Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32, вход со двора, 2‑ой этаж
ВКонтакте:
vk.com/shalom_vo
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, (812) 323‑04‑42
Б‑г призвал Моше из Шатра Собрания и сообщил ему законы корбанот – жертв, приносимых в Святилище (речь идёт как о жертвоприношениях животных, так и о хлебных приношениях).
Ола. Жертва вознесения (жертва всесожжения), целиком возносимая Б‑гу, полностью сжигаемая на жертвеннике.
Минха. Хлебное приношение, приготовляемое из тонкой муки, оливкового масла и ладана.
Шламим. Мирные жертвы. Определённые части такой жертвы воскурялись на жертвеннике, некоторые части отдавались священнослужителям. Остальное мясо съедал человек, приносивший жертву.
Хатат. Грехоочистительная жертва, приносимая во искупление грехов, совершённых по ошибке.
Ашам. Повинная жертва, которую приносил тот, кто присвоил посвящённое имущество; кто сомневался, не нарушил ли он один из запретов Торы; кто «изменил Всевышнему», обманув ближнего, поклявшись ложной клятвой.
Глава «Вайикра» – первая в одноимённой книге Торы, посвящённой в основном вопросам храмовых жертвоприношений. Со времени разрушения Храма мы больше не приносим жертв, но эта заповедь касается и всех последующих поколений.
Храмовые службы ежедневно начинались и заканчивались «постоянной жертвой» (корбан тамид). Это была скромная жертва: одна овца, немного жира, мука и соль. Она приносилась от всей общины Израиля: раз в год все граждане страны вносили символическую сумму, и на эти деньги весь год приносилась жертва. Это давало благословение каждому человеку в течение всего года.
Из этого следует урок: от человека вовсе не требуется, чтобы он отдавал всё, что у него есть, в Храм. Но то, что он даёт, должно исходить от чистого сердца. Важно не сколько принесено – было бы это принесено с радостью.
Жертву приносили два раза в день: рано утром, перед всеми остальными жертвами, и вечером, после всех других. Она названа «постоянной», потому что её влияние распространялось на всю остальную службу.
Наша жизнь складывается из бытовых проблем, требующих решения, будничных забот, не всегда в ней можно ощутить Б‑жественную святость. Более того, человеческая природа, разум могут помешать духовному восприятию, заставить свернуть с верной дороги, поступать вопреки воле Всевышнего.
Поэтому в начале каждого дня, ещё до того, как человек успел войти в будничную жизнь, он должен принести «постоянную жертву». Еврейский закон предписывает нам, как только мы открываем глаза, произнести короткую молитву «Модэ ани»: «Благодарю Тебя, Владыка живой и вечный, за то, что Ты, по милости Своей, возвратил мне душу мою, велика моя вера в Тебя!» Этой молитвой мы признаём власть Хозяина мира, необходимость выполнять Его волю.
Это и есть наша «постоянная жертва» – несколько слов, которые влияют на весь день, на все наши дела и поступки в наступивший день.