобы вернуть себе это положение.
Из этой истории можно извлечь двойной урок. С одной стороны, надо стремиться стать «священнослужителем», быть ближе к Всевышнему. Но с другой стороны, не следует восставать против порядка, который Он установил.