Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Недельная глава 'Экев'


Экев

 

«Ликутей Сихот»

 

И будет вследствие того, что послушаетесь вы законов этих и будете хранить их и исполнять, и хранить будет Г-сподь, Б-г твой, для тебя союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим (Дварим, 7:12).

 

1. Есть несколько комментариев на слова «И будет вследствие (экев) того, что послушаетесь вы законов этих...»:

 

а) экев – «пятка» намекает на определенный тип заповедей – «простые заповеди, которые человек топчет ногами» (комментарий Раши), т.е. заповеди, к ко-торым еврей несерьезно относится. Именно через исполнение этих заповедей «и будет вследствие того, что послушаетесь...»;

 

б) экев – «вследствие» относится ко времени перед приходом Машиаха – «шаги Машиаха» (иквета дмешиха), когда все заповеди будут исполняться евреями, как это обещано в Торе: «И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему» {Дварим, 30:3).

 

Поскольку оба комментария приходится на одно место в Торе, более того, на одно и то же слово, безусловно есть связь между ними.

 

2. Существуют два вида Б-жественного влияния свыше (с целью вознаграждения): а) то, что получает человек заслуженно;

 

б) то, что дается человеку, даже когда он этого недостоин (незаслуженный подарок). Это либо милость со стороны Творца (подобно тому, как 26 поколений людей, живших до дарования Торы, существовали лишь из милости Творца), либо исполнение клятвы – «...союз и милость, о которых... поклялся отцам твоим». Так, например, двое любящих и верных друг другу людей заключают между собой союз и договариваются, что, даже если с течением времени будут возникать проблемы, которые обычно несовместимы с любовью, союз их не будет расторгнут. Подобно этому приведенное в Торе понятие клятвы, данной в результате твердого решения, – выполнить все, о чем поклялись, несмотря на то, что могут возникнуть обстоятельства, мешающие этому.

 

Возникает вопрос: если выполнение клятвы – соблюдение «...союз и милость, о которых... поклялся» – должно быть всегда, почему это будет «...вследствие того, что послушаетесь...»? С другой стороны, когда евреи выполняют далее те «простые заповеди, которые человек топчет ногами», то им по праву полагается вознаграждение. К чему тогда говорить здесь о «союзе, милости, клятве»?

 

3. Объяснение этому следующее. Когда человеку дают незаслуженный подарок, это называется «хлебом позора», хлебом милостыни, который получен без труда. Однако Творец, желая дать еврею полноценное добро, а не «хлеб позора», постановил, что все изобилие сверху, и даже такое, источник которого выше последовательности духовных миров и тем самым недосягаем служением самим по себе, должно прийти только в результате служения Г-споду, за которое и будет дано несоизмеримое вознаграждение. Но, несмотря на несоизмеримость работы и вознаграждения, работа должна быть подобна вознаграждению.

 

Таким образом, хотя вознаграждение приходит со стороны «...союз и милость, о которых... поклялся», необходимо служение еврея «...вследствие того, что послушаетесь...», связанное с заповедями, «которые человек топчет ногами». Именно эта работа подобна вознаграждению, как это будет объяснено в п.6.

 

4. Можно пояснить вышесказанное. Есть преимущество в выполнении заповедей в изгнании, особенно в период до прихода Машиаха, когда Б-жественность скрыта кромешной тьмой бездуховности, по сравнению со служением Г-споду во времена Храма.

 

Когда еврей соблюдает заповеди и при этом ощущает Б-жественный свет (как это было в Храме), тогда он наслаждается своим служением. При этом обязательно присутствует самоощущение (наряду с раскрытием Б-жественности), и, следовательно, нет настоящего отречения от себя. Когда же соблюдение заповедей происходит в духовной темноте, личность человека становится настолько незначительной, что он полностью подчиняет себя воле Творца.

 

С другой стороны, во время изгнания «...мы не можем подняться и показаться и поклониться перед Тобой», а значит, отсутствует возможность «видеть», следовательно, отсутствует и настоящее поклонение. Таким образом, настоящее поклонение раскрывается лишь вне личности человека, так как у него есть свои мысли и свои желания, и он только принуждает тело, чтобы не восставало». Напротив, во времена Храма, когда Б-жественность была раскрыта, так что ее можно было «видеть», еврей приходил в Иерусалимский храм, чтобы «показаться и увидеть», что и приводило к настоящему, истинному поклонению, полному аннулированию своих желаний, как сказано: «Уничтожь свое желание перед Его желанием».

 

Однако это относится только к количественной категории самоотречения, т.е. во времена Храма оно охватывало всю сущность человека, так что «не было у него никакого другого желания и стремления», во время же изгнания человек остается самим собой и только преклоняет себя перед Всевышним.

 

Что же касается качественной категории самоотречения – во время изгнания отсутствует самоощущение человека и самоотречение является истинным. Недостаток заключается в том, что оно не пронизывает всю сущность человека, ибо он чувствует себя отдельной от Б-жественности личностью. Однако там, где оно присутствует во внешних проявлениях личности – оно истинное.

 

5. Любое абстрактное понятие в конце концов реализуется в конкретных действиях. Так объясненное выше преимущество служения Г-спо-ду в период до прихода Машиаха раскрывается в выполнении заповедей, «которые человек топчет ногами». Ведь служение еврея Г-споду, связанное с его самоощущением, с его «я», приводит к разделению заповедей.

 

Заповеди, в которых раскрывается Б-жественный свет («голова»), еврей исполняет с удовольствием и старанием в отличие от заповедей, где Б-жественный свет отсутствует («пятка»).

 

Если же выполнение заповедей происходит только потому, что это приказ Господина («принятие ярма»), то все заповеди выполняются одинаково, ибо заповедь – это желание Б-га и поэтому нет разницы между заурядной и той, которая необычайно важна.

 

6. Таким образом, можно понять связь между «И будет вследствие того, что послушаетесь...» («заповеди, которые человек топчет ногами») и «...и хранить будет... союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим».

 

Выполнение заповедей как результат ощущения Б-жественного света может быть связано лишь с тем уровнем Б-жественности, до которого Всевышний раскрывается перед своими творениями, как бы сокращая Себя, чтобы они в меру своих способностей смогли Его постичь. Однако таким образом невозможно иметь отношение к Б-жественности, которая выше указанного уровня: «Разум наш неспособен даже прикоснуться к Тебе» (Тикуней Зогар). Более того, поскольку «Он один и нет абсолютно ничего кроме Него», то имеет место явное противоречие между раскрытием Его Самого и существованием некого самоощущения со стороны человека.

 

Именно выполнение как приказа Всевышнего («принять ярмо») заповедей, которые «человек топчет ногами» («...вследствие того, что послушаетесь...»), где абсолютно отсутствует самоощущение еврея, приводит к раскрытию Сущности самой по себе. Поэтому сказано в Торе: «...вследствие того, что послушаетесь... хранить будет... союз и милость, о которых... поклялся...», так как именно служением в аспекте «пятка» создается вместилище для раскрытия Сущности Благословенного.

 

7. Не раз говорилось о том, что высший замысел Г-спода, чтобы Б-жественность, которая выше последовательности духовных миров, пришла к полноте раскрытия. Поэтому необходимо, чтобы служение Г-споду в аспекте «принять ярмо», пришедшее от сущности души, связанной с Сущностью Благословенного, раскрылось в полноте. Это означает, что в служении должны присутствовать оба достоинства:

 

а) выполнение заповедей должно быть не только результатом ощущений еврея, но и следствием самоотречения перед Б-жественностью, которая непостижима;

 

б) самоотречение это пронизывает все его существование настолько, что в этом будет его наслаждение.

 

8. Существует обычай читать в синагоге в субботы после 9 Ава отрывки из пророчеств Иешаягу, так называемые «Семь утешений».

 

На основании вышесказанного можно объяснить внутреннюю связь между главами Торы и отрывками из пророчеств (афтарот), которые читают в первые три недели после 9 Ава. В этот период начинается служение после разрушения Храма, силы для которого приходят сверху («пробуждение сверху»). И поэтому в первую субботу читают главу «Ваэтханан». Ваэтханан («И умолял я...») – просьба о подарке бесплатно (Комментарий Раши, Дварим, 3:23).

 

Эту же идею раскрывает и афтара «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б-г ваш» (Иешаягу, 40:1) – утешение, пришедшее сверху.

 

И в этом смысл того, что просьба Моше была «Дай перейду я и посмотрю...» (Дварим, 3:25). Это соответствует уровню «видения» Б-жественности, который появляется благодаря раскрытию Б-жественного света, идущего сверху как подарок.

 

Однако, поскольку раскрытие Сущности Благословенного происходит именно вследствие «пробуждения снизу» (деятельности евреев в этом мире), а «пробуждение сверху» приводит к раскрытию только внешнего проявления Б-жественного света, следует, что постижение Творца, приходящее со стороны «незаслуженного подарка», неполное и затрагивает лишь проявления души, а не ее сущность, вследствие чего не может быть основой для абсолютного самоотречения (как сказано в п.4, поклонение перед Б-гом со стороны «видения» в Храме все-таки включало и самоощущение еврея). Поэтому утешение в субботу «Ваэтханан» (другое название субботы Нахаму – «утешьтесь») приходит именно через слова пророков (Иешаягу), так как при раскрытии сверху вниз остается место для нижних миров. После этого должно быть служение снизу вверх собственными силами евреев, а не благодаря раскрытию Б-жественности.

 

На это намекает начало нашей главы: служение в аспекте «пятка», отсутствие раскрытия Б-жественности, когда еврей подчиняется Всевышнему на уровне «И будет вследствие того, что послушаетесь...». Об этом говорится и в афтаре главы «Экев» (Иешаягу, 49:14): «И сказала Цион: «Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!». Речь идет о горечи, которая приходит из-за отсутствия раскрытия Б-жественного света.

 

Это можно связать со сказанным в мидраше, что слова «И сказала Цион...» являются ответом на слова «Утешайте, утешайте...». После того, как сказал Всевышний пророкам, чтобы они утешили евреев, отвечает еврейский народ: «Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!», поскольку они хотят утешения от Всевышнего, а не от пророков.

 

На первый взгляд непонятно: ведь все евреи со времен Моше слушали слова пророков и, более того, это одна из основ веры – «знать, что Г-сподь вкладывает в уста людей свое речение» (Рамбам). Но именно когда нет раскрытия Б-жественности («Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!»), еврейский народ находится в состоянии «пятки» и, несмотря на это, в состоянии «И будет вследствие того, что послушаетесь...», он не удовлетворяется внешним раскрытием Б-жественности, а требует Сущности.

 

Поскольку высшее желание Г-спода заключается в том, чтобы в служении были оба достоинства и даже Б-жественность, которая бесконечно выше сотворенных миров, раскрылось в аспекте «видения», появляется вслед за «Экев» глава «Рээ», которая начинается словами «Рээ Анохи», т.е. Сущность (Анохи) должна быть видимой (рээ).

 

Об этом же говорит и афтара главы «Рээ»: «Бедная, встревоженная, безутешная!» (Иешаягу, 54:11). Слова «Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!» воздействовали на пророков, и они сказали: «Бедная, встревоженная, безутешная!». Хотя это пророчество и является ответом на жалобу евреев, но утешения пророков недостаточно («безутешная»!), и Всевышний признает, что нужно Его утешение. И поэтому афтара к следующей главе «Шофтим» начинается со слов: «Я, Я (Анохи, анохи) – утешитель ваш» (Иешаягу, 51:12).

 

9. На основании вышесказанного становится понятным, почему глава «Экев» читается всегда в месяце Ав, а глава «Рээ» – либо в субботу, предшествующую новомесячию Элула, либо в само новомесячие непосредственно.

 

Месяц Ав – это месяц наказания и выпадает на вторые 40 дней, связанные с гневом Г-спода после греха золотого тельца. Элул – месяц милосердия и выпадает на последние 40 дней, связанные с прощением (Комментарий Раши, Дварим, 10:10).

 

В месяце Ав, связанном с наказанием, которое выражает отдаление от Всевышнего (аспект «пятки», «Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!»), читают главу «Экев» (аспект «пятки») и афтару «И сказала Цион: «Оставил меня Б-г...» «. Но именно через это мы приходим в месяц милосердия Элул, в который читают главу «Рээ» и афтару «Я, Я – утешитель ваш».

 

Из того, что именно служение в аспекте «пятки» («И будет вследствие того, что послушаетесь...») и горечь из-за отсутствия раскрытия Б-жественного света («Оставил меня Б-г...») приводят к раскрытию «видения» Сущности, понятно величие этого служения. Ведь известно, что у причины есть преимущество перед следствием, к которому она привела.

 

 

 

Эйкев

 

«Служить Б-гу всем сердцем и всей душой»

 

 

 

В этой недельной главе содержится часть молитвы «Шма», которую каждый еврей читает дважды в день – утром и вечером.

 

Первая часть, которая содержится в предыдущей главе, начинается словами «Шма, Ис-раэль» и кончается словом «увиш'ареха» («Деварим» 6, 4–9). В ней говорится о единстве Б-га и о том, что мы будем слова Его всегда держать в своем сердце и обучать им своих детей.

 

А во второй части сказано: «И будет: если послушаетесь заповедей Моих, что Я заповедаю вам ныне, дабы любить Б-га вашего и служить Ему всем сердцем и всей душою, то Я дам дождь вашей земле своевременно... и будешь есть, и будешь сыт. Берегите ваши сердца от соблазна, чтобы не развратились вы и не стали служить другим богам и поклоняться им, (иначе) разгорится гнев Б-га на вас... и не будет дождя, и земля не принесет своих плодов. И исчезнете вы скоро с лица благодатной земли, которую Б-г дал вам...»

 

Сказано абсолютно ясно: если перестанете жить по законам Торы, начнутся неурожаи, засуха, наступят голодные годы. В результате – не хватит вам сил, чтобы защитить себя от захватчиков, и «исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли». Так и случилось дважды: в первый раз евреев покорили и изгнали из страны вавилоняне, во второй раз – римляне.

 

Обратим внимание на то, что слово «ваавад-тем» в зависимости от того, пишется оно через «алеф» или «айн», означает на иврите «станете служить» или – «исчезнете». Оба слова произносятся почти одинаково, что весьма символично: если станете служить идолам – исчезнете...

 

Возникает вопрос: почему именно евреев наказывает Вс-вышний смертью, изгнанием; почему именно их карает так жестоко? Разве остальные племена менее грешны? Тора дает на это простой ответ: израильтяне призваны быть народом святым, несущим всему человечеству веру в единого Б-га, правду и справедливость. Г-сподь называет Израиль Своей армией: «И выведу войска Мои, Мой народ из Египта...» («Шемот» 7, 4). «В тот самый день вышли все войска Б-га из страны Египет» («Шемот» 12, 41). А уж если написано тебе на роду быть солдатом – служи как положено, ощущай свою ответственность; днем и ночью, в жару и в метель – если услышишь приказ, не говори: «Я устал, я замерз, я боюсь», отвечай одно: «Будет исполнено!» Таким должен быть, по замыслу Вс-вышнего, каждый еврей. И точно так же, как наказывают солдат и офицеров за невыполнение приказа, наказывает Б-г свой народ.

 

Вот, что сказал пророк Амос, обращаясь от имени Б-га к евреям: «Только вас Я полюбил из всех земных племен, поэтому Я взыщу с вас за все ваши грехи» («Амос» 3, 2). Именно поэтому евреи наказываются на этом свете чаще, чем другие народы; но наказание смывает с них грех – и потомство Израиля существует вечно. А все остальные племена приходят в этот мир и уходят; они смертны, как смертен любой человек. Когда переполняется чаша грехов – народ исчезает; так сгинули с лица земли жители Содома, вавилоняне и многие другие.

 

Трижды клялись евреи быть верными Б-гу – и за самих себя, и за все их грядущие поколения: у горы Синай, где был заключен союз со Вс-вышним; перед смертью Моше, когда народ готовился войти в Эрец-Исраэль; в стране Израиля – в Шхеме, между горами Гризим и Эйвал. Исполняют евреи свою клятву – посылает им Г-сподь свое благословение, нарушают – строго карает их: «А если скажут: «За что Г-сподь, Б-г наш сделал все это?» – ответишь им: «За то, что вы оставили Меня и стали служить другим богам в вашей собственной стране, будете прислуживать чужим в стране не своей» («Йермиягу» 5, 29).

 

И все же не похожа наша судьба на участь других народов: хоть и крепко наказывает нас Творец, но не истребляет: «...И накажу тебя по суду (своему), но уничтожить – не уничтожу тебя» – снова вспоминаем мы слова пророка Йермиягу.

 

Исторический опыт нашего народа свидетельствует о том, что в те периоды, когда евреи жили по законам Торы, они с честью выходили из любых испытаний, поскольку с ними была милость Вс-вышнего. Достаточно вспомнить годы правления Давида, в течение которых Израиль вел победоносные войны, и последовавшие за этим сорок лет мира и процветания при царе Соломоне.

 

После смерти Соломона власть перешла к его сыну Рехаваму, и тот «...оставил Тору Г-сподню и весь Израиль с ним» («Хроники» II 12, 1). Вторгся тогда в страну египетский царь Шишак с огромным войском и осадил Иерусалим.

 

«А Шмая, пророк, явился к Рехаваму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалиме, (спасаясь) от Шишака, и сказал им: «Так сказал Б-г: вы оставили Меня, за это я оставил вас, (отдав) в руки Шишака». И смирились князья Израиля и царь и сказали: «Праведен Б-г!» И когда увидел Б-г, что они покорились, были слова Б-га к Шмае: «Они смирились, (поэтому) не истреблю их» («Хроники» П 12, 5-7).

 

В периоды правления царей Йегошафата, Хизкии, Йотама, Узии народ возвращался к своему Б-гу, и это были годы мира и процветания. .„

 

Когда же к власти приходили цари-идолопоклонники, начинались войны и голод. Ярким примером тому является история десяти северных колен Израиля: династии в их государстве непрерывно сменялись, народ не знал покоя от постоянных войн.

 

Иудейский царь Ахаз насаждал в еврейском народе идолопоклонство, запретил изучение Закона. Великому Йешаягу, спасавшемуся от властей, приходилось обучать детей Торе тайно. И что же? История правления Ахаза – история неудачных войн, которые он вел. Лишь в одной из них были убиты 120 тысяч евреев, в том числе один из сыновей самого Ахаза.

 

Но вот умер царь, и другой его сын, Хизки-ягу, наследовал трон. Новый правитель немедленно ввел всеобщее обучение Торе в разрушенной стране. Результат возвращения раскаявшегося народа к своему Б-гу не замедлил сказаться – вспомните хотя бы историю Санхе-рива, вторгшегося в Эрец-Исраэль и потерявшего в итоге всю свою многотысячную армию. После освобождения от ассирийских захватчиков вновь наступили для еврейского народа годы покоя и процветания.

 

Как правило, каждому из людей воздается за его поступки полностью лишь после того, как душа его покидает этот мир. Именно этим объясняется, например, тот факт, что злодеи зачастую благоденствуют при жизни, а хорошие люди подчас страдают. И все же детям Израиля, живущим в Эрец-Исраэль, Вс-вышний дал обещание воздать добром на этом свете за соблюдение ими заповедей Торы, и расплата за нарушение Его воли тоже не заставляла себя ждать. РАМБАН говорит, что и благословения, и проклятия еврейскому народу, живущему на своей земле, – из области скрытых чудес, ибо в законах природы нет прямой зависимости между следованием заповедям Торы и, скажем, пролившимся в срок дождем, благодаря которому человеку удается снять с поля богатый урожай. Следовали евреи Торе – исполнялось пророчество «и увидят все народы мира, что Имя Г-спода изречено над тобой, и устрашатся тебя» («Деварим» 28, 10); сходили с ее путей – сбывалось предсказанное: «И будут (проклятия) на тебе, как знак и как чудо, и на потомстве твоем» («Деварим» 28, 46).

 

Особое, пристрастное отношение Вс-вышнего к избранному Им народу, с которым Он заключил Свой союз, явилось причиной и невиданных милостей, которыми Он осыпал нас в награду за послушание, и особо суровых кар, которые Он обрушивал на наши головы в наказание за грехи.

 

«Берегись, чтобы не забыть Б-га твоего... Может быть, когда насытишься и дома хорошие построишь... и все у тебя будет в изобилии, то забудешь Б-га твоего, выведшего тебя из земли Египетской, из рабства» («Деварим» 8, 11-14).

 

На эти слова сказал рабби Йоханан («Сота» 4) : «Высокомерный человек подобен отвергнувшему веру в Б-га, подобен идолопоклоннику».

 

Чрезмерное высокомерие приводит к дурным привычкам, нескромности. Есть много примеров, когда обогатившиеся люди, живущие с излишней роскошью, отворачивались от святыни народа.

 

Нельзя, однако, обобщать. Среди наших мудрецов и праведников было много богатых людей, но свое богатство они использовали для помощи ближним.

 

Они сознавали, что не они хозяева их добра, а Вс-вышний. Они сочетали в себе Тору, богатство и величие.

 

К сожалению, есть люди, считающие, что: сила моя и крепость руки моей доставили мне это богатство. Но Тора их предупреждает: это Он одарил тебя силой для приобретения богатства.

 

В конце этой главы сказано: «Вложите же эти слова в сердце ваше. И учите им детей ваших».

 

Эти строки велят нам воспитывать наших детей в духе Торы, учить их исполнять заветы и законы Торы. Следует учить их податливые детские сердца вере в Б-га, которая осветит им путь на всю жизнь.

 

В этой недельной главе содержится восемь заповедей. Вот некоторые из них.

 

«И будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять Б-га твоего».

 

В этих словах заключается заповедь о произношении благословения по окончании трапезы.

 

Мудрецы постановили, что необходимо произносить благословение не только, когда насытишься, но и тогда, когда съешь кусочек хлеба не больше маслины.

 

«Любите пришельца, ибо и вы были пришельцами в земле Египетской».

 

Это значит: остерегаться, чтобы ни в чем не обидеть их, делать им добро и оказывать им помощь по мере возможности. Пришелец – это всякий, кто присоединился к нам, оставив свой народ, кто оставил свои верования и перешел в нашу веру.

 

Таким же образом к общему запрету: «Не обманывайте друг друга» – Тора прибавила отдельный запрет: «Не обманывай пришельца».

 

Поэтому сказано в Талмуде: «Обманывающий пришельца нарушает четыре заповеди: «не обманывайте друг друга»; «не обманывай пришельца»; «люби ближнего»; «любите пришельца».

 

«Пред Б-гом твоим благоговей».

 

Страх перед Вс-вышним представляет собой страх за свое физическое существование и благополучие, но все-таки он полезен, так как предотвращает нарушение законов нравственности, не наказуемых людским судом. Этот страх также единственный фактор, способный предотвратить тяжкое преступление, когда потенциальный преступник уверен, что люди ничего не узнают или в силу каких-либо обстоятельств ничего не смогут сделать.

 

И разумеется, не в страхе перед наказанием смысл этой заповеди: когда верующий еврей углубится в постижение величия Б-га (Он пребывает во всех мирах, и все пред Ним – ничто) , то возникнет в его разуме возвышенное благоговение.

 

«Ему служи!»

 

Заповедь о службе Вс-вышнему не раз повторяется в Пятикнижии. Она поясняется РАМБАМом так: «Хотя заповедь эта включает в себя исполнение всей Торы, ибо служба Б-гу есть исполнение всех Его заповедей, она может пониматься и в узком смысле: как заповедь о молитве».

 

«К нему присоединись».

 

Эта заповедь поясняется в Талмуде: «Можно ли присоединиться к Вс-вышнему?» Но кто присоединяется к ученому в Торе (старается быть всегда рядом с ним, чтобы услышать его рассуждения и перенять его знания), тот присоединяется к Вс-вышнему.

 

Рисунок Рембрандта из коллекции Де-Грот-та в Гааге изображает пророка Даниэля в логове львов.

 

За что же угодил в львиное логово еврейский пророк? Заглянем-ка в библейскую книгу Даниэля, где приводится эта история.

 

Даниэль вместе с другими тремя еврейскими юношами знатного происхождения был пленен и вывезен в Вавилон еще до разрушения Первого Храма. Они содержались при дворце самого Навуходоносора. Вскоре представился случай, который помог Даниэлю выдвинуться и даже стать правой рукой царя. Даниэль оставался во дворце и при преемниках Навуходоносора: Эвил-Меродахе и Белшацаре.

 

Когда Вавилон был покорен персами, Даниэль снискал расположение царя Дария и был поставлен им над всеми придворными. Завистливые вельможи всячески старались навлечь на Даниэля гнев властелина, но лояльность и добросовестность его сводили на нет все их козни. Наконец они решились на такую уловку. Якобы с целью упрочения авторитета Дария они посоветовали ему издать указ, предписывающий всем подданным в течение месяца направлять все свои прошения одному лишь царю. А если кто-либо в течение этого периода попросит что-либо у человека или божества – казнить его, бросив в яму с голодными львами. Как свидетельствуют раскопки на территории древнего Вавилона, именно такое наказание следовало за неповиновение царю. Не подозревая об истинной цели своих советников, Дарий, который действительно нуждался в упрочении своего авторитета, охотно издал такой указ. Дальше Библия рассказывает: «Даниэль, узнав об этом (письменном) распоряжении, поднялся в дом свой, и окна у него наверху были открыты в сторону Иерусалима, и три раза в день он преклонял колена, и молился, и славил Б-га, как делал он и прежде» («Даниэль» 6, 11). Ненавистники тут же донесли царю и потребовали наказать строптивого иудея. Только теперь Дарий понял истинный замысел сановников. Но было поздно: по законам персидского царства, он и сам не мог отменить своего указа. «Тогда повелел царь, и привели Даниэля и бросили его в яму со львами; возопил царь и сказал Даниэлю: Б-г твой, которому ты служишь постоянно, да спасет тебя!» (там же, 6, 17). Яма была закрыта большим камнем и опечатана царской печатью. Всю ночь царь не спал и постился, а назавтра оказалось, что львы Даниэля не тронули.

 

Из этого повествования Талмуд извлекает несколько весьма существенных указаний, касающихся молитвы: что молитву следует произносить, стоя лицом к Иерусалиму (ведь упомянуто, что у Даниэля были открыты окна, обращенные к Иерусалиму, и именно у этих окон его видели молящимся), и что молиться следует три раза в день.

 

Что вообще еврей должен время от времени обращаться к Б-гу с молитвой, упоминается в Моисеевом Пятикнижии, и поэтому многие включают это предписание в число 613 заповедей Торы. В нынешней недельной главе «Эй-кев» сказано: «Перед Б-гом твоим благоговей, Ему служи...» (Второзаконие 10, 20). Под служением Б-гу следует понимать молитву, что мы тоже знаем из истории с Даниэлем. Царь говорит пророку, пойманному за молитвой: «Б-г, которому ты служишь (да спасет тебя)». Несколько ниже в главе «Эйкев» говорится: «Служить Б-гу всем сердцем». По поводу этих слов талмудические ученые замечают: «Что есть служение сердцем? Это – молитва» («Таанит», 2а).

 

Однако, как указывает в своем Кодексе РАМБАМ, Тора, предписывая еврею молиться, не определяет текста молитвы и не называет времени чтения молитв. О сути этого предписания РАМБАМ говорит: «Обязанность, определяемая этой заповедью, такова: каждый человек должен ежедневно молиться: воздавать хвалу Вс-вышнему, затем просить о своих нуждах, а затем благодарить Б-га за ниспосланные блага. Если был он красноречив – он молился долго, косноязычный молился как мог... число молитв было различным: один молился раз в день, другие – по многу раз. Но все молились, стоя лицом к Храму...» Так было, пишет РАМБАМ, от Моше до Эзры. Дальше он объясняет, почему еврейская молитва приняла тот вид, который она имеет сейчас. «Евреи, изгнанные в царствование злодея Навуходоносора, смешались с персами, греками и другими народами. У них родились дети в чужих землях. Язык этих детей был смешанным. Они не владели в совершенстве ни одним языком. Говорили с ошибками. И по-еврейски они не могли говорить. Поэтому, когда кто-либо из них молился, ему не хватало слов, чтобы выразить свою просьбу или воздать хвалу Вс-вышнему на святом языке, пока он не примешивал к нему чужие слова. Когда Эзра и суд, который он возглавлял, увидели это, они учредили стандартный текст, состоящий из 18 берахот (благословений). Первые три из них – воздаяние хвалы Создателю, а последние три – благодарение за блага; средние 12 содержат в себе просьбы, которые, в общем, охватывают все, в чем нуждается как отдельный человек, так и общество в целом. Этот текст могли выучить все, и отныне молитва косноязычных была такой же совершенной, как и молитва риторов».

 

Текст, о котором говорит РАМБАМ, учрежденный два с половиной тысячелетия назад Эзрой, получил название «шемоне-эсрей», т. е. «восемнадцать», по числу входящих в него благословений. Но примерно через шесть столетий после Эзры в этот текст было введено еще одно благословение: просьба к Вс-вышнему избавить еврейский народ от всякого рода злодеев. Автор этого благословения – известный талмудический ученый, астроном и врач Шмуэль. Таким образом, общее число благословений стало 19. Однако название «шемоне-эсрей» осталось за молитвой.

 

Чтение «шемоне-эсрей» вполне удовлетворяет приводимое в главе «Эйкев» предписание относительно молитвы. Прочесть этот текст обычно занимает несколько минут. Почему же евреи по утрам проводят за молитвой час или более? Во-первых, непосредственно перед «шемоне-эсрей» читается текст «Шма, Исраэль» вместе с сопутствующими благословениями. Этот текст, хоть иногда и называется молитвой, никак таковой не является. Он читается в силу особой заповеди, приводимой в главе «Ваэтханан». А перед этим еще читается текст «Песукей дезимра», который включает в себя отдельные Давидовы псалмы, отрывки из книг «Диврей ха-ямим» («Хроники») и пророка Нехемии, «Песнь моря» из главы «Бешаллах» книги Исхода. Этот текст тоже нельзя назвать молитвой.

 

Цель чтения «Песукей дезимра» – подготовить человека, настроить его на разговор с Б-гом.

 

Чтение «Песукей дезимра», как и текста «Шма, Исраэль» с его благословениями, нельзя прерывать ни одним посторонним словом. Если в это время вы что-нибудь спросите у молящегося, он не ответит. Но он может выразительно в ответ прожестикулировать. А еврейская жестикуляция может, как известно, заменить не только слова, но целые повествования. Но это – до собственно молитвы, до «шемоне-эсрей». Читая же «шемоне-эсрей», молящийся еврей ничего не видит и не слышит: ведь он разговаривает с самим Вс-вышним.

 

 

 

Экев.

 

В разделе этой недели содержится один из самых важных параграфов всей Торы. Нам велено произносить его дважды в день, и он написан на каждой мезузе и паре тефиллинов:

 

«Если вы будете выполнять все, что я приказываю вам; любить Б-га и служить Ему всем сердцем и душой своей, то будет у вас дождь, когда нужно, и благословит Господь плод земли вашей, вино ваше, и оливковое масло ваше, и скот ваш будет накормлен и т.д. (11:13).  

 

Это второй параграф основной молитвы иудаизма - «Шма, Исроэль».

 

Но, по-видимому, он поднимает несколько проблем:

 

Во-первых: разве не разочаровывает то, что за служение Б-гу всем сердцем и душой Тора обещает лишь хлеб, вино и масло?! А почему не что-то более волнующее, как, например, вечное блаженство или спасение?

 

Во-вторых, Талмуд объясняет, что обещание об «уборке урожая» и т. д., является наказанием!

 

В идеале евреи должны быть заняты только служением Б-гу. Но здесь говорится, что если они будут служить ЛИШЬ всем сердцем и душой, (а НЕ всем имуществом своим, как говорится в первом параграфе «Шма») тогда им придется самим убирать свой урожай. Что же плохого в том, чтобы служить Б-гу ВСЕМ сердцем и душой?

 

И последнее: Эти слова произнес Мойше (вся книга Дворим рассказывается от лица Мойше). А если так, то почему он говорит: - «Если вы будете исполнять то, что «Я» хочу, то «Я» дам вам дождь и т.д.»?!  

 

Ему следовало сказать: - «Если вы будете исполнять все, хочет «Б-г», то «Б-г» даст вам!!»

 

Я хотел бы прояснить все это с помощью следующей истории.

 

Реувен попал в беду. Серьезную беду. Прошло пять лет с тех пор, как он заплатил аренду за свою ферму. Каким-то образом барон был настолько занят, что год за годом забывал о маленькой ферме Реувена. Но чуду настал внезапный конец. Это случилось холодным зимним днем, когда у старого дома Реувена остановился большой богатый экипаж, запряженный четырьмя прекрасными лошадьми. Кучер открыл дверцу, и оттуда вышел грузный мужчина с длинными завитыми усами, в белоснежной шубе, до блеска начищенных сапогах…Барон собственной персоной.

 

Он яростно пробрался сквозь сугробы по тропинке, ведущей к дому Реувена, и два раза громко постучал кулаком в дверь. Когда вышел Реувен, тот схватил его за ворот рубашки, притянул к себе, окинул холодным взглядом, как будто перед ним было насекомое и несколько раз подряд, ударяя указательным пальцем в грудь Реувена, проревел: - «Если за неделю ты не выплатишь всю аренду…Ты понимаешь? Всю аренду за неделю!! Тогда твоя семья вместе с тобой утонут в …», - своим носом он коснулся носа Реувена, когда приподнял его над землей, затем швырнул его на спину и закричал «…Снегу!!»

 

Барон вихрем пронесся по тропинке, в то время как Реувен отряхивался, наблюдая, как карета скрылась за горизонтом, он знал, что попал в большую беду. Его единственной надеждой был Баал Шем Тов.

 

Ни минуты не раздумывая, он сел в повозку и уже рано утром был в Мецибуце в очереди среди людей, желавших повидать великого цадика.

 

Как только он вошел в кабинет Баал Шем Това, он забыл все, о чем хотел  просить его. Настолько велика была обстановка святости. Но когда учитель взглянул на него из-за своего стола, у бедного Реувена по щекам побежали слезы. – «Моя семья, моя жена, пятеро детей окажутся на улице, они умрут от холода и голода. Ох, Ребе!! Спасите меня!!»

 

Беш"т вручил ему конверт, убедил, что ему больше не о чем волноваться и дал указания:

 

«Отдай это барону как можно быстрее, НО НЕ ОТКРЫВАЙ ЕГО!»

 

Реувен был вне себя от радости, он хотел упасть к ногам Беш"та и целовать их. Он от всей души поблагодарил его, выбежал на улицу, прыгнул в повозку и отправился в замок к барону. Дорога была длинной, и уже поле нескольких часов путешествия в одиночестве по великолепной польской сельской местности, он стал думать. Что такого мог написать Беш"т, чтобы успокоить барона? И на каком языке? Неужели он мог также хорошо убеждать людей и на польском языке? Но ведь обычно он говорил на идише. Он отогнал все глупые мысли и почувствовал гордость за то, что смог устоять против таких безумных убеждений.

 

«Я должен полностью доверять цадику, - сказал он себе. – Ведь Баал Шем Тов НИКОГДА не ошибается».

 

Прошло несколько часов, а в нем все еще шла внутренняя борьба. Он сотни раз возвращался к одной и той же мысли, его любопытство боролось с ним. – «Какой вред будет от того, если я лишь загляну туда??»

 

Десять часов спустя, вдали показался замок барона. – «Наконец-то!», - сказал он себе, останавливая повозку, и вылез из нее. Но когда он подходил к огромной двери замка, в его голове промелькнула ужасная мысль:

 

«Что, если Баал Шем Тов по ошибке дал мне не  тот конверт!! Что, если он ПУСТ!! Вот это да! Хорошо, что я подумал об этом до того, как было бы уже поздно!!»

 

 Конверт даже не был запечатан; он лишь приоткрыл его и «заглянул». Ага! Конечно же, письмо было там. Но не успел он это понять, как приоткрыл письмо. Не вынимая его из конверта, он нагнул голову, пытаясь разобрать хоть букву.

 

«Гевалт!» - прошептал он. В письме ничего не было!!!

 

Неожиданно, дверь распахнулась, и перед ним предстал сам барон.

 

«Принес долг, еврей?  Довольно быстро! Ну что же, посмотрим!»

 

Он вырвал конверт из рук Реувена и достал оттуда, так называемое письмо.

 

В любой момент Реувен ожидал вспышку гнева. Но несколько минут спустя, барон поднял глаза и произнес очень дружелюбным тоном: - «Хорошо, еврей. Я забуду о твоем долге, как будто ничего не произошло. Но с этого дня я хочу, чтобы ты оплачивал ренту ежемесячно. Ясно? В следующий раз я не буду так снисходителен». И он захлопнул дверь.

 

Реувен побежал к повозке и отправился назад к Баал Шему. СЛУЧИЛОСЬ ЧУДО! На следующий день, полон благодарности, он стоял в кабинете Беш"та.

 

«Скажи точно, что произошло?», - сказал Баал Шем  Тов.

 

«В это трудно поверить! Барон простил мне долг и отпустил!! Я теперь свободный человек! Ребе! Вы спасли жизнь мне и моей семье, как я могу…»

 

Баал Шем Тов не выразил радости, - «Он простил весь долг? И это все? Скажи, ты открывал письмо?»

 

«Ну, гм», - беспомощно бормотал Реувен. – «На самом деле, я его не открывал… я лишь одним глазком заглянул туда, только чтобы убедиться, что не произошло никакой ошибки».

 

«А! Зачем ты заглядывал!? – воскликнул Беш"т. – Ты что, не контролировал себя? Если бы ты не открывал письма, барон отдал бы тебе всю ферму в подарок, навсегда!»

 

Вот ответ на наши вопросы.

 

Евреи должны открывать миру Б-га и делать весь чище. Другими словами, открывать истинное значение в каждом физическом объекте, приводя Мошиаха.

 

Но это возможно лишь с настоящим лидером. Например, во времена Мойше; несмотря на то, что тогда жило много великих святых, встречавшихся с Б-гом (вся нация «видела» Б-га на горе Синай), только Мойше осознал настоящую ценность этого физического мира, что он выше всех духовных миров.

 

Лишь он знал, что на небесах мы получаем удовлетворение, а здесь Б-г  получает удовольствие от наших поступков.

 

(Поэтому Мойше так боролся за то, чтобы войти в землю Израиль и встретил сопротивление всего народа; они хотели попасть на небеса, а он лишь хотел доставить радость Гашему здесь, на земле).

 

Вот почему «Шма» не говорит о Небесных наградах. Ибо они – ничто, в сравнении с духовным богатством любого физического творения.

 

Например; зерно, вино и масло представляют собой три уровня Торы, интерпретация каждого последующего глубже, чем предыдущего. «Зерно» – открытая Тора, «Вино» – секреты. А «Масло» – присутствие Гашема в Торе. Получить этого на Небесах невозможно.

 

Теперь можно понять, почему недостаточно только «сердца и души». Служение Б-гу всем «сердцем и душой», но так, как ВЫ это понимаете. А служить «всем ИМУЩЕСТВОМ своим» значит выйти за пределы себя; служить так, как понимал это Мойше (Вот почему Мойше, Давид и Мошиах – цари, ибо именно царь способен убедить людей делать то, что выше их понимания и возможностей).

 

Поэтому Мойше говорит «Я хочу» и «Я дам», когда на самом деле ссылался на Б-га. Потому что сам Мойше – настоящий пример служения «Всем Имуществом своим»; он ничего не делал по собственному желанию (см. Бамидбор 16:28). Даже его речь – это слова Господа, идущие из его уст.

 

Вот о чем наша история. Из-за того, что Реувен делал все по собственному усмотрению, а не так, как хотел того Беш"т, он пропустил большее благословение; вся ферма могла бы стать его собственностью.

 

Так же и в наше время; во всех своих трудах Любавичский Ребе смотрит на мир абсолютно иначе, чем кто-то иной.

 

По словам Ребе, этот мир – то место, где мы должны думать лишь о том, как привести Мошиаха, и делать это нужно всей душой и сердцем и всем имуществом своим.

 

И сам Ребе тому лучший пример.

 

Именно тогда раскроется истинное значение, сокрытое в каждом из творений. Наука, техника, искусство, средства массовой информации и все человечество провозгласят, что Б-г Один. И тогда вся «ферма» станет нашей, навсегда!

 

Мошиах Сейчас!

 


В избранное