Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Шлах


Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32, вход со двора, 2‑ой этаж
Сайт: shalom-vo.ru
E-mail: info@shalom-vo.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, +7‑921‑187‑73‑30


Приходите на шабат в наш Центр!
Пт 13.06:
Минха (дневная молитва) – 21:05
Урок Торы – 21:15
Зажигание свечей – 21:30 (время для Петербурга)
Кабалат шабат (встреча субботы) – 21:35
Кидуш, трапеза – 21:55
Сб 14.06:
Урок Торы – 9:00
Шахарит (утренняя молитва) – 10:00
Кидуш, трапеза – 13:30
Урок Торы – 19:00
Минха (дневная молитва) – 21:00
Шабат заканчивается ночью с субботы на воскресенье в 2:01 (время для Петербурга)


ГЛАВА ШЛАХ * שלח I
(08.06.2014 – 14.06.2014)

Текст главы


Моше послал в Землю Кнаан (она же Земля Израиля) двенадцать разведчиков. Через сорок дней они вернулись. Разведчики принесли гигантскую виноградную гроздь, плоды граната и инжира как свидетельство изобилия и плодородности Земли Кнаан. Однако десять разведчиков утверждали, что эта страна населена великанами, которых евреям никак не одолеть; только Калев и Йеошуа настаивали на том, что эту землю легко завоевать, как повелел Б‑г.

Народ, смущенный разведчиками, рыдал: «…о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Г‑сподь ведёт нас в землю эту… Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Всевышний в гневе постановил, что всё поколение Исхода умрёт в пустыне, а евреи придут в Святую Землю на сорок лет позже.

Далее в главе даются законы о мучных приношениях – менахот и заповедь об отделении халы (подношение Б‑гу при замесе теста).

Человек, собиравший дрова в Шабат, был наказан смертной казнью за намеренное нарушение законов Шабата.

Даётся заповедь прикреплять кисти (цицит) к углам четырехугольной одежды как знак, напоминающий о всех заповедях Торы.


В еврейской традиции есть понятие «миньян» – кворум из десяти взрослых мужчин, необходимый для проведения общественных молитв и совершения некоторых ритуалов. Это понятие впервые вводится именно в главе «Шлах». Моше послал двенадцать разведчиков (по одному от каждого колена) «высмотреть» Землю Израиля. Десять из них, описав её небывалые достоинства, сказали, что эта земля населена могучими великанами, которых евреям ни за что не одолеть. И только Калев и Йеошуа призвали народ исполнить повеление Всевышнего и овладеть Святой Землёй.

Тора называет десятерых разведчиков, посланных в Землю Кнаан и оклеветавших её, – «община». Отсюда мы делаем вывод, что когда речь идёт об общине, имеются в виду по крайней мере десять человек. Почему столь важное понятие выясняется именно из рассказа о разведчиках?

Известно, что разведчики были лучшими в своих коленах людьми, а следовательно – лучшими во всем народе. Поэтому их и послали «высмотреть» Землю Израиля. В чём же был их грех? Как объясняют наши комментаторы, они не хотели, чтобы еврейский народ входил в Землю Израиля, они предпочитали остаться в пустыне. В конечном итоге так и произошло: Всевышний выполнил их пожелание, и еврейскому народу было суждено странствовать по пустыне ещё сорок лет.

Почему же разведчики не хотели, чтобы евреи вошли в Землю Израиля? В пустыне евреи не нуждались ни в пище, ни в воде – Всевышний обеспечивал их маном, с ними постоянно передвигался источник Мирьям; они не страдали ни от жаркого солнца, ни от дождей – «облака Славы» защищали их лагерь. А что ждало их в новой стране? Войны, тяжёлый труд…

Совсем недавно евреи получили Тору. Разведчики понимали, что изучать Тору и исполнять её заповеди будет гораздо легче, если у народа не будет никаких материальных забот.

Следовательно, нет ничего удивительного в том, что понятие «община» связано с историей о разведчиках. Единственным желанием этих святых людей было находиться как можно ближе к Б‑гу. Но они не понимали, что вхождение в Землю Израиля являет собой более высокую ступень, чем даже полное соединение с Б‑жественностью.

Рамбам говорит, что служение Всевышнему состоит из трёх уровней. Первый, самый низкий, на котором находятся невежды и маленькие дети, только начинающие служить Всевышнему, – «служение из страха», когда человек исполняет волю Б‑га, боясь Его кары. Второй уровень – «служение из любви», когда человек служит Всевышнему, испытывая к Нему искреннюю любовь, желает исполнить Его волю, чтобы приблизиться к Нему, соединиться с Ним. На этом уровне и находились разведчики, они любили Творца и руководствовались лишь желанием быть к Нему как можно ближе, чтобы никакие материальные заботы не стали помехой для этого.

Этот уровень очень высок, но он не наивысший, и Всевышний оставил евреев ещё на долгий срок в пустыне. Им предстояло ещё сорок лет странствовать, чтобы подняться на более высокий уровень, знаком которого должно было стать вхождение в Землю Израиля. Этот уровень означает: надо идти путями истины, просто потому, что это – истина. То есть вовсе не думать о своих ощущениях, о плодах своего служения Б‑гу. Всё, что необходимо – это исполнить Его волю, потому что это Его воля и это истина. Именно на этом уровне находились двое из разведчиков, не вошедшие в «общину», – Калев и Йеошуа, не испугавшиеся трудностей, которые ждали еврейский народ в Земле Израиля. Они точно так же, как и их товарищи, понимали, что трудности будут, но для них было важнее исполнить желание Всевышнего – привести еврейский народ в Землю Израиля.


В избранное