Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Недельная глава 'Шлах'


Шлах

«И послал их Моше...»

 Центральное место в этой главе занимает рассказ о разведчиках, которых Моше направил для подробного обследования Земли Обетованной. Они не сумели правильно оценить ее достоинства и усомнились в доброй воле Б-га. Их ошибочные донесения вызвали мятеж, который повлек за собой суровое наказание всего еврейского народа.

В то время как сыны Израилевы расположились лагерем в пустыне недалеко от страны Ханаанской, Моше выбрал по просьбе народа двенадцать именитых людей, глав колен, и сказал им: «Пойдите в эту страну с юга... и осмотрите землю, какова она и наРод, проживающий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И в каких городах он живет: в открытых или укрепленных. И какова земля, тучна ли она или тоща, есть ли на ней дерево или нет?»

Среди разведчиков были Йегошуа, сын Нуна (верный ученик и слуга Моше), и Калев, сын Йефуне (муж сестры Моше).

Вернувшись после сорока дней, они рассказали об укреплениях Ханаанских городов, о великанах, населяющих землю, и показали принесенные гигантские плоды. «Не можем мы пойти на тот народ, ибо он сильнее нас», – утверждали они. «И плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и Аарона: лучше умерли бы мы в земле Египетской или в пустыне этой умерли бы... И сказали: назначим начальника и возвратимся в Египет! И сказал Превечный Моше: «Доколе будет гневить Меня этот народ, и доколе не уверятся они во Мне при всех знамениях, что Я совершил. Уничтожу его и произведу от тебя народ достойнее и многочисленнее его».

Только двое из двенадцати – Йегошуа и Калев – утверждали: «Земля, по которой мы ходили для разведывания, земля эта очень, очень хороша».

Молитва Моше смягчила кару. «И сказал Превечный: простил Я по слову твоему. Однако все эти люди, которые видели славу Мою и знамения Мои и испытывали Меня уже десять раз и не слушали голоса Моего, не увидят земли, которую Я клятвенно обещал их отцам, в пустыне этой падут трупы ваши».

Они плакали зря, Б-г же установил этот день днем плача и горя на многие поколения: в день возвращения разведчиков были разрушены Первый и Второй Храмы, пала крепость Бейтар, был распахан Иерусалим. Этот день – Тиша б'ав, 9 Ава.

И столь велик был грех этих разведчиков, что не было ему искупления. До сих пор все прегрешения прощались евреям, даже грех золотого тельца простил Б-г, услышав горячую мольбу Моше. «Простил Я по слову твоему». Но грех разведчиков Он не простил. Потому что это был грех не человека перед Б-гом и не одного человека перед другим, а грех перед целым народом, то есть это было во вред всей нации. Это было открытой попыткой наполнить сердце народа страхом перед получением своей родины. И народ действительно поддался искушению и восстал.

День Девятого ава, к сожалению, остался печальным днем нашей истории.

Изгнание евреев из Франции в 1366 году (5126 г. от сотв. мира) произошло назавтра после Девятого ава. Евреям при этом ничего не разрешили взять с собой.

Девятого ава 1499 года были изгнаны евреи из Испании. Более 300 тысяч евреев покинули страну. Многие крестились, надеясь позже бежать, но инквизиция следила за ними очень зорко. Дон Ицхак Абарбанел, тогдашний министр финансов Испании, писал, что ему удалось несколько раз отложить изгнание, но в конце концов оно произошло – Девятого ава. Девятого ава была объявлена мобилизация в России в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Эта война не только разрушила устоявшийся быт еврейских общин Польши, Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины, Австро-Венгрии. Трудно подсчитать, сколько было убито и замучено евреев, сколько разрушено синагог, ешив, сколько было сожжено свитков Торы и священных книг.

В результате победил коммунизм в России, а в Германии усилился нацизм как результат недовольства поражением Германии. И эта война подготовила почву для Второй мировой войны. Сказал р. Элазар бен-Парта: «Если хочешь знать, сколько вреда от злого языка, то посмотри, как пострадали наши отцы в пустыне Синай из-за разведчиков. Разведчики говорили плохое о стране, то есть о камнях и деревьях. До этого наши предки грешили в пустыне девять раз, и все им простилось. А приговор вымереть в пустыне был им вынесен только за злой язык (споры, сплетни) « («Эрхин» 15).

В Торе и Талмуде говорится очень много о вреде сплетен. «Не ходи сплетничать... не стой у крови брата...» («Ваикра» 19, 16). Что называется сплетней, и кто называется сплетником? Тот, кто передает слова одного человека другому. Тот, кто рассказывает, что он слышал о другом человеке, хотя это и правда, – делает этим большое зло, и это иногда приводит к разрушению устоев мира. Другими словами: тот, кто рассказывает о другом человеке некоторые факты, которые могут этому человеку повредить.

Это и есть сплетни, запрещенные Торой. Даже если эти факты подлинны.

Вся наша история изобилует примерами вреда сплетен. Иосиф рассказывает отцу обо всех, по его мнению, нехороших поступках братьев. Это создало у них ощущение, что он хочет от них избавиться, сделать их рабами, а результатом была продажа Иосифа в рабство.

Доэг Эдоми рассказал царю Саулу, что видел Давида в городе Нов, где жили священники, и как Давида хорошо там приняли. Саул, которому казалось, что Давид хочет его убить и стать царем, понял это как подготовку восстания – и весь город тяжело пострадал.

Второй Храм был разрушен из-за напрасной вражды. Одни говорили: надо немедленно восстать против римлян, освободить еврейский народ. Другие говорили: мы для этого еще недостаточно сильны, это будет бесполезным кровопролитием. Одни смотрят на других, как на врагов. Большую роль сыграли обоюдные сплетни.

А в результате – галут.

Мудрецы говорят: «За три греха человека наказывают на этом свете, и много теряет он в мире грядущем: за служение идолам, за кровопролитие, а более всего – за злой язык». Талмуд («Авода зара» 19) рассказывает, что р. Александр однажды объявил: «Кто желает долголетия?!» Пришли к нему люди за секретом долгой жизни. Он открыл им книгу Псалмов Давида и прочел в псалме 34-м: «Человек, желающий жизни, любящий дни, чтобы видеть благо. Оберегай язык твой от зла...»

В своем предсмертном напутствии, записанном в пятой книге Пятикнижия, Моше укоряет евреев: «Сказал я вам: дошли мы до горы Эмореев, которую Б-г наш дает нам. Смотри, дал тебе Б-г твой землю сию, ступай, наследуй, как говорил тебе Б-г отцов твоих; не бойся и не страшись. Но вы все подошли ко мне и сказали: «Пошлем людей пред собою, чтобы они разведали нам землю эту и чтобы рассказали нам о дороге, по которой идти нам, и о городах, к которым мы придем».

В те далекие времена, как, впрочем, и много лет спустя, овладение землей, принадлежащей другому племени, было обычным явлением. История любой большой или малой, старой или молодой нации изобилует захватническими войнами. Да и в наш просвещенный, прогрессивный век международный альтруизм существует разве только в политической демагогии, все еще оставаясь мечтой человечества.

К своему вступлению в Обетованную Землю сыны Израиля тоже отнеслись как к обыкновенному завоеванию одним народом земли другого. Они сознавали, что прежние хозяева не согласятся так запросто отдать свои владения, и готовились к войне. А так как успех в военных действиях сильно зависит от предварительной разведки, они обратились к Моше с настоятельным требованием послать людей, чтобы они разведали землю Ханаан.

Но все обстояло совершенно иначе. Святая Земля была завещана Создателем праотцам еврейского народа: Аврааму, Ицха-ку и Яакову. И поэтому не сыны Израиля, а хетты, амореи, йевусеи и прочие языческие племена, заселившие к этому времени Святую Землю, были на ней пришельцами. Их предки в свое время насильно отняли ее у потомков Шема (Сима). Это были развращенные и жестокие люди: как описывается в ТАНАХе, кровосмешения и содомия были у них в порядке вещей, а ради того, чтобы выпросить у своего кумира назначение еврейского народа, особое отношение его к Святой Земле. Поэтому они не удостоились войти в Обетованную Землю. Этого удостоились их дети.

Следует отметить не совсем последовательное поведение израильтян в истории с разведчиками. На это обращается внимание и в книге «Ликутей Амарим», р. Шнеур-Залмана из Ляд. Приводим отрывок из этой книги.

«Вначале они говорили: народ этот сильнее нас... Это значит: они не верили в могущество Вс-вышнего. А затем они говорят: мы готовы взойти... Откуда пришла к ним вера? Ведь за это время Моше не показал им ни чуда, ни знамения. Он рассказал лишь, что Вс-вышний разгневался на них и поклялся не приводить их в Землю Обетованную. Но как могло это подействовать на них, если они не верили в способность Вс-вышнего покорить ханаанских царей и поэтому не хотели входить в Ханаан? Но дело в том, что евреи в душе своей верят. Но «ситра ахара» (собирательное название всего несвятого. – Прим, ред.), находившаяся в их теле, вознеслась над святой святостью божественной души в грубости и надменности своей, без какого-либо довода и объяснения. И поэтому тотчас, когда разгневался на них Вс-вышний и когда они услышали Его грозные речи, укротилось их сердце (как написано: и опечалился народ очень) и сама собой пала «ситра ахара»...

Отсюда может извлечь поучение любой человек, в сердце которого появляются сомнения в вере. Эти сомнения – наущения одной лишь «ситра ахара», вознесшейся над его душой... Да и у самой «ситра ахара» нет никаких сомнений во всемогуществе Б-га, но ей дано право совращать человека словами лжи и хитрости, чтобы умножить его заслуги».

Одной из заповедей нынешней недельной главы Торы является предписание отделения халы. Согласно этой заповеди еврей, замесивший тесто для выпечки хлеба, должен отделить от него кусочек размером с маслину в пользу коэна. Этот кусочек теста называется «хала». Если хала не была отделена от теста, то ее отделяют от испеченного из этого теста хлеба.

В настоящее время, ввиду невозможности соблюдения ритуальной чистоты, обязательной при употреблении халы в пищу, она не отдается коэну, а сжигается.

Заповедь о хале не распространяется на тесто, замешанное на кукурузной или картофельной муке или муке, смолотой из бобовых. Если количество муки в тесте не превышает 1100 г, на него также не распространяется заповедь об отделении халы. При количестве муки в тесте от 1200 до 1666 г отделение должно совершаться, но оно не сопровождается благословением, так как в этом случае законоведы сомневаются в необходимости отделения халы. При количестве муки в тесте, превышающем 1666 г, перед отделением халы произносится: «Благословен Ты, Б-г, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший отделение халы».

Соблюдение заповеди об отделении халы, равно как зажигание субботних свечей и соблюдение законов чистоты семьи, – почетная обязанность еврейской женщины. Во многих семьях бытует обычай печь хлеб на субботу, чтобы дать хозяйке дома возможность исполнить эту заповедь. Поэтому субботний хлеб и получил имя – хала.

Заканчивается глава «Шлах» словами, которые хорошо известны каждому религиозному еврею, хотя бы потому, что они включены в молитву «Шма, Исраэль», читаемую ежедневно утром и вечером. Этот отрывок получил в Талмуде название «парашат цицит» ввиду того, что в нем содержится заповедь Торы о «цицит» – особых кистях, которые еврей должен прикреплять к четырем углам своей одежды. Если одеяние имеет менее четырех углов – а современный мужской костюм только из таких предметов и состоит, – то заповедь эта на него не распространяется. Поэтому, чтобы исполнить заповедь о цицит, евреи делают себе специальное одеяние в виде мантии, имеющее в расправленном виде форму прямоугольника. Это одеяние получило название «талит», в ашкеназийском произношении – «талес». Талес изготовляется из белой овечьей шерсти. К четырем его углам прикрепляются кисти, сплетенные особым образом из четырех белых шерстяных нитей каждая. Нити для «цицит» должны быть выделаны вручную, причем специально для исполнения заповеди. Когда-то талес был обычным предметом верхнего платья. Теперь же его надевают только на время утренней молитвы. Ашкеназийские евреи начинают надевать талес после вступления в брак, причем принято, чтобы к свадьбе невеста дарила талес своему избраннику. У сефардов мальчики надевают талес уже по достижении совершеннолетия, т. е. 13 лет. Чтобы исполнять зало ведь Торы о цицит в течение всего дня, а не только во время молитвы, евреи носят так наз. «малый талес» – «талит катан», иначе называемый «арба канфот» – «четырехугольный». «Талит катан», как и «большой» талес, представляет собой прямоугольный кусок ткани (преимущество отдается шерсти, но допустима и другая ткань, кроме льна), но значительно меньшего размера. По закону «талит катан» должен иметь локоть в ширину и немного более двух локтей в длину. Посредине делается отверстие для головы. Обычно «талит катан» носят под верхней одеждой, но так, чтобы видны были кисти цицит. Наряду с кипой на голове виднеющиеся из-под одежды цицит являются характерным признаком религиозности еврея.

О внутреннем смысле заповеди ношения цицит много сказано как в галахической, так и в философской литературе. Еврейские ученые придавали большое значение этой заповеди. Так, талмудический мудрец Рабба относился к ней даже с большим вниманием, чем к остальным заповедям Торы. Основатель хасидизма р. Исраэль Баал-Шем-Тов сказал как-то об этой заповеди: «Даже ангел Михаэль, величайший из ангелов, отдал бы все свое служение Б-гу и все свое знание божественного за одну лишь кисть из цицит какого-нибудь еврея».

В Мидраше рассказывается, что Моше спросил у Вс-вышнего: «Что с того, что Ты дал евреям Тору и заповеди? Они ведь находятся в грубом материальном мире. Пройдет некоторое время, и они все забудут». В ответ он услышал: «Я дал им заповедь о цицит, которая будет напоминать им о всех остальных заповедях. Сумма числовых значений букв, входящих в слово «цицит», равна 600 (90+10+90+10+400), что вместе с восемью нитями и пятью узлами, содержащимися в каждой кисти, составляет число 613 – число всех заповедей Торы. Поэтому цицит должны напоминать об этом».

ШЛАХ

В главе Шлах мы узнаем о разведчиках, посланных Моше разузнать о земле Кнаанской. Десять из двенадцати, возвратившись, рассказали неутешительное: да, земля плодородна, но ее обитатели слишком сильны, а города их слишком хорошо охраняются, чтобы евреи могли их победить...
Как, спустя столь короткое время после чудесного освобождения из Египта, разведчики могли сомневаться, что Б-г поможет евреям победить? Как столь легко мог быть сломлен моральный дух народа? И почему Калев и Иеошуа, единственные среди разведчиков не проявившие никакой тревоги, смогли остаться верными своей вере в обещание Всевышнего, но в то же время не упомянули о многих чудесах, когда народвоочию видел силу Г-спода..? Эти и другие вопросы рассматриваются в беседе.

ОТЧАЯНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ

В этой недельной главе мы читаем отчет разведчиков, посланных Моше, чтобы разведать обетованную землю Кнаанскую и узнать о ее обитателях. Десять из двенадцати вернулись в отчаянии. Они сломили дух евреев, высказав предположение, что те не смогут завоевать эту землю, поскольку «силен народ, живущий в этой стране, и города укрепленные, очень большие» (23:28). Разведчики утверждали: «не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас» (23:31). На самом деле, по мнению мудрецов Талмуда (Сота, 35а) разведчики выразились еще сильнее. На иврите словосочетание «чем мы» может быть переведено и как «чем Он», то есть в их глазах кнаанские народы были, образно говоря, слишком сильны даже для Б-га. Мудрецы резко критикуют это дерзкое предположение, говоря, что это все равно что сказать: «Даже хозяин дома не может вынести из него свою мебель».

ТАЙНЫ

В чем значение этого знаменательного эпизода? Часть нашей духовной задачи заключается в том, чтобы свести на нет тот крик отчаяния, который испустили евреи, услышав печальные известия. Этот крик эхом отдается на протяжении всей нашей истории. Как говорят мудрецы (Ялкут Шимеони, Ремез 729 и др.), день возвращения разведчиков пришелся на 9 Ава, и Святой, благословен Он, сказал: «Сейчас они рыдают без причины, но я установлю (этот день) как причину для плача на многие поколения». Так, многие страницы национального траура несут след того момента, когда нашему народу не хватило веры в спасительную силу Б-га. И мы должны верой компенсировать то безверие.

В чем особое значение того события? Почему разведчики приводили именно такие аргументы? И каков был ответ на их вызов? Как они смогли довести людей до отчаяния? Людей, которые воочию видели великие чудеса освобождения — казни египетские и разделение Красного моря, чудесную защиту от змей и скорпионов в пустыне и чудеса Б-жественного провидения, манну и источник Мирьям? Эти события не требовали от них веры: их можно было видеть воочию. Как же мог отчет десяти людей вдруг перевесить само собой разумеющееся убеждение: то, что Б-г сделал Египту, Он сделает, в свою очередь, и Кнаану?

Еще более серьезный вопрос: почему, когда Калев отвечал на аргументы десяти разведчиков, он не упомянул все недавние чудеса? Ведь они были бы наиболее убедительным аргументом в пользу его позиции. Тем не менее вместо этого он сказал лишь одно: «Непременно взойдем и овладеем ею (землей), ибо в наших силах это!» (23:30). Может быть, жители Кнаана были сильнее египтян, и поэтому победа, одержанная Б-гом в Египте, не гарантировала здесь победы? Нет, это не так, ибо после перехода через Красное море евреи пели: «Оробели все жители Кнаана. Нападет на них страх и ужас от величия десницы Твоей, умолкнут они, как камень...» (Шмойс, 15:15-16). Сорок лет спустя, когда Иеошуа начал завоевание страны, свидетельства этого страха еше сохранились. Двум его разведчикам сказали в Иерихоне (Иеошуа, 2:10): «Ибо слышали мы, что Г-сподь осушил воды Красного моря для вас, когда выходили вы из Египта... И когда мы услышали об этом, сердца наши растаяли, и ни в ком не осталось духа из-за вас». Следовательно, евреи не могли полагать, что кнаанейцы представляют собой более серьезное препятствие, чем Египет, бывший в то время сверхдержавой (Мехилта, Бешалах, 14,5; Зогар, Шмойс, 6а).

СТРАХ УЧАСТИЯ

Объяснение, которое дает хасидизм, заключается в следующем. Разведчиками руководил страх не физического поражения, а скорее духовного.

В пустыне нужды каждого еврея удовлетворялись непосредственно дарами Самого Б-га. Людям не приходилось работать, чтобы иметь пропитание. Их хлебом была манна, которая падала с небес. Воду они брали из источника Мирьям. Их одежды не нуждались в ремонте (Дворим, 8:4, Ялкут Шимеони и Раши).

Владение землей Израиля означало новый уровень ответственности. Манна больше не будет выпадать. Хлеб придется добывать только трудом – труд приходит на смену Б-жественным чудесам. А вместе с трудом появляется опасность новых настроений.

Разведчики были не простыми людьми – это были князья колен Израилевых, специально отобранные Моше для такой миссии. Их тревога была духовной тревогой: они страшились, что необходимость работать на земле и зарабатывать на жизнь приведет в конце концов к тому, что у евреев будет оставаться все меньше и меньше времени и сил для служения Б-гу. Они сказали: «это страна, губящая своих жителей» (13:32), имея в виду, что земля и труд на ней, и сосредоточенность на делах материального мира «поглотят всю их энергию», поскольку придерживались мнения, что духовность ярче проявляется в уединении и отстраненности, в защищенном мире пустыни, где даже еда приходит с небес.

В ЧЕМ ОШИБКА?

И все же разведчики были не правы. Целью жизни по законам Торы является не возвышение души, а освящение мира.

Цель каждой мицвы – создать жилище для Б-га в этом мире. Проявить Его свет в мире, а не над ним. Мицва– это путь найти Б-га в естественном, а не в сверхъестественном. Чудеса, поддерживающие евреев в пустыне, не были вершиной духовного опыта. Они были лишь подготовкой для выполнения настоящей задачи – задачи овладеть землей Израиля и сделать ее святой землей.

Теперь мы можем найти рациональное зерно в аргументах разведчиков. Те чудеса, которым они были свидетелями, не помешали им сказать о кнаанейцах: «они сильнее нас». Именно потому, что евреи были спасены, защищены, и само существование их поддерживалось благодаря чудесам, они могли посвятить всю свою жизнь Б-гу. Но в стране, где ради каждого блага необходимо работать, их духовность может снизиться, оказаться пораженной. В их глазах чудеса не были достаточной причиной, чтобы уверенно войти в обетованную страну. Наоборот, из-за них хотелось оставаться в пустыне. И когда, как образно сказано в Талмуде, разведчики утверждали, что «даже хозяин дома не может удалить из него мебель», они имели в виду следующее: Б-г сам создал естественный порядок вещей (то есть Его мебель), и Он решил (и в этом состояла их ошибка) не обитать в естественном мире.

До тех пор, пока евреев окружали чудеса, они могли оставаться сосудами для восприятия Его Воли. Но земля, труд, законы природы, – все, с чем предстояло столкнуться в земле Израиля, не были сосудами для раскрытия Б-жественности. Евреи полагали, что Б-г выше мира, поэтому и они должны быть выше, а стоит только войти в землю Израиля, они потеряют эти высоты.

ЧУДЕСА И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Разведчики видели различие между чудесами и естественными явлениями в том, что естественный порядок является таким, каков он есть, лишь постольку, поскольку этого хочет Всевышний. Но в этом заключалась их ошибка. Ибо скрытая воля Б-га может быть обнаружена в освящении этого мира.

И вот почему Иеошуа и Калев не пытались утешить народ, напоминая о чудесах, которые ему сопутствовали до сих пор и которые смогут благополучно привести евреев в их землю. Перейдя Иордан, они должны были расстаться с верой, основанной на чудесах, и вступить в жизнь, которая сама должна освящать время и пространство и превратить их знакомый, конечный мир в обиталище Б-га.

Они сказали: «Если благоволит к нам Б-г, то приведет он нас в эту страну и даст ее нам, страну, которая течет молоком и медом... ведь они (народ той страны) – пища для нас, ушло благословенье их, и с нами Б-г! Не бойтесь их!» (14:8,9). Иными словами, если есть на то воля Б-га, чтобы мы вошли в эту страну, тогда мы сможем оставаться близки к Нему и там. И вместо того, чтобы быть «землей, поедающей своих обитателей», она станет «вашей пищей», то есть кормилицей. Вместо того, чтобы опуститься до ее уровня, мы поднимем ее до своего.

ОТВЕТ КАЛЕВА

На самом деле чудо, скрытое в природе, является большим чудом, чем сверхъестественное (Тора Ор, Мегилас Эстер, 100а). Казни, рассечение Красного моря и все подобные сверхъестественные события показывают, что Б-г не ограничен природой, стоит выше ее законов. Чудо, облеченное в природные рамки, показывает, что Он не относится исключительно к области сверхъестественного, а может проявляться в естественном и сверхъестественном одновременно. Поэтому мицва, то есть действие, способствующее раскрытию Б-га в повседневности, дает возможность убедиться, что Б-г действительно везде. Он не нуждается в сверхъестественном, чтобы провозгласить Свое присутствие. Он остается Б-гом даже в рамках этого мира. В этом и заключается истинное чудо: бесконечное может обитать в конечном, и естественное со сверхъестественным могут быть одним целым. Именно этим ознаменовалось вхождение в землю Израиля, и поэтому Калев ответил десяти разведчикам: «Давайте поднимемся, давайте действительно поднимемся и унаследуем землю» («давайте поднимемся» сказано дважды). Иначе говоря, мы поднялись до уровня духовности пустыни, мы поднялись над заботами этого мира. Давайте же теперь поднимемся еще выше и найдем Б-га в самом этом мире. И давайте овладеем землей не как тот, кто покупает нечто у незнакомца, но как человек, наследующий это нечто, потому что он одно целое с его владельцем (Бава Басра, 65а; Зевохим, 4б).

СОВРЕМЕННАЯ ПУСТЫНЯ

Никакое из повествований Торы нельзя воспринимать просто как рассказ. Каждый еврей испытывает на себе две реальности – пустыни и земли Израиля, и знает о существующем между ними конфликте. Они представляют собой два периода в его жизни и две части каждого дня. Еврей начинает свой день в «пустыне» – в утреннем уединении, молитве и изучении Торы. А затем он должен погрузиться в «землю Израиля» – мир бизнеса, зарабатывания денег и любого другого труда.

Только тогда мы и можем почувствовать, что за сомнения овладели разведчиками. Пока еврей учится и молится, он чувствует себя всецело преданным духовным требованиям иудаизма. Но в своей работе он может видеть мало или совсем не видеть религиозного смысла. Хуже того, он может ощущать, что это «земля, поедающая своих обитателей» – то есть работа настолько поглощает его силу и овладевает умом, что, даже когда он молится или учится, мир ежедневных забот постоянно напоминает о себе и нарушает его сосредоточенность.

Но при этом он совершает ту же ошибку, что и разведчики, помещая Б-га за пределы этого мира. Не умея распознать Б-жественное присутствие во всех человеческих делах, забывая правило «Познавайте Его во всех путях ваших», он должен вспомнить слова Иеошуа и Калева «если есть благословение Б-га с нами». То есть мы приносим нашу религию во все аспекты своего участия в делах этого мира. (Теилим, 37:23; а-Йом Йом, 10 Тамуза). Тогда «будут они нашим хлебом», и мирское оборачивается святым.

Есть еще и другая пустыня: желая покоиться под чудесной защитой Б-га, разведчики хотели интенсивного религиозного переживания. В конечном итоге желание это было эгоистичным, потому что их отказ принять на себя ответственность за изменение мира был также и нежеланием выйти за рамки удовлетворения собственных потребностей ради помощи другим.

И в нас есть нечто близкое этой позиции. Иногда мы колеблемся, стоит ли помогать другим в их духовном развитии, поскольку чувствуем, что это негативно скажется на нас самих: возможно, нам придется пойти на компромиссы или даже спуститься с достигнутого уровня. Но это все та же ошибка. Духовность не заключается в самой себе, она не есть частное владение, не предназначенное для того, чтобы делиться со всем миром. Напротив, суть ее состоит в том, что еврей выходит за рамки самого себя, чтобы помочь другому еврею. Приходит в мир его работы, распространяя святость на все, чего касается. Не боясь, что под угрозой окажется его собственная вера, без всяких задних мыслей о том, что та или иная ситуация вне сферы Б-жественного.

 «Шлах» ИСТОРИЯ ОДНОЙ РАЗВЕДКИ

Моше посылает разведчиков:

«...осмотрите страну, какова она и каков народ, живущий в ней: силен он или слаб, малочислен или многочислен. И какова земля: хороша она или плоха, и в каких городах живет он, в открытых или укрепленных».

Спустя сорок дней разведчики возвращаются, в их руках удивительные плоды, а на устах – страшные новости:

«...Пришли мы в страну... и, действительно, течет она молоком и медом. Но силен народ, живущий в этой стране,... великанов мы видели там» (там же, 13:27,28).

Разведчики не ограничиваются передачей информации, добавляют: были мы подобны кузнечикам в глазах великанов, не войти нам в ту землю.

Мидраш рассказывает, что евреи не усомнились ни в правдивости информации, ни в точности пессиместического прогноза. Они подходили к Моше с детьми на руках и, указывая на него, говорили: «Смотрите, дети, из-за этого человека вы станете рабами великанов!»

И сказал Всевышний: «Никто из людей этих, из поколения этого злого, не увидит хорошую страну, которую поклялся Я дать отцам вашим... Но дети ваши, о которых вы говорили, что добычей станут эни... войдут туда... и землю ту унаследуют»

Путь из Египта в Эрец-Исраэль требует дней, недель, при самом медленном темпе движения – месяца. Для наших предков эта дорога растянулась на четыре десятилетия.

«Рыданием на все поколения» названы слезы тех, кто поверил разведчикам и плакал в ту ночь -девятую ночь месяца ав.

Говорит раби Йоханан: «Сказал им Всевышний: 'За то, что вы плакали в эту ночь понапрасну, Я сделаю так, что у ваших потомков, из поколения в поколение, будут подлинные причины плакать в эту ночь'».

Восемьсот восемьдесят девять лет спустя, девятого ава, был разрушен Первый Храм и евреи были изгнаны в Вавилон. Лишь немногие вернулись семьдесят лет спустя на родину. Девятого ава, через четыреста двадцать лет после восстановления Храма, он снова был разрушен. Через полвека Бар-Кохба отбил лежавший в руинах Иерусалим у римлян. Девятого ава 135 года н. э. восстание было жестоко подавлено, в боях погибли пятьсот восемьдесят тысяч евреев, были разрушены пятьдесят городов и девятьсот восемьдесят пять поселений, земля Израиля превратилась в пустыню. Девятого ава римляне распахали гору Мория, не оставив и следа от Храма, стоявшего на ней прежде. Девятого ава в 1290 году евреи были изгнаны из Англии, в 1306 году – тоже девятого ава – из Франции, в 1492 году – из Испании, в 1555 году евреев Рима загнали в первое в истории гетто. Девятого ава (1 августа 1914 года) началась Первая мировая война (а за ней, как прямое следствие, – революции и гражданская война). Эту дату можно считать началом конца многовековой истории восточноевропейского еврейства. Одна за другой были размыты волнами войн, погромов, депортаций тысячи общин Литвы, Латвии, Польши, Белоруссии, Украины, Венгрии, Трансильвании, Румынии, Австрии. Девятого ава 1941 года началось насильственное переселение евреев Польши в гетто.

Было бы ошибкой вывести из этого очень неполного, но и без того горького списка событий, выпавших на девятое ава, пессимистическое заключение о «календарной» неотвратимости бед.

Тора говорит: «И признаются в своих грехах и грехах отцов...» – и пошлет Всевышний спасение в мгновение ока».

Но неужели девятое ава забудется, когда кончатся наши беды? Нет, пророк Зхарья предсказывает: «Так сказал Всевышний: «... Пост [девятого ава]... будет для дома Йегуды радостью, и весельем, и праздником...»

И еще один, последний штрих к портрету этого скорбного, но несущего надежду дня: талмудическая агада рассказывает, что в этот день родился Машиах.

Глава Шлах.

На этой неделе мы узнаем о неудачно закончившейся миссии Мераглим (12 разведчиков).

Мойше послал их узнать как можно больше о земле Канаан, чтобы затем завоевать ее. Но когда они возвратились, только двое остались верны своему долгу.

Другие решили, что в Кенаане слишком опасно, и лучше остаться жить в пустыне, где Б-г чудесным образом кормил их и защищал.

Лишь двое из разведчиков, Егошуа и Калев, имели достаточно сил противостоять естественному ходу мыслей.

Егошуа получил эту силу от благословения Мойше, данного ему перед экспедицией.

А Калев стал сильнее после молитв в «Меарат Гамахпела» в городе Хеврон, где были похоронены Авраам, Ицхак и Яаков.

Давайте разберемся в этом. Зачем Калеву понадобилось проделать долгий путь к этой могиле, чтобы помолиться? Разве он не мог помолиться Г-споду там, где находился? Разве Б-г не везде?

И не только это, но, наверное, было очень трудно и опасно найти это место. Ему пришлось отделиться от остальных отправиться на поиски в одиночку (в последний раз евреи были там две тысячи лет назад), никто даже не мог подсказать ему дорогу; все местные желали ему смерти. Стоило ли все это таких трудностей?

Я хочу объяснить это с помощью двух услышанных мною историй о пятом Ребе Хабада, Ребе Шалом Довбере – Ребе Рашабе (1860 – 1920).

Одним из самых приближенных к Рашабу людей был Рабби Яков Ландау (позже он стал раввином Бней Брака).

В 1920 году, незадолго до смерти Ребе Рашаба, разразилась эпидемия тифа, унесшая жизни многих хасидов. Кроме того, что рав Ландау был действующим Рабби в доме Ребе, он также мог исцелять и спасать многие жизни, принося себя в жертву и используя доселе неизвестные методы.

Но из-за того, что он сам был в контакте с больными, он, наконец, заболел и несколько недель находился без сознания, пока жар не прекратился и он чудом миновал кризис.

Но, к сожалению, в период восстановления, кто-то, кто не знал, как дорог ему был Ребе, сообщил ему ужасную весть… Ребе Рашаб скончался, пока Рав Ландау был без сознания.

Рав Ландау был настолько опустошен этой новостью, что он написал письмо Ребе, в котором попросил забрать его из этого мира, чтобы быть  вместе с ним, и вложил это письмо  в книгу Ребе.

Несколько дней спустя, сын Ребе и его последователь Рабби Иосиф Ицхак, навестил Рава Ландау, который все еще находился в постели.

«У меня для Вас важное сообщение – объявил он. – Я только что приехал с могилы моего отца в Ростове, и мой отец велел прийти к Вам и, от его имени попросить Вас прекратить обращаться с глупыми просьбами».

А вот другая история:

У одного из хасидов Ребе Рашаба была большая фабрика по производству водки.

Однажды, когда поздно вечером ему пришлось задержаться на фабрике, он услышал звуки, доносившиеся со склада, где хранились баки с водкой. Он взял большую дубинку, тихо, на цыпочках вошел в комнату и поймал там двух своих рабочих. Они спрятались за одним из баков и через трубку отлили из него водку, а затем установили счетчик так, чтобы никто не заметил, что часть водки пропала.

Конечно же, он немедленно уволил рабочих, но до того, как он на следующий день смог сообщить об этом инциденте в полицию, рабочие прибежали туда со своей историей.

Они утверждали, что их хозяин заставил их заменить показания счетчика, угрожая увольнением, и, лишь из преданности делу революции и Матери-России, они почувствовали, что должны сообщить о преступлении.

На следующее утро в дверь хасида постучали пять полицейских с ордером на арест, а когда они обнаружили, что счетчик действительно не в порядке, они арестовали его и забрали в тюрьму.

Все были шокированы и не знали, что делать. Ребе, чьи совет и благословение всегда были для них крепостью и спасением, скончался год назад, а теперь случилась эта ужасная история. Это было невозможно вынести. Их единственной надеждой был сын и последователь Ребе – рабби Иосиф Ицхак (Ребе Райац), поэтому они спросили у него, что им делать.

Райац посоветовал им, не теряя времени, оправиться на могилу его отца в Ростов и помолиться о помощи.

В те дни путешествовать было опасно, особенно для религиозных евреев, да к тому же и дорого. Поэтому хасиды сложили свои деньги и разыграли, кому ехать. Жребий пал на рава Якова Ландау.

Он поехал туда, помолился за бедного хасида и вернулся, как раз к началу судебного заседания.

Никто не знал, что из всего этого выйдет, но дела обстояли очень серьезно для обвиняемого еврея. Против него были два свидетеля и много улик. Полицейские, своими глазами видели измененные показания на счетчике, и уже начали выдумывать несоответствия в его бухгалтерии.

Улыбающийся обвинитель передал судье папку с обвинительными документами и заключениями, в то время как хасиду нечего было представить в свое оправдание. Все, что он мог, это плакать, читать псалмы и надеяться, что молитвы на могиле Ребе помогут ему.

Но он знал, что помочь ему может только чудо, дело против него было безнадежным, а судья пару раз бросил на него взгляды, заставившие его сжаться.

В зале суда царила тишина; судья взял в руки папку, открыл ее, пролистал несколько страниц, бормоча что-то про себя. После чего встал с места и яростно швырнул все в мусорное ведро, что стояло позади него! Его лицо было алое, как свекла, когда он закричал: - «Мусор!»

Толпа была в недоумении, должно быть, что-то случилось с судьей! Такое поведение совершенно невозможно было объяснить.

«Что это за мусор!» Он пристально смотрел на прокурора.

«УБИРАЙТЕСЬ ОТСЮДА И БРОСЬТЕ ЭТИХ ЛЮДЕЙ ЗА РЕШЕТКУ!! - указал он на сбитых с толку воров. – А ВЫ! – обратился он к страже, указывая на хасида. – Что здесь делает этот человек?! Сейчас же уберите его отсюда, ОСВОБОДИТЕ ЕГО!»

Тяжело дыша, судья сел на свое место, в то время как стражи бросились выполнять его приказания. Он налил себе воды, отбросил со лба беспорядочную прядь волос и, ударив своим молотком по столу, объявил: - «Следующее дело!!»

Хасид со своего места повернулся и посмотрел на рава Ландау. Только они двое понимали, что, в действительности, произошло.

Задача иудейских цадиков -  евреев, целиком посвятивших вере в Б-га, заключается в том, чтобы сделать мир чище. Первыми это начали делать «отцы» – Авраам Ицхак и Яков. Вот почему их называют «отцами» (Авот).

Они заботились не о том, как попасть на небеса, а лишь о том, как привнести в мир духовные ценности. Именно это сделало их первыми евреями (в отличие от Ноаха, Иова и других цадиков не евреев). Приблизительно так было, когда была дарована Тора, или когда стоял Храм, – физическое стало духовным.

Поэтому Калеву пришлось молиться в Маарат Гамахпела, а хасиду – на могиле Ребе Рашаба; это напоминает традицию, когда евреи молятся в направлении Храма, даже сегодня, когда его там уже нет.

Цадики делают свои тела еще более святыми, чем высшие небеса, и эта святость остается, даже когда они уходят из этого мира и кажутся невидимыми.

Вот что имел в виду Ребе Рашаб, когда говорил раву Ландау прекратить глупые размышления о том, чтобы покинуть мир.

Теперь мы понимаем, зачем Калеву нужно было отправиться в Авот и молиться о силе, необходимой для завоевания Канаана. Б-г хотел, чтобы евреи жили на земле Канаан и, невзирая на препятствия, продолжили дело их «отцов», превращая мир в святое место.

И лучшим местом, где можно было молиться о силе для продолжения дела, начатого «отцами», была их могила.

Чтобы добраться до этого места, нужно было преодолеть множество преград и опасностей; те же трудности, которые сломили разведчиков.

У «отцов» была задача подготовиться к освящению Канаана. Но преобразование Канаана было лишь началом задачи, стоящей перед нами сейчас – открытие Мошиаха.

Скоро вся земля, не только могилы святых или земля Израиль, наполнятся единством и присутствием Б-жиим.

Все это зависит от нашей миссии (Шлихут) – делать хотя бы еще одно доброе дело и привести

Мошиаха Сейчас!


В избранное