Краткое содержание второго недельного раздела книги Шмот
Всевышний напоминает Моше о союзе, заключенном Им с праотцами, и объявляет
о скорой свободе, которую обретут евреи. Моше передает Его слова народу,
но народ не верит (6:2-9).
Сомнения Моше в успехе своей миссии (6:10-13).
Семейства колена Леви, родословная Моше (6:14-27).
Возвращение к первой теме: Моше продолжает сомневаться в своей способности
руководить народом (6:28-30).
Всевышний вдохновляет Моше и Аарона (7:1-7).
Моше и Аарон творят чудеса перед фараоном. "Соревнование" с
колдунами (7:8-13).
Семь из десяти "ударов", обрушившихся на Египет(7:14-9:31):
кровь (7:14-25), жабы (7:26-8:11), насекомые (8:12-15), хищники (8:16-28),
мор (9:1-7), язвы (9:8-12), град (9:13-31).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Вера и уверенность. Если Моше верил во Всевышнего, т.е.
знал, что Тот всемогущ, то почему раз за разом выдвигал аргументы в доказательство
своего неумения выполнить задачу, поставленную перед ним Создателем? Какими
качествами должен обладать лидер? Вы никогда никем не руководили? Нужны
ли вообще лидеры?
Чудо. Какую цель преследовали Моше и Аарон, когда творили
чудеса перед фараоном и его колдунами? Почему иногда чудо используется
в качестве доказательства? Что сильнее – чудо или аргументы логики? По
крайней мере, что сильнее действует на массы? А на вас? Когда вы в последний
раз видели несомненное чудо? Вы не относитесь к тем людям, которым надо
видеть чудо, чтобы поверить в существование Всевышнего?
Египетские казни. Как вы думаете, почему именно эти
удары были выбраны для того, чтобы "убедить" египтян в необходимости
отпустить евреев? Какие удары выбрали бы вы, если б от вас зависела "программа"
Исхода? Аргументируйте свой проект. А теперь поясните публике, почему
вы считаете, что физическое воздействие на население является вполне легитимным
способом достижения политических целей? (Ведь увод рабов из страны – явление
политическое, разве не так?)
Антисемитизм. Как относились к евреям рядовые египтяне
– до ударов и во время ударов? Как относились бы к евреям вы – если б
были на месте египтян? Как египтяне в этой ситуации относились к фараону?
Сначала найдите ответ в тексте, а затем дайте психологическое описание
всей мотивационной картине со всеми персонажами. (Не забудьте включить
себя.)
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Монотеизм
против идолопоклонства, Упрямство – положительное качество, Упрямство
– отрицательное качество.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Согласились бы вы на миссию Моше в Египте? А кто из ваших знакомых
согласился бы? Что его могло ожидать в результате?
Как вы думаете, почему Тора не называет фараона по имени? Кто еще
из персонажей Хумаша лишен имени и других личных "знаков"?
Большинству из них Устная Тора дала имена, но почему фараон и в ней
остался безымянен?
Есть ли родословная у вас? Скольких своих еврейских предков вы можете
назвать по имени? Не кажется ли вам иногда, что российское еврейство
напоминает "Хаимов, не помнящих родства"? Как это получилось?
Зачем нужно знать своих предков?