Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Бо


Ешива «Томхей Тмимим Любавич», Санкт‑Петербург
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33


ГЛАВА БО * בא I
(13.01.2013 – 19.01.2013)

Текст главы


Б‑г наслал на Египет последние три казни:
  1. полчища саранчи уничтожили весь урожай и всю зелень;
  2. кромешная тьма, ощутимая на ощупь, покрыла всю страну;
  3. все первенцы египтян погибли в полночь 15 нисана.

Б‑г дал евреям первую заповедь – установить календарь; месяцы должны отсчитываться от новолуния.

Ещё одна заповедь – принести Б‑гу в жертву ягнёнка. Кровью жертвы следовало отметить дверные косяки и притолоки во всех еврейских домах. Это нужно было, чтобы ангел-губитель, придя убивать египетских первенцев, миновал дома евреев. («Миновал» на иврите – «пасах», отсюда название празника Песах). Мясо пасхальной жертвы, запечённое на огне, надо было съесть в ту же ночь вместе с мацой (опресноками) и горькой зеленью.
Заповедь о пасхальной жертве была дана не только для евреев в Египте, но и для всех поколений евреев (кроме повеления отметить кровью жертвы косяки и притолоки, которое относилось лишь к евреям в Египте). В пустыне пасхальная жертва приносилась в мишкане  – переносном храме. После прихода евреев в Землю Израиля пасхальную жертву несколько веков приносили также в мишкане. После того, как был построен Иерусалимский Храм, жертву стали приносить там. Сейчас у нас нет Храма, и мы не можем выполнять эту заповедь.

Гибель первенцев наконец сломила сопротивление Фараона. Он не просто отпустил, а выгнал евреев из своей страны. Евреи покинули Египет столь поспешно, что приготовленное тесто не успело взойти, и в дорогу с собой они взяли опресноки. Египтяне с готовностью отдали евреям золото, серебро и дорогую одежду. Опустошив Египет, евреи ушли.

Евреи получили заповеди, призванные напоминать об Исходе из Египта:
  • посвящать Б‑гу всех первенцев (в знак того, что еврейские первенцы были спасены, когда египетские первенцы погибли);
  • праздновать годовщину Исхода каждый год (при этом следует очищать свои владения от всего квасного, есть мацу и рассказывать своим детям об Исходе);
  • возлагать тфилин (это коробочки из кожи, в которые вкладываются свитки с отрывками из Торы, говорящие, в том числе, про Исход).


ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

ДУША ЗЛА

«И сказал Б‑г, обращаясь к Моше: "Войди к Фараону, ибо ожесточил я сердце его и сердце слуг его, дабы совершить мне все эти знамения Мои…"» (Шмот 10:1)

«Почему сказано: "Войди к Фараону"? Надо было бы "иди к Фараону"… Но Б‑г привёл Моше в чертог внутри чертога, к высшему великому Змею, из которого исходит много уровней… к которому сам Моше боялся приблизиться…» (Зоар, ч. II, 34а)

Из 53 разделов Торы есть несколько, стоящих в рассказе об истории человечества и народа Израиля особняком. Глава «Берешит» рассказывает, как Б‑г сотворил мир за шесть дней, как Адам был изгнан из рая. Глава «Лех‑Леха» описывает путешествия Авраама, совершая которые, он нёс идолопоклонникам истину о едином Б‑ге. В главе «Итро» говорится о Даровании Торы у горы Синай.

Перечень осевых разделов Торы невозможен без главы «Бо», где говорится об Исходе евреев из Египта. Исход отмечает наше рождение как народа. Тора нас призывает: «…Чтобы помнил ты день Исхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей» (Дварим 16:3). Действительно, когда Б‑г явил Себя нам у горы Синай, Он представился не как Создатель неба и земли, но как «Г‑сподь, Б‑г твой, который вывел тебя из земли Египетской» (Шмот 20:1). Определяющий элемент наших отношений с Б‑гом не в том, что Он нас создал, а в том, что мы – свободные существа: те, кого Он наделил Своей бесконечностью и вечностью; те, которых Он вывел за границы материального мира, за пределы их собственной сути.

Название главы «Бо» означает «войди». Оно взято из первой строки этой главы. Там говорится, что Б‑г повелел Моше войти к Фараону, чтобы предупредить о восьмой казни (саранча) и ещё раз передать Б‑жественное требование правителю Египта – отпустить сынов Израиля.

Тора говорит, что название вещи отражает её суть (см. Берешит 2:19). Безусловно, так обстоит дело и с собственными названиями книг и глав Торы. Название главы всегда передает её основной смысл.

Можно предположить, что глава Торы, посвящённая Исходу, должна называться «Исход», «Свобода» или каким-либо другим словом, выражающим значение этого важнейшего в еврейской истории события. Вместо этого название главы связано с приходом Моше к Фараону (это прелюдия к Исходу). Однако то, что Моше пришёл во дворец Фараона с требованием отпустить народ, подразумевает, что евреи всё ещё оставались в рабстве. Разве это не противоположно Исходу?

Фраза «войди к Фараону» подробно обсуждается и комментируется. Почему Б‑г велел Моше «войти» к Фараону? Не правильнее было бы сказать «иди к Фараону»?

В книге «Зоар» объясняется: Моше боялся встречи с Фараоном во дворце, где власть того особенно сильна (раньше он встречался с Фараоном в других местах, например, у Нила во время его утренних прогулок). И на этот раз Б‑г обещал Моше, что Он Сам пойдёт с ним к Фараону. «Войди к Фараону» надо понимать как «иди со Мной к Фараону».

Далее Зоар объясняет: Б‑г послал Моше во дворец Фараона, чтобы он встретился с внутренней сутью египетского правителя и «бога». И фраза «войди к Фараону» приобретает еще один смысл – «войди внутрь». Чтобы освободить народ Израиля от «великого Змея», было недостаточно просто прийти к Фараону. Моше должен был «войти» в самую его суть, добраться до корней его власти.

В чем внутренняя суть Фараона? Почему Моше боялся предстать перед ним в его дворце, если был туда послан Самим Б‑гом? И как «вхождение в Фараона» может дать ключ к Исходу из Египта, к освобождению человеческой души?

Пророк Йехезкель так описал Фараона: «громадный змей, разлегшийся среди рек и говорящий: "Нил – мой, и я сам себя создал"» (Йехезкель 29:3). Другими словами, зло Фараона определяется не тем, что характеризовало языческие культы Египта; не тем, что он поработил миллионы людей и подвергал их мучениям; не тем, что он купался в крови убитых детей. Зло Фараона заключалось в его эгоцентризме, в том, что именно в себе самом он видел источник всего и вся.

Здесь и коренится главное зло. Однако может показаться, что поставить себя в центр всего – это грех меньший, чем те жестокиме поступки, на которые способен человек. Но дело в том, что истоки всех самых страшных злодеяний – именно в эгоизме. Если человек считает, что только он и его потребности определяют суть добра и зла, его нравственность сведена к нулю. Он способен на какое угодно действие, если решит, что оно ему необходимо или вписывается в его понимание действительности.

В конечном итоге всякое доброе дело – это самопожертвование, а любое злодеяние – результат самообожествления. Когда человек делает добро, жертвует ли он на благотворительные цели одну монету или посвящает всю жизнь служению Б‑гу, он говорит: «В жизни есть нечто большее, чем я». А когда человек нарушает Б‑жественную волю, будь то небольшой грех или гнуснейшее преступление, он говорит: «Река – моя, и я сам себя создал. Хорошо то, что хорошо для меня, и плохо то, что противоречит моим желаниям. Я сам хозяин своей реальности, я – бог».

Так неужели эго человека – это зло? Неужели фундаментальная составляющая нашей души – это нечто чужеродное, и его надо искоренить и отбросить в поисках добра и истины?

Ответ на эти вопросы отрицательный. Ведь «нет другого, кроме Него» (Дварим 4:35) – вот главный закон реальности. Создатель – источник всего, ничто от Него не отделимо, ничто Ему не противостоит. Ощущение себя, с которым мы рождаемся, наше «я» – это отражение Б‑жественного «я». Поскольку Б‑г знает Себя как единственное истинное существование, мы, сотворенные по Его образу и подобию, наделены тем же «чувством себя», что и Он. И мы воспринимаем себя как ключевой элемент всего сущего.

Само по себе эго – не зло. Зло возникает, когда человек отрывает свое «я» от его источника. Если мы признаем, что наше «я» – отражение «Я» Б‑га и подчиняем Ему наше эго, тогда оно становится мощной силой для совершения поступков, которые делают мир лучше, ближе к Б‑гу. Но то же «я», оторванное от его Б‑жественного корня, способно на самые жуткие злодеяния.

В этом глубинный смысл начальных слов главы «Бо». До того, как Б‑г велел Моше «войти к Фараону», Моше уже приходил к тому много раз. Он общался с Фараоном в разных его «ипостасях»: Фараон-язычник, Фараон-поработитель евреев, Фараон-самозваный бог. Но теперь Моше предстояло «войти» в суть Фараона – в саму душу зла, даже более того – проникнуть за пределы Фараонова зла, за пределы его супер-эго, которое твердит: «Я создал себя сам». Ему предстояло встретиться с самой сутью Фараона: оголенным «я», которое происходит от «Я» самого Б‑га.

Моше не боялся зла Фараона. Он знал: если Б‑г его послал, Он и защитит. Но когда Б‑г велел «войти» в суть Фараона, ему стало страшно. Разве человек может столкнуться с таким чистейшим проявлением Б‑жественной истины? Проявлением столь высшим, что оно, превосходя и добро и зло, является источником и того, и другого?

Б‑г сказал Моше: «Войди к Фараону. Войди со мной, вместе мы войдем во дворец громадного Змея. Вместе мы проникнем в самопоклонение, которое и есть источник всех зол. Вместе мы откроем, что в реальности зло не существует – это всего лишь растрата Б‑жественного в человеке. Если встреча с такой истиной для человека непомерно страшна, идём со Мной, Я направлю тебя, отведу в самый потаённый чертог Фараоновой души, и ты лицом к лицу столкнёшься с наиболее ревностно охраняемой тайной зла – зла не существует. Когда ты познаешь эту тайну, зло уже не сможет тебя победить. Познав эту тайну, ты и твой народ обретёте свободу».


В избранное