Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе


10 Тишрея 5771 г. (7-8 окт. 2011 г.) - Йом-Кипур ( "День Искупления") - самый важный и святой из еврейских праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов.

В Рош Ашана Б-г судит весь мир и каждого человека, вынося Свой приговор, а в Йом Кипур Он скрепляет этот приговор печатью. В этот день человеку легче всего получить прощение Свыше за все свои проступки, чтобы войти в новый год очищенным и обновленным.

Расписание молитв в петербургской Большой Хоральной синагоге и законы Йом Кипур на сайте Центра Еврейского Образования http://www.lubavitch.ru/54_yom-kipur.php

КАПАРОТ В БОЛЬШОЙ ХОРАЛЬНОЙ СИНАГОГЕ
(Лермонтовский пр., д. 2, холл перед молельным залом) в следующие дни и часы:
6 октября (четверг) с 19:00 до 21:00
7 октября (пятница, канун Йом Кипура) с 17:40 до 19:00. В этот день Капарот Вам поможет сделать Главный раввин С.-Петербурга М.-М. Певзнер. Далее Вы сможете остаться на молитву Коль Нидрей - первую, торжественную молитву Судного дня, которая начнется в 19:00.


ЙОМ КИПУР В БОЛЬШОЙ ХОРАЛЬНОЙ СИНАГОГЕ

Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 2
Йом Кипур положено проводить в посте и молитве, в атмосфере святости и чистоты.

 

ТРАПЕЗЫ ДО И ПОСЛЕ ЙОМ КИПУРА В КОШЕРНОМ РЕСТОРАНЕ ПРИ СИНАГОГЕ
7 октября в 17:30
8 октября в 20:30
Стоимость каждой трапезы 800 р. на одного человека. Заказ столиков по тел. 572-5616 до 6 октября включительно.

 

ГОСТИНИЦЫ РЯДОМ С СИНАГОГОЙ
Чтобы в Йом Кипур быть ближе к Синагоге и не пользоваться транспортом в этот святой день, Вы можете заказать номер в гостинице, расположенной неподалеку от Синагоге.
Звоните по тел. 337-2478.

 

НАЧАЛО ПОСТА 7 октября в 18:58
МОЛИТВА КОЛЬ НИДРЕЙ
7 октября в 19:00
ШАХАРИТ
- утренняя молитва 8 октября в 10:00
ИЗКОР
- поминальная молитва за всех умерших 8 октября в 12:00.
НЕИЛА
- молитва закрытия небесных врат 8 октября в 18:45
ИСХОД ПОСТА
8 октября в 20:17

Гмар Хатима Това - хорошей Вам печати в Книге Судеб!

Законы Йом-Кипур.

1. Перед молитвой "Коль нидрей" прочитывают девять глав Тегилим, со 115-й по 123-ю. Раскрывают арон кодеш и достают три свитка Торы (причем вынуть первый из них считается наибольшей честью). Один свиток берет хазан, а два других - двое из числа наиболее уважаемых членов общины, которые становятся по обе стороны от хазана. Затем все молящиеся читают 97-ю главу книги Тегилим.
Вступление к "Коль нидрей" - "Аль даат Гамаком..." ("С согласия Всевышнего...") - произносит только хазан - тихо, чтобы его услышали только двое, стоящие рядом с ним и вместе с ним образующие бейт дин - "земной трибунал". Затем хазан трижды повторяет молитву "Коль нидрей, каждый раз громче предыдущего, и заканчивает ее в полный голос. Все присутствующие в синагоге слово в слово повторяют "Коль нидрей" вслед за хазаном.
Принято начинать читать "Коль нидрей" еще до заката солнца, а заканчивать после цет гакохавим.


2. Стих "Венислах" ("И прощено будет") хазан и община повторяют трижды, "Слах на" ("О, прости") - один раз, "Вайомер" ("И сказал Г-сподь") сначала три раза произносит община, а потом три раза - хазан.
Затем хазан громко произносит благословение "Шегехеяну", а каждый из присутствующих произносит его про себя немного быстрее, чем хазан, чтобы закончить раньше его и ответить "амен".
Женщины, которые уже произнесли "Шегехеяну" при зажигании свечей, здесь не повторяют это благословение, а как обычно, когда слышат какое-нибудь благословение, должны лишь ответить хазану "амен".


3. Если Йом-Кипур совпадает с субботой, "Кабалат шабат" начинают с "Мизмор леДавид".


4. В течение всего Йом-Кипура фразу "Благословенно имя славного царства Его во веки веков", следующую после первого стиха "Шма" ("Слушай, Израиль"), произносят в полный голос - в отличие от остальных дней года, когда ее произносят шепотом.
В Йом-Кипур во время чтения "Шма" в "Маариве" не собирают вместе кисти цицит и не целуют их, как это делают в "Шахарит".


5. После "Маарива" читают первые четыре главы Тегилим. Затем в "миньяне" прочитывают всю книгу Тегилим.


6. Порядок чтения "Шма" перед сном - тот же, что в субботу и в праздники. Перед заключитель ным благословением "Гамапиль" прочитывают девять глав Тегилим - со 124-й по 132-ю.


7. В течение всего Йом-Кипура остаются в силе перечисленные ниже запреты.
а) Запрещается есть и пить что-либо, даже в самом малом количестве, даже брать в рот и тут же выплюнуть пищу или питье, даже жевать то, что, в принципе, непригодно для еды (например, специи или кусочек дерева, имеющего запах или вкус), - чтобы вызвать слюну и смягчить нёбо или горло, - а потом выплюнуть.
б) Запрещается мыться. Галаха делает исключение из этого запрета для больного, даже если болезнь не угрожает его жизни: он имеет право мыться так, как привык это делать каждый день. Если со дня свадьбы еще не прошло 30 дней, новобрачная имеет право умыть лицо. Женщина, начинающая в Йом-Кипур счет семи чистых дней, подмывается даже горячей водой - но только рукой, без мочалки и т. п.
в) Запрещено умащаться - так же, как и Девятого ава.
г) Запрещено носить кожаную обувь. Исключение делается для роженицы - если со дня родов еще не прошло 30 дней, для больного, который чувствителен к холоду, и для человека, у которого на ноге есть рана. Путник, идущий в Йом-Кипур по местам, где часто встречаются змеи, скорпионы и т. п., имеет право надеть кожаную обувь.
д) Запрещается вступать в супружескую близость. В течение целых суток (и ночью, и днем) в отношении жены надо соблюдать все запреты, относящиеся ко времени, когда она нида.
е) К Иом-Кипуру относятся все запреты, действующие в субботу.


8. Беременные и кормящие женщины обязаны поститься в Йом-Кипур. Лишь в одном случае кормящая мать имеет право принимать пищу в Йом-Кипур - если младенец болен и отказывается от другой пищи, кроме материнского молока. А если она будет поститься, то из-за резкого уменьшения количества молока у матери жизнь младенца может подвергнуться опасности.


9. Известно, что если беременная женщина почувствовала запах пищи и у нее появилось острое желание поесть, нельзя ей в этом отказывать, так как может произойти несчастье. В этом случае в Йом-Кипур поступают так. Если она просит есть или окружающие замечают, что она хочет есть, но молчит, ей шепчут на ухо: "Сегодня - Йом-Кипур". Если этого недостаточно, ей дают каплю жидкой пищи (например, соуса), обычно этого достаточно, чтобы ее успокоить. Но если и после этого она ощущает острое чувство голода, ей дают еще немного соуса, не более 30 г, а в крайнем случае, когда и это не приводит к желаемому результату, - дают пищу, но также не более 30 г. Если все попытки оказываются тщетными, ей дают есть столько, сколько она хочет.
Так же поступают с больным. Однако если здоровый человек просит есть, в Йом-Кипур на его просьбу не обращают внимания до тех пор, пока его лицо не исказится. Когда у постящегося человека тускнеют глаза, это признак того, что жизнь его в опасности, и тогда ему срочно дают есть и пить, пока он не придет в себя.


10. Ради роженицы и серьезно больного человека нарушают Йом-Кипур точно так же, как субботу. Но в отношении еды и питья действует следующее правило: даже если несколько врачей утверждают, что больного можно не кормить или даже что пища ему повредит, однако сам он просит есть, - ему дают поесть (предварительно напомнив ему все же, что сегодня - Йом-Кипур). Таким же образом поступают, когда больной согласен, что в данный момент никакой опасности для него нет, но считает, что если он не поест, эта опасность возникнет. Галаха утверждает, что в отношении еды и питья мнение больного весомее мнения любого специалиста: "Сердце знает горечь души своей" (Мишлей, 14:10).


11. Когда в Йом-Кипур необходимо накормить беременную женщину, роженицу или больного, поступают следующим образом. Если больной в состоянии есть сам, перед ним ставят пищу и говорят: "Если ты уверен, что, не поев, подвергнешь свою жизнь опасности, ешь, сколько тебе нужно. Однако, если ты в состоянии, каждый раз бери не больше 30 г пищи, а проглотив ее -выжидай девять минут до следующего приема пищи. Если ты испытываешь жажду, каждый раз отпивай не больше 40 мл, а после этого опять выжди девять минут".
Тех же правил придерживаются, когда больной сам есть не в состоянии и надо его кормить.


12. Когда необходимо накормить человека в Йом-Кипур, чтобы спасти его жизнь, а кашерной пищи в этот момент нет, ему дают некашерную. Если есть выбор между разными видами некашерной пищи, ему дают ту, в отношении которой запрет менее строг. Например, если одна пища запрещена по закону Торы, а другая - по постановлению мудрецов, больному дают последнюю. Так, предпочтительнее дать блюдо, приготовленное неевреем из кашерного мяса (бишулъ нохрим), чем блюдо, приготовленное из некашерного мяса. Или: лучше дать больному блюдо из некашерного мяса, чем пищу, приготовленную из смеси молочного и мясного (этот запрет более строг - такую пищу не только нельзя есть, но и запрещается извлекать из нее какую бы то ни было пользу).
В этих случаях следует соблюдать правила, о которых сказано в п. 11.


13. Если самочувствие человека, который ест в Йом-Кипур, позволяет, он произносит благословение перед едой (даже когда ест запрещенную пищу). Что же касается благословения после еды, то если он соблюдал правила, изложенные в п.11, - произносить благословения после еды он не должен; если нет - то он обязан произнести заключительные благословения, а поев хлеб -"Биркат гамазон". В последнем случае в 3-м благословении он читает вставку "Яале веяво", в которой упоминает Йом-Кипур ("...В этот день Йом-Кипур, этот святой праздничный день"), а если Йом-Кипур совпал с субботой, то перед "Яале веяво" читает "Рцэ". Если он забыл об этом, то начинать сначала "Биркат гамазон" не надо, так как в Йом-Кипур, естественно, нет обязанности устраивать трапезу.
"Кидуш" в Йом-Кипур не совершают ни при каких обстоятельствах.


14. Детей (как мальчиков, так и девочек) приучают поститься начиная с 9-ти лет.
Если здоровье ребенка слабое - то еще позже. В более раннем возрасте им поститься не позволяют, даже если они сами хотят этого. Поститься детей приучают постепенно: вначале их просто кормят немного позже обычного времени - например, вместо завтрака в 9 часов им дают есть в 10 часов, на следующий год - еще позже и т. д. Но достигнув совершеннолетия (мальчики - в 13 лет, девочки - в 12), дети обязаны поститься целые сутки, соблюдая все предписания и запреты, связанные с Йом-Кипуром. Исключение для них делается в тех же случаях, что и для взрослых.


15. Так же, как Девятого ава, проснувшись утром в Йом-Кипур, омывают только пальцы рук, но причина этого прямо противоположная: в Иом-Кипур святость настолько сильна, что силы нечистоты могут осквернить только пальцы.
Тот, кто весь день находится в синагоге, не моет руки перед молитвами "Минха", "Неила" и "Маарив".
Когены перед несиат капаим омывают кисти рук полностью, до запястья. Если воду на руки им льет левит, он должен до этого сам омыть кисти рук до запястья (потому что человеку с неомытыми руками запрещается лить воду на руки другому).


16. В утренних благословениях пропускают благословение "...Давший мне все необходимое".


17. В Йом-Кипур разрешается готовить пищу для маленьких детей, разумеется, соблюдая те же правила, что и в субботу.


18. В "Шахарит" после чтения Торы читают молитву "Изкор". Согласно Талмуду, мертвые тоже нуждаются в искуплении, и потому цдака, которую, читая "Изкор", обещают дать после Иом-Кипура, чрезвычайно важна для душ, покинувших этот мир. Молитва, с которой живой обращается ко Всевышнему за умершего (подобно тому, как Давид молился за Авшалома, см. Шмуэль II, 19:1-5), также оказывает весьма благотворное влияние на душу в мире духовном. С другой стороны, умершие выступают защитниками живых на Небесном суде.


19. После "Мусафа" читают Тегилим - главы, соответствующие 10-му дню месяца , и девять дополнительных глав -133-141. После этого принято делать перерыв по крайней мере на 45 минут.
Молитву "Минха" не затягивают, чтобы оставить больше времени для "Неилы".


20. Если в Йом-Кипур надо совершить церемонию обрезания, необходимо предварительно выяснить у раввина все подробности ее проведения, чтобы не нарушить ни законов Йом-Кипура, ни принятых обычаев.


21. "Не илу" начинают незадолго до захода солнца. Перед "Ашрей" открывают арон кодеш, и он остается открытым до тех пор, пока не прозвучит шофар, возвещая об окончании святого дня. В "Хаци-кадише", предваряющем чтение "Амиды" шепотом, и в "Полном Кадише", который читают после "Амиды", вместо слова леэйла говорят леэйла улеэйла. В "Амиде" вместо просьбы записать нас в Книгу жизни просят утвердить добрый приговор: в 1-м благословении вместо везохрейну ("и вспомни нас") говорят вехотмейну ("и поставь печать"), в предпоследнем благословении вместо узхор говорят вахатом, в последнем вместо веникатев говорят венехатем (но если ошиблись, исправлять ошибку не надо).
"Авину, малкейну" после повторения "Амиды" хазаном читают даже тогда, когда Йом-Кипур совпадает с субботой. В эту молитву вносят то же изменение, что и в "Амиду": вместо котвейну говорят хотмейну.


22. В молитву "Шма", которую произносят после "Неилы", следует вложить всю душу: ощутить себя готовым на самопожертвование ради освящения великого и грозного имени Творца (и, согласно Кабале, Всевышний засчитывает это в такую заслугу, как если бы и на самом деле этот подвиг был совершен). Трижды произносят во весь голос "Благословенно имя славного царства Его во веки веков", а затем - семь раз: "Г-сподь - Он Б-г!". Хазан начинает читать "Кадиш шалем", но останавливается перед словом титкабель, трубят в шофар (только один длинный звук - ткиа), все восклицают "В следующем году - в Иерусалиме!" и лишь после этого хазан заканчивает "Кадиш".
Согласно обычаю, перед трублением в шофар все присутствующие в синагоге поют веселый напев (т. н. "Марш Наполеона") и ведут хоровод. Затем, прочитав раздел молитвы, посвященный воскурению благовоний в Храме ("Кторет"), и "Алейну", дочитывают оставшиеся девять глав книги Тегилим - 142-150.


23. "Маарив" молятся, не снимая китл и "большой талит", лишь опускают край талита с головы на плечи и надевают головной убор. В "Шмонэ-эсрэ" читают "Ата хонантану", как на исходе субботы - уже без всех тех добавлений.
Если, привыкнув говорить гамелех гакадош или гамелех гамишпат, произнесли эти слова в "Маариве", исправлять ошибку не нужно. Но если начали "Зохрейну" и сразу спохватились, что этого говорить уже не надо, прерываются и продолжают обычный текст молитвы. Закончив же эту просьбу всю, заканчивают молитву, но позже повторяют ее всю - с намерением тем самым принести добровольный дар Всевышнему.


24. "Гавдалу" совершают в шалите и китле. Прежде, чем приступить к "Гавдале", омывают кисти рук до запястья так, как это делают обычно утром, - даже когены, которые уже омыли руки перед несиат капаим.
Для "Гавдалы" используют свечу, зажженную для Йом-Кипура. От нее зажигают другую свечу, соединяют их фитили так, чтобы язычки пламени слились, и произносят благословение над обеими свечами. Благословение над благовониями произносят только тогда, когда Йом-Кипур совпадает с субботой.
Если в доме нет свечи, которая горела весь Йом-Кипур, или она погасла раньше, чем пришло время совершать "Гавдалу", надо постараться зажечь свою свечу от той, что горела целые сутки, - у соседей или в синагоге.


25. На исходе Иом-Кипура принято поздравлять друг друга, как в праздник, говоря: Гут йомтов! (на идише) или Хаг самеях! (на иврите).


26. Выйдя из синагоги, еще в талите и китле, сразу освящают луну. Желательно перед этим вымыть лицо и надеть кожаную обувь.


27. Приступая к трапезе после окончания Йом-Кипура, хлеб обмакивают не в соль, а в мед. Трапеза эта должна быть праздничной, так как, по словам мудрецов Торы, в это время с Небес звучат слова: "Иди, ешь в радости хлеб твой и ней с веселым сердцем вино твое, ибо уже стали желанны дела твои Б-гу!" (Когелет, 9:7).


28. Сказали наши мудрецы: "Одна заповедь влечет ia собой другую" (Авот, 4:2).
Поэтому сразу после окончания Йом-Кипура начинают строить суку (шалаш для праздника Сукот) или, по крайней мере, обсуждают план строительства.


29. На следующий день после Йом-Кипура принято начинать молитву "Шахарит" раньше обычного. Все четыре дня между Йом-Кипуром и праздником Сукот царит праздничная атмосфера, так как именно в эти дни в царствование царя Шломо освящали жертвенник в Первом Храме. В наше время эти дни посвящают последним приготовлениям к празднику Сукот - строительству суки и закупке арбаа миним.
Кабалисты, слегка приоткрывая завесу, скрывающую тайны Торы, говорят, что эти четыре дня соответствуют четырем буквам непроизносимого имени Б-га.

Традиции

Для выполнения обычая «капарот» (обряда искупления), который очень важен в дни перед Йом Кипуром, берут курицу (для женщин) или петуха (для мужчин), совершают обряд и относят к шойхету (резнику), а затем дарят бедным примерную стоимость птицы.
Йом-Кипур считается наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и половые сношения. Пост — полный отказ от еды и питья — обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки.
На вечернее богослужение мужчины надевают талит (это единственный раз в году, когда талит надевается на вечернюю службу). Литургия Йом-Кипура начинается с произнесения молитвы «Коль Нидрей», которая должна быть прочитана до захода солнца, после которой читается маарив (вечерняя молитва), включающая в себя дополнительные молитвы — слихот. Особо религиозные евреи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, славословия и различные мольбы.
Пост в Йом-Кипур соблюдают и многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Многие из них посещают в этот день синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день может возрастать в два-три раза.
Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Кипура — пожелание «хорошей записи» (в Книге Жизни) — «гмар хатима това», — «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.

В избранное