Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Продолжение к вопросу о сотворении мира


Глава шестая. ХЕСЕД И ГВУРА – ОДНА СУТЬ

 

В четвертой главе Альтер ребе объяснил, что два высших качества – Хесед и распространение Б-жественной жизненности творить и оживлять творения, а также качество Гвура и сокращение, цимцум (сжатие), скрывающее Б-жественную жизненность, оживляющую и творящую их, (так, чтобы творение могло ощутить себя «отдельным существованием»), имеют один и тот же корень. И поскольку они являют собой одну «суть», - не может быть цимцум и гвура истинным сокрытием, так как «суть сама себя не покрывает». Правда, все это относительно этих качеств, как они находятся в свое корне и источнике, когда же они приходят в раскрытии в конкретное качество и сфиру, можно было бы подумать, что они все таки два отдельных  и противоположных качества. Одно – хесед и раскрытие, а другое – гвура, цимцум и сокрытие. В нашей главе Альтер ребе объяснит, что также, когда эти качества находятся в раскрытии, они включаются друг в друга. Поскольку цель сокрытия заключается в том, чтобы мир и материальные творения могли существовать, ведь если бы Б-жественная жизненность была бы в раскрытии, то творения были бы полностью аннулированы по сути и не было бы никакого существования творений. Выходит, что смыслом цимцума и сокрытия качества Гвура является на самом деле Хесед, таким образом Хесед и Гвура включены друг в друга. Причиной этого, в свою очередь, является то, что они оба едины в Эйн Софе и само собой они – одна «суть» также, когда они отдельные качества Хесед и Гвура.

Элоким - имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева ["природа"], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким - щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать. Но эта Гвура и этот Цимцум есть также и Хе-сед, ибо ею [категорией Гвура и Цимцум] "строится мир". И это - Гвура, включенная в Хесед.

Этим Альтер ребе добавляет принципиально новую идею, заодно отвечая на очень трудный вопрос, ведь говорится про качества Эйн Софа, если так, то подобно тому, как Хесед является идеей безграничного распространения (см. 4 гл.), так же и Гвура должна быть безграничным цимцумом, абсолютным сокрытием. Поэтому, на первый взгляд, должно быть не только безграничное число творений (с точки зрения Хеседа), но также и сокрытие должно быть безграничным, не дай Б-г, выражаясь языком Альтер ребе в 36 главе первой части Таньи: «…нет ниже него в идее сокрытия света …». С этой точки зрения только нижняя ступень этого физического мира должна была быть сотворена (в этом аспекте тоже может быть безграничное число творений). Но, на примере солнца и его щита - футляра, (солнце не только действует посредством него, но также и светит, в форме подобной самому себе, и даже видится через футляр). А также на основе объяснения, что намерением сокрытия является не только сокрытие, но также, чтобы творения не перестали существовать – выходит, что у каждой ступени творений в ее существование, от начала всех ступеней, до конца всех ступеней, (которых нет числа со стороны Хеседа), включена Гвура, с целью, чтобы она не перестала существовать. Ив этом также есть два момента: 1) эта гвура – она также хесед, (не только сокрытие, но также, чтобы было существование), 2) эта гвура включена в хесед, [сотворение каждой ступени и творения происходило в форме «капель» …, подобно «ямке», в которую выходит капля дождя, чтобы исключить «трубы небесные» (сплошной поток воды), и в месте с тем она также служит отверстием и проходом (для воды), подобно затемненному стеклу, исключающему прохождение лучей солнца как у прозрачного стекла и вместе с тем пропускающий лучи слабой интенсивности].

В этом взаимном включении друг в друга двух категорий ясно видно, что "Он и Его атрибуты - одно", ибо это - Его атрибуты. Именно в силу того, что они находятся в абсолютном единении с Ним, они соединены друг с другом и включены друг в друга. Как сказал [пророк] Элиягу: "Он - Тот, Кто их связывает и соединяет и т. д. И без Тебя нет единения наверху и т. д."

На первый взгляд, возможно было предположить, что имя Элоким скрывает имя Авайе, а значит на самом деле есть место для существования творений. Но, поскольку видно, что Гвура имени Элоким в действительности является Хеседом и противоположна своей собственной идее (Гвура), ведь если бы не так, то было бы невозможно творение «бытия из небытия», см. выше, то ясно, что качества (Хесед и Гвура) абсолютно едины с Ним и поэтому они включаются и объединяются друг с другом, так что Гвура становится Хеседом. И само собой понятно, что не возможно, чтобы имя Элоким скрывало имя Авайе, как не возможно, чтобы сущность скрывала сама себя. Если так, то подобно тому как без утаения Б-жественной жизненности творение было бы полностью аннулировано по сути своего существования, см 3 гл., также и теперь по отношению ко Все-вышнему, для которого сокрытие не скрывает, все творения аннулированы по сути, как свет солнца внутри солнца.

 

В этом и заклюечается смысл слов: "И тверди сердцу своему, что Гавайе есть Элоким". Оба имени находятся в полном единстве, ведь и имя Элоким, ограничивающее и скрывающее свет, так же является категорией Хесед, как и имя Гавайе, потому что оба эти атрибута Всевышнего, благословен Он, едины с Ним абсолютным единством, и "Он и Его имя едины", а Его атрибуты - это Его имена. И таким образом ты убедишься, что "в небе наверху и на земле внизу нет более, [кроме Б-га]", и вещественная земля, которая всем кажется реально существующей, представляет собой отсутствие и полное небытие пред Всевышним, благословен Он. Ибо имя Элоким скрывает и ограничивает [свет] только для нижних, а не для Всевышнего, так как "Он и Его имя едины". Поэтому и земля и все, что под землей, есть отсутствие [существования] и полное небытие пред Всевышним, благословен Он, и [все это] не может быть никак названо, [нельзя их назвать] даже од ["еще"], что говорило бы о подчиненном второстепенном существовании [в том смысле, в каком] сказали наши мудрецы: "[Обычаи] Иудеи - дополнение [од] к Писанию", подобно тому, как тело второстепенно по отношению к душе и жизненной силе, которая в нем.

Это отношение между телом и душой подобно отношению между солнцем и его футляром, скрывающего и ограничивающего его распространение. А также чтобы возникли сосуды, задача которых ограничить распространение. оспою Б-гу моему", здесь приводится имя Элоким, по причине того, что оно скрывает и утаивает – осуществляет цимцум.

 (Таков смысл слов: "Восхвалю Все-вышнего в жизни моей, воспою Б-гу моему, пока я есть [беоди]", - ибо жизнь происходит от имени Гавайе, а "дополнение", то есть тело, нечто второстепенное, происходит от имени Элоким.) Ибо душа не творит тело из ничего, но Всевышний творит все из ничего, и все пред Ним - небытие, как солнечный свет в самом Солнце.

В псалме имя Авайе сопрягается с «жизнью моей», а имя Элоким - с «пока я есть», («од» - еще). Ведь жизнь моя  - это душа, а существование мое (пока я есть) – это тело, поскольку оно второстепенно, «од» - еще. Причина этого заключается в том, что два этих имени Авайе и Элоким являются источником светов и сосудов, Авайе – источник светов, а Элоким – сосудов. Душа и тело также являются светом и сосудом, поэтому с душой употребляется имя Авайе, а с телом, которое сосуд, - имя Элоким.

И потому в Писании необходимо было предупреждение: "И познай сегодня, и тверди сердцу своему и т. д.". для того, чтобы ты не помыслил, что небо и все, что в нем, и земля и все, что на ней, есть нечто, отдельно и самостоятельно существующее, а Всевышний, благословенно имя Его, наполняет Собой весь мир, как душа, облеченная в тело, и сообщает земле силу взращивания, и силу движения небесным сферам, и движет и управляет ими по Своей воле, как душа движет телом и управляет им по своему желанию. На самом деле такое сравнение совершенно неприменимо, ибо душа и тело в действительности друг от друга раздельны в корне [источнике] своем, ибо корень происхождения тела и сущность его образуется не от души, а от капель отца и матери. И позднее рост его происходит не только [под влиянием] души, а в зависимости оттого, что ест и пьет мать в течение всех девяти месяцев, а затем - оттого, что он сам ест и пьет. Но это не так в отношении неба и земли. Вся их суть и сущность произведена из абсолютного отсутствия и небытия одним лишь словом Всевышнего и дыханием уст Его, благословен Он. А кроме того, и теперь слово Его стоит навеки и прибывает к ним непрестанно, каждое мгновение, и творит их постоянно из ничего, подобно тому, как солнечный свет исходит от Солнца в самом теле Солнечного шара, если вернуться к этому сравнению. Так что они, [небо и земля], совершенно не существуют по отношению к слову Всевышнего и дыханию уст Его, которые едины с Его сутью и сущностью, . благословен Он, - как это будет видно при дальнейшем изложении, - подобно тому, как солнечный свет не существует в Солнце. И только действие Его препятствующих сил [Гвурот] в атрибуте Гвура и Цимцум заслоняет и скрывает жизненную силу, текущую к ним [творениям], так что небо и земля и все, что их наполняет, становятся видимыми, как будто они нечто само по себе существующее. Но это сжатие и утаение имеет значение лишь для нижних, а пред Всевышним, благословен Он, все как абсолютное небытие, как солнечный свет в Солнце. Гвура ничего не скрывает, сохрани Б-г, пред Ним, благословенным, ибо она не есть нечто само по себе существующее, но Гавайе есть Элоким.


В избранное