Краткое содержание пятого недельного раздела книги Дварим:
Приказ назначить судей и "сторожей" для надзора за порядком
и дополнительное предупреждение о недопустимости поклонения идолам (16:18-17:1).
Наказание за поклонение идолам (17:2-7).
Установление системы судов, когда Верховный суд рассматривает случаи,
оказавшиеся трудными для судов низшей инстанции (17:8-13).
Еврейский царь в Израиле: права и обязанности (17:14-20).
Права коэнов и левиим, живущих вне Храма (18:1-8).
Запрет на колдовство; предупреждение о необходимости слушать истинного
пророка и о наказании пророка лживого 18:9-22).
Повторное указание об убийствах, совершенных по ошибке или намеренно (19:1-13).
Запрет на кражу земли (19:14).
Наказание за злонамеренное свидетельство (19:15-21).
Подготовка к войне и ряд положений, связанных с требованием соблюдать
справедливость во время ведения войны (20:1-20).
Законы очищения народа от греха убийства в случае, когда убийца неизвестен:
"телица, которую приводят на место убийства" (21:1-9).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Евреи и их раввины. Написано, что, "если трудным окажется для тебя дело...
то приди к священникам, левитам и к судье, который будет в те дни (т.е.
в твое время)... И скажут они тебе судебное решение... И поступи по их
слову... Ни уклоняйся от слова, которое они тебе скажут, ни вправо, ни
влево". Как вы считаете, что это за "судья, который будет в
твои дни"? Почему Тора наделяет его такой властью, требуя от нас
неукоснительного выполнения его решений? (Неужели она не боится, что он
будет судить, по своему усмотрению интерпретируя ее законы?) Многие усматривают
в этом закон, согласно которому евреи должны подчиняться раввинским решениям
так же, как они должны выполнять письменные требования Торы. Вы с такой
трактовкой согласны? Если нет, то предложите свою трактовку. (Ведь должен
же быть какой-то смысл в словах о "судье, который будет в ваши дни"!)
Еврейский суд. Тора требует, чтобы судьи выносили справедливые приговоры.
Что такое справедливость в суде? Возможна ли абсолютно справедливая судебная
система? Какие факторы (социального, психологического, политического и
пр. порядков) мешают современным судам выносить абсолютно справедливые
приговоры? В чем вы видите слабое место современной судебной системы стран
Запада - в законах или судьях? Если бы вы были судьей, чему бы вы доверяли
больше - собственному знанию законов или интуиции и чутью (сердце видит
все)?
Еврейские свидетели. Согласно Торе, самым важным фактором в принятии
судом решения является наличие свидетелей. Без свидетелей, даже если в
руках у судей имеются против обвиняемого веские улики, возможно, никакого
приговора не будет. Тора исходит из того, что свидетели говорят правду.
(Если они будут уличены во лжи, против них самих будет выдвинуто обвинение.)
И такая судебная система держится у евреев столетиями! Как вы думаете,
почему еврейский суд не боится столкнуться со злокозненностью свидетелей?
При каких условиях вы, оказавшись свидетелем на суде, смогли бы пойти
на ложь? Как Тора борется с ложью свидетельских показаний?
Евреи на войне. Какие требования выдвигает Тора для ведения военных действий?
Что из запретов Торы в этой области сегодня соблюдается воюющими сторонами,
а что не соблюдается?
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Грех
коллективный и личный, Заповеданная война, Решение суда - решение Торы,
Свидетельство и сплетня.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Тора запрещает красть земельный надел у своего ближнего. Что вы понимаете
под судебным термином "кража земли"? Разве землю можно украсть?
Кто такой царь? Чем хорошо и чем плохо его правление? Какими правами
и обязанностями, по вашему мнению, он должен обладать? Вы хотели бы
быть царем?
Тора считает, что если кем-то совершенно убийство и убийца неизвестен,
то вину за него несет весь народ. Считаете ли вы справедливой такую
коллективную ответственность? Приведите примеры коллективной ответственности
за прегрешения - из истории, современной политики, вашей частной жизни.
В первых стихах недельного раздела Тора предупреждает о недопустимости
судебной взятки. Что здесь имеется в виду? Вы можете привести пример
судебной взятки не из судебной практики, а из собственного опыта? Как
вы смотрите на попытку человека повлиять на чужое мнение путем вручения
подарка? Вы (вам) давали взятки?
Тора требует удалиться от любого вида колдовства. А если человек родился
экстрасенсом - что ему делать? Так и задушить талант в зародыше? (Кстати,
вы верите, что экстрасенсы не мистифицируют публику?) Может быть, вы
можете предложить достойное применение "паранормальным" способностям
- так, чтобы человек, ими обладающий, не нарушал запрет Торы?