Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32, вход со двора, 2‑ой этаж
ВКонтакте:
vk.com/shalom_vo
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, (812) 323‑04‑42
Всевышний пообещал, что если народ Израиля будет следовать Его законам, то удостоится материального благополучия и будет жить в покое на своей земле.
Затем перечисляются бедствия и невзгоды (изгнание и др.), которые постигнут евреев, если они нарушат свой союз с Б‑гом. Здесь содержится как предостережение, так и пророчество – оно впоследствии сбылось. Тем не менее, Всевышний пообещал не уничтожать еврейский народ: «Но и при всём этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Г‑сподь, Б‑г их».
В конце главы даются законы, по которым рассчитывается стоимость различных видов дарственных обетов. Даётся заповедь о десятине, которая отделяется от урожая и от приплода скота.
Название этой главы, «Бехукотай», означает: «по установлениям Моим». Слово «установление» обычно относится к законам Б‑га, но здесь оно означает несколько другое. Глава начинается словами: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать…» Мудрецы объясняют, что здесь слово «установление» не следует понимать как синоним слова «заповедь», ведь о заповедях тут же отдельно сказано: «…и заповеди мои соблюдать…» Что же означают слова: «…по установлениям Моим будете вы поступать…»? Они означают: «будете трудиться, изучая Тору».
То, что изучение Торы названо здесь «установлениями», требует объяснения. Может показаться, что между этими двумя понятиями, изучением Торы и установлениями Б‑га, есть большая разница. Слово «хуким» («установления») обозначает заповеди иррациональные. Это слово означает приказ, то, что надо не обдумывать, а делать. Это слово, на первый взгляд, совсем не соответствует изучению Торы, смысл которого – не беспрекословное подчинение, а разумное постижение и логическое понимание. Как же выражение «по установлениям поступать» может означать «трудиться, изучая Тору»?
Рабби Шнеур‑Залман из Ляд отметил, что слово «хок» («установление») родственно слову «хакика» («выбивание в камне»). Человек должен трудиться над изучением Торы так, чтобы его связь с Торой была столь же сильной, как между буквами, выбитыми в камне, и самим камнем.
Буквы, написанные на бумаге, казалось бы, накрепко соединены с бумагой. Но всё же письмо состоит из двух вещей – чернил и бумаги. Буквы же, выбитые в камне, составляют единое целое с камнем, их невозможно разделить. Они и есть часть камня и не представляют собой чего-либо отдельного.
При изучении чего-либо изучаемый материал может оставаться чуждым для человека, малоинтересным и ни к чему не обязывающим. Может быть и иначе: новое знание соединяется с разумом человека и даже воздействует на его поведение. Но при изучении Торы даже этот уровень недостаточен. Он подобен начертанию букв на пергаменте: при том, что изучаемый предмет и разум человека соединяются, они остаются двумя отдельными сущностями. От еврея же требуется, чтобы знание Торы стало его естеством, как бы неотделимой от него частью его самого. Этому уровню соответствуют буквы, выбитые в камне.
Пример такого единения с Торой – рабби Шимон бар Йохай (Рашби). День его смерти отмечается как праздник Лаг‑Баомер (такова была воля Рашби) незадолго до субботы главы «Бехукотай» или вскоре после неё. В Талмуде приводится его высказывание: «Видел я высоких людей (праведников), мало их… Если их двое, то это я и мой сын, если один, то это я». Как мог столь праведный и скромный человек так себя восхвалять?
Но на самом деле именно Рашби и мог сказать это о себе. Ведь он настолько был погружён в Тору и Б‑жественность, что не рассматривал себя как нечто самостоятельное, а ощущал себя лишь инструментом в руках Творца. Поэтому он и мог сказать так, просто констатируя факт.
Из всего этого понятно, почему изучение Торы названо «установлениями». Да, чтобы её изучать, необходимо интеллектуальное погружение. Но главное – это полная самоустранённость перед Б‑жественной мудростью. Мы должны стараться понять Тору потому, что Б‑г хочет, чтобы мы её поняли, а не просто для того, чтобы больше знать, не из собственного интереса. И тогда мы соединяемся с Торой так же, как выбитые в камне буквы соединены с камнем.