Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Трума


Ешива «Томхей Тмимим Любавич», Санкт‑Петербург
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33


ГЛАВА ТРУМА * תרומה I
(10.02.2013 – 16.02.2013)

Текст главы


Б‑г повелел еврейскому народу принести в качестве приношения пятнадцать видов различных материалов:
  1. золото;
  2. серебро;
  3. медь;
  4. синюю шерсть;
  5. пурпурную шерсть;
  6. красную шерсть;
  7. лён;
  8. козью шерсть;
  9. красную баранью кожу;
  10. кожу тахаша;
  11. дерево шитим;
  12. оливковое масло;
  13. пряности;
  14. оникс;
  15. самоцветы.
Из этих материалов Б‑г повелел построить Мишкан – переносной Храм: «И пусть сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них».

Моше получил на горе Синай подробные указания об устройстве Мишкана.
  • За завеcой, во внутреннем помещении Мишкана – Святая Святых – должен находиться Ковчег со Скрижалями Завета. В наружном помещении Мишкана должны стоять менора (золотой семисвечник) и деревянный, покрытый золотом стол для возложения хлеба.
  • Три стены Мишкана надо возвести из 48 вертикальных деревянных балок; каждая балка покрывается золотом и устанавливается в два серебряных подножия. Переднюю сторону Мишкана надо закрыть завесой, висящей на пяти столбах. Сверху мишкан покрывается тремя покрытиями: нижний слой из шерсти и льна, средний слой из козьей шерсти, верхний слой из бараньей кожи и кожи тахаша.
  • Двор Мишкана следует окружить шестьюдесятью деревянными столбами с медными подножиями, с серебряными ободами и с серебряными крючками. На крючки вешается ограждение из решётчатых льняных полотнищ. Во дворе ставится бронзовый жертвенник.


ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

Глава Торы «Трума» всецело посвящена устройству Мишкана – переносного Храма. Евреи создали его в пустыне; они разбирали его, отрправляясь в путь, и собирали, приходя на новое место. Когда евреи покидали Египет, они взяли с собой «компенсацию» за 210 лет своего труда – «вещи серебряные и вещи золотые, и дорогие одежды… и опустошили они Египет». В одночасье они из нищих рабов превратились в людей достаточно состоятельных для того, чтобы построить Храм на собственные пожертвования.

В начале этой главы рассказывается, как Всевышний повелел евреям принести на нужды возведения Святилища приношения. О значении переносного Храма сам Творец говорит: «И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них» (дословно говорится «в них»).

На первый взгляд нужно было сказать «в нём» – в Святилище, а вместо этого написано «в них». Наши мудрецы объясняют, что Мишкан был тем духовным ключом, который раскрыл сердца евреев для Всевышнего. Другими словами, евреи получили награду за исполнение заповеди – постройку Храма: с тех пор Всевышний пребывает в каждом из нас.

При постройке Мишкана использовались три металла: золото, серебро и медь. Всем известно, что золото – это самый благородный и ценный металл. Но для чего в Храме применялись и более простые металлы – серебро и медь? Почему было не сделать весь Мишкан из золота, ведь у евреев были для этого возможности?

Вот как отвечает на этот вопрос учение хасидизма. Каждый из трёх упомянутых металлов символизирует определённый тип служения Б‑гу. Так как Всевышний указал, что в переносном Храме должны быть использованы вместе и золото, и серебро, и медь – значит, все три вида служения представляют ценность для Творца.

Серебро (на иврите – «кесеф») намекает на служение праведников. Корень слова «кесеф» означает также «вожделеть», «стремиться». Это указывает на святую душу праведника, находящуюся постоянно в стремлении и желании подняться к Б‑гу.

Золото («заав»), наиболее ценный металл из трёх упомянутых, намекает на баалей‑тшува – тех евреев, которые, оставив свои грехи, вернулись к исполнению законов Торы. Они представляют для Всевышнего такую великую ценность, что наши мудрецы сказали о них: «На том уровне, где стоят вернувшиеся к Б‑гу, даже совершенные праведники стоять не могут».

Медь («нехошет») намекает на тех, кто попал под влияние Змея («нахаш»), то есть зла. В результате они увязли в трясине своих заблуждений.

Пожертвовать драгоценности на устройство Святилища мог любой еврей, «сердце которого пожелает того». Не только праведники вносили свой вклад в строительство Мишкана, но и раскаявшиеся в своих грехах, и остававшиеся в плену своих заблуждений. Поэтому в Мишкане были использованы и золото, и серебро, и медь.

В каббалистических книгах сказано, что слово «цибур» («община») указывает на единство всех трёх типов людей, так как оно представляет собой аббревиатуру слов: «цадиким» – «праведники», «баалей-тшува» – «вернувшиеся», «решаим» – «грешники».

Выходит, если в коллективе представлен только какой‑то один тип евреев, например, только «люди в чёрном» (в сюртуках и шляпах), то это ещё не община. Весь народ Израиля не может считаться цельным, пока какой‑то из «металлов» не найдёт свою дорогу к Храму.

Этот принцип был сформулирован для народа Израиля перед строительством Мишкана, но он не потерял своей актуальности и сегодня, спустя 3300 лет. Ведь только объединив свои устремления, наш народ сможет преобразиться и стать достойным сосудом для святости Творца. Стать тем Святилищем, в котором Б‑г сможет обитать «среди нас».


В избранное