Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Глава Теце


Недельная глава "Ки Тейце". Беседа первая.

(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе от 13 тамуза 5716 (1956) года.

Вступление переводчика.

Вероятно, многим покажется забавным тот факт, что необходимость установления на краю крыши ограды, подобной тем, которые мы видим на краях петербургских крыш, является для евреев заповедью и дана в числе других заповедей Все-вышним еще на горе Синай. Эта заповедь приводится в нашей недельной главе, и сегодня мы начнем с вами изучение беседы ребе, посвященной внутреннему смыслу данной заповеди и некоторым деталям ее практического исполнения.

Для понимания содержания беседы необходимо сказать несколько слов об идее, которая является одной из основополагающих идей всей Торы хасидизма. Это возможность проведения параллелей между материальным и духовным мирами (в том виде, в котором они описываются в Торе). Очевидно, что Всевышний, сотворив мир, проявил в нем себя. В каждой детали мира светят духовные закономерности, в той или иной степени адекватно отображающие свой источник - то, из чего они берут начало в высших духовных мирах.

Если говорить о материальности, такой как она предстает перед нашими глазами, то необходимо заметить, что божественность в ней в общем случае находится в сокрытии. Если же мы говорим об описании материальности Торой, о соответствии между уровнями Торы, уровнями смысла, заложенными в ее словах, - материальный, простой смысл слов Торы находится в полном соответствии с духовным смыслом этих слов. Соответствие между ними абсолютно. Причина этому в том, что Тора - сама б-жественность, и сокрытие в ней отсутствует.

Часто интересно проследить связь между описанием Торой простых материальных событий и высокими духовными закономерностями, которые скрыты "внутри" Торы, раскрываемые нам, в том числе, Торой хасидизма.

Беседа, к изучению которой мы приступаем, прослеживает подобную параллель между законами заповеди воздвигать "мааке" - воздвигать обеспечивающую безопасность оградку по периметру крыши еврейского дома. Привлекая к анализу заповеди мааке книги тайной, внутренней Торы, ребе показывает, каким образом законы этой заповеди находят свое выражение на уровне духовной работы человека.

 


 

- 1 -

Вопрос в отношении заповеди мааке (оградки), который был задан мне в одном из поступивших писем:

"Причиной установления [Все-вышним] заповеди мааке является стремление избежать опасности, подстерегающей человека, находящегося на крыше дома. Как написано "...не поместишь кровь на дом свой, потому что упадет падающий с него". Однако известно, что Рамбам выносит следующее законодательное решение: в связи с выполнением заповедей, причиной установления которых является достижение безопасности, не произносят благословления. В то же время, в той же самой главе [своей книги "Яд аХазака"] Рамбам выносит законодательное решение в отношении того, что в связи с установлением мааке _необходимо_ произносить благословение: "...который осветил нас своими заповедями и приказал нам делать мааке".

На первый взгляд, такое противоречие можно разрешить следующим образом:

Обязанность воздвигать мааке возникает только тогда, когда высота дома превышает 10 тфахим (~1 метр) над поверхностью земли. Таким образом, есть возможность сделать крышу дома настолько покатой либо поднять окружающую дом территорию так, чтобы обязанность сооружать мааке отпала. Безопасность же обеспечить какими-либо другими способами. Тогда из того факта, что требование Торы: "...не помещай кровь на дом свой..." может быть выполнено не только за счет изготовления мааке, мы можем сделать вывод, что в изготовлении мааке заложен некий дополнительный смысл, более широкий, нежели утилитарный - достижение безопасности человека, находящегося на крыше.

Впрочем, это объяснение недостаточно, поскольку, так или иначе, всегда, когда на человека ложится обязанность изготовления мааке, сооружение ее связано с достижением безопасности. Таким образом вопрос возвращается на прежнее место. В связи с заповедями такого плана благословение не произносится.

*   *   *

Если же пытаться дать более глубокий анализ заповеди, то, в первую очередь, следует пояснить, что две части предложения (формулирующего обязанность изготовления мааке): (1 часть:) "И сделаешь мааке на крыше своей..." и (2 часть) "...и не поместишь кровь на дом свой", - представляют собой два разных приказа. "...не поместишь кровь на дом свой" _не_является_ прямым следствием изготовления мааке.

В качестве доказательства такого вывода можно привести правило, устанавливаемое Рамбамом в книге "Корни заповедей": Причина выполнения заповеди, или ее смысл, не могут рассматриваться как отдельная заповедь среди 613 заповедей Письменной Торы. Рамбам усматривает в данном предложении Торы две заповеди: в числе позитивных заповедей он упоминает обязанность изготовления мааке, среди негативных - перечисляет заповедь "...не поместишь кровь на дом свой". Таким образом, являясь отдельным приказом Все-вышнего, "...не поместишь кровь на дом свой" не может представлять из себя обоснования заповеди изготовления мааке.

- 2 -

Можно показать, каким образом сказанное выше применимо к Служению человека.

Когда еврей "строит новый дом" (то есть, говоря о духовном Служении - поднимается на новый уровень служения, выстраивает его по-новому), ему становится недостаточно ограничений, которые он принял на себя раньше, с помощью которых он мог устоять во встающих перед ним искушениях. Иногда, прожив некоторую часть жизни, человек приобретает чрезмерную уверенность в себе. Как сказано в Торе: "...благословит себя в сердце своем - полным будет [служение] мое", - большая часть жизни, прожитая им без греха, дает ему уверенность в том, что и дальше все обязательно будет по-прежнему. Это не так. Каждый раз, когда он "переезжает в новый дом", по-новому строит свое Служение, у него появляется обязанность беспокоиться о том, чтобы устоять в новых испытаниях, поджидающих его в новой работе.

Человек, покидающий стены ешивы и попадающий в "общественные владения", в определенном смысле начинает жизнь заново. Начинает жизнь, требующую от него новых сил, нового Служения. Он сталкивается с вещами, с которыми не приходил в соприкосновение прежде. Что-то подобное происходит с ежедневно с каждым. Начав день, как полагается еврею, с молитвы и изучения Торы, человек обязан выйти на улицу, приступить к осуществлению "39 видов будничных работ". Тогда на него ложится обязанность изготовить "мааке" для того, чтобы его взаимодействие с реалиями мира, то, как он будет решать материальные проблемы, с которыми столкнется в течение рабочего дня, соответствовало требованиям Торы. Результатом столкновения еврея с материальностью ни в коем случае не должно стать то, что Тора определяет словами: "кровь на доме твоем", "упадет падающий".

При этом важно понимать, что подобно тому, как в соответствии с законом, изложенным в "Шульхан Орухе", мааке должно быть выше крыши - самой высокой точки самого дома, так на уровне духовном "мааке" - ограда, воздвигаемая евреем вокруг себя в своем новом Служении, должна происходить из источника более высокого, нежели само Служение в целом.

И вот отсюда мы и получим ответ на вопрос, почему в связи с заповедью мааке существует обязанность произносить благословение.

Каким образом, в принципе, возможно изготовление этого духовного "мааке", каким образом можно привнести в собственное Служение нечто превышающее по духовному уровню само Служение?! Для этого есть необходимость в благословении, в том смысле, в котором объясняли это слово благословенной памяти Мудрецы. "Брохо" (благословение) - от слова "...маВРИХ эс агефен" ( пригибающий виноградную лозу). Благословение - от слова привлечение, притяжение вниз, к земле.

"Шаблон", по которому составлено большинство благословений, которые мы произносим в повседневной жизни, - иллюстрация этому:

"Благословен Ты, Все-вышний, Б-г наш, Правитель мира, который освятил нас Своими заповедями и приказал..."

"Ты" - указание на Сущность Б-га - Ты, такой, как Ты есть. Благословен Ты: привлечение этого аспекта вниз, ближе и ближе к нам, к нашему материальному миру. "Благословен Ты, Все-вышний". Все-вышний - имя Б-га, намекающее на Него в том виде, в котором Он выше мира. "Б-г наш, Правитель мира..." - Все-вышний, правящий миром. И уже отсюда происходит "...ве цивону..." - "...и приказал нам..." - "цивону" - от слова "цавсо веисхабрус" - узел, связь. "...и приказал нам сооружать мааке", - через эту непостижимую цепочку: от самой Сущности Б-га до нашего материального действия мы протягиваем благословением нить, дающую нам силу, возможность соорудить мааке, "на десять тфахим" приподнятую над "крышей мира" - "землей" мира Ацилус.

- 3 -

В сказанном выше можно увидеть наставление, необходимое нам сегодня в нашей повседневной жизни.

Согласно указанию предыдущего любавического ребе, в преддверии Рейш-оШоно от каждого из евреев требуется прибавление в исполнении и "украшении" заповедей, а также прибавление в соблюдении добрых еврейских обычаев. Несмотря на то, что, возможно, также до сегодняшнего дня поведение данного человека соответствовало самым высоким духовным нормам, ему необходимо прибавить нечто к Служению, которое он вел прежде, подняться над прежним "собой". Причиной этого является то, что, как говорится в "Игерес аКейдеш", каждый Рейш-оШоно в мир привлекается новый свет, обязывающий каждого к изменению, обновлению Служения. То же справедливо для каждого момента, когда еврей переходит к новому этапу своей жизни: выходит из стен Ешивы в широкий мир, после молитвы и изучения Торы утром выходит из синагоги и приходит в соприкосновение с мирскими проблемами.

Это и есть то, о чем сказано в Торе: "Когда построишь новый дом, сделаешь мааке на крыше его". Свыше даруется человеку способность создать "мааке" высотой десять тфахим - привлечь во все десять сил его души, начиная силами разума и заканчивая силой действия, новый свет. А осуществление этого, в свою очередь, влечет за собой "...не поместишь кровь" и "...не упадет падающий". Более того, человек, выстроивший свое Служение таким образом, как предписывает Тора, приходит к состоянию, описываемому пророком Ишайогу: "...красив человек сидящий в доме".

Ки тейце

«И будет она ему женою...»

 Большинство законов и предписаний нынешней недельной главы «Ки Тейце» касается еврейского быта. Это законы о браке и семье, о ведении хозяйства, об охоте и обращении с животными вообще, об одежде, жилых постройках, обработке земли и торговле. Особую важность среди этих законов представляют законы о браке. Талмуд утверждает, что, если бы Тора не была дана, люди могли бы научиться строить прочную семью у голубей. Но не всегда человек хочет учиться. Мы являемся свидетелями безжалостного разрушения института семьи и брака в кругах, далеких от Торы. Все чаще встречаешь молодых людей обоего пола, для которых вступить в брак не обязательно, а если и жениться – то не обязательно навею жизнь.

Дети, испокон веков считавшиеся счастьем, украшением жизни супружеской пары, отрадой в настоящем и опорой в будущем, многими рассматриваются как неприятная обуза, которую следует предотвратить всеми способами: благо способов таких придумано великое множество. Символом демократии, прогресса, женской эмансипации и прочей благодати провозглашается легализация абортов, легализация, по сути дела, массового, хладнокровного, преднамеренного убийства. Этого может не понять в пылу благородной битвы поборник демократии. Но это явственно осознает и ощущает женщина в тот момент, когда человек в белом отнимает у нее материнство. Она знает, что не бездушный сгусток клеток отрывает он от ее плоти, извлекает из ее чрева и выбрасывает. Это ее дитя. До этого момента весь ее организм, она это явственно ощущала, бережно заботился об этом ребенке, стремясь, чтобы ничто не помешало нормальному развитию. Все в ней пребывало в тревожном ожидании появления на свет этого мальчика или девочки, со своим, уже сейчас предопределенным цветом глаз и волос, своими неповторимыми чертами лица, своим дарованием и призванием, своей судьбой.

Но это дитя не появится на свет, потому что мать его решила пожертвовать им ради безмятежного, бесхлопотного существования.

Ничем не облагороженные, все больше искажаются, опошляются и деградируют чувства, долженствующие укреплять союз мужчины и женщины. Создаются объемистые иллюстрированные самоучители половых извращений, пользующиеся неуклонно возрастающим спросом. То и дело появляются сообщения о новых сексуальных экспериментах, усердно рекламируемых до крайности нечистоплотными средствами массовой информации.

Эмоциональный вакуум, который человек собственноручно создал внутри себя, он тщательно пытается заполнить невообразимой мразью. Поговоришь с таким человеком по душам – и убедишься: он глубоко несчастен. Будущего у него нет совсем, но и настоящее не таково, каким оно ему казалось раньше. Он пуст, совершенно пуст.

А ведь мог он быть счастлив, если бы поучился хотя бы у голубей. А еще лучше – если бы прислушался к поучениям нынешней недельной главы Торы, в которой Моше-рабейну, неумолчный глашатай вечной Истины, устанавливает, что связь мужчины и женщины только тогда принесет счастье, если она освящена браком, основанным на глубоком и цельном еврейском законодательстве.

Среди обрядов и обычаев еврейского свадебного ритуала есть и такие, которые имеют некоторое сходство с нееврейскими обрядами. Например, дарение обручальных колец или разбивание бокала. Однако внутренний смысл этих обрядов часто в значительной степени отличается от подобных им обрядов неевреев. Обручальное кольцо играет в еврейском свадебном ритуале перво-

степенную роль. Надев его на палец своей избранницы, при этом произнеся традиционную формулу обручения, молодой человек создает невидимые узы, накрепко соединяющие его с его суженой. До этого момента они совершенно чужие люди, после этого момента они – самые близкие друг другу, независимо от того, была ли сделана или нет соответствующая запись в акте гражданского состояния. Кстати, по закону, роль, которую обычно играет кольцо, может с успехом исполнить любой ценный подарок, врученный невесте женихом. В Талмуде, например, обручальное кольцо не упоминается. Оно повсеместно вошло в практику среди евреев уже в послеталмудический период, а в конце 8-го века было принято и христианами. Обычай разбивания стеклянного бокала был введен мудрецами эпохи редактирования Талмуда.

Цель этого обряда – напоминать веселящимся о разрушенном Иерусалимском Храме. Так что бокал разбивается не из суеверного убеждения, будто бы подобный акт может сам по себе принести счастье, а чтобы напоминать о несчастье, забывать о котором еврей не в праве. Об этом говорит Псалом: «Да прилипнет язык мой к нёбу, если не помяну тебя, если не вознесу я Иерусалим во главу моего веселья».

Разбиванием бокала завершается официальная часть бракосочетания. После этого начинается свадебное торжество. И тут люди, впервые попавшие на традиционную еврейскую свадьбу, начинают недоумевать.

Оркестр может играть современнейшую мелодию, парни и девушки могут извиваться в ультрамодных танцах, но только среди представителей своего пола. Почему так?

Свод еврейских законов «Шулхан-Арух» поясняет: «Нет истинного веселья там, где царят страсти». Тем, для кого этот факт нуждается в подтверждении, напомним случай, известный нам со школьной скамьи. Русский поэт, автор «Героя нашего времени», как мы помним, позволил себе в минуту радости душевной беззлобно пошутить над костюмом своего друга. Если бы это произошло на сугубо мужской гулянке, никто бы даже не обратил внимания. «Но это было при дамах», – подчеркнул оскорбленный – и в результате поэт погиб на дуэли...

Кто знает, сколько шедевров недосчиталась русская литература из-за пренебрежения принципом, лежащим в основе перегородки на еврейских свадьбах.

Как известно, Моисеево Пятикнижие содержит в себе 613 заповедей. Кроме этого мудрецами были введены дополнительные ограничения. Все это вместе представляет собой грандиозный комплекс законов, регламентирующих буквально все области жизни и деятельности евреев. Человека, выросшего и получившего воспитание в чуждой еврейству среде, при первом ознакомлении с иудаизмом такое обилие запретов и предписаний не может не ошарашить. Если он человек доверчивый и к тому же добрый по характеру, он проникается искренним состраданием к бедным набожным евреям, лишенным, по его представлениям, всех радостей жизни. Если же он скептик, он, как правило, заявляет, что не могут евреи действительно выполнять все эти предписания: это невозможно для здорового человека с нормальными запросами.

Наши мудрецы, величайшие знатоки человеческой ментальности, всегда учитывают такую реакцию неподготовленного человека.

Мы видим это на примере традиционной церемонии гиюра, перехода иноплеменника в иудаизм и приобщения его к еврейскому народу. Вначале инородца стараются отговорить от этого шага, описывая ему все бедствия и испытания, выпавшие на долю еврейского народа. Если он все же остается при своем желании стать евреем, его знакомят с основами иудаизма, но не особенно вдаются в подробности. Ибо обилие и сложность всевозможных запретов и предписаний еврейской религии могут отпугнуть человека, никогда о них не слышавшего и не умеющего в столь короткое время вникнуть в их содержание, даже если он искренне стремится приобщиться к народу священнослужителей. Позже, глубже знакомясь с еврейскими законами и обычаями, этот человек, не имевший ранее ничего общего с еврейством, уяснит и признает великий принцип, сформулированный в Мидраше: «Вс-вышний не требует от человека сверх его возможностей» («Шемот Рабба»). Да и мудрецы, по утверждению Талмуда, придя к заключению, что необходимо ввести новое ограждение или правило, вводили его лишь в том случае, если общество сможет его соблюдать.

Более того, он убедится, что Творец всего сущего, в том числе человеческой души, которому, как никому другому, известны ее потребности, для того и дал человечеству Тору, чтобы, вводя деятельность человека в известные рамки, направить ее по единственно верному руслу на благо ему самому и всему существующему. Но Творцу известны и человеческие слабости, и поэтому Тора смягчает свои требования в тех случаях, когда исполнить их человеку не под силу. Яркой иллюстрацией этому может служить закон, которым начинается глава «Ки Тейце».

Известны ограничения, которыми Тора освящает интимную жизнь еврея. Не только прикосновение к женщине, связь с которой не освящена законным браком, но даже любование ею на расстоянии строго запрещено Торой. Поэтому религиозного еврея вы не увидите на смешанном пляже, а религиозные женщины, чтобы не подвергать мужчин лишнему искушению, выйдя на улицу, тщательно прикрывают свое тело и, уж конечно, никогда не выставляют свою кандидатуру на конкурс красоты, хотя между ними есть немало настоящих красавиц. И даже самому неискушенному в законах еврейской религии читателю, наверное, известно, как строго преследуется Торой связь еврея с иноплеменницей. Всего лишь полтора месяца назад мы читали в главе «Пинхас» о самоотверженном поступке Пинхаса, внука Аарона, который вступился за честь Израиля, наказав смертью падшего предводителя колена Шимона вместе с его любовницей-мидианитянкой. Но в начале данной главы мы читаем:

«Если выйдешь на войну против врагов своих, и Б-г предаст их в руку твою, и возьмешь у них пленных, и увидишь среди пленных женщину, красивую видом, и пожелаешь взять ее в жены...» Как же распоряжается Тора в этом особом случае? Не нужно быть знатоком психологии, чтобы понять, что человек с известным темпераментом и к тому же разгоряченный после недавно закончившегося победоносного боя, вряд ли сможет совладать с собой. И Тора это учитывает и делает послабление, правда лишь настолько, насколько это необходимо: разрешается вступить в связь лишь один раз и лишь с одной женщиной. Затем он должен привести ее в свой дом и дать ей время оплакать своих потерянных близких. И лишь после этого, если она примет гиюр, она становится его женой. Если же она отказывается приобщиться к еврейскому народу, он должен отпустить ее на свободу. Ни продать ее в рабство, ни оставить у себя в качестве служанки он не имеет права.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что законы Торы учитывают все стороны человеческой натуры: как сильные, так и слабые; и, если какие-либо предписания или запреты Моисеева Учения представляются трудновыполнимыми, трудность эта – кажущаяся. Преодоление таких мнимых трудностей представляет собой наилучшее упражнение для души, которая, как и тело, без подобных упражнений чахнет и деградирует. Особенно необходимы такие упражнения в наше смутное время, когда без постоянного, напряженного самовоспитания невозможно быть достойным представителем человеческого общества вообще и народа священнослужителей – в частности.

Подобно тому как в особом случае еврейская религия разрешает такое сожительство с женщиной, которое при обычных обстоятельствах строго запрещено, разрешает она прерывать семейную жизнь, если она по некоторым причинам становится в тягость супругам. Об этом мы тоже читаем в главе этой недели. Супружеская связь считается разорванной в тот момент, когда жена получает посланный ей мужем специально составленный и оформленный документ, так наз. «гет». В Талмуде правилам оформления разводов посвящен специальный трактат «Гиттин». Правила эти довольно сложны, оформление развода – дело очень ответственное, ибо при неправильном его проведении брак остается нерасторгнутым и супруги, связав свои жизни с другими людьми, совершают тягчайший грех. Поэтому оформление «гета» совершается раввином, специально подготовленным в этой области и получившим право на оформление разводов.

Закон о расторжении супружеской связи можно считать еще одним подтверждением того, что Тора считается и со слабыми сторонами человеческой натуры, ибо сам факт разрушения семьи противоречит основной цели Торы, которая, по утверждению наших мудрецов, дана лишь для того, чтобы принести мир на землю. И поэтому упомянутый выше талмудический трактат «Гиттин», всецело посвященный описанию и разъяснению правил оформления разводов, заканчивается словами р. Элазара: «Кто разводится со своей первой женой, – даже жертвенник проливает по нем слезы, как сказано у пророка Малахи: «И вот, сугубый грех вы совершаете, покрывая слезами жертвенник Б-жий, плачем и стонами, чтобы не обращаться Б-гу к дарам вашим и брать ваше благоволение. И скажете вы: за что? Ибо Б-г засвидетельствовал между тобой и женою твоей юности, которой изменил ты...»

И закончим наши печальные раздумья о слезах, проливаемых жертвенником, забавной историей.

При разборе очередного дела о разводе в тель-авивском раввинатском суде возникла проблема. Супруги настаивали на том, что все нажитое ими за время совместной жизни должно быть поделено поровну. В том числе и дети. Числом – одиннадцать. Увидев, что никто из супругов не соглашается взять меньшую долю (5), раввин, как и полагается умному еврейскому судье, придумал оригинальный выход из положения.

– Отложите развод на год. За это время у вас родится еще один ребенок – и вы сможете поделить детей поровну.

Супруги приняли совет раввина. Но через год они в суд не явились. Раввин, улыбаясь, набрал номер телефона.

– Я полагаю, что вы помирились и можно закрыть дело? – сказал он поднявшему трубку мужу.

– Да нет, все не можем поделить детей.

– Что, ваша жена не родила?

– В том-то и дело, что родила – двойню.

В конце недельной главы сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек...»

Драматичным было объявление Амалека вечным врагом Израиля. Все, что произошло в тот день, было лишь слабой попыткой воевать против целого народа, шедшего по пустыне. Проклятие будто бы не соответствует вине Амалека. Бой продолжался всего один день, а память о нем проходит красной нитью через всю историю евреев как народа.

Эта стычка, не имевшая никакого стратегического значения, стала национальной травмой, забыть которую невозможно. Именно этот враг, разбитый в один день, стал для еврейского народа главным врагом.

Вс-вышний, запретивший евреям ненавидеть египтян, «ибо пришельцами были вы на его земле», заповедал нам ненавидеть Амалека всем сердцем.

Г-сподь, предупредивший евреев не вступать в войну против Эдома, Моава, Мидиана, запретивший беспричинную ненависть к другим народам, Сам объявляет беспощадную бескомпромиссную и вечную войну против Амалека. Однако непонятны также и мотивы, по которым Амалек напал на Израиль. Границы его проходили вдалеке от народа, шедшего по пустыне, вера и религия также не были причиной нападения. И все же он пытался организовать коалицию народов против евреев. На все эти вопросы есть только один ответ: Амалека не устраивало само существование еврейского народа. Амалек понимал, что если жив Израиль, то мораль евреев и их вера в единого Б-га распространяются, поэтому вышел он с войной на евреев. Амалек был первым в мире из пытавшихся уничтожить дух, справедливость и мораль.

Нашему поколению было суждено ощутить на себе руку нацистского Амалека. Оно видело, во что превращаются мир и человечество, когда власть захватывают амалеки.

Ужасает общая целенаправленность древнего Амалека и амалеков двадцатого века: вырвать с корнем идеи иудаизма в среде других народов – и для этого уничтожить всех евреев.

Несбыточной мечтой современных амалеков является уничтожение евреев и еврейского духа.

Исход из Египта – это великое чудо – произвел на окружающие народы большое впечатление, внушил им мысль о могуществе Творца. Но, оказывается, не все народы прочувствовали это. И вот что говорится в сегодняшней главе: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя в пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и не побоялся он Б-га».

Есть в этом тексте одно слово на иврите – «кара» («встретил»), которое имеет еще и значение «охладил» – «кар». Это дает основание РАШИ прокомментировать этот отрывок в том смысле, что Амалек «охладил» другие народы. Все народы трепещут, а Амалеку что до этого. Подумаешь, великое чудо – вышли из Египта. Кто может доказать, что это дело рук Б-жьих? А если так, то нечего их бояться. И нечего бояться Б-га!

Вы уже поняли, что речь идет о черте, свойственной многим людям. Еврейский народ прошел через тысячелетние испытания и выжил! Подумаешь, обычная история.

Это – яд неверия, неумение видеть величественные явления жизни. А отсюда недалеко и до цинизма. Циник смотрит на все холодным оценивающим взглядом: для него нет ничего святого. Это и есть род Амалека, без души и сердца. И, как противоположность этому – еврейский народ, борющийся, переживающий, страдающий. Известный борец за репатриацию, Иосиф Менделевич писал: «Мы верили в алию, когда в шестидесятые годы она казалась явлением невероятным. Сколько было попыток охладить наш пыл, кто только ни призывал нас быть реалистами. История, однако, показала на этот раз, что поле битвы осталось за так называемыми «нереалистами», идеалистами, мечтателями, верующими. И самый страшный враг – это тот, кто охлаждает их пыл».

Глава Тецэ.

Одна из 73 заповедей главы, которую мы читаем на этой неделе, говорит о возврате утерянных вещей. Эта тема имеет непосредственное отношение к еврейскому месяцу Элул (последний месяц еврейского календаря), когда все пытаются «возвратиться» к Б-гу перед Рош Гашана и Йом Киппур, Дней Суда для всего мира.

Вообще-то, это работа «цадиков» (людей, всецело посвятивших себя служению Б-гу). Давать советы, совершать молебны, убеждать людей и помочь им вернуться к выполнению их Б-жьего предназначения.

Эта история о том, как великий цадик, пятый Ребе Хабада – Рабби Шалом Дов Бер оказался в ситуации, когда ему нужна была помощь, чтобы вернуть потерянные вещи.

Ребе вернулся в Петербург после долгой поездки, и какого же было его удивление, когда, обратившись за своим багажом, ему сообщили, что его чемодан, полный ценных книг, не смогли найти в багажном отделении.

Ребе был очень расстроен, но по прошествии более часа безрезультатных поисков, у него не осталось другого выбора, кроме как отправиться домой.

Спустя несколько дней после этого происшествия, к нему в офис вошел хасид по имени Авраам Элиаху Гурэри и рассказал свою печальную историю:

 Несколько месяцев назад он женился, получил от семьи своей жены приданое размером в десять тысяч рублей и потерял почти все в результате неудачной деловой сделки. Осталась только тысяча рублей. Поначалу его жена просто злилась, но постепенно их отношения усложнялись, и теперь шел разговор о разводе. Не удержавшись, он разрыдался и умолял Ребе о помощи.

«Вот» – произнес Ребе, протягивая ему квитанцию на утерянный багаж, - «Возьми это, иди на станцию и попроси их найти мои книги. Я уверен, у тебя получится».

Хасид взял квитанцию и радостный побежал на станцию. Но там его ожидало разочарование. Багажное отделение было закрыто, а внутри никого не было. Он стучался и бил в дверь кулаками, и кричал, но ответа не последовало.

Он не мог вернуться с пустыми руками, поэтому он несколько минут побродил по безлюдному вокзалу, пока не увидел открытый ресторан. Он вошел, сел за столик, заказал чай, достал сигарету и закурил.

Так он просидел некоторое время, как вдруг, он почувствовал, что кто-то пристально смотрит на него. Он поднял глаза и увидел хорошо одетого мужчину, дружелюбно смотревшего на него. Кивком головы хасид поприветствовал его и предложил ему сигарету. Незаметно между ними завязался разговор. А когда Авраам рассказал ему про потерянный чемодан, мужчина прервал его.

«Какое удивительное совпадение! Дело в том, что я управляющий багажного отделения. Знаешь что? Дай-ка мне квитанцию, а я сейчас все улажу».

Не прошло и несколько минут с тех пор, как он вышел из ресторана, а здание вокзала уже сотрясалось от криков, доносившихся из багажного отделения. У рабочих был перерыв, но, получив хорошую «взбучку», они вынесли все чемоданы и сумки и, наконец, нашли чемодан Ребе. Он стоял в самом углу, заставленный другой кладью, поэтому его трудно было найти.

Когда наш герой возвратился с книгами, Ребе был вне себя от радости и сказал:

«Авраам Элиаху, я твой должник. Если ты хочешь вернуть свои деньги и мир в твоем доме, тогда я советую тебе отправиться в город Корх, что у побережья Черного моря».

Авраам пошел домой и рассказал своей жене о том, как он, ее муж, помог самому Ребе, и о том, что сказал ему Ребе. Когда жена услышала это, ее ярость постепенно превратилась в гордость, и она радостно начала собирать мужа в дорогу, печь ему пироги, чтобы еды хватило на несколько дней.

«Может, он не такой и глупец», - подумала она про себя.

Когда Авраам приехал в Корх, он остановился в гостинице. Стоял жаркий летний день, и перед тем, как отправиться на поиски своего спасителя, он решил пойти и искупаться в море.

Поплавав, он сидел на песке и ел еду, которую ему приготовила жена, когда заметил, что рядом с ним сидит еврей и с восхищением смотрит на его чудесные пироги. Авраам угостил его и, сам того не заметив, рассказал ему всю свою историю до тог самого момента, когда Ребе дал ему совет.

«Знаешь что? – произнес его новоиспеченный друг, - Я думаю, что смогу помочь тебе. Встретимся завтра в это же время, и не забудь принести с собой несколько тех вкусных пирожков, которыми ты меня угощал. Было бы стыдно потерять жену, которая печет такие пироги» - произнес он, улыбаясь.

Дело пошло на лад, и Авраам воодушевился. На следующий день он сидел на том же месте у моря, но в этот раз он ел пироги с человеком, с которым познакомился вчера и еще с одним мужчиной, который, оказалось, был преуспевающим бизнесменом.

«Я слышал твою историю, молодой человек, – сказал бизнесмен. – И я хотел бы помочь. Кстати, знаешь, это действительно вкусные пирожки. Передай своей жене мое восхищение. У меня есть вагон папиросной бумаги. Я продам тебе ее за тысячу. Ведь это все, что у тебя осталось, не так ли?

Так вот, я думаю, что ты сможешь продать ее по хорошей цене в Кременчуге, где расположены сигаретные фабрики. А если не сможешь, то я выкуплю ее назад. Что скажешь?»

В этой сделке наш герой увидел знак Б-жий, и без лишних вопросов отдал целую тысячу. Бизнесмену пришлось почти силой заставить его пойти на станцию и посмотреть на свою покупку.

Бизнесмен отправил свой грузовой вагон в Кременчуг в сопровождении Авраама. По прибытии Авраам сразу же пошел к своему родственнику, проживавшему там - известному бизнесмену, хасиду Хабада по имени рав Цви Гур-Ари, чтобы продать ему папиросную бумагу.

Но раввин Цви вовсе не обрадовался предложению. Бумага не стоила не намного больше того, что Авраам заплатил за нее. Может, лишь на пятьсот рублей дороже. Когда он услышал об участии в этом деле Ребе, он поднял цену до двух тысяч.

«Нет, так дело не пойдет! – эмоционально произнес наш герой. – Или заплати мне все десять тысяч, которые я прошу, или я обращусь к кому-либо еще!»

У раввина Цви не оставалось другого выбора, как только отправить его с пустыми руками. Он хотел сделать пожертвование, но не на сумму в восемь тысяч рублей! И Ребе не говорил о том, что десять тысяч рублей можно выручить только от этой сделки.

Но Авраам Элиаху не терял надежды. Даже наоборот. Каждому, с кем он встречался, он гордо заявлял, что продаст свою бумагу не меньше чем за десять тысяч рублей. Конечно же, никто не воспринимал его всерьез.

Но на следующий день один человек остановил его на улице и нервно спросил: «Простите, Вы тот человек, что продает папиросную бумагу?»

«За десять тысяч рублей» – добавил Авраам.

«Вот деньги. Покажите мне товар и деньги Ваши» – сказал человек.

Они отправились на станцию, где Авраам показал ему вагон с грузом и сразу же получил деньги.

Позже он узнал, что на одной из самых крупных фабрик по производству папиросной бумаги случился пожар, и все производители сигарет были в отчаянии.

Когда же рав Цви услышал про пожар, он опрометью бросился к Аврааму, но было уже слишком поздно.

«Но ты можешь поехать в Корх к тому человеку, что продал мне бумагу» – сказал Авраам.

Когда рав Гур-Ари приехал туда, бизнесмен сказал ему, что у него нет больше бумаги. Единственная причина, по которой он продал вагон молодому человеку, это то, что он сжалился над ним.

А тем временем, наш герой возвратился домой с «потерянным» приданым, и мир вернулся в его дом. Но когда он пришел к Ребе, чтобы поблагодарить его и попросить совета во что лучше вложить его вновь обретенное богатство, Ребе лишь, улыбаясь, посмотрел на него и произнес: «Теперь мы в расчете. Удачи».

Какой урок мы можем извлечь из этой истории?

Даже самые праведные и святые люди, даже руководители Израиля, например Ребе, нуждаются в помощи простых людей, таких как вы и я (Так сильно мы нуждаемся друг в друге).

У каждого из нас святая душа; Б-жье предназначение, для которого он нас сотворил. Но каждый из нас, либо в силу своей необразованности, дурных привычек, негативного окружения, отрицательных черт характера или просто лени, в какой-то степени…утратили наше ощущение этой души.

Так и в нашей истории:

- Никто не хочет пострадать от такой потери, и каждый радуется, когда к нему возвращается его вещь.

- Если мы помогаем другим людям, возвращая их имущество, мы, в конечном итоге, помогаем себе.

- Несмотря на то, что мы можем получить помощь от других людей, мы должны учиться обходиться своими силами.

- Наши добрые дела могут помочь всем; они могут заставить даже Мошиаха прийти немного раньше и помочь ВСЕМ найти ВСЕ, что они потеряли.

Мошиах Сейчас!!

 

 


В избранное