Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32, вход со двора, 2‑ой этаж
Сайт:
shalom-vo.ru
E-mail:
info@shalom-vo.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, (812) 323‑04‑42
Приходите к нам на шабат! Пт 10.07:
Минха (дневная молитва) – 20:00
Зажигание свечей – 20:25 (время для Петербурга)
Кабалат шабат (встреча субботы) – 20:30
Кидуш, трапеза – 20:50
Сб 11.07:
Шахарит (утренняя молитва) – 10:00
Кидуш, трапеза – 13:30
Шабат заканчивается ночью с субботы на воскресенье в 1:04 (время для Петербурга)
В предыдущей главе («Балак») рассказывается о том, как Пинхас, внук Аарона, «вступился» за Всевышнего: он убил Зимри (главу колена Шимона) и Косби (мидьянскую принцессу) в наказание за разврат и идолопоклонство. В этой главе говорится о награде, которую получил Пинхас. Во‑первых, Б‑г заключил с ним союз мира. Во‑вторых, Б‑г даровал ему священство. Изначально были помазаны для службы в Храме только Аарон и его сыновья – Элазар и Итамар. В
дальнейшем священнослужение должно было распространиться на их потомков, которые родятся позже. Пинхас, сын Элазара и внук Аарона, родился раньше и не должен был стать священнослужителем. Но в награду за свой поступак он тоже получил право быть священнослужителем. Более того, впоследствии он стал первосвященником и первосвященниками были его потомки.
Моше и Элазар исчислили еврейский народ. Было насчитано 601 730 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет. Моше получил указания о том, как надо разделить по жребию Святуя Землю между коленами и семействами Израиля.
Пять дочерей Цлофхада попросили Моше дать им удел их отца, который умер, не оставив сыновей. Б‑г принял их просьбу и дал законы о наследовании, в том числе и об их случае.
Моше назначил Йеошуа своим преемником, который должен будет привести евреев в Землю Израиля.
Даются законы ежедневных жертвоприношений и дополнительных жертв, приносимых в Шабат, Рош‑Ходеш (новомесячье) и праздники.
Эта глава начинается с рассказа о том, какую награду получил Пинхас, который не потерпел, что оскверняется имя Всевышнего, и рисковал жизнью, чтобы освятить Его имя.
Когда Зимри, глава колена Шимона, публично привёл в свой шатёр мидьянитянку, внук Аарона Пинхас увидел это, «взял копьё в руку свою, и пошёл за израильтянином в шатёр, и пронзил их обоих». Всевышний даровал ему награду и сказал при этом: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них…»
Зачем так подробно перечисляются предки Пинхаса? Раши объясняет: «О нём говорили неуважительно: "Посмотрите на этого внука Пути! Отец его матери откармливал тельцов для жертвоприношений идолам (его отец женился на дочери Путиэля, он же Итро), и он убил предводителя одного из колен Израиля!" Поэтому Писание указывает на его происхождение от Аарона».
Почему евреи так отнеслись к Пинхасу? Ведь они были свидетелями поступка Зимри, плакали при этом. Более того, они убедились в том, что после смерти Зимри в лагере Израиля прекратился мор, который начался из‑за грехопадения евреев. И это благодаря Пинхасу! И ещё: почему евреи, желая унизить Пинхаса, упоминали о том, что его дед «выращивал тельцов для жертвоприношений идолам»? Не логичнее ли было вспомнить, что Итро в своё время сам был идолопоклонником?
Претензия евреев к Пинхасу заключалась в том, что именно он, единственный, поднялся и «возревновал» за Б‑га, хотя Зимри совершил грех в присутствии всей общины Израиля, её вождей и самого Моше. Противники Пинхаса уверяли, что его поступок объясняется не только «ревностью» за Б‑га, но и жестокостью, присущей ему по природе. Они упоминали, что его дед «выращивал тельцов для идолопоклонства», а это было проявлением крайней жестокости: несчастное животное
откармливали самой лучшей едой, имея в виду затем зарезать, принести в жертву идолу. И Пинхас, по их мнению, должен был унаследовать это качество жестокости.
Поэтому Всевышний в своих словах подчеркнул: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна». Тем самым Он опроверг доводы о жестокости Пинхаса, которая якобы стала причиной его поступка. Наоборот, Пинхас унаследовал от Аарона главное качество – «стремящийся к миру и распространяющий любовь между спорящими». Пинхас совершил свой поступок, чтобы установить мир между народом Израиля и Б‑гом – «отвратил гнев Мой от сынов Израиля».
Таким образом Тора говорит нам, что ревностный и суровый поступок Пинхаса объяснялся именно его любовью и стремлением к миру. Именно его любовь к своему народу и к Творцу побудила его «возревновать за Б‑га» и устранить тем самым обвинителя Свыше, который угрожал евреям из‑за их греха.
Из этой истории можно извлечь урок. Когда в народе Израиля свирепствует духовный мор и находится еврей, «возревновавший за Б‑га», противостоящий тем, кто попирает Тору – не нужно приуменьшать значимость его поступков, искать им сторонние обоснования. Нам не дано знать, чем на самом деле движим человек. Но если мы видим действия правильные и справедливые, – их нужно поддержать. Ведь именно решительная «ревность за Б‑га» приносит настоящий мир, как
сказано: «…вот Я заключаю с ним Мой союз мира».