Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ханука

 

Наши Мудрецы учат: «Что такое Ханука? 25 кислева начинаются восемь дней Хануки. Когда греки вошли в Святилище, они осквернили все масло. Когда Хашмонаим победили греков и искали масло, чтобы зажечь менору (хрaмовый светильник), и нашли только один кувшинчик, и было в нем масла только на один день, — случилось чудо, и масло горело все восемь дней. И на следующий год эти дни сделали праздничными, установили для них чтение благодарственных молитв и Псалмов, прославляющих Б-га» (Талмуд, Трактат Шаббат, 21).

История

В 3390 году от Сотворения мира (370 г. до н.э.) персидский царь Кир разрешил евреям вернуться из Вавилона в Землю Израиля для построения Храма. В 3408 году Второй Храм был достроен и освящен. Храм стоял 420 лет, вплоть до 3828 года (68 г. н.э.), когда он был разрушен римским императором Титом. В период строительства Второго Храма Земля Израиля была под властью Персии, но после победы Александра Македонского над персами она оказывается под контролем греков. С этого момента начинается двухсотлетняя история сложных взаимоотношений евреев с греками, а которой можно выделить три периода.

Первый период (333-323 г. г. до н.э.). Пока был жив Александр Македонский, евреи находились под властью греков, но не испытывали физических или духовных притеснений. Евреи признали власть Александра без войны, т.к. он обещал им самоуправление и свободу религиозной жизни. Александр Македонский относился с уважением к еврейским Мудрецам.

Второй период (323-198 г.г. до н.э.) После смерти Александра Македонского его царство было разделено на три части. Один из его полководцев стал править в Греции, другой — в Египте, третий — в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правивших Египтом. Положение евреев несколько ухудшилось, хотя у них по-прежнему оставалась автономия и духовная свобода. К этому периоду относится перевод Торы на греческий язык (Септуагинта), сделанный по настоянию царя Талми Филадельфуса (ок. 250 г. до н.э.).

Третий период (198-ок. 140 г. г. до н.э.). Территорию Земли Израиля завоевывает эллинистическая Сирия, в которой правит династия Селевкидов. Угнетение евреев резко усилилось.

В это время культура эллинистического мира уже не была культурой Греции классического периода. На ее основе образовалась «всемирная универсальная культура», проникшая во все страны, завоеванные Александром Македонским, и вобравшая в себя культы и обычаи каждой из них. Греческий взгляд на мир и греческая философия, культивировавшие чувство «гражданина вселенной» и трактуемые как «высшее достижение прогресса и цивилизации», получили широкое распространение.

Македония и Рим, Сирия и Египет воевали друг с другом, но эллинизм объединял их, и не только их, но и почти все народы мира, кроме евреев, хотя и среди евреев были такие, которые пошли за греками. Их стали называть эллинистами, но большая часть народа оставалась верна Торе.

Так продолжалось до тех пор, пока в 174 г. до н.э. царем Сирии не стал Антиох IV Эпифан («Безумный»), который решил «осчастливить достижениями прогресса» также и евреев, «погрязших в древних суевериях». Антиоха поддерживали евреи-эллинисты, считавшие, что греческое мировоззрение откроет евреям путь в «семью народов мира». В стране стали культивировать занятия гимнастикой; первосвященник Хонио Третий был смещен, и на его место был поставлен его брат Йеошуа, взявший себе греческое имя Ясон. Он был одним из руководителей движения эллинистов. Храм был ограблен, а затем осквернен; еврейские обычаи повсюду подвергались осмеянию; поощрялся произвол по отношению к тем, кто оставался верен учению Торы.

Началась эпоха насильственной эллинизации, Антиох издал указ, запрещавший под угрозой смерти чтение и преподавание Торы, соблюдение еврейского Закона. Особенно сурово каралось обрезание, соблюдение Субботы и освящение нового месяца. Наместник Анитиоха в Иудее Апустумус начал с осквернения Храма. Он заставил псевдопервосвященника принести на алтаре в жертву свинью, которую потом сварили и дали съесть евреям-эллинистам. В Храме был установлен идол Зевса.

Войска Антиоха прошли через страну, устанавливая повсюду идолов и принуждая евреев приносить им жертвы. Многие евреи гибли, отвергая идолопоклонство, но организованное сопротивление представлялось невозможным, — слишком неравны были силы.

Когда гонения на евреев достигли апогея и им, доведенным до отчаяния, оставалось либо покориться, либо окончательно исчезнуть с лица земли, вспыхнуло восстание, оказавшее огромное влияние на всю последующую жизнь евреев и укрепившее их национальный дух.

Восстание было организовано семьей Хашмонаим из рода коэнов (священников), которая занимала в обществе видное положение. Главой семьи был престарелый Матитьяу из рода Иоярива. Отец его был Первосвященником, и когда-то Матитьяу жил в Иерусалиме, но после осквернения Храма покинул его и переселился в город Модиин, находившийся на северо-западе от Иерусалима. У Матитьяу было пятеро сыновей: Йоханан, Шимон, Йеуда, Элазар и Йонатан.

Матитьяу и его сыновья испытывали глубокую скорбь по поводу ужасного положения, в котором тогда находился еврейский народ. «Святыни осквернены, свободная Иудея стала рабыней, — зачем же нам еще жить?» — говорил старый Матитьяу своим сыновьям.

В 167 г. до н.э. в Модиин прибыл небольшой сирийский отряд под командованием Апеллеса, который, созвав жителей, стал требовать, чтобы они принесли жертвы греческим идолам и отреклись от своей веры, Матитьяу с сыновьями и друзьями находился в толпе. И когда Апеллес предложил ему как наиболее авторитетному чину общины подать пример евреям и подчиниться приказу, Матитьяу ответил: «Если бы даже все народы, живущие в Сирийском царстве, послушались царя и отреклись от веры отцов своих, то я, мои сыновья и братья все равно остались бы верны Законам нашего Б-га». Увидев, что один еврей из толпы подошел к воздвигнутому на площади алтарю, чтобы принести жертву Зевсу, Матитьяу бросился на вероотступника и убил его. Сыновья Матитьяу напали на Апеллеса и его отряд, перебили их и разрушили греческий алтарь. Так началось восстание, которое стало поворотным пунктом в истории евреев. Прежде всего, восставшие расправились со свирепым слугой Антиоха.

Боевым кличем Хашмонаим стали слова Моше перед началом борьбы с теми, кто подбивал народ поклоняться золотому тельцу: «Ми ле Ашем — элай» («Тот, кто за Г-спода, пусть следует за мной!»). Все жители Модиина и окрестностей присоединились к Матитьяу. Он нашел надежное убежище в горах Эфраима, и туда к нему стекались все бежавшие от преследований сирийских надсмотрщиков. Войско его умножалось с каждым днем. Однако у сторонников Матитьяу, в отличие от сирийцев, не было ни оружия, ни опыта ведения войны. Поэтому Матитьяу остерегался вступать с ними в открытую борьбу. Превосходно знакомый с местностью, он со своим отрядом внезапно врывался в города, разрушал языческие жертвенники и наказывал вероотступников и предателей. Начальник иерусалимского гарнизона посылал за ними погоню, но повстанцы успевали скрыться. Избегая открытых схваток с врагом, они вели партизанскую войну, выматывающую противника.

К началу восстания Матитьяу был уже очень стар и вскоре умер. Перед смертью он возложил командование на одного из своих сыновей — Йеуду. Предание говорит, что в Иудее не было воина, равного Йеуде, со времен Давида. Своей необыкновенной отвагой он заражал всех окружающих и даже из самых робких людей делал героев. Обладая даром полководца, он вступал в бой в наиболее подходящий для этого момент, умело используя все слабости врага. В легендах его уподобляют, с одной стороны, «льву в ярости», а с другой — «голубю по кротости и простоте души». Вместе с тем он был глубоко верующим человеком и уповал не на меч свой, а на помощь Неба, о которой молился перед каждым решительным боем. Это был истинно израильский герой, проливающий кровь только по необходимости.

Йеуда и его братья получили получили прозвище Макаби (Маккавеи). Одни считают, что оно происходит от слова «молот», другие — что оно представляет собой аббревиатуру слов, составляющих цитату из книги Исход (15:11): «Кто, как Ты, среди богов, Г-споди?» Войны, которые вел Йеуда Маккавей, стали называться Маккавейскими.

Вначале Йеуда, как и его отец, ограничивался ночными набегами, наказывая отступников от иудейской веры и уничтожая небольшие сирийские отряды, но со временем, когда число повстанцев выросло и к отряду Йеуды стали присоединяться и те, кто прежде по разным причинам отреклись от еврейства, Йеуда решил вступить в бой с крупным сирийским отрядом под предводительством Аполлония.

Апполоний выступил против восставших евреев с войском, набранным из гарнизонов Самарии, так как боялся оставить Иерусалим без достаточного прикрытия. Это был первый открытый бой Йеуды, происшедший в 166 г. до н.э. рядом с Бейт-Хороном, и окончился он его блестящей победой. Аполлоний был убит в этом бою, часть его войска уничтожена, остальные разбежались. И хотя войско Аполлония было немногочисленно, решительная победа, одержанная над ним, вселила в еврейских воинов веру в свои силы. Впервые им пришлось сражаться лицом к лицу с врагом, и в победе над ним они увидели знак того, что Б-г не оставил Свой народ. Йеуда взял себе меч убитого Аполлония и дрался им во всех последующих сражениях, которые длились три года.

 

Наконец, в 165 г. до н.э. 25 числа месяца кислев повстанцы овладели Храмом, очистили его и восстановили храмовую службу. При освящении Храма произошло чудо горения масла, с которым связано установление праздника Хануки. История Маккавейских войн на этом не кончилась. После первой победы раздоры между евреями из «партии национально-религиозного возрождения» и евреями-эллинистами продолжались, и в течение еще почти тридцати лет было множество столкновений евреев как с греками, так и с эллинизированными евреями. Через два года после установления Хануки новая греко-сирийская армия изгнала Йеуду из Иерусалима, и Первосвященником опять стал человек, близкий к эллинистам, но он был все же из рода священников и не пытался менять порядок служения в Храме. В одной из этих войн в 160 г. до н.э. погиб Йеуда Маккавей; он был похоронен в Модиине, рядом с могилой своего отца.

Евреи продолжали платить греко-сирийцам дань еще несколько десятков лет, но они перестали подвергаться религиозным притеснениям. Традиция считает важным для последующих поколений лишь первый этап борьбы, закончившийся освящением Храма, так как именно он имеет непреходящее глобально-историческое значение. Важно, что основная цель восстания была достигнута и еврейскому учению больше уже ничто не угрожало.

Война между святостью и нечистотой

Ни при персах, ни при Александре Македонском, ни при греко-египетском (Птоломеи) и греко-сирийском (Селевкиды) владычестве евреи не восставали, хотя все это время они не имели политической независимости и платили дань. Восстание против Антиоха началось только в 167 г. до н.э., после того как был осквернен Храм и греки попытались искоренить само еврейское учение. Это была по сути война еврейского и греческого начал, война, в значительной степени определившая судьбу не только еврейского народа, но и мира христианских народов. Это был единственный случай религиозной войны в древнем мире, — ведь древний мир, в отличие от современного, был обычно терпим к чужой вере, к «чужим богам». Для того чтобы понять духовную суть войны евреев с греками, необходимо знать, что источник этого противостояния лежит в отношениях между двумя из трех сыновей праотца человечества Ноаха (Ноя) — Шема (Сима) и Яфета.

Тора рассказывает, что после потопа из всего человечества уцелели только Ноах и три его сына — Шем, Хам и Яфет (и их жены). От сыновей Ноаха и произошли все народы мира. Характеры сыновей Ноаха, Шема и Яфета, были различны, им, как и каждому народу предназначено было играть свою, особую роль в развитии мира.

Яфет был наделен красотой и чувствительностью, стремлением внести в мир гармонию, как бы охватить собою мир, сделать его соответствующим себе. Само имя Яфет образовано от слова «яфэ» (красивый); и этот же корень имеет значение «распространять».

Шему же была дарована святость и ощущение Б-жественного присутствия, его задачей было привнесение духовности в окружающий мир. Особенности каждого из сыновей видны уже в благословении Ноаха:

«Благословен Г-сподь, Б-г Шема... Да расширит Б-г Яфета, и да обитает он в шатрах Шема» (Брейшит, 9:26). Благословение Яфета особенно ярко проявилось в греках, благословение Шема — в Израиле.

Яфет, как свидетельствует развитие греческой культуры, связан с искусством, он родоначальник современных форм драмы, поэзии, музыки, ваяния, спорта, философии и т.д.

Но эти дарования должны использоваться, чтобы служить исполнению воли Того, Кто создал и взрастил их в сознании человека. Культура сама по себе не имеет абсолютной, самостоятельной ценности; она обретает смысл лишь тогда, когда помогает человеку обрести цель жизни, которую поставил перед ним Творец, т.е. когда она «обитает в шатрах Шема».

Развитие науки еще не сделало человечество счастливее, но уже угрожает ему уничтожением: греческий культ человека как вершины мироздания без Б-га над ним оборачивается материализмом, считающим человека лишь плодом космической случайности, обесценивающим не только его духовную, но и физическую жизнь; высококультурные и высокоэстетичные немцы — без ущерба для своего мировоззрения наследников греко-римской культуры могли убивать детей «для счастья человечества».

Если красота, культура или наука обожествляются сами по себе, то из благословения они становятся проклятием.

Ноах награждает Яфета способностью чувствовать природу, ощущать и творить красоту в мире, но он тут же указывает своему одаренному, экспансивному и восприимчивому сыну, что его совершенства должны «обитать в шатрах Шема». Иначе произойдет нечто худшее, чем просто потеря даров, — они станут разрушительной, развращающей силой. Красота может возвысить человека, но может и совратить его. Она способна как вдохновить человека, так и вызвать его деградацию. Таким образом, обитание Яфета «в шатрах Шема» имеет два взаимосвязанных аспекта. Яфет привносит красоту в шатры Шема, Шем же придает духовность красоте Яфета.

Внутренняя логика конфликта

Евреи того времени, остававшиеся верными Торе, и прежде всего семейство первосвященников Хашмонаим, видели в греческой культуре источник духовной скверны — «тумы», худшую из всех разновидностей языческого сознания.

Разумеется, Тора, еврейская философия отвергают любое служение идолам, любой отход от веры во Всевышнего, управляющего всем миром. Однако «ультрагуманистическая» греческая философия, объявлявшая человека не только самым совершенным из творений Всевышнего, но и единственным подлинным центром Вселенной и по существу сделавшая его объектом поклонения, была верхом идолопоклонства. Когда человек охотно творит из самого себя кумира, когда все виды человеческой деятельности обращаются на службу этому кумиру, когда удовлетворение его потребностей становится едва ли не всеобщей философией, мир начинает задыхаться от эгоизма, от распрей и погрязает в пучине духовной скверны.

Мертвые идолы — материальные кумиры (статуи, здания и т.д.) — хотя бы не оказывают дурного влияния на своих создателей. Они являются лишь овеществленным выражением их собственных духовных недостатков. Но когда люди начинают поклоняться себе подобным, объявляют себя всесильными, а свой разум — высшей духовной инстанцией, способной постигать истинное, абсолютное значение вещей и понятий, они быстро достигают предела нравственной и моральной деградации. История знает немало таких примеров. Лучший из них события, непосредственно предшествовавшие Хануке.

Греческие правители готовы были согласиться с большей частью Торы, с тем, что казалось им «логичным и разумным», что, как они считали, можно «влить в греческие сосуды». Но три заповеди они хотели ликвидировать полностью. Если сделать это, считали они, все остальное можно перенести в греческий ритуал. Эти три заповеди: соблюдение Субботы, освящение Нового месяца и обрезание. Почему именно эти три заповеди были столь ненавистны грекам? Суббота — это праздник завершения мира к Седьмому дню его Сотворения, и она напоминает тем, кто ее соблюдает (и тем, кто видит соблюдающих ее), что мир создан Б-гом и по Его слову продолжает существовать. Эта идея, по мнению греков, должна была быть полностью искоренена, чтобы не осталось даже памяти о ней.

Начало нового месяца устанавливалось Санедрином (еврейским Верховным Судом) по показаниям свидетелей, видевших молодую луну после новолуния в ночь 29 числа месяца; если же новой луны не было видно, то начало месяца автоматически переносилось на 30 число (т.к. длина лунного месяца равна приблизительно 29,5 суток). Это связано с тем, что время, по еврейским понятиям, не абсолютно; если свидетели не видели молодую луну, новый месяц не будет освящен Санедрином вне зависимости от того, что говорят астрономические расчеты (кстати, в те времена еврейские мудрецы умели рассчитывать календарь с точностью до 1/18 минуты). Течение времени зависит от святости, которую придают времени те, кто служит Б-гу.

Обрезание напоминает людям о том, что тело и душа должны быть едины. Б-г дал возможность человеку принять участие в доведении его тела до совершенства; точно так же должен человек работать над своей душой, исправляя ее и приближая себя к «образу Б-га», т.е. становясь Человеком. Греки же считали, что обрезание нарушает естественную гармонию человеческого тела: каким тело создано природой, таким оно и должно оставаться; естественность — идеал, и нечего душе в это вмешиваться.

Мир — без Создателя, год — без Святости, тело — без контроля со стороны души...

Этот эллинистический подход демонстрирует нам трагическую ошибку Яфета. Греция не осуществила своих возможностей в мире, не поняла своей Б-жественной цели. Она должна была поставить свою культуру на службу Шему, и тогда эта культура стала бы великолепным средством познания Б-га, вместилищем Б-жественного присутствия. Вместо этого красота, лишенная содержания, стала уродством, блеск обернулся тьмой.

Для Израиля эту тьму рассеяли героизм Маккавеев и их преданность Б-гу. Они одержали победу в борьбе за свою веру, но память о победе была увековечена лишь благодаря свету Меноры, находящему свое выражение в наше время в свете ханукального светильника.

Эллинизация и первая религиозная война в истории

Война, которую вели Хасмонеи против власти греков, не похожа на обычное восстание порабощенных против своих угнетателей. Греки не посягали на физическую свободу евреев, они стремились поработить Израиль духовно. Более того, греки считали, что освобождают Израиль от «предрассудков и отсталости» и оказывают ему благодеяние, силой навязывая ему свою культуру, философию, науку, язык. Ради достижения этих «благородных» целей они решились пролить реки крови ни в чем не повинных людей.

Желая избавить Израиль от «невежества» и «отсталости», греки экспортировали в Израиль эллинизм и его ценности: преклонение перед силой и красотой человека и могуществом его разума. Они были убеждены в том, что располагают безусловной монополией на духовную жизнь. Еврейские духовные ценности они попросту игнорировали.

Другие народы, находившиеся под властью греков, охотно принимали их культуру. Среди евреев также оказалось немало людей, подпавших под влияние эллинизма. Хасмонеи видели, как нечистота пускает корни в народе, разрастаясь все шире, до тех пор, пока не вошла в Храм. Воюя с греками, они выполняли задачу Израиля — нести миру связь с Б-гом и хранить Святость. Об этом предназначении Израиля говорится в Торе: «И сказал Б-г: И вы будете Мне царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6), и еще: «Скажите среди народов: Г-сподь есть Владыка» (Теилим, 96:10).

Эллинистический и иудейский подходы к миру диаметрально противоположны. Два этих учения не могли ужиться, — Святость вышла на борьбу с нечистотой.

Это не было соперничество сил, так как физически Израиль был подчинен своим завоевателям. Это было состязание духа. В состязании сил Греция победила, но в состязании духа побеждал Израиль, и это вызывало недовольство правителей. После перевода Торы на греческий язык (во времена владычества в Израиле греко-египетской династии Птоломеев) греки были вначале восхищены ею настолько, что были готовы простить гордость ее последователей, но позже они поняли, что из-за Торы евреи не смогут принять их образ жизни, и решили вырвать ее из еврейских сердец, чтобы полностью подчинить евреев себе. Возник конфликт между мощной властвующей Грецией и слабой порабощенной Иудеей.

Еще до установления власти греко-сирийцев и начала их давления на евреев среди евреев возникла небольшая группа «митьявним» (уподобляющих себя грекам). Они строили гимназии, в которых обнаженные, согласно греческому обычаю, юноши занимались гимнастикой. Эллинисты утверждали, что это послужит на благо еврейского народа: из этих юношей будет создана армия, которая защитит еврейский народ от нападения врагов. На первых порах, пытаясь распространить среди евреев греческую культуру, они не отрицали еврейский народ как независимое экономико-политическое образование, но хотели, чтобы он был «как другие народы», чтобы евреи оставили Тору и Б-га и приняли греческий образ жизни, как это сделали они сами. Они посылали еврейских юношей на посвященные идолам Олимпийские игры и организовывали фестивали эротических танцев, убеждая народ в том, что пришло время «сексуальной революции». Они строили жертвенники греческим богам и приносили им жертвы. Большая часть народа не последовала за эллинизаторами и осталась верна Торе. Многие евреи ненавидели навязываемое им «раскрепощение». Они горевали о своих братьях, отступивших от Торы, о своем народе, народе Б-га, страдавшем как от внешних врагов, так и от тех, кто изменил вере отцов.

Антиох видел, что эллинисты не могут привлечь на свою сторону большинство народа, и решил либо подчинить себе евреев, либо уничтожить их. Греческие воины убили десятки тысяч евреев — мужчин, женщин и детей, хранивших верность Торе, Некоторые евреи подчинились грекам, стали поклоняться их идолам и принимать участие в их обрядах, другие убежали, спрятавшись в пещерах. Эллинисты помогали грекам выслеживать тех, кто скрылся, пытать оставшихся в городах и склонять их к разврату. Они выдавали греческим тиранам дочерей Израиля на поругание. Наконец, греки вошли во двор Святилища, осквернили масло и менору, закололи свинью на жертвеннике, а ее кровь внесли в Святая Святых. После этого, как известно, вспыхнуло восстание евреев.

Движение эллинистов началось, как уже упоминалось, с идеи «прогресса для евреев». Но с самого начала оно было направлено не на присоединение новых элементов к имеющейся богатейшей еврейской культуре, а на отрицание еврейского традиционного подхода к миру, на замену его греческим.

Постепенно борьба с еврейской традицией привела эллинистов к тому, что они, призвав на помощь греков, стали воевать против собственного народа. После победы Йеуды Маккавея и освящения Храма эллинисты вместе со своим вождем псевдопервосвященником укрылись в Акре, почти неприступной крепости внутри Иерусалима. Йеуда не смог взять эту крепость, и эллинисты укрывались в ней два года — до нашествия греко-сирийцев. Власть в стране несколько раз переходила из рук в руки, но эллинисты всегда могли отсидеться в Акре. При благоприятных для них условиях они вели борьбу с Маккавеями, как с помощью сирийской армии, так и сами, расставляя засады и убивая сторонников Маккавеев.

Меж тем война ожесточилась и, наконец, в очередной раз сирийский полководец получил приказ завоевать Иудею и уничтожить всех евреев, независимо от того, поддерживают они эллинизм или нет. Иудею решили заселить другими народами. И в даже такой трагической ситуации верхушка эллинистов и псевдопервосвященник согласились помогать сирийской армии, указывая ей путь в горах; у крайних эллинистов осталась лишь ненависть к своему народу.

Большинство же эллинистов были в полной растерянности: они не могли понять, за что греки, которых они всегда поддерживали, преследуют их. Не имея опоры в еврействе, они поняли, что и грекам они не нужны. Идол, которому они поклонялись, отвернулся от них. Потерпев поражение в войне с Маккавеями, греко-сирийцы перебили всех эллинистов, выместив на них свою злобу. Верхушка эллинистов и псевдопервосвященник были казнены как «возмутители спокойствия в Сирийском царстве». Таковы были плоды слияния с греками, которого «просветители» добивались ценой отречения от своих обычаев в течение полувека.

Эллинисты смеялись над верой Израиля в Б-га, над тем, что Израиль ждет от Него спасения. Они говорили: «Учитесь у греков искусству воевать. Если вы будете полагаться на Тору и молитвы, вас раздавит любой, кто нападет на вас». Но евреев спас героизм слабых, которые победили тех, кто славился своей силой. Следует отметить и то, что войну начали не самые воинственные и сильные среди евреев, — ее начали коэны служители Храма. Это подтверждает, что истинная сила зиждется на чистоте и святости.

Скрытые чудеса

Военные силы евреев даже в лучшие для них времена уступали силам греко-сирийцев во много раз, но они побеждали и до и после Хануки, и не один или два, а десятки раз, хотя случались у них и поражения.

Историки-рационалисты могут, рассматривая подробности событий, сказать «Один раз евреи оказались более храбрыми, чем греки. В другой раз евреям удалось разбить армию врага по частям. В третий раз сирийский царь снял осаду Иерусалима и спешно увел свои войска для карательных операций в других провинциях. В четвертый раз он должен был защищать свою собственную страну от нападения. В пятый раз внутри самой Сирии шла борьба за престол, и обоим претендентам было не до евреев. В шестой раз... В седьмой раз...» — и т.д. и т.п. Конечно, всегда можно найти материальную причину тех или иных событий. Более того, еврейская Традиция учит, что мир специально устроен именно так, чтобы такую причину можно было найти, но каждый человек сам решает, верить ли ему в Б-жественное управление миром или считать, что все определяется «случаем» или материальными факторами. Любое отдельное событие можно объяснить «стечением обстоятельств», но невозможно представить себе, что выживание евреев в течение тысячелетий является лишь результатом множества случайностей.

Еврейский подход к миру основан на убеждении, что Б-г творит историю и что «стечение обстоятельств» — это «скрытые чудеса», то есть чудеса, происходящие без видимого нарушения законов природы. Военная победа Хануки — это именно такое «скрытое чудо», в отличие от явного чуда горения масла.

Тора не отрицает борьбы за физическую свободу. Вожди народа, борющиеся против поработителей, заслуживают всяческого уважения, и, конечно, о них необходимо помнить. Но военные победы сами по себе не заслуживают того, чтобы их увековечили особым праздником. Достойна увековечения лишь победа духа. Поэтому наши мудрецы постановили, что главное в праздновании Хануки — это зажигание свечей, поскольку важна не сама победа, а то, ради чего она была достигнута, — духовный свет, свет Торы.

Ханукальные светильники

 

В память о чуде, происшедшем при освящении Храма, мы зажигаем свечи Хануки, и это центральный момент празднования, поэтому Хануку иногда называют «праздником огней». Эта обязанность — зажигать свечи — лежит на всех мужчинах, женщинах и детях старше девяти лет, однако считается достаточным, если глава семьи зажигает один светильник за всех. В память о Меноре (Храмовом светильнике), которая была очень красива, принято зажигать самые красивые свечи и ставить их в красивый подсвечник.

Свечи должны гореть на одинаковой высоте. Необходимо также соблюдать достаточное расстояние между свечами, чтобы пламя одной свечи не смешивалось с пламенем другой и не растапливало соседнюю свечу. Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.

Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз. Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.

Как их зажигают?

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.

Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.

Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.

1-й день: 00000001
2-й день: 00000012
3-й день: 00000123
4-й день: 00001234
5-й день: 00012345
6-й день: 00123456
7-й день: 01234567
8-й день: 12345678

«0» означает, что в данный день эту свечу не зажигают. Остальные цифры обозначают порядковый номер свечи, которая зажигается в определенный день. Каждый день начинают зажигать именно с той свечи, которая добавляется. И эта свеча особенно важна, ибо она — знак усиления чуда, которое произошло именно в этот день.

Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех заповедей, к которым это может относится: двигаться слева направо.

Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось, и жар одной свечи не оплавлял другую.

В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:

БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЕТА:

Борух Ато Адэйной Элэйэйну Мелех О-Эйлом Ашер Кидешону Бемицвэйсов Вецивону Леадлик Нейр Хануко

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Король вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать Ханукальный Светильник».

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЧУДА:

Борух Ато Адэйной Элэйэйну Мелех О-Эйлом Шеосо Нисим Лаавэйсейну Байомин А-эм
Бизман А-зе

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Король вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни в это время».

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВРЕМЕНИ:

Борух Ато Адэйной Элэйэйну Мелех О-Эйлом Шээхейону Вэкийемону Вэигийону Лизман А-зе

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Король вселенной, Который дал нам жить и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени».

После зажигания свечей поют небольшой текст из Талмуда (Трактат Софрим, гл. 2) — «а-нерот алалу».

«Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых, и о войнах и о спасениях, которые сделал Ты отцам нашим в те дни, в это время, через святых коэнов Своих; и все восемь дней эти Ханукальные свечи — святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление Имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение Твое».

Третье благословение — «Давший нам дожить...» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — «шамаш» («служебный»).

Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша. Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукие».

Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.

Где их зажигают?

Светильники следует зажигать у главного, ближайшего к общественной территории входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 до 20 ладоней, заповедь все-таки считается выполненной. Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.

В наше время многие следуют обычаю, принятому в Хабад — зажечь светильники у входа в кухню с той стороны двери, где нет мезузы.

Когда зажигать?

 

Ханукальные светильники зажигают перед вечерней молитвой. Однако если это время было по каким-то причинам пропущено, их можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже нс должен зажигать их в этот день.

За полчаса до зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, то есть когда уже можно зажигать свечи, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть, чтобы после появления звезд оставалось масла хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следует добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

Кто зажигает?

Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.

Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец.

Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за нею может выполнить хозяин дома.

Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.

В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.

В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.

Тора о Хануке

 

День двадцать пятого кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаим, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хагай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаим. Вот что говорят об этом наши мудрецы. Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Всевышнего, Моше собрал его. Моше пришлось ждать так много времени, потому что Всевышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц кислев лишился этой высокой чести, Всевышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаим обновили жертвенник во Втором Храме». (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го кислева. 25-го кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хагай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хагай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гиматрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гиматрией слова «Ханука».

В книге «Ваикра» (гл. 21-24) Тора перечисляет все праздничные дни еврейского года: Шабат, Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом-Киппур и Суккот.

Сразу после этого в Торе сказано: «Пусть они [сыны Израиля] принесут чистого оливкового масла, для освещения, чтобы зажигать постоянный светильник» (Ваикра 24:1-2). Почему Тора вдруг перешла к этой теме? Разве светильник имеет прямое отношение к праздничным дням?

В этом месте Тора в скрытой, неявной форме сообщает нам, что в будущем зажигание светильника будет связано с праздником, — Ханукой, — а также что он будет хронологически следовать за праздником Суккот, непосредственно вслед за которым он упомянут.

В Торе есть еще несколько намеков на Хануку. Великий Рамбан (рабби Моше бен Нахман) писал: «В книге «Свиток тайн», написанной рабейну Нисимом, рассказывается следующее: «Когда главы всех двенадцати колен завершили жертвоприношения в честь обновления жертвенника, Всевышний сказал Моше: Сообщи Аарону, что будет еще одно обновление (на иврите — Ханука) жертвенника, которое совершат его потомки, священники коэны не участвовавшие в этих жертвоприношениях. С их помощью я совершу для Израиля чудеса, дарую ему спасение и обновлю Свой жертвенник. Поэтому вслед за разделом «Главы колен» в Торе следует раздел «Когда ты будешь зажигать светильники».

А в Мидраш Раба написано: «Всевышний сказал Моше: «Сообщи Аарону, что он удостоится большей чести, чем главы колен [жертвоприношениями которых был обновлен жертвенник]. Ведь их жертвоприношения обновляют жертвенник только пока стоит Храм, а зажигание светильников, доверенное тебе, не прекратится никогда». Отсюда следует, что речь идет не о храмовых светильниках, зажигание которых прекратилось с разрушением Храма, а о светильниках Хануки».

Следует отметить: двадцать пятое по счету слово Торы — «свет». А двадцать пятая остановка сынов Израиля в их странствиях по пустыне произошла в Хашмоне. Все это — намеки на победу Хашмонаим над врагами еврейского народа и праздник Хануки, содержащиеся в Торе.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.torah
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное