Б‑г сказал Моше, чтобы он повелел сынам Израиля приносить чистое оливковое масло для светильника. Аарон должен зажигать светильник в Святилище, чтобы он горел «от вечера до утра».
Описываются одеяния коэнов (священнослужителей в Храме):
ктонет – длинная льняная рубаха;
михнасаим – льняные штаны;
авнет – длинный пояс;
мигбаат (для рядового священнослужителя) или мицнефет (для первосвященика) – льняной тюрбан.
Коэн-гадоль (первосвященник) вдобавок должен надевать:
эфод – одеяние вроде фартука из синей, пурпурной и красной шерсти, льна и золотых нитей;
хошен – нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями, на которых должны быть выгравированы имена двенадцати колен Израиля;
мэиль – плащ из синей шерсти, вдоль его нижней кромки должны быть сделаны гранаты из трёх видов шерсти и золотые колокольчики;
циц – золотая пластина, надеваемая на лоб, с выгравированными словами: «Святыня Г‑споду».
Даются предписания о семидневной церемонии посвящения в коэны Аарона и его четырёх сыновей.
Даются законы изготовления золотого жертвенника для воскурения благовоний.
ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ
Эта глава – единственная в Торе (после того, как рассказывается о рождении Моше), где имя Моше не упоминается. Комментаторы видят причину этого в «дерзком» обращении Моше к Всевышнему. Когда Б‑г решил наказать евреев за грех поклонения Золотому Тельцу, Моше сказал: «Теперь же простишь ли Ты их? И если нет – то, прошу, сотри и меня из книги Твоей…» (Шмот 32:32). Слова праведника, даже чем‑либо обусловленные, всегда исполняются (по крайней
мере на каком‑то уровне). Исполнились и слова Моше – его имя исчезло из целой главы Торы.
Однако, даже не называя имени Моше в этой главе, Всевышний не раз обращается к нему; да и сама глава, названная «Тецаве», начинается с такого обращения: «И ты прикажи…»
Каббала объясняет, что имя человека находится на гораздо более низкой ступени, чем его сущность. Имя – это только «ярлык» человека, необходимый для его контакта с окружающими. Сам человек не нуждается в имени. Младенец, появившийся на свет, – уже человек, уже сущность, но у него ещё нет имени. Он получит его лишь через несколько дней. До этого его называют просто «он», «ты». Согласно Каббале, это в гораздо большей степени соотносится с его сущностью.
Возникает вопрос. Почему именно та глава, в которой выполняется просьба Моше «сотри и меня из книги Твоей», подчеркивает сущность праведника, которая выше каких-либо названий?
Именно в этой просьбе выразилась подлинная сущность Моше. Тора была его жизнью, она и называется его именем – Торат Моше (Учение Моше). Но когда само существование еврейского народа оказалось под угрозой, Моше готов был оторвать себя от этого источника. Потому что Моше и народ Израиля – единое, неделимое целое; как выразился Раши, «Моше – это Израиль, и Израиль – это Моше». И когда народ Израиля согрешил, Моше почувствовал, что падает сам,
хотя он был в это время на горе Синай и не мог помешать грешникам. И Б‑г сказал ему: «Иди вниз, ибо растлился твой народ…» (Шмот 32:7). Спустись со своей высоты, будь с ними.
Несомненно, величие Моше проявилось в той «дерзкой» просьбе, в готовности быть стёртым из Торы ради народа Израиля. И это величие выше его имени.