Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Глава Пинхас


Пинхас «Праздник для вас...»

 В недельной главе «Пинхас» перечисляются жертвы, приносимые в Храм ежедневно в субботу и в праздники. В праздник Суккот приносили в 1-й день тринадцать быков, во 2-й день – двенадцать и т. д., так что в последний 7-й день были принесены в жертву семь быков. Итого, за все семь дней праздника Суккот были принесены в жертву в Храм семьдесят быков. Это соответствует числу народов мира. По генеалогии детей Ноаха: Шема, Хама и Яфета (см. «Берейшит» гл. 10), из них вышли семьдесят народностей. Все современные народы – это их потомки. Выходит, что евреи просили Б-га за все человечество. Чтобы не было голода ни в Китае, ни в Индии, ни на тогдашней территории России. Чтобы было достаточно дождей во всех уголках мира.

Очень интересны пояснения Мидраша Рабба (гл. «Пинхас» 24) на стих: «В восьмой день продление праздника да будет для вас, никакой работы не делайте. И принесите жертвы: быка одного...» («Бамидбар», гл. 29:35–36). Мидраш говорит:

– Теперь понятны нам слова псалма: «За мою любовь они ненавидят меня, а я молюсь!..» («Псалмы», 109:4). Евреи говорят Вс-вышнему: «Владыка вселенной! Мы принесли семьдесят жертв и молились за благополучие всех, а они нас ненавидят...» Отвечает им Вс-вышний: «Вы совершили жертвоприношения за все народы мира в течение семи дней праздника Суккот, в восьмой день принесите жертвы для себя: одного быка... Продление праздника для вас».

Еще одну интересную мысль приводит Мидраш на слова «продление праздника для вас».

У многих народов праздники сопровождаются пьянками и драками. Раввин Ицхак Зильбер рассказывает: «Когда я работал учителем в школе рабочей молодежи, у меня учился начальник районного отделения милиции. Он должен был кончить десятый класс, чтобы получить аттестат зрелости. Как правило, он пропускал занятия в течение двух недель, предшествовавших 1 Мая и 7 Ноября, и двух послепраздничных недель. Он объяснял свое отсутствие на уроках так. Люди начинают готовиться к празднику и заранее устраивают вечеринки. А после этого опохмеляются. В результате – много приводов в милицию.

(Вспоминаю: когда в СССР ввели пятидневку, то многие женщины просили отменить эту практику: трудно было им вынести еще более участившиеся ссоры и пьяные драки.)

У евреев наоборот. В будни люди огрубевают. Многих заботы о хлебе насущном заставляют находиться в среде, которая влияет на них отрицательно. Когда наступает праздничный день, то еврей либо молится и слушает слова Торы, пророков, Мидраша, Талмуда, либо сидит за своим столом, либо находится в гостях. Что он слышит за праздничным столом? Кидуш, слова о значении и истории этого дня, какой-нибудь рассказ из жизни наших предков, о чудесах, происшедших с ними.

Такое времяпрепровождение возвышает его духовно, дает уверенность и надежду.

Слова «в восьмой день продление для вас» Мидраш связывает со словами пророка («Исайя», 26:15): «Ты добавил народу (еврейскому), Б-г, Ты добавил народу, восславив Себя!»

То есть если у евреев добавится праздничный день, то Б-г не теряет от этого, а наоборот. Евреи вспоминают совершенные Им чудеса и воздают Ему почести.

Кто из нас не вспоминает с волнением, как сидел он за столом отца или деда в ночь пасхального седера! Слушали рассказ о выходе из Египта и пели вместе песни. Как это нас возвышало!

Великий праведник р. Леви-Ицхак из Бердичева при каждом удобном случае старался говорить что-то хорошее о евреях.

Как известно, в Судный день надо поститься, молиться за себя, за весь народ, за весь мир. Ведь решается судьба всего живого на весь год. В этот день «даже рыба в воде трепещет». Надо хорошо вспомнить все, что следует исправить, перед кем извиниться, кому отдать незаконно присвоенное. Ведь пока другой человек тебе не простил, не простит и Б-г. Чтобы день поста был полноценным, надо основательно продумать всю прошлую жизнь, дабы уяснить себе все, что нужно исправить. Для этого необходима ясность мышления. Поэтому заповедано в канун Судного дня есть питательную и легкую пищу. Эта заповедь обильной еды в канун Судного дня преследует также цель сохранения здоровья постящихся в Йом-Кипур. В Талмуде сказано, что тому, кто ест и пьет в канун Судного дня, засчитывается, что он постится два дня. Еда в канун Судного дня приравнивается к посту. Ведь еврей ест, чтобы иметь силы провести Судный день как следует.

По этому поводу сказал р. Леви-Ицхак из Бердичева:

– Смотри, Владыка мира, какой святой народ – Израиль! Нигде, ни у какого народа, ни в какой книге не написано, что если кто-нибудь ест и пьет в какой-то день, то еда засчитывается ему постом. Несмотря на это у всех народов достаточно пиров, вечеринок с пьянками.

Упаси Б-же, если бы у какого-нибудь народа было написано, что еда в такой-то день засчитывается как благодеяние, как пост. Я уверен, что на улице валялось бы множество пьяных и в тот день, и несколько дней после него.

А евреи! Все они знают, что большая мицва – есть и пить накануне Судного дня. И все они едят и пьют, думая о завтрашнем посте, произносят «лехаим», желая друг другу счастья.

Покажи мне, Владыка вселенной, пьяных евреев, пришедших на «Кол нидрей» в синагогу? А если не сумеешь показать мне таких, то будь добр дать нам счастливый год!

В недельной главе «Пинхас» рассказывается, что Б-г обещал Пинхасу «завет мира», т. е. чтобы он не боялся мести никого из родных Зимри и Козби, дочери одного из царей Мидиана, убитых им.

«И сказал Б-г Моше ненавидеть мидиан и бить их (т. е. выйти на войну с ними), ибо они враждебны вам в своих кознях, которые они замышляли против вас с идолом Баал-Пеор и Козби, дочерью князя- мидиан, убитой в день эпидемии из-за Пеор».

Как известно, мидиане послали много своих девушек продавать вино и одежду вблизи идола Баал-Пеор с целью совратить евреев и привести их к идолопоклонству. Они не постыдились даже послать туда дочь одного из пяти царей – Козби, дочь Цур. Говорит рабби Шимон: «Тот, кто делает человека грешным, хуже того, кто его убил. Убив человека, он сократил ему жизнь на этом свете, но он не лишил его того света, а тот, кто сводит человека с пути Торы, лишает его и этого света и того. Два народа шли на евреев с мечом, а два соблазняли его на грех. Египтяне гнались за евреями с мечом. Сказал враг: «Буду гнаться, настигну – буду делить добычу... обнажу свой меч». Эдомитяне шли с мечом на евреев. «И сказал ему Эдом: «Не пройдешь через меня, а то мечом выйду против тебя». И вышел Эдом против него с многочисленным народом и сильной рукой. Два народа соблазняли на грех – Амон и Моав».

На тех, кто шли на нас с мечом, сказано: «Не презирай эдомитянина, ибо он твой брат, не презирай египтянина, ибо пришельцем ты был в его стране».

А про тех, кто соблазнял на грех, сказано: «Да не войдет амонитянин и моавитянин в общество Б-га, и десятое поколение не войдет в общество Б-га вовеки» («Дварим» 23, 4).

Когда Б-г сказал Моше, что пришло его время умереть, о чем просит он Б-га? Чтобы Он назначил руководителем евреев человека, который мог бы стоять во главе разных людей и проявлять к ним терпимость. «И сказал Б-г Моше: «Взойди на эту Хар-ха-Аварим и посмотри на землю, которую Я дал сынам Израиля. И увидишь ее, приобщишься к своему народу (т. е. душа уйдет к предкам) и ты, как приобщился твой брат Аарон... И сказал Моше Б-гу: да назначит Б-г над всеми людьми общины человека, который выходил бы впереди них и который вел бы их. Чтобы не была община Б-га, как овцы, у которых нет пастуха.

И сказал Б-г Моше: Возьми себе Йегошуа, сына Нуна, человека, в котором есть дух (это значит, что может он найти общий язык с людьми разных мнений), и возложи свою руку на него (т. е. чтобы он в твоем присутствии учил законам), и представь его перед Элазаром-священником и перед всей общиной, и наставь его перед их глазами. И дай часть твоего сияния на него, чтобы слушало его все общество сынов Израиля... И сделал Моше, как повелел ему Б-г, и взял Йегошуа и представил его перед Элазаром-священником и перед всем обществом. И возложил свои руки на него, и наказал ему, как велел Б-г».

Почему Б-г велел сделать руководителем народа вместо Моше именно его ученика Йегошуа? Разве мало было выдающихся и достойных людей? Интересны в этом отношении слова Мидраша Рабба: «Йегошуа верно служил Тебе и много воздавал Тебе почестей. Он приходил раньше всех на занятия Торой и утром и вечером. Он расставлял скамьи, расстилал ковры (на которых сидели слушатели), потому что он служил Тебе всей силой своей веры, он достоин служить еврейскому народу. «Кто ухаживает за инжиром, будет есть его плоды».

О верности и любви Йегошуа к Торе свидетельствует следующий небольшой факт. Моше поднялся на гору Синай и пребывал там 40 суток.

«И встал Моше и Йегошуа, его слуга, и взошел Моше на божественную гору» («Ше-мот» 24, 13).

Почему же тут говорится о Йегошуа? Ведь на гору взошел только Моше? Оказывается, что Йегошуа построил себе шалаш и пробыл там все эти 40 дней. «А вдруг я чем-то буду полезен Моше, надо, чтобы он не искал меня. Вдруг он сообщит мне раньше, чем другим, что-то новое из Торы». Так думал Йегошуа. Живя в шалаше у подножия горы, Йегошуа, конечно, ничего не знал о том, что происходит в стане и что был отлит золотой телец. «И услышал Йегошуа голос народа шумящего, и сказал Моше: «Голос войны в стане» («Шемот» 32, 17).

Во всей истории человечества трудно найти другого такого вождя и руководителя, как Моше, который бы так трудился для народа и ничего, кроме ругани и оскорблений, не получал. Он был бескорыстен, никогда ничего ни у кого не просил, всегда обходился малым. Когда он отправлялся в Египет хлопотать об исходе, то ехал на своем осле, как он сам сказал: «Ни у кого из них не взял я осла» («Бамидбар» 16, 15). Даже место, где он похоронен, неизвестно. Вероятно, Б-г сделал это для того, чтобы люди не впадали в грех и не приходили молиться на его могилу. Ведь молиться можно только одному Б-гу. Нельзя молиться ни ангелам, ни своим родным покойникам и просить у них помощи. Это отдает идолопоклонством. Можно только сказать: «А вы, святые души, просите Б-га за нас». Точно так же, как просим мы один другого: «Вспомни обо мне в своей молитве».

То, что мы посещаем могилы, читаем там отрывки из псалмов и молимся своими словами Б-гу, объясняется тем, что эти места наиболее располагают к молитве.

Нашлось бы много людей, которые во время беды стекались бы на могилу Моше с воплями: «Моше, великий друг еврейского народа, ты вывел евреев из Египта, помоги нам!» Это был бы большой грех. Следует сказать лишь: «Проси Б-га за нас».

Моше не обеспечил своим детям теплое место. Они были левиты, у них не было земли, а жили они за счет того, что евреи выделяли им десятую часть урожая. За это они обязаны были бесплатно учить, обучать Торе и служить в Храме. Дети его остались незаметными среди всех левитов. Никакой особой власти они не получили, а руководителем народа стал ученик Моше – Йегошуа бин-Нун.

 

ПИНХОС

Эта недельная глава начинается с того, что Б-г воздает Пинхасу как Своему ревнителю за его решительные действия в отношении Зимри, посмевшего привести в израильский стан язычницу. Раши в своем комментарии к главе обращает внимание на неоднократное повторение родословной Пинхаса – упоминание о том, что он был сыном Элазара, сына Аарона-коэна. Эти сведения приводятся с промежутком всего в несколько стихов, из чего Раши делает вывод: такое повторение имеет целью не столько сообщить нам о предках Пинхаса, сколько защитить его от осуждения израильтян, утверждавших, что как внук идолопоклонника Итро он унаследовал от деда определенные языческие наклонности.
В связи с комментарием Раши возникает, однако, ряд вопросов, выяснению которых и посвящена данная беседа. Главная ее тема – само понятие ревностности. Следует ли поощрять или осуждать религиозное рвение? Как относиться к человеку, если мы подозреваем, что его благочестивое поведение диктуется личными мотивами?

НЕДОВОЛЬСТВО ПЛЕМЕН

«И говорил Б-г,  обращаясь  к  Моше, так: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев мой от сынов Израиля...» (Бемидбар, 25:10, 11).

Комментируя эту родословную, Раши говорит: «Колена Израилевы пренебрежительно отзывались о нем, (говоря): “Только посмотрите на этого внука Пути, отец матери которого некогда откармливал тельцов для жертвоприношений идолам, и он-то осмелился убить одного из сынов Израиля!” Вот почему Тора соотносит его родословную с Аароном». Злословие израильтян основывалось на том, что Элазар, отец Пинхаса, взял себе в жены дочь Путиэля, которого отождествляют с тестем Моше Итро, бывшего идолопоклонником.

Что же в несложной родословной Пинхаса подсказало Раши такое объяснение? Ответ на этот вопрос заключается в том, что всего несколькими стихами выше уже были упомянуты его отец и дед (25:7). В Торе не бывает лишних повторов, и такое напоминание не могло быть сделано без причины, поэтому Раши делает вывод, что Пинхаса критиковали прежде всего из-за предков (его происхождения от Итро) и что в Торе намеренно подчеркнута знатность его родового древа (происхождение от Аарона).

И все же кое-что в объяснении Раши не вполне ясно.

Предположим, Пинхаса действительно осуждали. Но из чего Раши заключил, что недовольство исходило от «колен» в целом? Куда вероятнее, что недовольство выражало только колено Шимона, поскольку убитый Пинхасом Зимри был его князем. На самом деле остальные израильтяне были глубоко встревожены тем, что Зимри привел в лагерь мидьянитянку; как напоминает нам Раши, «они плакали» (25:6). И рвение Пинхаса было им только на пользу, потому что «прекратился мор среди сынов Израиля» (25:8). Так что общество имело все основания возвеличивать Пинхаса. Почему же Раши утверждает, что его осуждали?

Второе. Недовольство общества основывалось на том, что дедом Пинхаса по материнской линии был Итро, а тот слыл настолько рьяным идолопоклонником, что, по свидетельству Мидраша (Танхума, Итро, 7) да и самого Раши (Раши, Шмойс, 18:11), он «не пропускал ни одного идола, чтобы не поклониться ему». Но если у сыновей Израиля были такие веские аргументы против Итро, почему они говорили только о том, что он «откармливал тельцов для жертвоприношений идолам»?

Третье. Библейский стих четко указывает на узы родства Пинхаса и «Элазара, сына Аарона-коэна». Раши же говорит только, что «Тора соотносит его родословную с Аароном». Почему он не упоминает о священнослужении Аарона и об Эльазаре, который к тому времени был первосвященником Израиля?

Наконец, остается неясным, какова цель уничижительных замечаний соплеменников относительно предков Пинхаса, объектом которых сам Пинхас стал из-за того, что убил Зимри, приведшего в израильский стан язычницу. Разве они не знали закона, по которому «того, кто вступает в половую связь с идолопоклонниками, ревностные могут поразить»? В таком случае им следовало предъявить Пинхасу обвинение в убийстве. Быть может, они считали, что Пинхас не относится к категории ревностных? Тогда они должны были обвинить его в наличии скрытых причин для такого поступка. Однако, как очевидно, им был известен и закон, и то, что Пинхас проявил себя как ревнитель (см. выше раздел «Локализация вины»), а если так, то им вообще нечем было возмущаться. В любом случае упоминание Итро как деда Пинхаса представляется излишним для существа дела.

МОТИВЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ

Эти проблемы проясняются, если осознать, что, высказывая недовольство Пинхасом, соплеменники стремились защититьчесть Израиля и Моше.

Зимри привел мидьянитянку в стан «на глазах Моше и на глазах у всего общества сынов Израиля» (25:6). И из всего этого общества у одного Пинхаса хватило рвения встать и отомстить за поругание Всевышнего. Прочие израильтяне знали закон не хуже Пинхаса, ведь повеления Б-га были переданы «всем сынам Израиля» (ср. Раши, Шмойс, 34:32). Несомненно, знал его и Моше, поскольку Пинхас говорит ему: «Я получил этот неписаный закон от тебя» (Раши, 25:7). То, что на поступок Зимри отреагировал один Пинхас, стало позором для Израиля и Моше.

Вот почему израильтяне подвергли сомнению чистоту мотивов Пинхаса. Фактически они обвинили его в том, что его ревностному поступку способствовала жестокость, унаследованная от Итро. Не случайно они отмечали откармливание дедом тельцов для заклания. Ведь что может быть более жестоким, чем действовать как бы ради блага другого (то есть хорошо кормя его), а на деле готовя его к смерти (ср. Раши, Бемидбар, 11:22)? Сыны Израиля оправдывали себя следующим образом: почему один лишь Пинхас оказался готовым осуществить месть? Потому что, кроме совести, его подстегивала жестокость. Мы не были столь жестоки, поэтому замешкались.

Вот поэтому Раши упоминает среди недовольных все племена. Защита чести Зимри касалась только колена Шимона, но защита чести Моше и еврейского народа касалась всех колен.

МОТИВЫ ПИНХАСА

Теперь понятно, почему именно в этом месте Торы повторяется родословная Пинхаса: он был «сыном Элазара, сына Аарона-коэна». Эта фраза должна подчеркнуть, что Пинхас совершил свой поступок как внук не Итро, а Аарона, иными словами, что им двигала не жестокость, а исключительно религиозное рвение. Вот почему Раши безмолвно указывает нам, что наиболее важны тут слова «сын Аарона». Тора подчеркивает не столько то, что Пинхас приходился сыном Элазару, который сначала помогал первосвященнику, а после смерти Аарона сам стал первосвященником, или то, что Пинхас был внуком «Аарона-коэна». Акцент тут скорее делается на характеристике Аарона помимо его священнослужения– что он «искал мира и способствовал тому, чтобы на враждующие стороны снизошла любовь» (Раши, Бемидбар, 20:29). Пинхас попытался сделать так, чтобы раздор в отношениях израильтян и Б-га сменился любовью, или, выражаясь словами Всевышнего, «Пинхас... отвратил гнев Мой от сынов Израиля» (25:11). Так что за ревностью Пинхаса стояла прежде всего искренняя устремленность к миру, унаследованная им от Аарона, и желание свести на нет раздор между Б-гом и Его народом.

СКРЫТЫЕ И ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ

У Раши мы находим не просто скрупулезное толкование стихов Торы, а глубокие истины более общего порядка, которые относятся непосредственно к нашей жизни. Из его толкования эпизода с Пинхасом мы узнаем, что не следует принижать человека, совершающего религиозный акт, даже если есть серьезные основания подозревать, будто его поступок продиктован скрытыми мотивами.

Даже если человек и в самом деле движим скрытыми мотивами, в Талмуде совершенно четко сказано, что «человеку следует всегда быть поглощенным в Тору и заповеди, хотя бы и не ради них самих, поскольку, совершая поступки даже ради иных целей, он в конечном счете придет к совершению ради них самих» (Псохим, 50б; ср. Шулхан Орух а-Рав, Законы изучения Торы, 4:3). Истинный мотив рано или поздно заменит ложный.

В древнееврейском оригинале этого текста вместо «совершая» поступок, сказано «будучи в середине» («митох») его, то есть на глубинном уровне здесь подразумевается, что правильный мотив обнаружится «внутри» неправильного. Иначе говоря, еврей может в мыслях иметь иные мотивы для исполнения воли Б-га, но подсознательно, в глубине души, он стремится прежде всего следовать Торе ради нее самой.

Более того, видя человека, совершающего верный поступок из неправильных побуждений, еврей обязан не отговаривать его от такого поступка, а помочь разобраться в целях, чтобы расположение духа человека соответствовало исполнению воли Б-га ради нее самой.

Это касается и случаев, когда поступками человека явно руководит скрытый мотив. На самом деле нам не дано знать побуждений других людей. Израильтяне имели веские основания подозревать у Пинхаса тайные помыслы, но Б-г, который «видит то, что в сердце» (Шмуэл I, 16:7), заверил их, что они ошибаются.

СКРОМНОСТЬ И ЗАНОСЧИВОСТЬ

Тот, кто следует примеру израильских колен, может впасть в еще более глубокое заблуждение – поддаться самообману. Ведь если ты удерживаешь другого человека от совершения поступка пусть и хорошего, но продиктованного сомнительными побуждениями, можно подвергнуть сомнению и свои собственные мотивы. Ты можешь рассуждать следующим образом: поскольку я по характеру скромен, не выпячиваю себя, я не выношу гордыни, то, если кто-то слишком увлеченно изучает Закон или исполняет заповеди более ревностно, чем предписано Торой, это кажется мне проявлением спеси, и я не могу обойти такие случаи молчанием. На самом деле прав тут не ты, а человек, которого ты осуждаешь. Израильтяне осуждали Пинхаса, стремясь оправдать Моше и самих себя; но неслучайно Б-г сказал о Пинхасе: «он возревновал за Всесильного своего». В твоем проявлении скромности тоже может присутствовать заносчивость. При виде человека, увлеченного познанием или особенно рьяно исполняющего заповеди, правильнее было бы и самому исполниться большим рвением (Бава Басра, 21а: «Зависть среди ученых множит знание»). Если же ты осуждаешь другого, можно подумать, что тебе неприятно видеть человека добродетельнее себя. В «Пиркей Овойс» (1:16) сказано: «Суди всякого в лучшую сторону». Если твои чувства в отношении кого-либо не согласуются с этим правилом, значит, их источник не имеет ничего общего с истиной и святостью.

НАГРАДА РЕВНОСТНЫМ

История с Пинхасом произошла в то время, когда на израильтян напал мор. И хотя Пинхас, в отличие от Моше, не был ни главой рода, ни (пока еще) священнослужителем, своим поступком он прекратил мор и восстановил мир между сынами Израиля и Б-гом: «Я заключаю с ним Мой союз мира».

Итак, даже в период духовных мук, если ты видишь еврея, ревностно служащего Г-споду, пусть даже он не может похвастаться известностью, не разубеждай его и не препятствуй ему, ибо подобно Пинхасу он несет истинный мир в отношения
Б-га и Его народа, мир как противоположность разобщению и изгнанию. Он– предвестник эры Мошиаха («Пинхас – это Элияу»: Таргум Йонатан бен-Узиэль, Ваейро, 6,18; Наставления рабби Элиезера, гл. 47; Зогар, ч. II, 190а; Раши, Бава Мециа, 114б), который «повернет сердца отцов к детям и сердца детей к отцам» (Малахи, 3:24), и тогда наступит окончательный мир навеки.

 

Глава Пинхас.

Глава этой недели разъясняет, как земля Израиля была поделена между двенадцатью племенами:

1) Самое многолюдное племя получило наибольший удел.

2) Совет «Урим и Тумим».

3) По жребию поделены были уделы, многолюдно племя или малолюдно.

На первый взгляд непонятно: если земли распределялись по численности населения, зачем нужно было обращаться за советом к Урим и Тумим, и зачем было бросать жребий?

Но еще важнее вопрос: Какое отношение все это имеет к нам сегодня? У нас даже нет праздника в честь дня вхождения в Израиль.

Я хотел бы ответить на этот вопрос с помощью следующей истории.

Один очень преуспевающий бизнесмен, хасид Хабада по имени Рабби Хаим Гутник, проживавший в Сиднее, Австралия, был приглашен маленькой иудейской общиной «Адалида», чтобы быть кантором в Самые Священные Дни.

Рабби Гутник, не раздумывая, отказался. Да, он обладал приятным голосом, но у него дома было четверо маленьких детей, и у него не было никакого желания отправляться в такой дальний путь (несколько часов полета), не было нужды в деньгах, а также намерения стать Рабби или кантором.  – «Осталось еще несколько месяцев, пусть они найдут кого-нибудь другого», - думал он про себя.

Через две недели он был очень удивлен, когда увидел в своем почтовом ящике письмо от Любавичского Ребе, адресованное к нему.

«Что бы это могло быть?» – сказал он сам себе, надевая пиджак и дрожащими руками открывая письмо.

Ребе писал, что для него было разочарованием узнать, что Рабби Гутник отказал общине Адалида. Ребе посоветовал ему принять приглашение и не забыть о египетских евреях, живущих там.

(Имя Рабби Гутника община Адалида узнала от Рабби Сиднея, он также посоветовал им написать Любавичскому Ребе в случае, если Рабби Гутник откажется).

Конечно же, тот принял приглашение.

Он приехал в Адалиду на утро перед Рош Гашана и первое, что он сделал после того, как устроился – пошел в синагогу познакомиться с людьми и с самим местом.

Когда все ушли, он сел в пустой синагоге, раскрыл книгу и стал изучать ее. В здании никого не было, кроме него и смотрителя. Синагога была великолепно украшена к празднику Рош Гашана.

Примерно через два часа он услышал, как дверь тихонько приоткрылась, а когда обернулся, увидел пожилую женщину. Когда она заметила его, то подошла, извиняясь, за вторжение, и объяснила, что сама она не еврейка, но снаружи стоит еврейская девушка, и она хочет узнать, где расположено самое священное место в синагоге.

Он указал на Арон Кодеш перед комнатой, она поблагодарила его, и вышла, а через несколько секунд возвратилась, ведя за руку слепую пятнадцатилетнюю девушку.

Она молча провела ее по проходу к Арон Кодеш.  Когда они достигли передней части комнаты, девушка упала на колени, обхватила руками голову и начала плакать.

«Г-споди, пошли мне знак. Прошу, пошли мне знак. Если ты здесь и слышишь меня – пошли мне знак!!»

Через несколько минут она встала, вытерла глаза рукавом платья и вышла из синагоги в сопровождении своей спутницы.

Казалось, в здании стало еще в сто раз тише,  пока не вошел смотритель.

«Должно быть, это одна из египетских евреев, - произнес он, когда Рабби Гутник, рассказал ему об увиденном. – Здесь не о чем волноваться. Небольшая группа египетских евреев не так давно приехала сюда, но они, кажется, не хотят иметь с нами ничего общего. Это небольшая потеря, если хотите знать. Мы старались подружиться с ними, но они держатся обособленно».

Вдруг, слова Ребе вспыхнули в его памяти «египетские евреи». Он выбежал посмотреть, там ли они еще, но их и след простыл.

В тот вечер Рабби Гутник служил службу по случаю Рош Гашана. Когда все закончилось, глава синагоги попросил Рабби стать вместе с ним у выхода и благословить прихожан, когда они будут выходить. Единственными, кто не прошел к выходу, была группа людей, молчаливо сидевших в последнем ряду и ожидавших, когда все, и Рабби в том числе, уйдут.

«А, это египетские евреи, - прошептал глава синагоги, когда заметил, что Рабби Гутник смотрит на них. – На Вашем месте я бы не обращал на них внимания».

На следующий день, после утренних молитв, Рабби Гутник не стал ждать, пока они подойдут к нему. Он прошел туда, где они сидели, пожал каждому руку и радостно пожелал всем счастливого Нового Года.  – «И, пожалуйста, пожелайте слепой девушке счастливого нового года от меня тоже».

Прошло семь дней, когда в вечер перед Йом Киппур в комнате отеля, в котором проживал Рабби Гутник, раздался телефонный звонок.

«Алло, это Рабби Гутник?» – спросил голос на другом конце. – «Я та самая слепая девушка. Я хочу…». Вдруг, связь оборвалась.

Она не перезвонила. Тогда он позвонил главе синагоги, каким-то образом узнал ее номер телефона и позвонил ей.

«Да? – ответил мужской голос, - Кто говорит?»

«Здравствуйте, это Рабби Гутник, и…» -  как только он назвал свое имя, человек повесил трубку.

Теперь он решил взять инициативу в свои руки. Хотя уже был поздний вечер, он вызвал такси и полчаса спустя, стучал в дверь слепой девушки.

Когда дверь открылась, он поставил на порог ногу и настоял, чтобы его впустили со словами, что у него для них важное поручение. И это "сработало"! Они пригласили его войти и сели все вместе  в передней.

Когда Рабби Гутник рассказал, что случилось, и как Любавичский Ребе попросил его навестить египетских евреев в Адалиде, они были настолько удивлены, что не могли произнести и слова; они никогда не слышали об этом Рабби, откуда он узнал о них? И кто они такие, чтобы заботился о них?

Но девочка начала плакать и шептать: «Вот мой знак! Спасибо, Г-споди!»

Тогда ее мать, со слезами на глазах нарушила тишину и рассказала эту историю.

«Мы уехали из Египта около года назад, и как только мы приехали в Австралию, мой муж и я нашли работу здесь, в Адалиде. Оставалась одна проблема – найти школу для Бетти. Как Вы видите, она слепая, и единственная школа, которую мы могли найти для нее в этом районе, возглавляется священниками.

«Поначалу все было не так уж плохо», - продолжил ее отец. – «Плата за обучение была небольшой, Бетти делала успехи и… знаете, Рабби, мы почти совсем не соблюдаем традиций, поэтому пока она училась, нам было все равно».

«Но потом все изменилось», - продолжила ее мама. – «Они начали предлагать, а затем требовать, чтобы она сменила веру и стала католичкой».

«Я еврейка», - произнесла Бетти, и из ее бесцветных глаз полились слезы, - «И что-то внутри меня подсказывает, что это неправильно перестать быть еврейкой. Я даже не знаю, кто такой еврей! Но я никогда не перестану быть еврейкой, даже если они убьют меня».

«А однажды они сказали, что она не должна больше приходить в школу», - продолжила мать. – «И если она такая упрямая, то ей лучше не возвращаться».

«И тогда мои родители стали давить на меня», - захныкала Бетти. – «Они говорили, что я должна сделать то, чего хотят священники. И я совсем запуталась».

«Но что мы можем здесь поделать?» – спросила, рыдая, мать.

«Но ты не можешь просто сидеть дома и ничего не делать!!» – сказал отец. – «Конечно, мы не хотим отказываться от Иудаизма!! Но ведь все равно мы не очень верующие, и это для твоего блага! Для твоей же пользы!»

«И однажды, когда мои родители были на работе, - продолжила Бетти, - я попросила соседку, и она отвела меня в синагогу. Я должна была попросить Г-спода послать мне знак, как поступить».

«А затем случилось чудо! Через несколько дней мои родственники сказали мне, что Вы спрашивали обо мне после моих новогодних молитв. Они все смеялись над этим, а я была так взволнованна, что не могла пошевелиться. После этого, поверьте, было не просто найти Ваш номер телефона и позвонить Вам».

После этих слов даже Рабби Гутник не смог сдержать слез.

Он вытер слезы, взял телефонную трубку и снова позвонил главе синагоги.

«Что??!! Сейчас двенадцать часов ночи!!»- закричал тот. – «Послушайте, Рабби Гутник, Вы хороший кантор, но я не хочу приезжать и разговаривать с кем-либо в двенадцать часов ночи, я уже надел пижаму!!»

«Так приезжайте в пижаме», - ответил кантор. – «Приезжайте в чем хотите, но если Вы сейчас же не приедете, то на Йом Киппур Вас сместят с должности. Не прошло и получаса, как он приехал в дом девочки, и очень быстро они составили список десяти людей, кому нужно было позвонить после праздника.

У этой истории счастливый конец; глава синагоги нашел место для Бетти, а ее родители укрепили свою веру и связи с общиной.

Когда Рабби Гутник в следующий раз приехал на «ехидут» (личная встреча с Ребе), Ребе сказал ему: - «Этот «знак» был и для тебя тоже! Это знак того, что ты должен оставить мир бизнеса и полностью сконцентрироваться на том, чтобы стать Рабби».

И это ответ на наш вопрос:

Любавичский Ребе объясняет, что «Праздник вхождения в Израиль» – самый отмечаемый праздник во всем Иудаизме! Всякий раз, когда мы произносим благословение, выполняем заповедь или совершаем доброе дело, мы «Входим в Израиль»; а именно, превращаем «реальный», физический мир в такой мир, каким хочет его видеть Г-подь (Вот почему Б-г не хотел, чтобы они оставались в пустыне, это было «слишком» духовно).

То отношение, с которым человек относится к служению Б-гу подобно разделу земель. Существует три необходимых отношения.

Логическое; Мы должны использовать все свои умственные способности. Как, например Рабби Гутник, который ни за что не преуспел бы, не будь он образованным и талантливым человеком.

Святость; Мы должны вызывать наши эмоциональные и духовные чувства во всем, что делаем. Как Бетти, которая хотела одного: быть связанной с Гашемом.

Выше всякой логики; мы должны быть связаны с настоящими цадиками. Как Рабби Гутник, который выполнял наставления Ребе, хотя не совсем понимал их смысл.

Только используя все эти три отношения в служении Мошиаху, мы все вскоре окажемся в Израиле вместе с Царем Мошиахом.

Как говорит Маймонид в конце своего великого труда, что ТОЛЬКО МОШИАХ сможет это сделать.

И все это зависит от НАС. Именно мы можем привести

Мошиаха Сейчас!

 По книге «Живой источник», том 4, стр. 120-122

В главе Торы «Пинхас» рассказывается о том, в каком порядке происходило разделение Земли Израиля между представителями 12 колен: в каком месте должно осесть каждое из колен, какая часть страны становится его уделом и будет принадлежать данному колену. По повелению Творца разделение страны должно было происходить по жребию. Была проведена жеребьевка, и каждое колено получило тот удел, который ему выпал. Для разделения земли не принимались в расчет никакие причины, подсказываемые логикой, а только жребий, то есть нечто выше человеческого разумения и без каких-либо объяснений.

Абсолютно все материальное имеет свой духовный прототип. Поэтому так же, как порядок раздела земли в материальном смысле происходил по жребию, то и раздел духовной работы, служение абсолютно каждого еврея, осуществляется подобным образом.

Каждый еврей обязан исполнять все заповеди, но для каждого еврея есть относящиеся только к нему лично. Известно о мудрецах Талмуда, что они были особенно скрупулезны в исполнении определенных заповедей. Эти абсолютные праведники были осторожны в исполнении всех заповедей, старались их исполнить, но у каждого была особенная заповедь, которая исполнялась с особой тщательностью и рвением. Особенностью этой заповеди было то, что она принадлежала данному человеку.

Как же узнать, что именно принадлежит каждому еврею в отдельности? Это ведь не то, что мы понимаем, и не всегда человеческий разум ощущает особую связь с данным вопросом. Этот вопрос не зависит от разума, от наших способностей понимать, он выше разума и необъясним - как жребий.

Когда еврей ощущает особенные трудности в исполнении определенной заповеди, есть очень много помех исполнить эту заповедь - это и является доказательством того, что это заповедь является его личной заповедью, которую надо исполнять особо тщательно. Сам факт, что есть трудности в исполнении данной заповеди - это доказательство, что речь идет о чем-то важном для данного человека, поэтому йецер а-ра (злое начало) так сильно старается не дать ему возможности исполнить данную заповедь.

Когда нам кажется, что данное дело невыносимо трудно и от нас требуется нечто, что не требуется ни от кого другого, мы ни в коем случае не должны оставить это дело. Наоборот, мы должны стараться исполнить именно эту заповедь с большим рвением, чем любую другою. Потому что именно эта заповедь является особой для данной души - это то, что выпало нам по жребию. И если человек преуспеет в этом, ему обеспечен успех во всем.

По книге «Живой источник», том 4, стр. 120-122
на основе сборника бесед Любавичского Ребе
שליט"א Короля Мошиаха
«Ликутей Сихот» том 2, стр. 346-348.
Перевод — Даниэль и Эстер Булочник

 

 


В избранное