← Декабрь 2008 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
31
|
За последние 60 дней 3 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
22-12-2005
Статистика
0 за неделю
Материалы по Торе Недельная глава 'Ваигаш'
Недельная глава "Ваигаш". Беседа 1 1. Объясняя стих "И подошел к нему Йегуда", мудрецы говорят: "Подходя к Йосефу, Йегуда готов был ко всему, даже к тому, чтобы начать войну". Далее в стихе приводится объяснение того, почему Йегуда с такой силой встал на защиту Биньямина - потому что он "поручился за отрока". Потому он был готов даже на войну. Тут же возникает вопрос: как мог Йегуда начать войну с Йосефом в то время, как он и его братья составляли маленькую группу людей, Йосеф же был властителем во всем Египте? Йегуда, несомненно, был чрезвычайно сильным человеком, но Йосеф и его сыновья были еще сильнее, как рассказывается в Мидраше, когда Йегуда и его братья топнули ногами и весь Египет затрясся, Йосеф со своими сыновьями сделал то же, и наконец Йегуда сказал: Он сильнее меня". Почему же он считал возможным идти на Йосефа войной? Объяснение таково: так как Йегуда взял на себя ответственность за Биньямина - "раб же твой поручился за отрока" - поручился, что приведет его обратно к Яакову, несмотря на то, что остальные братья ни в чем не пострадали, он чувствовал ответственность и за одного еврейского ребенка до полного самопожертвования. 2. В этом содержится указание для всех отцов и матерей, на которых Всевышний возложил ответственность за каждого из их детей: они должны с полнейшей самоотверженностью заботиться даже об одном ребенке, охраняя его от всего, что не должно случаться с еврейским ребенком. Самоотверженность в отношении чистого, святого воспитания наших мальчиков и девочек ведет к заключению этой главы: "И расплодился и умножился весьма". Из беседы всубботу главы Ваигаш 5711 г. (1950 г.) Беседа вторая. (Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе, на недельную главу "Шмейс" года 5713 (1952) года). Вступление переводчика. В конце нашей недельной главы рассказывается о начале египетского изгнании - о спускании в Египет нашего праотца Якова вместе со всей его семьей. Сравнивая современное положение еврейства с тогдашним положением евреев в Египте, ребе рассуждает о некоторых проблемах традиционного еврейского образования сегодня. - 1 - Комментируя стих Торы: "...Иегуду послал... наставлять перед ним в Гошен", РаШИ цитирует Мидраш: "[Послал Иегуду для того, чтобы] основать... дом Учения, дабы наставление исходило оттуда". Когда Все-вышний приказал Якову спуститься в Египет, в первую очередь ("перед ним") Яков позаботился о том, чтобы в Египте появились ешивы. Несмотря на то, что Святой, благословен Он, пообещал Якову, что будет сопровождать его: "Я спущусь с тобой в Египет, и Я же поднимусь оттуда с тобой", Яков постарался еще до спускания в Египет приготовить там место изучения Торы и только после этого отправился в эту страну вместе со Все-вышним. Причина этого - то, что именно ешивы являются основой существования еврейского народа. Ешивы, основанные Яковом, действовали в течение всего периода времени, когда евреи находились в Египте, как сказали благословенной памяти Мудрецы: "Со дней отцов наших не отходила ешива от них: были в Египте - ешива вместе с ними, как сказано: "Иди и собери старейшин Израиля"". Во все времена, в любом месте, где бы ни находились сыновья Израиля, - даже в египетском изгнании, самом тяжелом из изгнаний, ешива [...] сопровождала их, поскольку она, как было сказано выше, является основой существования народа в целом. - 2 - Египетское изгнание было самым тяжелым [для евреев]. Также оно было тяжелее, чем сегодняшнее наше изгнание, и по нескольким причинам [следующим ниже]: а) Египетское изгнание происходило до дарования Торы. Несмотря на то, что изучали Тору и тогда, как становится ясно из многочисленных высказываний благословенной памяти мудрецов, в частности, в том, которое было процитировано выше: "Со дней отцов наших не отходила ешива от них..." Однако, поскольку тогда, [до ее дарования,] Тора изучалась силой самих творений, - как бы ни высоки были [возможности] творений, какого бы уровня [ее постижения] они ни достигли, [подобное] изучение могло достигать лишь источника творений, но никак не выше этого. б) Египетское изгнание было для еврейского народа первым, и поэтому выдерживать его было тяжело в особенности. Так в материальной жизни человек с большим трудом переживает несчастье, когда оно происходит с ним, не дай Б-г, первый раз. Если же это несчастье, не дай Б-г, повторилось, человек переносит его легче, как будто "привыкнув" к нему. в) В Египте весь еврейский народ находился в одном и том же месте. В последующих изгнаниях "добро сделал Все-вышний Израилю, что разбросал их среди народов". Когда евреи находятся в различных местах, тогда, будучи притесняемы в одном месте, они могут "перевести дух" в другом, евреи, живущие в месте, где их существование легче, могут помочь своим братьям, находящимся в тяжелом положении. В Египте, напротив, все евреи пребывали в одной и той же стране и были подчинены одной и той же власти. [При этом необходимо понимать, что] Египет был очень тяжелым государством, как сказали наши мудрецы: "Ни один раб не мог сбежать оттуда". В то же время евреи должны были выйти из Египта в составе около шестисот взрослых мужчин, не считая женщин и детей. И, вместе со всем этим, несмотря на все трудности, ешива не отходила от них, - она постоянно присутствовала в еврейском народе - место, где евреи сидели и изучали Тору. - 3 - Много раз говорилось, что Тора, не дай Б-г, не представляет из себя учебника по истории, но каждое понятие, излагаемое в ней, каждая приводимая в ней история и даже каждая буква в Торе осуществляет наставление, справедливое для любого времени и любого места. Есть те, кто утверждает, что нынешнее время "не подходит" для существования ешив. В таком тяжелом положении вполне достаточно начального еврейского образования - "Талмуд Тейро", а если ешивы и возможны сегодня, то, во всяком случае, не в той форме, в которой они существовали в прошлом и так далее. Ответом на это является наставление, получаемое нами из приводимого в Торе рассказа о египетском изгнании. Там, в Египте, положение евреев было многократно труднее, нежели сегодня. При всем этом евреи не теоретизировали [в отношении того - быть ешивам или не быть], а изучали Тору. Более того, они не пытались вести рассуждений не только о [возможности существования ешив, в зависимости от] тяжести их положения, но и о [целесообразности существования ешив в зависимости от] уровня, которого [способно было] достигнуть [их] изучение Торы. [Они не задавались вопросом,] достигает ли она лишь источников творений или уровня более высокого. В дни нашего Изгнания, которое во много раз легче того, что было в Египте, в дни, когда изучение Торы достигает несоизмеримо более высокого уровня, очевидно, что неуместны никакие теоретизирования в отношении этого [- возможности существования ешив] и есть необходимость в их существовании. - 4 - То же самое имеет отношение к поддержанию ешив. Есть те, кто утверждает, что сегодняшнее стесненное, как с точки зрения способностей к изучению Торы, так и с точки зрения материальной, положение евреев обязывает к тому, что только тогда, когда человек вдоволь наестся, напьется, как следует выспится, а после этого заработает массу денег, он имеет моральное право дать средства на поддержание ешивы или пойти на "самопожертвование" и отдать в нее детей еще до того, как им исполнилось тринадцать лет. Человеку, придерживающемуся подобных взглядов, следует ответить: "Египет был самым тяжелым из изгнаний. Даже своей соломы для изготовления кирпичей [основной работы, которой они занимались в Египте,] у евреев не было, и они были вынуждены бродить по чужому государству и собирать солому, в то время как надсмотрщики стояли над ними с кнутами. И, несмотря на то, что соломы у них своей не было, - ешивы они содержали". - 5 - В Талмуде есть спор [между мудрецами] в отношении того, где лучше человеку [иметь место] работы: на улице, на которой обитают проститутки, или на улице, где расположены [храмы] идолопоклонников. На первый взгляд, непонятно: проходя по улице, наполненной проститутками, человек получает вред уже от того, что он видит, поскольку, в том числе, взгляд [на нескромно одетую женщину], даже без размышления о ней, как известно, вредит еврею. Что плохого в том, что он ходит по улице, на которой расположены храмы идолопоклонников? Подобный вышеупомянутому довод здесь неуместен, поскольку идолы - лишь куски дерева и камня. Истинная причина [того, что пребывание на улице, наполненной храмами идолопоклонников, так же и, может быть, в еще большей степени вредит еврею, что и порождает повод для спора,] заключается в том, что подобное окружение воздействует на атмосферу места, в котором находится. Место, где расположено оскверненное, привлекает к себе осквернение, и атмосфера такого места может воздействовать на человека. Какое отношение это имеет к начатому разговору? Атмосфера улицы, на которой царит утверждение, что нынешнее время непригодно для существования ешив, воздействует и на некоторую часть самих учеников ешив. Есть те из них, кто утверждает, что им трудно учиться как следует, по той причине, что [над ними довлеет обязанность] сначала обеспечить себе безбедное существование в будущем, [а, следовательно, беспокоиться о получении профессии, проблемах собственного трудоустройства в будущем, и т.д.]. Такой ученик не может учиться спокойно из-за мысли о том, как он прокормит детей, которых в добрый час даст ему Все-вышний, по достижении возраста, когда он обручится и поженится. Беспокоится он и о том, что оставит детям "после ста двадцати лет". И, по причине подобных рассуждений, этот ученик выходит на улицу, - по крайней мере, на улицу "уходит" его внимание, - и размышляет о той цели [которую ставит перед собой] - о заработке. Откуда подобная позиция у учеников ешив?! Из воздуха улицы, как было сказано выше. Несмотря на то, что предыдущий Любавический ребе сказал, что "лед [в США] уже тронулся", есть огромная разница между льдом, который лишь тронулся, и льдом, который растаял в огне, почерпнутом из "Все-вышнего, Б-га твоего - огня пожирающего..." В дополнение к этому, осталось нечто и от предшествующего положения вещей, и все это, как губка, вбирает в себя пресловутый тип учеников ешив. - 6 - Действительно, можно оправдать их тем, что причиной подобной позиции и подобных размышлений служит атмосфера места, в котором они находятся, и окружение. Но так не должно быть, и наставлением для них также должно послужить упомянутое место в [тексте] Торы: Кроме того, что египетское рабство было наиболее тяжелым из испытаний, [выпавших на долю еврейского народа,] евреи в Египте находились в исключительно стесненном положении, под постоянным давлением, достигшим [к концу их пребывания в Египте] такой степени, что евреи не сразу смогли воспринять мысль о том, что для них уже настала пора выходить из изгнания. Когда Мейше-рабейну принес евреям известие об освобождении, те "не услышали Мейше от стесненного дыхания и от тяжелой работы", и, вместе с тем, еще до того времени, когда Мейше явился в Египет и произнес: "...вспомнил [о вас Все-вышний]", они не рассуждали в отношении цели, которую имеют в жизни, а находились в ешиве и учились. Тем более сегодня, неуместно [с тревогой] думать "что же будет с нами дальше", - необходимо сидеть в ешиве и учиться. В особенности это очевидно в свете того, что сегодняшняя работа многократно более легка. Как известно, двести две искры святости из двухсот восьмидесяти восьми упавших [при "разбитии сосудов"] уже были перебраны в течение египетского изгнания, как сказано: "Вэгам эрев рав олу итом (и так же великая примесь поднялась вместе с ними)". [По простому смыслу речь идет о египтянах, в результате казней, павших на Египет, осознавших, что сила - за евреями, и вышедших из Египта вместе с ними]. В то же время, Внутренняя Тора объясняет, что евреи не только вывели с собой из Египта представителей других народов, не только вынесли оттуда великое богатство, но и "рав (великий)" - по цифровому значению "двести две" - искры святости из тех, которые поручено было перебрать евреям в качестве выполнения их работы в мире, вынесли они оттуда. Осталось лишь 86 искр, по цифровому значению соответствующих Имени Все-вышнего - "Элейким". А из этих 86 ис кр за долгое время, прошедшее со времен египетского изгнания, евреи потом и кровью перебрали большинство. Остались только "пахим ктаним" - мелочи. Необходимо лишь довести до конца работу по переборке [материальности мира]. И само собой разумеется, что эта работа более легка, поскольку: 1) остался лишь маленький объем работы; 2) в самой работе ощущается поддержка со стороны искр святости, которые уже были перебраны. "И ЙЕУДУ ПОСЛАЛ ПЕРЕД СОБОЙ К ИОСИФУ, УКАЗЫВАТЬ ПЕРЕД НИМ В ГЕЙШЕН". ["Вайигаш" 46:28] Перед тем как Яков спустился в Египет сам, он послал пред собой [своего сына] Йеуду "основать там дом Учения, откуда будет исходить Тора, чтобы колена [Израиля] были знатоками Торы (ейге баТейро)", - объясняют наши мудрецы. Яков поступил так, поскольку знал, что египтяне - испорченный, развращенный народ, и пребывание среди них могло привести евреев к духовному падению. Яков знал, что в будущем египетское Изгнание может повлечь духовную опасность для народа Израиля, и наилучшей защитой от этого видел создание дома Учения - ешивы, организацию в Египте места для изучения Торы. В изучении Торы возможны два пути: 1. [Простое] чтение стихов Торы; 2. Труд над ее постижением, нацеленный на постижение самого глубокого смысла ее слов. Из слов "ейге баТейро (чтобы были знатоками Торы)", которыми мудрецы описывают цель основания Йеудой дома Учения, ясно: Яков понимал, что только изучение Торы в форме "чтобы были знатоками" - углубленного изучения - способно дать евреям в Египте [достаточные] духовные силы для того, чтобы защитить их от влияния египтян. Это так потому, что только в том случае, если человек сосредоточенно изучает Тору, углубляясь в нее, как следует, - Тора становится частью его собственного существования. Отсюда становится понятным, почему один из признаков Мошиаха [условий, которым он должен соответствовать для того, чтобы быть Мошиахом] - то, что он должен быть "ейге баТейро (великим знатоком Торы)". [И здесь под этими словами] подразумевается именно углубленное изучение Торы, как говорилось выше. Способность вывести Израиль из Изгнания дана Мошиаху только потому, что он находится в полном объединении с Торой, не подвластной ограничениям мира. Только такой человек как Мошиах, вся суть которого - Тора, способен возобладать над Изгнанием и вывести из него Израиль к полному Освобождению. Беседа 3 9. В словах гей лахем зера ("вот вам семя") содержится намек на то, что Йосеф велел египтянам совершить обрезание. В трудах раби Ицхака Лурии говорится о том, что это увеличило витальность Египта, то есть клипот (сил зла), что стало причиной галута в Египте. Параллелью этому служит фраза (которую читают на пасхальном "седере") гей лахма анъя ("вот хлеб бедности"), говорящая об избавлении. По той же причине в сидуре (сборнике молитв), составленном согласно версии раби Ицхака Лурии, в этой фразе написано гей, слово, огласованное "цейрэ", а не га, с "камацем". Смысл этого таков: га с "камацем" означает "это хлеб бедности, который ели наши отцы в Стране Египетской", а гей с "цейрэ" имеет смысл "вот хлеб бедности". 10. То, что выражают слова гей лахма анъя, возмещает и исправляет выражаемое словами гей лахем зера. Но возникает вопрос: почему так дурно сказанное Йосефом - гей лахем зера! На первый взгляд кажется, что, наоборот, в этом не только нет ничего дурного, напротив - в результате египтяне переселились из пограничных районов в города, "а народ он расселил по городам от одного конца Египта до другого". Теперь египтяне не могли называть его собратьев беженцами. Известно, что Йосеф в Торе называется так: "Праведник - основа мира" и все поступки были продолжением Б-жественности. И, значит, в этом заключалось приятное Б-гу намерение - распространение Б-жественности среди всех, даже среди египтян? Но недостаток заключался в том, что Йосеф делал все это, следуя собственному мнению. Поэтому, хотя он и приблизил египтян к святости, то есть ко всему, что связано с Б-гом, но так как он сделал это, следуя своему собственному мнению, это сообщило им дополнительную жизненную силу - в клипот. в силах зла, ибо со своей стороны египтяне совершенно не были этого достойны. Это стало причиной жестокости египетского галута -смысл, который несут в себе слова "гей лахма анья... в Стране Египетской". - сказанное Йосефом гей лахем зера стало причиной усиления тяжести египетского галута. Мы находим подобное у нашего учителя Моше - то, что он, следуя своему собственному мнению, забрал с собой эрев рав, стало причиной греха поклонения тельцу, как Всевышний сказал ему: "...ибо растлился твой народ, который ты вывел из Страны Египетской". 11. Во многих письмах, а также и в "маамарах" Ребе, мой тесть, пишет, что во всем, что человек изучает (в Торе), главное - сделать вывод, касающийся служения Всевышнему. В том, что было сказано, содержится следующий вывод: постоянно идет речь о том, чтобы стараться любого человека приближать к Торе, кто бы он ни был. Однако делать это следует без компромиссов, не отступая, спаси Б-г, от Торы и заповедей. Как говорит пословица, надо спасать утопающего, остерегаясь, чтобы и самому не утонуть, спаси Б-г. Уже объяснялись как-то слова Мишны "принадлежи к ученикам Агарона... который любил людей (брийот, творения) и приближал их к Торе". Здесь содержатся два указания: 1) приближать следует всех, даже "творения", брийот (то есть таких людей, все достоинство которых заключается в том, что их создал Всевышний): 2) делать это следует так, чтобы "приближать их к Торе", а не приспосабливать Тору к духу "творений", спаси Б-г, напротив, нужно приближать "творения" к Торе - к совершенной Торе, без компромиссов. То же касается и еврейских обычаев, "еврейский обычай - Тора". 12. Что касается исполнения на деле. По мнению некоторых, когда речь идет о том, чтобы приблизить еврея к еврейству, как можно с чем-то считаться? Например, можно как-то частично не обращать внимания на особые требования перегородки в синагоге и т. п., тогда придет много евреев. И они станут ближе к еврейству. И другое: в месте, где живут евреи, изучающие Тору и исполняющие заповеди, конечно, нужно самым тщательным образом все исполнять, вплоть до острия буквы "йод". Но когда ты находишься там, где существует враждебность к Торе и заповедям, не нужно настаивать на "второстепенном", важно сохранить главное. Чему подобен такой подход? Например, кто-то может сказать, что дома и в мирное время он будет носить с собой оружие, ибо, хотя сейчас и мирное время, все же, когда человек с оружием, он более уверен в своей безопасности. А во время войны он будет ходить безоружным, так как, во-первых, он не хочет, чтобы в нем узнали врага, а во-вторых, потому, что в случае надобности легче будет передвигаться. Ясно, что это полнейшая глупость. 13. Год тому назад на собрании раввинов один из участников собрания высказался так: "Когда человек пьет, важно знать, чистая это вода или нет, но когда тушат пожар, это не важно". Ребе, мой тесть, ответил на это: "Можно так сказать, только когда есть уверенность в том, что это вода. Тогда единственная забота - чистая это вода или нет. Но если это не вода, а керосин - тогда не только нельзя затушить пожар, но наоборот, пожар разгорается все сильнее, хотя керосин - тоже жидкость". Так и в отношении того, что было упомянуто выше: изменяя еврейский обычай, мы не только не влияем на окружение, но происходит прямо противоположное. Подобное сказано в Гмаре в отношении прощения грехов и искупления в Йом-Кипур: даже согласно мнению, говорящему, что сам Йом-Кипур искупает грехи без покаяния, даже те грехи, которые человек совершил в день Йом-Кипура. Йом-Кипур не искупает грех нарушения того, что запрещено в Йом-Кипур, ибо обвинитель не может стать защитником. 14. А в отношении того, что говорят "кто станет обращать внимание на мельчайшее отклонение, если благодаря этому спасают самую сущность", можно дать два ответа. 1) Даже если бы была полная уверенность в том, что тем самым будет достигнута великая польза и евреи приблизятся к Отцу их. Который в небе, сказано о подобных вещах: "Не будь слишком праведен". Не нужно быть набожнее Торы, ибо согласно "Шулхан аруху" этого делать нельзя, не следует быть набожнее "Шулхан аруха" и не нужно заботиться о приближении евреев к еврейству более, чем об этом заботится Тора. Сторонник такого мнения может возразить: "Хорошо, я действительно не обязан заботиться о евреях более, чем это делает Тора, но кого это касается, если я буду все же о них заботиться?". Следует ему ответить, что это не так, нет у него права нарушать слова Торы своей набожностью, - кто говорит, что польза приближения евреев (которой он достигнет, по его мнению) важнее, чем закон, приведенный в "Шулхан арухе"? 2) Так следует ответить, если бы даже была уверенность в том, что подобное отношение к вещам приведет к важным результатам. Но на самом деле, так как это не соответствует Торе, никакой пользы из этого не будет и даже наоборот, будет лишь вред. 15. И потому мы говорим: "Это - хлеб бедности, который ели наши отцы в Стране Египетской", и это исправляет сказанное Йосефом: "Вот вам семя". И мы говорим, что так как Йосеф сказал: "Вот вам семя", наши отцы "ели в Стране Египетской", это стало причиной египетского изгнания. Поэтому хотя "все голодные пусть придут и едят, все нуждающиеся пусть придут и будут праздновать Песах", и хотя эти слова действительно указывают на то, как важно каждого приблизить к еврейству, однако делать это следует так, как того требует Тора: "пусть придут и едят" - но с условием, что они "придут и будут праздновать Песах", то есть будет соблюден полный пасхальный "седер". При таком образе действий, несомненно, конечный результат будет таким, что, хотя мы "в этом году рабы", на следующий год "мы будем в Стране Израиля", "на следующий год мы будем свободны". Из беседы во вторую ночь Песаха 5717 г. (1957 г.) Вайигаш "Я Иосиф, жив ли еще отец мой?" "И подошел ("Ваигаш") к нему Йегуда и сказал...". Йегуда стал рассказывать Иосифу, как боялся их престарелый отец отпускать Биньямина из дому, помня, что случилось много лет назад с его старшим братом. "Теперь же я приду к... отцу моему, а отрока не будет с нами, его же душа привязана к нему". Йегуда объясняет, почему именно он решает во что бы то ни стало добиться освобождения Биньямина: 'Таб твой поручился за отрока". Он предлагает: "Пусть я останусь вместо отрока рабом... а отрок вернется с братьями. Ибо как взойду я к отцу, когда отрока нет со мною? Разве видеть мне зло, которое постигнет отца?" Мидраш очень живо описывает беседу между Йегудой и Иосифом. Когда Йегуда сердился, глаза его наливались кровью, волосы на его груди прокалывали рубашку. "Я лучше Биньямина смогу носить воду, колоть дрова", - голос Йегуды становился все громче, и еще немного - и он взялся бы за меч. Но чем больше кричал и сердился Йегуда, тем больше его поведение нравилось Иосифу. Он видел, как сильно покаялся брат за то, что в свое время продал его в рабство. Что такое покаяние? Если человек очутился в таком же положении, в каком когда-то согрешил, но не хочет повторить грех - это и есть покаяние. Иосиф хочет взять в рабство Биньямина, и Йегуда, рискуя жизнью, просит его только об одном - возьми меня вместо брата. Иосиф решает, что довольно, что нужно открыться брату. Он говорит Йегуде: "Ты сказал мне неправду. Неправду, что один брат ваш умер. Он здесь, он в этом здании". Пошел Иосиф с Йегудой, а братья сзади, подходят к одной из комнат. Иосиф говорит: "Иосиф, сын Яакова, выходи!" Братья в недоумении Потом Иосиф подошел еще к одной комнате и снова крикнул: "Иосиф, сын Яакова, выходи!" Братья снова недоумевают. Тогда Иосиф сказал им: "Я - Иосиф!" Братья окаменели от страха. Но он успокоил их, сказал, чтобы они не боялись, ибо все, что произошло - от Б-га. Он просит братьев поскорее возвращаться к отцу, чтобы привести его и все их многочисленное семейство в Египет, "ибо еще пять лет голода". В Египте же они будут под личным покровительством Иосифа. "И прошла молва по дому фараона: прибыли братья Иосифа". Фараон со своей стороны, видимо считая, что если один еврей оказался таким выгодным для государства, то целый еврейский род - тем более, предложил Иосифу привезти в Египет отца и всю его семью, "и я дам вам лучшую землю Египта". Фараон дал свои колесницы для перевоза имущества семьи. А Иосиф к этому добавил десять ослов, несущих из лучшего, что в Египте, и десять ослиц, несущих зерно, хлеб и пищу для отца своего на дорогу. И отослал он братьев своих, и сказал им: не ссорьтесь в дороге". Яаков, много лет назад поверивший, что Иосиф растерзан диким зверем, вначале не мог принять радостную весть, "что Иосиф жив и что он владычествует над землею египетской". Лишь услышав обстоятельный рассказ сыновей и увидев царские колесницы, присланные для него, он поверил, "и ожил дух Яакова". "И сказал Исраэль: довольно! Еще и Иосиф, сын мой, жив! Пойду же и увижу его перед смертью моей". По дороге в Египет Яаков останавливается в Беэр-Шеве. Там ему является Вс-вышний: "...не бойся спуститься в Египет, ибо большим народом сделаю тебя там. Я сойду с тобою в Египет, и Я выведу тебя..." Далее приводятся имена 66 детей и внуков Яакова, пришедших вместе с ним в Египет. "И сыновей Иосифа, родившихся у него в Египте, - две души, всех душ дома Яакова, пришедших в Египет, - семьдесят". По мнению некоторых комментаторов, число "семьдесят" включало в себя кроме перечисленных 66 душ и Иосифа с двумя сыновьями также самого Яакова, несмотря на то, что выше подчеркивалось, что речь идет о потомстве патриарха, не включая его самого. РАШИ утверждает, что семидесятой была дочь Леви, Йохевед, мать Моисея, которая не была упомянута выше, потому что родилась при самом въезде в Египет. Яаков и его род прибывают в египетскую провинцию Гошен, богатую пастбищами. "И запряг Иосиф колесницу свою, и поднялся навстречу Исраэлю в Гошен... и пал на шею его, и плакал на шее его долго". Иосиф учит братьев, как им вести себя при встрече с фараоном, чтобы он отдал им землю Гошен, изобилующую лугами и в то же время отдаленную от центров идолослужения. Яаков также наносит визит египетскому властителю. Фараон спрашивает патриарха, сколько ему лет. "И сказал Яаков фараону: годов проживания моего - сто тридцать лет; немноги и злополучны были лета жизни моей, и не достигли лет жизни отцов моих". Затем повествование возвращается к "тяжкому голоду", поразившему Египет и близлежащие страны. В голодные годы отовсюду шли в Египет за хлебом, оставляя там деньги. "И истощилось серебро в земле египетской и в земле ханаанской, и пришли все египтяне к Иосифу, говоря: дай нам хлеба, зачем умирать нам пред тобою, ибо закончилось серебро". Иосиф стал продавать хлеб в обмен за скот, который переходил в собственность государственной казны. А когда и весь скот был обменен на хлеб, в казну фараона перешли сами египтяне и их земли, ставшие "крепостными". Чтобы подчеркнуть этот факт, Иосиф ввел "подоходный налог" - отныне пятую часть урожая египтяне должны были отдавать в государственную казну. По сегодняшним представлениям, подоходный налог в 20 процентов вполне сносен, а тогдашние египтяне были ему даже рады, ибо взамен они получали полное государственное обеспечение. Так что введение неслыханного дотоле налога не только не сопровождалось демонстрациями, но, напротив, египтяне всячески благодарили Иосифа. "...И возродился дух Яакова". Многие комментаторы, включая РАШИ, усматривают в словах "возродился дух" указание на то, что к Яакову вернулось святое наитие, которого он был лишен все годы, в которые он горевал по Иосифу. Вот, что пишет по этому поводу "Зогар": "Когда пропал Иосиф, Яаков лишился возвышенного духа, который у него был, и Ше-хина (Б-жественное присутствие) покинула его. Написано "возродился дух Яакова". Разве до этого он был мертв? Но здесь имеется в виду, что до этого он был лишен иного духа... Его печаль была причиной этому... Мы видим, что Шехина не находится в месте печали, но лишь в месте радости. Где нет радости - там нет Шехины... И как только пришла к нему радость известия об Иосифе, тотчас возродился дух Яакова". В подтверждение своих слов "Зогар" приводит также эпизод, упоминаемый в ТАНАХе (Книга Царей II, 3). Там рассказывается о том, как пророк Элиша посетил израильского царя Йорама. Пророк велел привести музыканта. "И когда заиграл музыкант, была на нем рука Б-жья". Талмуд в трактате "Шаббат" (30б) на основании приведенного стиха приходит к аналогичному выводу: "К явлению Шехины нельзя прийти ни из печали, ни из лени, ни из смеха, ни из легкомыслия, ни из беседы, ни из пустых речей, но из радости исполнения заповеди". Там же Талмуд объясняет противоречие в книге "Когелет" ("Экклезиаст"). Там в одном месте сказано, что радость не приносит ничего путного, а в другом месте говорится: "И прославляю я радость". Веселье веселью рознь. Есть веселье пустое, и есть радость возвышенная. Первое может затянуть человека в сети греха. Второе - явить ему Б-жественное откровение. Как уныние, так и радость содержат в себе известный риск. Согласно хасидизму риск, заключающийся в унынии и тоске - много больший. Рассказывают, что один хасидский цадик, однажды проходя мимо разгульного свадебного гулянья, с ужасом обнаружил, что разгулье, которое он увидел, отчасти повлияло и на него: ему тоже стало веселее. Но, поразмыслив немного, он успокоился: "Все же лучше, чем уныние". Талмуд рассказывает, что однажды, когда р. Ьрока проходил по площади своего города, ему явился пророк Илья. Ученый спросил пророка, кто из находящихся сейчас на площади достоин мира грядущего. "Никто", - ответил пророк. Тем временем на улице появились двое, и пророк указал на них. Р. Брока поспешил к ним и справился об их занятиях. "Мы потешники, - ответили те, - мы веселим опечаленных". Итак, с поселения Яакова и его семейства, насчитывавшего тогда семьдесят душ, в земле Гошен началось двухвековое египетское рабство еврейского народа. Библейский Гошен отождествляется современными учеными с Вади Тумилат, плодородной равниной, пролегающей между дельтой Нила и нынешним Суэцким каналом. Великолепные пахотные угодья этой области Египта издревле привлекали внимание скотоводческих бедуинских племен Синайского полуострова. Как свидетельствуют древние египетские источники, бедуины нередко просили у египетских властей права пасти свои стада в этой местности. Но сами египтяне не придавали особого значения Гоше-ну, довольно удаленному от центральных областей египетского царства, они не заселяли его и не обрабатывали его земли. Этим можно объяснить то, что Библия эту египетскую область всюду именует землей Гошен, подчеркивая этим ее обособленность от других областей Египта. Здесь решил Иосиф поселить своего отца и братьев. Во-первых, занимаясь разведением овец, они нуждались в пастбищах. А во-вторых, Иосиф хорошо знал, что отец его пожелает жить вдали от центра страны, чтобы семье легче было сохранить жизненные устои, завещанные Авраамом, и чтобы дети и внуки его принимали как можно меньше участия в государственной жизни Египта, страны своего изгнания. Да, для Яакова переселение из Святой земли в Египет было изгнанием, даже если переезжал он в каретах, посланных самим фараоном, даже если Святая земля была и тогда далеко не самым лучшим местом на земле во многих отношениях, а Египет являл собой самое развитое, богатое и могущественное государство в мире и даже если фактическим правителем этого государства был его сын. Глава Вайигаш Раздел этой недели знакомит нас с историей воссоединения Иосифа со всей своей семьей, начиная с того, как Иегуда подошел (Ваийгаш) к Иосифу. На первый взгляд вся эта история кажется слишком тщательно разработанной и не столь важной, чтобы быть единственной темой целого недельного раздела. Тора могла бы нам просто рассказать в конце раздела прошлой недели о том, что Иосиф привел своих братьев и отца в Египет и немного о том, что произошло. Зачем нужно было этому посвящать целую главу и к чему такие растянутые подробности? Я думаю, ответ можно найти в следующей истории. Сразу же после удивительной войны, длившейся всего шесть дней в 1967 году, Любавический Ребе начал "Кампанию Тефиллин". Все Хасиды Хабада должны были выйти на улицы и надеть Тефиллин на любого еврея, который этого захочет. Об идее о том, чтобы подходить к не религиозным незнакомым людям на улице с просьбой совершить религиозный акт, и такой сложный, никто не слышал (даже сегодня только Хабад может быть таким "сумасшедшим", чтобы сделать это) и никто не знал точно, как это делать. По всему Израилю проходили собрания, на которых обсуждалась эта проблема, и Хасиды в Кфар Хабаде созвали большой "Фарбринген". (Фарбринген - очень серьезное и очень неформальное собрание мужчин всех возрастов, объединенных одной целью - делать (и быть) то, что хочет Ребе. Там часто употребляется водка (Лехаим) и люди открывают друг другу свои сердца и мысли). В тот вечер главным рассказчиком был Рабби Мендель Футерфасс - старый Хассид и духовный наставник главной Ешивы, который провел много лет в заключении в Сибири за активное распространение идей Иудаизма. Весь вечер он и все присутствующие пытались приводить примеры или возможные объяснения такой полностью неортодоксальной, на вид не приемлемой идей, не получившие успеха. Затем он вспомнил историю, услышанную им, будучи в тюрьме 15 годами ранее. Из всего, что он видел и слышал за 6 лет своего пребывания в Сибири, Рав Мендель пытался усвоить урок в служении Б-гу, и обычно ему это удавалось. (Однажды он сказал мне, что причина, по которой Цадик Рав Зуся из Аниполи сказал, что у вора можно получить семь положительных уроков служения Б-гу (сефер "Йом Йом" стр. 107) заключается в том, что он никогда не сидел в тюрьме. А если бы он сидел в тюрьме он бы узнал тысячи вещей!) Но была одна история, в которой, как он ни старался, он не мог выявить духовную суть... до сих пор. Заключенный, рассказавший эту историю, был глубоководным ныряльщиком в царском флоте, затем был отправлен в тюрьму коммунистами, и его история была такова: "Случалось так, что один из кораблей царского военно-морского флота тонул, иногда из-за шторма в море, или потому, что разбивался о скалу, или иногда в сражении. "Теперь корабли дорого ценятся. Только металл и оборудование по отдельности стоили миллионы, поэтому на флоте разработали способ подъема корабля с дна океана, чтобы потом отбуксировать его на берег и там починить или хотя бы, частично спасти имущество. И это была моя работа". "Вот что делали моряки: они ставили два корабля-буксира в море над местом, где лежал затонувший корабль. Каждый корабль опускал длинную, толстую цепь с огромным крюком на конце, а я нырял вниз, прикреплял один крюк к перед ней, а другой к задней части затонувшего корабля. Затем буксир сворачивал цепи, поднимали корабль с глубин океана и вытаскивали его на берег. "Все шло гладко, если затонувший корабль находился под водой примерно меньше месяца, но после этого корабль начинал ржаветь и крюки поднимали только огромные обломки железа, оставляя остальную часть корабля позади. "Поэтому кто-то разработал блестящий план. Два буксирующих корабля, вместо того, чтобы опускать каждый по цепи, расстилали огромный, пористый, резиновый настил с толстыми резиновыми стенками вокруг места, где находился затонувший корабль. Изнутри по всей длине настила располагался большой плоский стальной лист, с несколькими сотнями стальных тросов, прикрепленных к нему. Тросы проходили сквозь специальные герметические отверстия в нижней резиновой стене таким образом, что вода не могла туда просочится, а воздух выйти, а на конце каждого свисающего троса был крюк. "Моя работа заключалась в том, чтобы спускаться вместе с несколькими ныряльщиками, опустить настил, расстелить его над затонувшим кораблем и прикрепить крюки в как можно большем количестве мест. Затем мотор одного из двух буксиров вкачивал воздух в настил и медленно надувал его. Он начинал подниматься вверх пока. . . Вдруг весь корабль сразу же всплывал и его можно было вытащить на сушу. "Только теперь я начал понимать рассказ", сказал Рав Мендел. "Корабль, подобно еврейскому народу, проржавел и развалился на части, потому что они были потоплены в изгнании почти две тысячи лет". "Идея Ребе - спасти корабль, а мы, Хассиды, являемся глубоководными ныряльщиками Ребе. Мы должны прикрепить крюк к каждому отдельному еврею... надеть Тефиллин на головы как можно большего количества евреев, а затем, когда уже прикреплено достаточно "крюков". . . Гашем вытащит нас всех вместе". И это то, что означает наш недельный раздел Торы. Гафтара, читающаяся на этой неделе, объясняет, что Иегуда и Иосеф представляют весь еврейский народ, и их объединение - необходимый шаг к их освобождению от этого ужасного изгнания. Слово "Ваиигаш" означает "Подойти близко, собраться вместе". Это основа Иудаизма, как сказал Рабби Акива: "Возлюби ближнего своего, как самого себя", это главный принцип Торы. Единство это единственный сосуд для Б-жьего благословения (см. Мишна Укцин 3:12). Мы молимся за это не менее трех раз каждый день в заключительной молитве Шмон Эсрэ "Благослови нас, 0тец наш, Всех как одного". А отсутствие единства явилось причиной разрушения нашего Святого Храма и этого мучительного 2000-летнего изгнания. В этом так же заключается суть учения Баал Шем Това - объединить всех евреев. Поэтому его учение называется "Торат аМошиах", ибо оно подготавливает к приходу Мошиаха, пробуждая в каждом отдельном еврее то единственное, что связывает всех нас вместе, уникальную Б-жественную душу. Но просто изучения не достаточно, необходимо действовать; действительно подойти ближе к другому еврею, "Вайигаш", как Иегуда подошел к Иосефу, как глубоководные ныряльщики подходили к кораблю и как Ребе приказал всем Хасидам делать это с Тефиллином (и позже с другими девятью заповедями "Мивцоим"). Вот почему тема этого раздела настолько важна, чтобы выделить для него отдельную главу, и почему она следует перед благословлением Яаковом своих сыновей в главе следующей недели, она дает описание единства... необходимое условие для величайшего благословления всех нас. "Йосеф, сын мой, жив..." Глава Торы "Ваигаш", читаемая на этой неделе, рассказывает, как Йосеф, открывший родным братьям свое истинное происхождение, вновь соединился с ними. В предыдущей главе, где рассказывается, как братья впервые пришли в Египет и встретили Йосефа, сказано: "...и Йосеф узнал своих братьев, они же его нет". Почему же братья не узнали Йосефа? Простое объяснение состоит в том, что с тех пор, как они видели его в последний раз, прошло много лет - они оставили его безбородым юношей, а сейчас это был взрослый бородатый мужчина.
Хасидское учение предлагает более глубокое толкование стиха "...и Йосеф узнал своих братьев, они же его нет". Сыновья Яакова решили стать пастухами: это было спокойное и мирное занятие. В полях, присматривая за своими стадами, они не участвовали в общественной жизни, ничто не мешало им служить Б-гу, молиться и изучать Тору. Братья Йосефа считали нужным выбрать себе занятие, не мешающее им вести праведную жизнь. Они не желали жить в окружении, которое подвергало бы их искушениям на избранном пути.
Йосеф, однако, в этом отношении превосходил их: он был способен занимать высший административный пост в крупнейшей державе, оставаясь праведным.
Братья не узнали его, так как не могли даже подумать, что первый советник фараона - это тот самый благочестивый Йосеф, которого они знали много лет назад. Да и не только братья, но даже Яаков, родной отец Йосефа, узнав, что "Йосеф жив и правит в Египте", заволновался: не отказался ли его сын от еврейских традиций, став, фактически, полноправным правителем могущественного Египта? Яакова вряд ли утешила бы весть о том, что его пропавший сын жив, если бы Йосеф перенял египетский образ жизни, но когда сыновья объяснили отцу, что Йосеф достиг еще больших высот в благочестии и самосовершенствовании, Яаков испытал настоящую радость. Только после этого он смог удовлетворенно сказать: "Йосеф, сын мой, жив", - именно потому, что Йосеф, обладавший огромной властью в Египте, вел себя, как подобало сыну Яакова.
|
В избранное | ||