← Октябрь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
22-12-2005
Статистика
0 за неделю
Материалы по Торе
Хайей Сара «И отвесил Авраам Эфрону серебро»
На рассвете третьего дня Шестидневной войны, 8 июня 1967 года, израильские войска без боя овладели Хевроном. В то же утро главному раввину Армии обороны Израиля генералу Шломо Горену были доставлены ключи от величайшей святыни города – гробницы «Маарат ха-Махпела». Евреи со всей страны стали массами приходить в Хеврон, чтобы помолиться у святой гробницы. Пещера Махпела стала исключительно еврейской святыней еще при жизни патриарха Авраама. К ней приходил молиться наш праотец Ицхак, но ее избегал предполагаемый родоначальник арабов Ишмаэль. Ведь здесь была погребена Сарра, мать Ицхака, изгнавшая беспутного Ишмаэля из Авраамова дома. И это известно всем из нынешней недельной главы Торы, переведенной на языки всех цивилизованных народов. Пещера эта была первым еврейским приобретением в земле Ханаан, первым еврейским владением в Святой Земле. И владельцем этим была покойная Сарра; позже в пещере Махпела был похоронен Авраам, а затем Ицхак с Ривкой и Яаков с Леей. В связи с этим нельзя не отметить нелепость нынешних притязаний арабов на пещеру Махпела. К Аврааму, несмотря на то, что он был первым человеком, носившим имя еврей, арабы, конечно, могут питать определенные сантименты: ведь они считают своим родоначальником Ишмаэля^ сына Авраама от египтянки Агари, и место погребения Авраама безусловно свято для них. Однако Сарра им абсолютно чужда. Более того, Сарра изгнала их предполагаемого прародителя из Авраамова дома. А как утверждает Тора (Библия), признаваемая и мусульманами и христианами, пещера Махпела была приобретена Авраамом исключительно для погребения Сарры, и поэтому ее владельцами должно считать потомков Сарры, то есть евреев... Мидраш рассказывает, что, уходя с сыном к горе Мориа, чтобы принести там Ицхака в жертву, Авраам, не желая причинить боль жене, сказал, что уводит Ицхака в ешиву Шема и Эвера. Сарра согласилась, но на сердце у нее было тревожно. Она нарядила Ицхака в лучшие одежды, прикрепила к его тюрбану дорогой камень и вышла проводить его в путь. Расставаясь с сыном, она зарыдала. Она рыдала так горько и безутешно, что никто из присутствующих не мог сдержать слез. Все плакали вместе с ней: и Авраам, и Ицхак, и сопровождавшие их слуги. Она держала Ицхака обеими руками и причитала: «Кто знает, увижу ли я тебя еще!» Через несколько дней некто сообщил Сарре, что Авраам убил Ицхака. В ужасе Сарра бросилась бежать из Беэр-Шевы на север, куда ранее ушли муж и сын. Дойдя до Хеврона, она узнала, что недобрая весть была ложной. Ицхак жив. Это радостное известие оказалось для нее губительным. Сердце матери не выдержало. Ей было тогда 127 лет. Вернувшись в Беэр-Шеву и не найдя там Сарры, Авраам и Ицхак пошли по ее следам и нашли ее в Хевроне бездыханной. «И поднялся Авраам от умершей своей, и говорил сынам хеттовым следующее: «Пришелец и поселенец я у вас. Дайте мне участок для погребения среди вас, и похороню я мою умершую». Согласно Мидрашу, говоря хеттам, населявшим тогда Хеврон, «пришелец и поселенец я у вас», Авраам намекнул, что если они согласятся уделить ему земельный участок, то он – «пришелец» и готов принять их условия, если же они откажутся, то он – законный поселенец и возьмет без их согласия, ибо Сам Творец земли и неба завещал ему всю эту землю. Жители Хеврона, исполненные уважения к Аврааму, которого они называли князем Б-жьим, предложили ему лучшие свои могильные склепы. Но Авраам выбрал пещеру Махпела, зная, что в ней были погребены Адам и Хава. Хетт Эфрон, во владениях которого находилась пещера, вначале сделал красивый жест, предложил ее Аврааму даром, но Авраам настаивал на цене, и тот «дружески» запросил целых четыре сотни серебряных шекелей, которые ему Авраам тотчас же отсчитал. Так пещера Махпела, на иврите Маарат ха-Махпела, стала вечной обителью для праматери еврейского народа Сарры, а позже – для Авраама, Ицхака, Ривки, Яакова и Леи. Великий Ибн-Эзра говорит в комментарии к нынешней недельной главе, что вся история с погребением Сарры приведена в Торе для того, чтобы сообщить нам о великих достоинствах Земли Израиля для мертвых и живых. Большое место в главе уделено женитьбе сына Авраама, Ицхака. Для того чтобы найти невесту своему сыну, Авраам отправляет своего верного слугу, Элиэзера Дамасского, в Месопотамию, где проживала вся Авраамова родня. Прибыв в Арам Нахараим, где жил брат Авраама Нахор, Элиэзер располагается со своим караваном верблюдов, нагруженных всяким добром, на окраине города, у колодца. Здесь он обращается с молитвой к Б-гу, которому с такой самоотверженностью служит его господин: «И сказал: Б-же господина моего Авраама! Доставь случай мне сей день и сделай милость с господином моим, Авраамом. Вот, я стою у источника вод, и дочери жителей города выходят черпать воду. Пусть же девица, которая, если скажу ей: «Наклони кувшин твой, и я напьюсь», скажет: «Пей, я и верблюдов твоих напою», ее-то определил Ты для раба твоего Ицхака...» Комментатор РАШИ поясняет здесь, что, по убеждению Элиэзера, именно такая добродетельная девушка достойна Ицхака и заслуживает того, чтобы войти в дом Авраама. Молитва слуги Авраама возымела немедленное действие: «И было; прежде чем кончил он говорить, – и вот выходит Ривка, которая родилась у Бетуэла, сына Милки, жены Нахора, брата Авраама, и кувшин на плече ее». Все загаданное Элиэзером свершилось: «И побежал слуга навстречу ей и сказал: позволь мне выпить немного воды из кувшина твоего. И сказала она: пей, господин мой! И поспешно спустила кувшин на руку свою и напоила его. Напоив же его, она сказала: и для верблюдов твоих начерпаю, пока не напьются вдоволь». Элиэзер, сам не ожидавший такой удачи, стоял в оцепенении. А когда Ривка поведала ему, что принадлежит к Авраамовой родне, а именно этого хотелось Аврааму, преданный слуга не смог сдержать своей радости: «И преклонился человек и повергся пред Г-сподом. И сказал: благословен Б-г господина моего Авраама, который не отвратил милости и правды Своей от господина моего...» Придя в дом родителей Ривки, Элиэзер поведал им всю историю. И они, услышав ее, признали: «От Б-га произошло сие, мы же не можем говорить тебе ни худа, ни добра. Вот Ривка пред тобою, возьми и иди: и пусть будет она женою сына господина твоего, как порешил Г-сподь». Однако, прежде чем отправить Ривку с Элиэзером, следовало узнать, согласна ли она, ибо еврейская традиция запрещает выдавать женщину замуж против ее воли. Ривка ответила одним словом: «Пойду». РАШИ, комментируя это лаконичное согласие, выражает мнение, что она была готова пойти с Элиэзером даже против желания родителей: так явственно чувствовала она, что «от Б-га произошло сие», да и окружение, в котором она находилась в Араме, было ей, по-видимому, не по душе. Элиэзер привез Ривку в дом Авраама. «И ввел ее Ицхак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ривку; и она стала ему женой, и он полюбил ее; и находил Ицхак утешение после матери своей». Согласно Талмуду любой брак на земле предопределен Волей Неба. Об этом Мид-раш говорит в следующей притче: «Чета дается человеку не иначе как от Вс-вышнего. Бывает, что он должен идти к своей суженой, а бывает, что она приходит к нему сама... Одна матрона спросила рабби Йоси бен-Халафта: – За сколько дней Творец создал вселенную? Рабби Йоси ответил: – За шесть дней. – А чем Он занимается с тех пор? – Вс-вышний соединяет супружеские пары. – Это все Его занятие? Такое и я могу делать. Сколько рабов есть у меня и сколько рабынь! Вмиг я их всех поженю! Сказал ей рабби Йоси: – Тебе это кажется легким, но Вс-вышнему это тяжело, как рассечение Красного моря... С этими словами рабби Йоси бен-Халафта ушел. А матрона взяла тысячу рабов и тысячу рабынь, выстроила их рядами и распорядилась: такой-то возьмет такую-то, такая-то выйдет за такого-то. Она поженила их всех в одну ночь. Назавтра они все прибежали к ней. Один с пораненной головой, другой с подбитым глазом, третий с поломанной ногой. «Чего вам?» – спросила их госпожа. Эта говорит: «Не хочу я жить с таким», а тот говорит: «Не нужна мне вот эта». Послала она тут же за рабби Йоси бен-Халафта и сказала ему: – Истинна ваша Тора и достойна славы». (Мидраш Берейшит Рабба, 68) Название «Хаей Сарра» означает «Жизнь Сарры». Но в главе говорится не столько о жизни праматери еврейского народа, сколько о ее кончине и погребении. Это соответствует известному талмудическому изречению: «Праведники и по кончине своей зовутся живыми». В кабалистической книге «Зогар» находим мы еще более сильное утверждение: «Скончавшийся праведник пребывает во всех мирах еще в большей степени, чем при жизни». Здесь сказано – «во всех мирах», явно имея в виду также и материальный мир, который душа скончавшегося праведника покинула. Как может теперь пребывать праведник в этом мире, да еше в большей степени, чем ранее, до кончины? В философском труде «Ликутей Амарим» основоположника хасидизма ХАБАД, рабби Шнеур-Залмана, говорится об этом следующее: «Объяснить это можно, исходя из того, что я слышал насчет выражения наших мудрецов: «Он оставил жизнь всем живушим». Известно, что жизнь праведника – это не жизнь плоти, но жизнь духа. Это вера, благоговение и любовь. О вере сказано в ТАНАХе: «Праведник верою своею жив». О благоговении говорится: «Благоговение перед Б-гом – для жизни». О любви: «Стремящийся к благотворительности и добродетели найдет жизнь», где добродетель – это любовь к Вс-вышнему... Так вот, пока праведник жил на земле, эти три чувства были заключены в телесную оболочку и ограничены рамками физического пространства, будучи в низшей ступени его души – «нефеш», связанной с его плотью. И тогда его последователи воспринимали не более чем отсвет этих качеств, просвечивающий наружу в его святых речах и мыслях... Но по кончине его ступень «нефеш», остающаяся в месте захоронения, отделяется от пребывающей в Ган-Эдене ступени «руах», которая суть эти три чувства. И поэтому каждый, кто близок к нему, может теперь воспринять его ступень «руах», что в Ган-Эдене, поскольку она теперь не ограничена оболочкой и физическим пространством». Любавичский Рабби дает этому следующее объяснение. Подлинная жизнь не заканчивается со смертью тела. И дело не только в вечности души в мире потустороннем. Если человек прожил земную жизнь как подобает, то его влияние в этом мире ощущается и много времени спустя после его кончины. Содержание главы «Хаей Сарра» подчеркивает, что влияние Сарры и после смерти ее осталось таким же сильным, как и при жизни ее, и это доказывает, что она жила полноценной жизнью. Сарра сильно отличалась от своего мужа. Авраам по своей бесконечной доброте искал во всех людях только хорошее и старался быть близким ко всем и помогать всем без исключения. Ведь и злодеев Сдома он всячески старался спасти от заслуженной кары. По сегодняшней терминологии, Авраам был убежденным интернационалистом и либералом. Когда ему было предсказано, что у него родится сын Ицхак, чье потомство будет избранным народом («Берейшит» 17, 19), Авраам вроде бы не очень обрадовался: «Пусть хоть Ишмаэль жив будет...» И недаром Тора объясняет имя Авраам как «Отец многих народов» («Берейшит» 17, 5). Сарра же была совсем другой. Узнав, что близость к Ишмаэлю пагубно отражается на Ицхаке, она потребовала изгнать Ишмаэля из дому. Это можно было бы объяснить просто злым характером или природной неприязнью женщины к побочным детям мужа (хотя сама она отдала свою служанку Хагар /Агарь/, мать Ишмаэля, в наложницы Аврааму). Однако с ней согласился сам Вс-вышний. В талмудическом трактате «Иевамот» (63а) рассказывается, что р. Йоси во время одной из своих мистических встреч с пророком Элиягу спросил, почему при сотворении первой женщины сказано, что она предназначена в помощь Адаму («Берейшит» 2, 18). Пророк ответил: «Мужчина приносит в дом пшеницу. Жует ли он зерна? Приносит он лен. Надевает ли он стебли? Значит, жена просветляет его глаза и ставит его на ноги». Здесь поясняется разделение функций мужчины и женщины. Мужчина инициативен, он начинает доброе дело, но женщине дано развить его начинание, обработать плоды его трудов, сделать их пригодными к употреблению. Мужчина мыслит глобально, часто в отрыве от реальности. Женщина же глубже вникает в подробности, связанные непосредственно с действиями. Недаром Талмуд советует мужчине: «Если жена твоя низкорослая, то нагнись и выслушай ее». Самостоятельно придя к признанию Высшей Воли, Авраам считал, что каждому дано в равной мере участвовать в исполнении Высшего Замысла и поэтому не должно быть никаких различий между людьми и народами. «Теоретически» он был прав. Но на практике оказывается, что люди с различными назначениями часто лишь мешают друг другу и должны быть разделены. Поэтому Сарра, узнав, что Ицхаку предопределено стать родоначальником народа священнослужителей, стремилась максимально оградить его от нежелательных влияний, подчеркнуть его избранность и добиться, чтобы все свои духовные силы Авраам передал именно ему («Да не наследует сын этой служанки вместе с Ицхаком»). То, чему посвятила Сарра 37 самых счастливых лет своей жизни, сохранилось и даже еще более утвердилось после ее кончины. Купленный для погребения Сарры участок в Хевроне стал первым островком Святой Земли в стране Ханаан, с тем чтобы потом эта святость распространилась на всю страну, выделив ее в качестве удела народа священнослужителей. Рассказ о женитьбе Ицхака, заканчивающийся тем, что Ривка была так похожа на Сарру, что Ицхак «утешился по матери своей», также подчеркивает влияние Сарры после ее кончины. И рассказ о повторной женитьбе Авраама заканчивается словами: «И отдал Авраам все, что было у него, Ицхаку, а детям наложниц... дал Авраам подарки и отослал их от Ицхака...», точно как хотела Сарра. А когда умер Авраам, хоронили его «Ицхак и Ишмаэль, дети его». Ишмаэль пропустил вперед младшего Ицхака, признавая его избранность, то, чего добивалась Сарра при жизни своей. Недельная глава "Хаей-Соро". Беседа первая.(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе на в субботу недельной главы "Хайей Сора", 5713 (1952) года. - 1 -В недельной главе "Хаей Соро" впервые с начала Пятикнижия рассказывается об обручении и свадьбе - обручении и свадьбе Ицхока. (Мидраш указывает на место в Торе, где намекается на свадьбу Адама и Хавы, однако это всего лишь заключенный в нескольких словах намек). Когда слуга Авроома Элиезер явился, выполняя приказ Авроом-овийну найти невесту для его сына в Арам-Наараим, он сказал: "...пришел я сегодня". Комментарий Раши объясняет: "сегодня вышел [Элиезер из дома Авроома] и сегодня же пришел". Дорога была сокращена для Элиезера Все-вышним, [подобно тому, как в разные времена Все-вышний дарил праведникам чудо, делая так, что, выходя из одного места в другое, они моментально оказывались у цели]. Зачем Все-вышний сократил дорогу Элиезера, и с какой целью Элиезер рассказал об этом? На подобный вопрос можно дать два ответа. (Вторым из дающихся ответов будет ответ хасидский. Он, заодно, даст нам возможность постигнуть степень глубины проникновения в суть вопроса и душевность, которую дает именно хасидское объяснение). - 2 -а) [Первое объяснение]. Отправляя Элиезера в Арам-Наараим [для того, чтобы там, в месте рождения Авроома, Элиезер нашел невесту для сына Авроома - Ицхока], Авроом-овийну вручил ему завещание на все принадлежавшее ему имущество. Составляя документ, надо было каким-то образом поступить с указанием его даты. Указать дату более раннюю, нежели дата дня, когда Элиезер вручил бы документ тем, кому он предназначался, - обозначить на завещании дату отправления Элиезера в путь? Но зачем было Авроому отказывать свое имущество на 17 дней раньше, чем Элиезер пришел бы на место? Законодательное решение Мишны: "Обязан человек беспокоиться о своем имуществе", - исключает подобный поступок со стороны праведника Авроома. [Подобный шаг - составление завещания,] передача имущества, были необходимы для того, чтобы позволить Ицхоку обручиться с будущей невестой. Однако это не должно было быть достигнуто за счет отказа Авроом-овийну от своего имущества на 17 дней раньше срока, когда это было бы неизбежно необходимо. С другой стороны, указав дату более позднюю, чем срок написания завещания, Авроом-овийну создал бы документ, который Талмуд называет "ш'тар мэухор (документ, помеченный датой более поздней, нежели срок его составления)". Такой документ, с точки зрения минимальных требований Закона, кошерен, однако тут "не все гладко", поэтому Авроом-овийну все же решил указать на завещании дату дня, когда Элиезер был отправлен в дорогу. Именно по этой причине дорога Элиезера была сокращена. Он достиг Арам-Наараим в тот же день, когда вышел из дома Авроома. Все-вышний сделал чудо для того, чтобы имущество Авроома не вышло из его владения раньше необходимого срока. Достигнув Арам-Наараим, Элиезер опасался, что Б'суэль и Ловон, [родственники Авроома, отец и брат будущей невесты Ицхока - Ривки, соответственно] попросят его объяснить, почему Авроом указал в завещании число более позднее, нежели дата составления завещания, ведь подобный документ называется "штар мэухор", а для Авроом-овийну, величайшего праведника поколения, составление "штар мэухор" выглядит как прямая ложь. Предупреждая подобный вопрос, Элиезер заявил: "Не ищите в документе противоречий! Сегодня вышел я от Авроом-овийну и сегодня же пришел". б) [Второе объяснение]. Написано в Мидраше, что Ривка в доме Б'суэля жила "как роза среди шипов". Именно среди шипов растет роза. Более того, шипы защищают ее, и необходимо найти оправдание тому, что цветок срезают с розового куста, ведь именно ради розы садовник ухаживает за кустом, поливает его, давая, таким образом, жизненность и шипам. Когда Ривке исполнилось три года и один день, она стала готова для того, чтобы выйти замуж за Ицхока. И то, что Ривка подросла, являлось достаточным основанием для того, чтобы связать ее со святостью и забрать из места, где ее существование было подобно существованию "розы между шипами". Авроом-овийну сразу почувствовал необходимость этого и сказал Элиезеру: "В землю мою, на родину мою пойди и возьми жену для сына моего Ицхока!" Если бы Все-вышний не сократил путь Элиезера, Ривка оставалась бы в доме Лавана и Б'суэля лишнее время. И поскольку отправить Элиезера в дорогу для того, чтобы он забрал Ривку "из среды шипов" раньше, чем Ривке исполнилось три года и один день, было невозможно, поэтому Все-вышний сделал чудо и сократил дорогу рабу Элиезеру, для того, чтобы Ривка не задержалась в доме Лавана и Б'суэля. Когда Элиезер достиг Арам-Наараим, он понял, что Лаван и Б'суэль попросят, чтобы Ривка осталась с ними на некоторое время. (Так и случилось: "Пускай побудет с нами девушка [еще] год или десять месяцев", - заявили Б'суэль и Лаван). И тогда Элиезер ответил им: "Сегодня..." - Знайте, что я явился ради дела, которое не терпит промедления. Каждая секунда дорога, и доказательством этому служит то, что "сегодня я вышел в дорогу и сегодня же пришел", - ради того, чтобы я мог побыстрее забрать от вас Ривку, Все-вышний сотворил чудо! - 3 -Этот рассказ, как и все остальные рассказы, изложенные в Торе, дает нам и всем поколениям наставление, как сказано: "Деяния отцов - знак для сыновей". То, как чудом была сокращена дорога Элиезеру для того, чтобы Ривка не осталась лишнюю секунду в доме Б'суэля, - знак для нас. Не следует отчаиваться и падать духом из-за тьмы, окружающей нас в Изгнании. Все-вышний поторопит Освобождение, чтобы мы не остались в Изгнании даже лишней секунды. Египетское рабство - источник всех изгнаний, и, как сказано про освобождение евреев из Египта: "Беэцем айейм йоцу... ([дословно: - "в суть дня вышли [из Египта]"), - и объясняет "Мехильта": "Не задержал их Все-вышний ни на миг!" Точно так же, во время наступления будущего Освобождения, когда (согласно пророчеству Михи) "... как в дни выхода из Египта покажу ему чудеса", надо лишь завершить последние мелкие приготовления к Освобождению, довести до полного завершения работу по переборке и очищению мира, и когда будет она закончена полностью, вскоре в наши дни произойдет полное Освобождение нас Машиахом, праведником нашим! http://chassidus.ru/likutey_sichoys/bereyshis/1/chayey_soro.htm
Глава Хайей СороБольшая часть раздела этой недели посвящена подробному, с множеством повторений, описанию истории о том, как Патриарх Авраам послал своего слугу Элизера на поиски жены для своего сына Ицхака, и как тот в этом преуспел. Почему эта история в Торе рассказывается столь подробно, что в ней особенного? Я хотел бы это объяснить с помощью другой истории. Около 150 лет назад в России жил ученый Рав Иосиф. Это был исключительно одаренный человек, умный и скромный. Он не только знал наизусть весь Талмуд Бавли и Иерушалми, но и прекрасно владел знаниями по Еврейскому закону и Кабале. Теперь рассматривалась кандидатура Рава Иосифа на пост Раввина нескольких больших городов и, будучи хасидом второго Ребе Хабад Ребе Дов Бера, он отправился в Любавич, чтобы попросить у Ребе благословления и совета. Но когда он рассказал Ребе о своем плане, тот не был от этого в восторге. Сидя за своим столом, он взглянул на Рава Иосифа и сказал серьезным тоном: «Реб Иосиф, когда кто-то предложит Вам важный Раввинский пост, лучше для Вас стать извозчиком (несмотря на то, что эта профессия требует минимального интеллекта). Даже через два дня, когда он приехал домой и рассказал своей жене, что сказал Ребе, он сам еще этого не осознал. «Если так», сказала она», тебе нужно пойти к извозчикам и спросить их совета». «Какого совета?» - спросил он. «Совета, какую повозку тебе купить. Сколько это будет стоить. И сколько времени тебе понадобиться, чтобы выучиться» - ответила она. Но Рав Иосиф все никак не мог определиться, он только кивал согласно головою, каждый раз, когда его жена упоминала об этом, и возвращался к изучению Талмуда или чего-то еще, а время шло. Затем, спустя месяц, в дом Рава Иосифа пришли несколько выдающихся и известных евреев и официально предложили ему престижную должность Рабби города Минска, и сказали, что ему дается на обдумывание этого предложения неделя. Конечно, как только дверь за ним закрылась, его жена напомнила, что теперь у него нет другого выбора, кроме как идти и поговорить с извозчиками. Итак, на следующее утро, Рав Иосиф надел шубу, сапоги и пошел в конюшню. Вначале извозчики подумали, что еиу нужно куда-то ехать. Потом они подумали, что он шутит или сумасшедший. Но когда они поняли, что он ни то и ни другое, то один из старых извозчиков согласился все ему показать, аккуратно намекая, как трудна и опасна каждая работа. Через несколько часов он вернулся домой с подробным докладом для своей жены и, сделав вывод, что повозка стоит намного больше, чем они могут себе позволить, и об этом надо забыть. «Иосиф!» - воскликнула его жена». Ты Хассид или нет?» Ребе хочет, чтобы ты стал возничим. Я продам все свои драгоценности и наши серебряные подсвечники для субботних свечей и этого должно хватить». Нa следующий день они продали драгоценности, нашли извозчика, который научил бы его править лошадьми и даже купили повозку и несколько лошадей. Через два месяца Раввин Иосиф был одним из извозчиков. Он воспринял свою новую работу так радостно, насколько мог. Он хорошо заботился о лошадях и о повозке, а другие извозчики всегда помогали ему и старались давать ему самые легкие поездки. Он старался оставаться святым, насколько возможно. Во время поездки он старался повторять Талмуд, который знал наизусть, и он не начинал работать без утренней часовой молитвы, но, тем не менее, сердце его было разбито. В одно холодное утро,когда он кормил лошадей и готовил повозку к работе в конюшню вошел на вид богатый и аристократичный бизнесмен и спросил, не хочет ли он отвезти его в Петербург». Эта поездка на два дня» - ответил Раввин Иосиф». Я бы с удовольствием отвез вас, но сразу хочу предупредить, что никогда не начинаю работу рано на рассвете. Я верующий еврей. Я должен молиться по часу каждое утро». «Хорошо,хорошо». Ответил бизнесмен». Может на второй день я найду другого извозчика. Сейчас главное, что мне нужно ехать. Все мои чемоданы здесь и я хочу отправиться,как можно быстрее». Сию минуту Раввин Иосиф запряг лошадей,и уже через пятнадцать минут они были в пути. «Ой», думал Иосиф про себя, пока ехал по пустой дороге далеко от города, «Что будет со мной?» Я весь день только и смотрю на спины этих лошадей. Что будет со мной?» В ту ночь они остановились в гостинице (было невозможно путешествовать ночью), а перед тем как лечь спать, бизнесмен заплатил ему, упомянув, что наверное, найдет другого извозчика, который поедет раньше. Они пожали друг другу руки, и хозяин гостиницы провел их в свои комнаты. В полночь, по привычке, Рав Иосиф встал, омыл руки и начал произносить молитву Тиккун Хацос, оплакивая Святой Храм. Его сердце было разбито,а когда он начал думать об ужасном изгнании евреев, то почуствовал нестерпимую боль и излил все свои чувства в словах молитвы. По окончании молитвы, он открыл Талмуд и начал учить, пока не наступило утро, а затем надел свой Тефиллин и начал читать утреннюю молитву. Едва он снял Тефиллин после молитвы и собирался сесть и что-нибудь поесть, как вдруг, дверь распахнулась, и на пороге стоял его пассажир. Его одежда была в таком беспорядке, будто он не спал всю ночь, и было видно, что он плакал. «Я хочу... надеть... Ваш Тефиллин» - сказал он и разразился потоком слез, упав на колени. «Пожалуйста, прости меня!! «Он причитал: «Мой Б-г, пожалуйста, прости меня!!» Он сложился на полу, как тряпичная кукла, закрывая лицо руками, а все его тело тряслось от душераздирающих рыданий. Изумленный, Рав Иосиф наблюдал за всем с открытым ртом и не мог поверить, он никогда ничего подобного в жизни не видел! Позже, когда человек успокоился, он объяснил, что случилось. На самом деле, он был еврей, но стиль его жизни был абсолютно противоположным еврейству. Прошлой ночью он собирался лечь спать, когда сквозь стену услышал полуночные молитвы Раввина Иосифа. Вначале, он не обратил никакого внимания, потом он разозлился, так как это мешало ему, но постепенно, что-то в нем пробудилось. Он вспомнил, как когда он был мальчиком, его отец так молился. Теперь он был богатым человеком и давно забыл свою юность, но молитвы Раввина Иосифа все изменили. Он твердо решил, что он хочет стать другим человеком, стать самим собой… он хочет снова стать евреем. Через два дня они предстали перед Ребе. Раввину Иосифу сообщили,что он выполнил назначение своей необычной карьеры, а что касается «пассажира», Ребе написал трактат под названием «Покеах Иврим», который бы направлял на путь возвращения в Иудаизм. (Эту книгу можно найти сегодня). Вот в чем важность истории об Элизере, слуге и посланнике Авраама. В каком-то смысле, мы как и Элизер, все слуги и посланники Творца, и важна каждая деталь нашей миссии. На самом деле, нкоторым людям приходится повторять свою жизнь несколько раз (реинкарнация, гилгулим), чтобы каждая деталь их задачи была выполнена. Но так же как у Раввина Иосифа, задача нашей жизни часто трудна и, кажется, обратна тому, что мы на самом деле хотим и понимаем. Но цель бесконечно велика: привести Мошиаха, который вернет весь мир к истине, что Гашем - творец и Глава всего сотворения мира» Как мы говорим в молитве «Алейну» три раза в день). На этой неделе в Нью-Йорке, в здании штаб-квартиры Любавичского Движения, состоится ежегодное собрание Шлухим Хабада, тысячи молодых людей, которые, подобно Раввину Иосифу и Элизеру, оставили свою карьеру, чтобы стать посланниками и служителями Любавичского Ребе, Авраама Авину нашего поколения,потому что они понимают, что это единственный способ действительно сделать хорошим мир, мир Торы, мир Мошиаха, и это самое главное, Мошиах сейчас!
Беседа Ребе«Аврагам же стал стар, пришел в лета, и Вс-вышний благословил Аврагама во всем». В Торе нет лишних слов, ее язык не содержит стилистических изысков, в том числе и тавтологий. В приведенном же выше стихе из недельной главы, как кажется на первый взгляд, мы находим именно такой - тавтологический - оборот: «стал стар, пришел в лета». Важно понять, в чем разнятся эти два описания старости, какую информацию несет нам каждый оборот. По мнению мудрецов, закен («старый») следует понимать как «богатый знаниями и опытом». В Танахе можно найти не один пример, когда относительно молодой человек причисляется к зкеним («старейшинам») - и таким образом подчеркивается его мудрость. Второе выражение - ба ба-ямим - («пришедший в лета» - точнее, «в дни») отмечает иной аспект долголетия: деятельную полноту прожитой жизни. «Пришедщим в дни» Тора называет человека, каждый день жизни которого был полон исполнения заповедей и совершения добрых дел. Казалось бы, синонимическая пара описаний счастливой старости перекликается с известным сопоставлением изучения Торы и исполнения заповедей. Первая сфера деятельности человека изменяет, совершенствует, в первую очередь, его самого. Мудрец поднимается со ступени на ступень, обогащая интеллектуально и эмоционально свою душу. Это, разумеется, оказывает благотворное влияние и на его окружение, и на весь мир, но фокусируется процесс именно на внутреннем мире человека. Исполнение же заповедей возвышает и душу, но направлено, главным образом, вовне. Именно к этой сфере деятельности можно в полной мере отнести известное определение высшей цели Творения: «Сделать низший из миров жилищем для Вс-вышнего». С некоторой долей упрощения, возвращаясь к описаниям старости в приведенном выше стихе, можно сказать, что «старик» - это тот, кто много и успешно поработал над собой, а «пришедший в дни» - тот, кому удалось преобразить мир. О старости праотца сказано, что он «стал стар, пришел в лета, и Вс-вышний благословил Аврагама во всем». Одним из аспектов универсального, всеобъемлющего благословения Вс-вышнего Аврагаму было дарование ему гармоничной, счастливой старости, подводящей итог многотрудной и праведной жизни. Что еще можно пожелать человеку, приближающемуся к закату? Аврагам, действительно, благословен «во всем». Но может ли его пример иметь личное значение для каждого из нас? Мудрецы учат нас, что «дела праотцев - знак потомкам их». Не только Аврагам, но и любой человек может удостоиться счастливой старости, если на жизненном пути не забудет ни о душе своей, ни о мире, в котором он живет.
|
В избранное | ||