«Шмини». Наша недельная глава рассказывает о смерти Надава и Авигу, наказанных Б-гом за вхождение в Святая Святых в день начала работы Мишкана. Тора не восхваляет ни смерть, ни даже награду после смерти. Совсем наоборот, смерть ассоциируется с нечистотой, с грехом Адама и с грехом Золотого Тельца. Фактически, смерть настолько противна Иудаизму, что для того, чтобы
избежать ее, разрешено игнорировать большинство заповедей!
Отсюда весьма странным кажется то, что в нашей недельной главе (10:3) Моше восхваляет действия , которые привели их к смерти. Раши делает этот вопрос еще более острым. Он объясняет, что Моше не только хвалит сыновей Аарона, но видит в их смерти доказательство того, что они были большими праведниками, нежели Аарон и даже сам Моше!
Что же похвального в том, чтобы, нарушая все правила, вбежать в «Святая-Святых» и быть за это убитым? С другой стороны, если их действия, действительно, были верными, – за что же Б-г наказал их смертью?
* * *
К ответу на первый вопрос.
Когда-то давно в Бердичеве жил святой праведник, которого звали рабби Лейви-Ицхок. Несмотря на свою великую мудрость, больше рабби Лейви-Ицхок известен своими духовными качествами. Его любовь ко всем евреям просто не имела никаких границ. Его любовь к Б-гу была не меньшей. Это порой проявлялось в поступках, которые многие из современников
рабби считали, по меньшей мере, странными.
В ту пору существовало много других выдающихся раввинов, тем не менее, никто из них не был способен оценить такой необузданной манеры поведения рабби Лейви-Ицхока. Это привело к тому, что однажды рабби Лейви-Ицхок не был приглашен на крупную конференцию раввинов. Присутствовать там должны были все святые рабби Европы, но имя рабби Лейви-Ицхока не было
включено в список.
Рабби Леви Ицхок отправился к организаторам конференции и стал просить их разрешить ему присутствовать на ней, обещая, что будет следить за собой, не будет допускать бурных эмоций и т.п. Его просьба возымела действие, и, спустя месяц, он вошел в огромную гостиничную залу, бесчисленные хрустальные светильники освещали непередаваемое зрелище раввинского съезда.
Сотни самых святых евреев Европы, во всем своем блеске: в меховых штраймлах, с инкрустированными серебром тростями, в шелковых одеждах, расхаживали по нему, беседуя о самых разных вопросах.
Вечерняя молитва прошла у рабби Леви-Ицхока без проблем. Во время вечерней трапезы, наполненной хасидскими песнями и словами Торы, наш герой помнил о своем обещании и пытался вести себя как все. Но когда на дневной трапезе стали подавать кугл, возникла неожиданная проблема.
Официанты обходили столы и у каждого из гостей выясняли, кугл какого сорта он предпочитает: печеночный, рисовый, фруктовый, картофельный, спрашивая при этом:
«Ребе, какой Вы любите?». Наконец очередь дошла до рабби Лейви-Ицхока:
– Ну, а что вы любите, ребе?
Рабби Леви-Ицхок сначала пробормотал, а потом стал кричать все громче и громче:
– Что я люблю?.. Что я ЛЮБЛЮ?! ЧТО Я ЛЮБЛЮ?!! – пока, наконец, не в силах больше сдерживать себя, не вскочил на стол и, забыв о еде, людях, даже о себе самом, не закричал:
– Я ЛЮБЛЮ ТОЛЬКО Б-ГА!!! ТОЛЬКО ОДНОГО Б-ГА!!!
То же случилось и с Надавом и Авиу. Увидев Мишкан, они забыли обо всем на свете, даже о себе, и хотели только одного: полностью соединиться с Б-гом. И в этом – их величие: они – первые, кто полностью осознал и даже заявил о том, что назначение Мишкана – «МЕСИРУС НЕФЕШ», полное самопожертвование.
Что-то похожее присутствует в рассказе о юноше, который, выучившись на кузнеца, в собственной мастерской не мог ничего сделать. Причина заключалась в том, что юноша не понял, что до начала работы нужно разжечь в горне огонь.
Так и здесь. Сыновья Аарона увидели, что все законы и детали Торы холодны и пусты без огня «месирус нефеш». (См. «Тания», начало главы 19 и конец главы 25, объясняющих, почему «месирус нефеш» – суть Иудаизма).
Вот почему Мейше воздал хвалу Надаву и Авиу.
Но если так, почему же они были наказаны?
* * *
Вот известная история, которая, я думаю, ответит на этот вопрос.
Первый Ребе Хабада, рабби Шнеур-Залман, был большим знатоком Торы. К моменту, когда ему минуло тринадцать, он не оставил ни одной страницы Талмуда или комментариев к нему, которые он не знал бы наизусть, а через несколько лет рабби Шнеур-Залман одолел также все труды по еврейскому мистицизму.
Кроме того, когда Ребе молился, он полностью отдалялся от этого мира в стремлении, похожем на стремление двух упомянутых выше сыновей Арона, с весельем, плачем, с экстатическим тоскующим стоном: «Все-вышний, я не хочу твоих Небес, не хочу твоих духовных наград и откровений...Я хочу только... Тебя!»
Его молитва была такой сильной и эмоциональной, что часто, не контролируя себя, он катался по земле, и его ученикам приходилось обкладывать стены подушками, дабы уберечь учителя от возможных травм.
Так Ребе молился в обычные дни. Можете себе представить, как далеко от мира он был в самый святой день года, Йом-Кипур, когда каждый еврей, подобно первосвященнику во времена Храма, может, на духовном уровне, войти в Святая Святых!
Несмотря на это, однажды, в середине Йом-Кипурской молитвы Ребе вдруг замолчал, закрыл молитвенник, спустился с возвышения к выходу и, забыв о сотнях хасидов, вышел в холод русской ночи.
Хасиды, хоть и весьма удивленные, не стали задавать Ребе вопросов, но некоторые из них, не в силах сдержать любопытство, на расстоянии последовали за ним.
По дороге, ведущей к выходу из деревни, Ребе быстро шел в направлении ближайшего леса. Спустя несколько минут хасиды обнаружили, что он направляется к маленькой, казавшейся покинутой, хижине. Вид хижины не давал никаких оснований предполагать, что в ней живут люди. Даже дым не шел из ее трубы.
Хасиды спрятались среди окружавших хижину деревьев, а Ребе подошел к дому, постучал в дверь и, не услышав ответа, толкнул ее, и дверь открылась.
Вдруг до стоящих в укрытии учеников отчетливо донесся плач грудного ребенка и слабый женский голос. Минуту спустя Ребе вышел из хижины... с топором в руке!
Он подошел к поленнице дров уложенной у стены дома, вытащил несколько поленьев, положил их на землю, занес топор, и спустя несколько минут, возвратился в избу, неся охапку наколотых дров.
Через десять минут из трубы заструился дым, и вскоре запах каши донесся до хасидов через холодный зимний воздух.
Накануне женщина, жившая в этой хижине, родила. Она жила одна, и у нее не было сил самой разжечь потухший огонь... Пришел Ребе и спас жизнь ей и ее ребенку.
* * *
Возникает вопрос: как Ребе узнал об их нужде?
Ответ заключается в том, что в самый святой день года, когда Ребе мог бы с «месирус нефеш» парить в духовных сферах, он вместо этого повернул свои мысли так, чтобы исправить этот материальный мир. Произошло что-то похожее на сказанное о рабби Акиве, который, как объясняет Талмуд («Хагига», 14:2), мог поднимать свое
сознание из этого материального мира в высшие духовные сферы – совершать действие, стоившее многим разума или даже жизни, – именно потому, что «приходил 'С МИРОМ' и уходил 'С МИРОМ'»...
Говоря другим языком, «входя» наверх, он имел только одно намерение: возвратиться в этот мир и исправить его. – Другие, подобно Надаву и Авиу, хотели лишь удовлетворить свою тоску по Б-гу, даже если при этом им пришлось бы покинуть мир, и поэтому результат их поднятия был плачевен.
Простыми словами. Разумеется, целью Святого Храма было – духовное подчинение евреев Б-гу и «месирус нефеш», – то, что воплотили сыновья Аарона. Но что еще более важно, – Храм подразумевал принесение мира и счастья В ЭТОТ МИР. Потому и были наказаны Надав и Авиу.
* * *
Мы должны научиться у этих святых евреев двум важным вещам.
Первое. Каждый из нас должен пробудить в своей душе огненное стремление и жажду покинуть этот мир и прильнуть к Самому Б-гу, в особенности, во время молитвы. Иудаизм без этого огня, в лучшем случае, скучен и безжизнен. Более того, подобный Иудаизм, не дай Б-г, иного может заставить полностью оставить Тору.
Однако еще важнее то, что никто не имеет права отделять себя от этого мира, а обязан направлять свою энергию на то, чтобы думать: «Как я могу сделать этот мир лучше? Чем я могу помочь другим? Как я могу чуть-чуть ускорить приход Мошиаха?» ...А затем что-то делать для этого.
Как сказал Любавический Ребе: «Каждый должен сделать все возможное, чтобы привести Мошиаха».
К слову сказать, труды Любавических Ребе, «Хасидус Хабад» (возможно, их можно купить в вашем местном книжном магазине?) составлены так, чтобы воодушевлять нас на оба эти подхода, и потому они по-другому называются также «Торой Мошиаха».
А благодаря нашей работе, гораздо скорее, чем мы думаем, этот материальный мир наполнится знанием Б-га, как океан наполнен водой!
Мошиах нау!!!
Недельная глава "Шмини". Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе по материалам бесед Ребе, произнесенных в Субботу недельной главы "Реей" 5710 года и в Субботу недельной главы "Шмини" 5716 года).
- 1 -
Как [уже] говорилось, каждая идея Торы для человека является наставлением, указанием [пути]. Признаки, позволяющие отличить чистое животное [от нечистого], также несут в себе наставление. - Признаки "Жующий жвачку" и "Обладающий раздвоенными копытами", [- соответствующие им] в человеке, - дают возможность разобраться в его путях: чист ли он или, не дай Б-г, наоборот.
Еще одна деталь в этом. Проверка и выяснение чистоты относятся [именно] к животному. Подобие этому в человеке - "животное", [обитающее] в его сердце, - животная душа. Вышеупомянутая проверка [...] не относится к тому, что связано с душой Б-жественной - Торе и ее заповедям, - выполняются ли они лишь ради Все-вышнего или же ради какой-либо корысти. Проверке подлежит не это. Ведь изучать Тору и выполнять ее заповеди необходимо даже в том случае, если это происходит
ради некоего интереса: "Всегда пусть изучает и выполняет заповедь даже небескорыстно, поскольку через это... [придет к изучению Торы и выполнению заповеди ради Все-вышнего]" [- выносят законодательное решение наши мудрецы]. Данная проверка касается вещей материальных, связанных с животной душой. Необходимо выяснить, чистым "животным" является эта душа или нет.
Об обоих животных [как чистом,] так и нечистом говорится в Торе. Это означает, что даже живя согласно Торе, можно быть животным нечистым. Как Рамбан говорит, о том что возможен "распущенный [человек, и это] - с разрешения Торы" (то есть, может казаться, что это "с разрешения Торы", ведь на самом деле, он [подобный человек] нарушает приказ "святыми будьте" - приказ существенный и основополагающий). И для того, чтобы выяснить, какое животное является
чистым, Тора дает два признака:
В целом, также в животном между головой и ногой существует принципиальное отличие [...]. Кроме того, даже у животного в контакт с землей приходят лишь ноги. Это означает, что высокие силы - также и животной души - недопустимо вкладывать в материальность, земное. [Работа с "земными" вещами должна осуществляться] только силами действия [и только] в том объеме, в котором это является неизбежным.
- Рассказывают, что одному хасиду, который, будучи одаренным человеком, с увлечением занялся торговлей калошами, ребе Рашаб однажды сказал: "Ноги в калошах я видел... Но голову!.." -
Кроме этого, между ногой и землей должно быть "копыто", - то, что отделяет [аспект] ноги от земного.
[А] это "копыто", идеей которого является [...] разделение и сокрытие должно быть, впрочем, расщепленным. Это означает, что также в земных вещах должна светить Б-жественность, он [еврей] должен видеть в них Б-жественность.
[...]
И как говорится в "Танье", также в земном [евреи] не [должны] быть разделены с Истинно Единым. - Также в мирском не следует отделяться от Все-вышнего - Единого истинно. И потому расщепленность [копыта] должна быть сквозной, - она [щель, делающая копыто раздвоенным,] должна доходить до самого низа.
Именно тогда можно сделать из этого животного - животное _чистое_, то есть, [достичь ситуации, при которой] его [еврея] "животное" - материальность, обязательная для тела, стало "чистым животным".
[...]
- 3 -
В [идее] "раздвоенных копыт" наличествует еще одна деталь: копыто должно быть расщеплено [именно] надвое. Это означает, что "хождение по земле" - взаимодействие с земным - должно [включать в себя] два направления: "правая приближает, а левая - отталкивает".
Существуют те, которые [придерживаются] лишь [принципа] "правая приближает", без каких бы то ни было ограничений. Они утверждают, что в целях приближения евреев к Торе стоит внести в [какие-либо] идеи Торы послабления и даже переделать, не дай Б-г, Тору "в соответствии с духом времени".
То, что необходимо приближать всех евреев к Торе, - действительно, правда. Как уже многократно говорилось в объяснении Мишны: "...любящий творения и приближающий их к Торе", - даже те, кто представляют из себя лишь "творения", то есть не обладают никаким большим достоинством, нежели то, что они - творения Все-вышнего, - к Торе необходимо приближать также и их.
Однако их утверждение о том, что ради этого надо, не дай Б-г, исправлять Тору, [...] - противоположность пути Торы. И как говорится в самой этой Мишне: "И приближай их к Торе", - [необходимо] приближать их к Торе, но, не дай Б-г, не "тащить" [к ним] Тору и не переделывать ее в соответствии с их духом.
Даже в том случае, если бы их утверждение было утверждением верным, - благодаря этому евреев удалось бы приблизить, - необходимо понимать, что в соответствии с законом Торы не разрешается, не дай Б-г, изменять даже незначительную деталь Торы, как "деЭйрайсе" [вещи относящиеся к Письменной Торе,] так и "деРаббонон" [вещи, относящиеся к Торе Устной], и даже то, что учителя наши установили в прежних поколениях.
В том случае, когда истинный пророк высказывает свои слова лишь в форме временного указания, существует закон Торы, [обладающий тем же статусом,] что все заповеди, - что его необходимо слушаться [в том числе, когда указание пророка является вещью запрещенной Торой][...]. Однако иначе - не разрешается, не дай Б-г, даже на самую малую долю отклониться от Торы, вне зависимости от того, что будет результатом этого.
А в частности, [в свете того, что] на самом деле, в результате подобных [действий, ситуация] не только не будет исправлена, а евреи [не будут] приближены к Торе, но более того, это приведет к худшему: "приближающие" сами будут увлечены за [вышеупомянутыми] "творениями", пока, не дай Б-г, полностью не отойдут от Торы и еврейства.
В соответствии с известным примером, приведенным предыдущим Ребе: когда человек блуждает в лесу среди хищных зверей - это не означает, что он бросил свой дом [и ушел в] глухой лес. [Это значит] только, что до того он шел "царской дорогой" - [дорогой] Царя мира, а позже отклонился от "царской дороги" на волосок, позже еще и еще на волос, пока не обнаружил, что находится в глухом лесу среди хищных зверей.
- 4 -
Признака "раздвоеного копыта" самого по себе не достаточно. Необходимо также наличие [второго] признака - "жвачности".
Каждая материальная вещь, которую [еврей] намеревается сделать, необходимо как следует "разжевать", проверить еще раз и еще раз, надо ли это делать, и как он [еврей] должен это сделать, и только тогда это - "чистое животное".