Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Ваелех


Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32, вход со двора, 2‑ой этаж
Сайт: shalom-vo.ru
E-mail: info@shalom-vo.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, (812) 323‑04‑42


Приходите к нам на шабат!
Пт 15.09:
Минха – 18:30
Зажигание свечей – 19:04 (время для Петербурга)
Встреча шабата – 19:05
Сб 16.09:
Чтение Тегилим (Книги Псалмов) – 8:00
Шахарит – 10:00
Шабат заканчивается в 20:22 (время для Петербурга)


ГЛАВА ВАЕЛЕХ * וילך I
(10.09.2017 – 16.09.2017)
В этот шабат читают две главы – Ницавим и Ваелех.

Вся глава Ваелех


Глава «Ваелех» («И пошёл…») описывает последний день земной жизни Моше. «Сто двадцать лет мне сегодня, – сказал он народу, – и я не могу больше выходить и входить…»

Моше сделал Йеошуа своим преемником, записал всю Тору на свитке (по другому мнению – закончил писать) и отдал этот свиток левитам, чтобы они сохранили его в Ковчеге Завета.

Даётся заповедь всеобщего собрания. Раз в семь лет в праздник Суккот все евреи – мужчины, женщины и дети – должны собираться в Иерусалимском Храме, где царь должен читать для них Тору. (Заповедь действовала, когда у евреев был Храм и был царь).

Глава завершается предсказанием: евреи нарушат завет Всевышнего; тогда Б‑г «скроет лицо Своё» от них; но окончательно евреи не забудут Тору никогда.


В этой главе Моше сообщил своему ученику Йеошуа заповедь: «Собери народ, мужчин, и женщин, и детей, и пришельцев, которые во вратах твоих, чтобы слушали они, и чтобы учились и боялись Г‑спода, Б‑га вашего, и старались исполнять все слова учения этого» (Дварим 31:12). Раз в семь лет царь Израиля должен был собирать весь народ и читать им Тору – «чтобы слушали и учились бояться Б‑га».

Тосефта повествует о том, как исполнялась эта заповедь. В день «собрания» коэны (священнослужители) с золотыми трубами в руках выстраивались на улицах Иерусалима и «трубя, собирали народ в Храм… О том коэне, у которого не было в руках золотой трубы, говорили, что он, похоже, не коэн».

Это последнее заявление требует пояснения. Ведь служба коэнов касалась именно Храма. Трубление же на иерусалимских улицах было лишь подготовкой к исполнению заповеди собирать народ. Почему же о коэне, у которого не было золотой трубы в руках, говорили, что он, «похоже, не коэн»?!

Какова сущность службы коэна в Храме? Одной из основных его обязанностей было воскурение благовоний. Рамбам считает, что благовония воскуряли для того, чтобы устранить дурные запахи. Однако не в буквальном лишь смысле: духовный смысл этой службы, как объясняет Зоар, заключался в том, чтобы устранить скверну дурного начала.

Благовония приготавляли из компонентов, непригодных в пищу человека. Среди прочего в их состав входила халвана, которая обладает дурным запахом. Она символизирует низкое и низменное. Работа коэнов заключалась в том, чтобы это низкое и низменное поднять к святости, использовать в служении Всевышнему.

Больше всего это их предназначение проявлялось во время «великого собрания»: коэны, которые до этого семь лет занимались возвышением материального, теперь должны были посвятить себя целиком тому, чтобы весь народ Израиля поднимался на более высокую духовную ступень.

Эта церемония становилась своеобразным экзаменом для коэна: если он чувствовал, что его задача – собрать народ, он выполнял свое предназначение. Если же он считал возможным в это время оставаться дома, было «похоже, что он не коэн».

Тора называет всех евреев «народом священников». Задача каждого еврея – пробуждать окружающих, поднимать их на более высокую ступень.


В избранное