Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Самоосознание и творчество в Студии Прабхупада



Спасибо, что проявили какой-то интерес к Самоосознанию и творчеству в Студии Прабхупада.

Шанта дас (Молодечно, Беларусь)

(belsantagkg@mail.ru)


Обзор Бхагавад -Гиты.

Дорогие читатели. Мне довелось более месяца находиться в своеобразном месячном паломничестве. Моё молчание было нехваткой времени. Извините, если кто-то долго ждал продолжения. Сегодня мы приступаем к чтению следующей главы Гиты. Эта глава посвящена контролю ума йогическим методом. Это не то, что подходит в эту эпоху, но избранные смогут этим воспользоваться.

ДХЬЯНА-ЙОГА. (Глава 6)

01 Верховная божественная личность сказал: Кто не привязан к плодам своей деятельности, и кто выполняет ту работу, которую должен, тот ведет жизнь в отречении и является поистине мистиком, а не тот, кто не зажигает огня и не исполняет долга. 02 Ты должен знать, что то, что именуется отречением, есть то же самое, что йога, или воссоединение со Всевышним, о сын Панду, поскольку человек никогда не сможет стать йогом, если он не отречется от стремления к удовлетворению чувств. 03 Считается, что для неофита в восьмиступенчатой йоге, работа является средством; а для того, кто уже достиг высот, средством является прекращение всей материальной деятельности. 04 Тогда человек считается достигшим высокой ступени йоги, когда он отказывается от всех материальных желаний, не действует во имя удовлетворения чувств, а также не занимается деятельностью, приносящей выгоду. МЫ И АРДЖУНА В ВОСЬМИСТУПЕНЧАТОЙ ЙОГЕ -НЕОФИТЫ. ЙОГА ОЗНАЧАЕТ- СВЯЗЬ С БОГОМ. НАЧИНАЯ С ХАТХА-ЙОГИ И КОНЧАЯ БХАКТИ-ЙОГОЙ, ВСЁ НОСИТ ИМЕННО ЭТУ ЦЕЛЬ. ЗАНИМАЯСЬ ЙОГОЙ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН НАУЧИТСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ТЕЛО И УМ. КРИШНА ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ ВО ВТОРОМ СТИХЕ. НЕ КОНТРОЛИРУЯ СЕБЯ НЕВОЗМОЖНО ДОСТИЧЬ ГОСПОДА, СТАТЬ ЙОГОМ. СДЕСЬ ДАЁТСЯ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОЧЕМУ ЕМУ НЕЛЬЗЯ ПРИНИМАТЬ СРАЗУ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА, ПОЧЕМУ ВНАЧАЛЕ НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ, ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ДОЛЖЕН И КОГДА ОТ ЭТОГО ВСЁ-ТАКИ ОТКАЗАТЬСЯ. ДЛЯ НЕОФИТА ИМЕННО ЗАНЯТИЕ ГРУБЫХ ЧУВСТВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖИТ СРЕДСТВОМ ПРОГРЕССА. ДО КАКИХ ПОР? ПОКА БУДЕТ ЖЕЛАНИЕ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ЧУВСТВА. ВЫСОКАЯ СТУПЕНЬ ЙОГИ ПРИЧИСЛЯЕТСЯ К ТОМУ, КОГО БОЛЬШЕ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ ЧУВСТВЕННЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИХ ПОДДЕРЖАЩАЯ. ДО ТЕХ ПОР, ПОКА УМ ПРОДОЛЖАЕТ, КАК ЗАЧАРОВАННЫЙ ХРАНИТЬ ОБРАЗЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЧУВСТВ, СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ СВОЁ МЕСТО НЕОФИТА Т.Е. ПРОДОЛЖАЮЩЕГО ВЫПОЛНЯТЬ ДОЛГ, ПОСВЕЩАЯ РЕЗУЛЬТАТ ГОСПОДУ И ЧЕВСТВУЯ ЭТО, КАК МИЛОСТЬ. ВСЁ ЭТО ЙОГИ РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ: ГЬЯНА ЙОГА И КАРМА ЙОГА И МЕЖДУ НИМИ МОЖЕТ ПРОЛЕГАТЬ ЕДВА ЗАМЕТНОЕ РАЗЛИЧИЕ. КОГДА, ВЫПОЛНЯЯ СВОЙ ДОЛГ, ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИВЯЗАН К ПЛОДАМ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТОГДА ОН УЖЕ В ОТРЕЧЕНИИ, САНЬЯСИ. А, КОГДА САНЬЯСИ ДУМАЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЕЕ, ЧЕМ О ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ, ТОГДА ОН ВСЁ ЕЩЁ НЕОФИТ. ИСХОДЯ ИХ ЭТОГО, МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЛУЖЕНИИ ГОСПОДУ С ОТРЕШЁННЫМ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСТРОЕНИЕМ, С ОБРАЩЁННОСТЬЮ ВНУТРЬ СЕБЯ, КАК ЕДИНСТВЕННОЕ СОЧЕТАНИЕ ДЛЯ НАШЕЙ ЭПОХИ. КРИШНА УБЕЖДАЕТ АРДЖУНУ В ТОМ, ЧТО ОН НЕ ДОЛЖЕН ЛИЦЕМЕРИТЬ И НЕ ДОЛЖЕН ИМИТИРОВАТЬ ВОЗВЫШЕННЫЕ УРОВНИ ЙОГИ, ОТРЁКШИСЬ ОТ УЧАСТИЯ В БИТВЕ. ОН ДАЛ ЕМУ КОМПРОМИС: ОТРЕКАЙСЯ ТОЛЬКО ОТ ПЛОДОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛА 05 Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не для деградации. Ум - и друг обусловленной души, и враг ее. 06 Для того, кто победил ум, он - лучший друг. Но для того, кто не смог этого сделать, его ум останется величайшим врагом. 07 Тот, кто победил свой ум, уже достиг Параматмы, ибо он обрел спокойствие. Такой человек не видит различия между радостью и скорбью, жарой и холодом, почетом и бесчестьем. 08 Человек считается достигшим самореализации и именуется йогом, (мистиком), когда он полностью доволен своим положением, благодаря приобретенным знанию и пониманию. Такой человек достиг духовного уровня и полностью владеет собой. Он не видит различия между галькой, камнем и золотом. 09 Человек считается стоящим на еще более высокой ступени духовного развития, если его ум одинаково рассматривает честных благожелателей, любящих благодетелей, нейтральных, посредников, завистников, друзей и врагов, грешников и праведников. ЦЕЛЬ ДХЬЯНА-ЙОГИ -ПОБЕДА НАД УМОМ. ЗАЧЕМ ПОБЕЖДАТЬ ЕГО? ПОБЕЖДЁННЫЙ УМ- СПОКОЕН, ОН- ЛУЧШИЙ ДРУГ, ВЕДЁТ К ОСВОБОЖДЕНИЮ, А НЕПОБЕЖДЁННЫЙ- ВЕДЁТ СЕБЯ КАК ВРАГ, СПОСОБСТВУЕТ ДЕГРАДАЦИИ И ПОСТОЯННЫМ БЕСПОКОЙСТВАМ. КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СПОКОЙНЫМ? Т.Е. 1) НЕ ВИДЕТЬ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАДОСТЬЮ И СКОРБЬЮ, ПОЧЁТОМ И БЕСЧЕСТИЕМ, ЖАРОЙ И ХОЛОДОМ, КАМНЕМ И ЗОЛОТОМ... 2) ОДИНАКОВО РАССМАТРИВАТЬ ДРУЗЕЙ И ВРАГОВ, ГРЕШНИКОВ И ПРАВЕДНИКОВ, БЛАГОДЕТЕЛЕЙ, ЗАВИСТНИКОВ, НЕЙТРАЛЬНЫХ И ПОСРЕДНИКОВ. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ДОСТИЧЬ УРОВНЯ ВИДЕНИЯ ПАРАМАТМЫ В СЕРДЦЕ КАЖДОГО И В КАЖДОМ АТОМЕ. ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭТОГО- ДХЪЯНА ЙОГА. ОНА НАЧИНАЕТСЯ С ЭТИХ ПРИНЦИПОВ. 10 Трансценденталист должен всегда вовлекать свое тело, ум и душу во взаимоотношения со Всевышним; он должен жить один в уединенном месте и всегда тщательно контролировать свой ум. Он должен освободиться от желаний и чувства собственности. 11-12 Для занятий йогой необходимо удалиться в уединенное место, постелить на землю траву куша, накрыть ее шкурой оленя и мягкой тканью. Сиденье не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким, и должно находиться в святом месте. Йог должен занять устойчивое положение и погрузиться в йогу, с тем, чтобы очистить сердце с помощью контроля ума, чувств и деятельности и концентрации ума на одной точке. 13-14 Нужно держать туловище, шею и голову вертикально, на одной линии, устремив взгляд на кончик носа. Таким образом, контролируя ум, без страха, полностью отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточиться на Мне в своем сердце и сделать Меня конечной целью своей жизни. 15 Практикуя таким образом постоянный контроль тела, ума и деятельности, трансценденталист-мистик, контролируя свой ум, достигает царства Господа путем прекращения материального существования. ПОСКОЛЬКУ ДХЪЯНА-ЙОГА ЭТО- ЙОГА ОТВЕРГНУТАЯ АРДЖУНОЙ ВПОСЛЕДСТВИИ, МЫ НЕ БУДЕМ ЕЁ ОБСУЖДАТЬ. МЫ ЗАОСТРИМ ВНИМАНИЕ ЛИШЬ НА НЕКОТОРЫХ ФРАЗАХ. СДЕСЬ МОЖНО ВИДЕТЬ, ЧТО СМЫСЛ ВСЕГО ЭТОГО САМОКОНТРОЛЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА КРИШНЕ И ОТКАЗ ОТ ВСЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО ДОЛЖЕН СПОСОБСТВОВАТЬ ТОМУ. НУЖНО ПРОСТО ВОВЛЕЧЬ ТЕЛО, УМ И ДУШУ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВСЕВЫШНИМ. РАДИ ЭТОГО НУЖНО ОСВОБОДИТЬ УМ ОТ БЕСПОКОЙСТВ, РАДИ ПОСТОЯННОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ НА КРИШНЕ. В ЭТОТ ВЕК МЕХАНИЧЕСКИЙ МЕТОД ДХЪЯНЫ НЕ ДЕЙСТВУЕТ, Т.К. НЕ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ТАКАЯ СИЛА, НАЙТИ УЕДИНЕНИЕ, БЕЗСТАШИЕ, ПОБЕДИТЬ ПОХОТЛИВОСТЬ И УСИДЕТЬ В БЕЗДЕЙСТВИИ. ВСЁ ЧТО НАМ НУЖНО ПРИХОДИТ В ПРЕДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ КРИШНЫ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ПОСТЕПЕННО РАЗВИТЬ ВКУС К СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ НА КРИШНЕ, НЕ ПРЕКРАЩАЯ ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. РЕГУЛЯРНО СЛУЖА КРИШНЕ, УМ ОЧИЩАЕТСЯ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК САМ И НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ ВКУС К МАТЕРИАЛЬНОМУ МИРУ. 16 Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о Арджуна. СЛИШКОМ -ЭТО В ГУНЕ СТРАСТИ. ДАЖЕ СЛИШКОМ БОЛЬШАЯ ПРЕДАННОСТЬ- ЭТО ПРИЗНАК КОРЫСТИ. СДЕСЬ ПЕРЕЧИСЛЕНА ЕДА И СОН. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ЕСТЬ И СПАТЬ НУЖНО РАЗУМНО. ВОПРОС ЙОГИ БОЛЬШЕ В РАВНОВЕСИИ, ЧЕМ В КРАЙНОСТЯХ. ЭТО, КАК МАЯТНИК. МАЛО ЕСТЬ- ЗНАЧИТ В СВОЁ ВРЕМЯ- ОБЪЕСТЬСЯ. МАЛО СПАТЬ- ЗНАЧИТ ПОТОМ ОТСЫПАТЬСЯ. МНОГО ЕСТЬ ЗНАЧИТ ПОТОМ ИСПЫТЫВАТЬ ОТВРАЩЕНИЕ. МНОГО СПАТЬ -ЗНАЧИТ ПОТОМ СТРАДАТЬ БЕССОННИЦЕЙ. ПОЭТОМУ НУЖНО РЕГУЛЯРНО И НОРМАЛЬНО ПИТАТЬСЯ И РЕГУЛЯРНО И НОРМАЛЬНО СПАТЬ. ЕСТЬ ТАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЕДОЙ И СНОМ: ТОТ, КТО МНОГО ЕСТ, ТОТ БУДЕТ МНОГО СПАТЬ. ТОТ, КТО МАЛО ЕСТ, ТОМУ БУДЕТ ТРУДНО УСНУТЬ. ВСЁ ЭТО ВЫВОДИТ УМ ИЗ РАВНОВЕСИЯ. ВИДИМО ЧТО И ОСТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ БЕСПОКОЙСТВА ТАКОГО РОДА, ЧТО ЙОГА ОКАЗЫВАЕТСЯ ДЛЯ НЕГО БЕСПОЛЕЗНЫМ ЗАНЯТИЕМ. КОГДА ЖЕ ПРИМЕНИМО ПОЛНОЕ ОТРЕЧЕНИЕ? ТОГДА, КОГДА УМ СПОКОЕН. НО ЕСЛИ ВСЁ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ СВОДИТСЯ К БЕСПОКОЙНОСТИ, ТО ЭТО- НЕ ЙОГА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ- СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УМА НА БОГЕ. ЭТО- ТРЕВОГА. (продолжение следует)

   


С почтением и благословением на преданное служение, ваш слуга, Шанта дас, никчёмный ученик Шрилы Гопала Кришна Бхагавадпады. Буду рад вашим благословениям, дополнениям и предложениям.

В избранное