Краткое содержание восьмого недельного раздела книги Шмот Указания Всевышнего о постройке элементов Переносного храма (масло
для освещения, одежда для коаним, жертвенник):
Указание об изготовлении масла для освещения в Мишкане (Переносном храме)
(27:20-21).
Указание об изготовлении святых одежд для Аарона и его сыновей (28:1-5)
Эфод, "камни памяти", золотые гнезда и цепочки (28:6-14).
Хошен мишпат, а на нем 12 драгоценных камней и "Урим ве-Тумим"
(28:15-30).
Меиль (верхняя одежда) (28:31-35).
Циц, мицнефет, кутонет и авнетим (28:36-39).
Одежда сыновей Аарона и нижняя часть их платьев (28:40-43).
Указание о семидневном "посвящении" Аарона и его сыновей (29:1-37).
Указание о жертвоприношении тамид (29:37-46).
Жертвенник для воскурений и его особая роль (30:1-10).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Еврейские традиции. Недельный раздел повествует о той
одежде, в которую надлежало облачаться священникам (коэнам, евреям из
рода Аарона), когда они совершали работу в Храме. Но что такое вообще
одежда? Какая у нее функция?? Посмотрите на историю одежды глазами Торы.
Когда она появилась (Адам и Хава)? Где упоминается и при каких обстоятельствах?
(Во что облачился Яаков, когда вошел к Ицхаку за благословением? Что получил
от отца Йосеф? Что произошло с его платьем, когда он "попал в руки"
к жене Потифара? За что были наказаны евреи поражением при крепости Ай
после взятия Йерихо?) Расскажите о традиционной еврейской одежде (если
таковая, по вашему мнению, существует). Считаете ли вы, что одежда раскрывает
(скрывает) сущность человека? Что вы скажете об одежде-знаке?
Евреи как народ. Что вам известно о "разделении"
евреев на коаним, леви и просто исраэлим? Каково их происхождение, какие
у них были функции раньше и теперь? Знакомы ли вы с коаним и леви в своей
среде или по биографиям других людей?
Евреи и Храм. Нарисуйте схематически одежду коэна. Говорят,
что как работа в Храме искупала проступки евреев, так и одежда коэнов
искупала некоторые из прегрешений народа, а именно лашон-ара, злословие.
Что вам известно о законах иудаизма относительно злословия? Хотели бы
вы соблюдать эти законы? Что вам мешает?
Примечание. В одежду священника входили следующие элементы:
эфод, похожий на фартук, но надетый как бы "наоборот",
широким полотнищем назад; спереди к нему прикрепляется хошен
(нагрудник), внутри которого – 12 камней; надевается все это на меиль,
верхнюю накидку, имеющую форму четырехугольного полотнища с прорезью для
головы, по низу которого идут украшения в виде "гранатов" и
"колокольчиков"; на голове циц, что-то типа
повязки на лбу, и мицнефет, особого вида "тюрбан";
непосредственно на теле – кутонет, по покрою – долгополая
рубашка, на ногах штаны – михнасаим, на поясе – авнет,
длинный "ремень".
(Тема непростая, ибо одежда является объектом изучения специальной науки.
(Разговор, как вы понимаете, идет не о модельерах и топмоделях.) В этой
науке есть свои специалисты, теории, борьба мнений. Но, и не будучи специалистом
по данному вопросу, всегда можно обсудить основные положения. Поговорите
о таких функциях одежды, как утилитарное ее использование: шуба от холода,
комбинизон с сотней карманов для гаечных ключей, скафандр для защиты в
воде, фрачная пара – чтобы впустили на прием к королеве (хотя обычно фрачная
пара является знаком принадлежности к определенному классу британского,
скажем, высшего света, в данном случае она – всего лишь элемент "пропуска",
и т.д.); создание определенного социального знака: "мы другие, поэтому
не одеваемся, как они", или: "в нашем кругу так не принято";
фирменный знак: китель на военном, кокошник на официантке, плащ на тибетском
монахе (впрочем, обычный "тельник", кроме матросской формы,
может выполнять еще заодно и функцию принадлежности к определенной группе
"братков", бичующих на суше, в ленинградских, например, гостиных);
или форма ведения разговора: "ты видишь, как я одета, поэтому предлагаю
вступить в соответствующий диалог" (здесь возможно непонимание, происходящее
из разного прочтения одних и тех же "букв", входящих в разные
"алфавиты"; например, пляжный костюмчик, надетый на московскую
профессоршу, отдыхающую в Феодосии, будет совсем по-другому "прочтен"
в центре Тель-Авива).)
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Язык-друг
и язык-враг, "Философия" одежды.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Если грех (плохой поступок) можно искупить (исправить), то не лучше
ли весь процесс совершить в сердце, а не в ритуальных действиях? Что
такое, по-вашему, ритуал? Приведите примеры ритуалов из той традиции,
которая окружает вас? В каких из принятых в вашей среде ритуальных действий
вы видите смысл, а в каких не видите? Возможна ли жизнь без ритуалов?
Надо ли вообще исправлять плохие поступки? Что такое "исправление"
и что такое "плохой поступок"? Знакомы ли вы с безгрешными
людьми? Что, когда и как часто исправляли вы в себе? (А в других людях?)