Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Дополнение к вопросу о сотворении мира


Приложение к учебному материалу по 3 главе "Шаар аИхуд вэоЭмуно").

_______________________________________________________

 

 

            ДВЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ВСЕ-ВЫШНЕГО.

 

 

                                - 1 -

 

В  начале  книги "Яд аХазака", занимаясь объяснением заповеди познания Все-вышнего, Рамбам формулирует два положения:

 

Первое:  "Основа  основ  и  столп  мудрости  -  знание о том, что есть Первичное  Существование,  дающее существование всему существующему, и все  творения  от  Небес  до  Земли, и все, что между ними, сушествуют только по-причине Его существования".

 

Второе:  "...и  если возникнет в твоем разуме предположение, что Он не существует, то ничто другое не могло бы существовать".

 

И необходимо понять:

 

(1)  Как  может  "возникнуть в твоем разуме предположение, что Он, (не дай Б-г), не существует"?

 

(2)  Что  добавляет  и  что  нового  в понимание приносит сказанное во втором положении: "...то ничто не могло бы существовать", по сравнению со  сказанным  в первом: "все творения... сушествуют только по-причине Его существования"?

 

 

                                - 2 -

 

Ответ на эти вопросы следует предварить объяснением:

 

Само  понятие  "существования  (некоторой  вещи)"  -  имеет ряд форм и ступеней.   Иногда   под  существованием  понимается  обладание  вещью материальными  границами  -  возможность  потрогать  ее  руками и тому подобное.  Порой  под "существованием" подразумевают нечто описываемое духовными  границами,  идеями  разума  и подобного этому. Есть уровень понятия "существования", который подразумевает [под существующим] вещь не   обладающую   абсолютно   никакими   границами   -   существование Б-жественности.

 

Что в большей мере воспринимается как "существование" человеком?

 

Живя  в  материальном  мире,  человек  (изначально)  воспринимает  как [реальное]  существование  то,  что  обладает материальными границами. Например,  маленький ребенок считает [действительно] сушествующим лишь то, что может потрогать руками. [Абстрактная] идея, теория, - для него не представляют из себя существования вовсе, отсутствуют в "его мире". И даже тогда, когда ребенок [подрос] стал умнее и постиг, что духовное -  также  является  существованием, это для него все еще существование менее реальное, нажели существование материальное...

 

...Однако,  чем  больше  занимается  человек  идеями разума, тем более может  он  очистить  [свое восприятие] и достигнуть ступени на которой его  понятие  "сушествование"  изменится,  и  он  осознает,  что  идея _существует_[,  причем]  в  такой  степени,  по  сравнению  с  которой материальный  предмет  не воспринимается как существование. Ведь разве можно  сравнить  "кусок  полена"  с  теорией [-  высоким достижением] разума?!

 

Можно  развить  подобные  рассуждения в направлении того, что касается постижения   Б-жественности...   Только   после   огромной   работы  и изнурительного  труда  по  ее  осмыслению можно достигнуть ступени, на которой   под   понятием  [действительное]  "существование"  мы  будем понимать  (не  материальное  и даже не духовное, а лишь) существование Б-жественности.

 

 

                                - 3 -

 

На  основе  вышесказанного  можно  объяснить смысл слов Рамбама в двух первых   положениях,  из  сформулированных  им  в  отношении  познания Все-вышнего:

 

Первое:  "...знание  о  том,  что есть Первичное Существование, дающее существование всему существующему, и все творения от Небес до Земли, и все,  что между ними, существуют только по-причине Его существования", -  ступень  осознания  понятия  "существования"  относящаяся ко "всему существующему", "всем творениям от Небес до Земли".

 

Существование   материи  ("Земля")  или  даже  существование  духовное ("Небеса")  существует,  в  отличии  от  существования Б-жественности, которое  непостижимо,  то  есть,  "по  сравнению"  с  "существованием" ("Земли" и "Небес"), не находится в границах понятия "существования" - не  существует.  Поэтому, даже после того, как человек понял и глубоко осознал  своим  разумом  "что  есть  Первичное  Существование,  дающее существование всему существующему, и все творения от Небес до Земли, и все,   что  между  ними,  не  сушествуют,  но  только  по-причине  Его существования",  у  него может "возникнуть... предположение, что Он не существует".

 

И   как   говорят..:   мир   создан   переведением   его   в   "бытие" ("существующее") из "ничего[, небытия]" ("несуществующего"), - то есть он,  мир  -  бытие  (существует), а б-жественная сила осуществляющая и оживляющая  его  -  нет.  Потому  что,  несмотря  на  то,  что человек прекрасно  понимает, что все существование мира имеет своим источником лишь  б-жественную  силу, оживляющую его каждое мгновение, и кроме нее [-  этой  силы  -]  у  мира нет никакого существования вовсе, - тем не менее,  поскольку  Б-жественность для него непостижима, и, более того, [для   него,   в   принципе]   не   находится   в   границах   понятия "существование"[, связываемого им напрямую только с тем, что относится к] миру, человек определяет ее как "ничто[, несуществование]".

 

[Именно]  поэтому  Рамбам, формулируя второе положение, добавляет, что наличествует более высокая ступень в познании Все-вышнего, исключающая возможность "(возникновения... предположения), что Он не существует" - [это   ступень,   выражаемая   тезисом:]  "...то  ничто  не  могло  бы существовать".  Другими  словами, творения не только _нуждаются_ в Его существовании  ("...сушествуют  только по причине Его существования"), но,  более  того,  само  понятие  "существование"  -  это  только  Он, Благословенный.  И  кроме  Него, понятие "существование" не имеет ни к чему  и  ни  к  кому,  никакого  отношения  ("...то  ничто не могло бы существовать").

 

 

                                - 4 -

 

Эти   две   формы  "познания  Все-вышнего",  [на  которые  намекается] _в_начале_  книги  Рамбама  "Яд  аХазака",  соответствуют  двум формам познания Все-вышнего, (когда оно в дни прихода Мошиаха достигнет своей полноты)  [на которые намекается] _в_завершении_ этой книги [словами]: "наполнится  Земля  знанием  Все-вышнего..."  и "...как вода покрывает море".

 

Познание Все-вышнего, обозначенное в первом положении: несмотря на то, что  мы  знаем  (и это знание _наполняет_ все существование), что "все творения  ...сушествуют  только по причине Его существования", [они -] творения,   остаются   в   рамках  собственного  существования,  лишь, возможно,  достигая  в  подобном постижении полноты: Земля наполняется "знанием  Все-вышнего",  но,  несмотря  на  это,  остается  в границах собственного существования.

 

Познание  Все-вышнего,  обозначенное во втором положении: "...то ничто не  могло  бы  существовать"  приводит  нас  к  вершине:  "...как вода покрывает  море",  -  Земля, как водой, становится покрыта и полностью подчинена...  "знанию  Все-вышнего",  так,  что  становится  не  видно никакого  другого  существования кроме "знания Все-вышнего",.. и кроме него,  никакого [другого] существования нет - "...то ничто не могло бы существовать".


В избранное