Страдание содержит в себе божественную тайну, непонятную сверхъестественную силу, непостижимую для человеческого ума. Ещё никогда не бывало души, достигшей великой святости, которая не прошла бы через печь страданий. Когда страждущая душа достигает сладкого, беззаботного покоя, и может про себя улыбаться своим страданиям, даже не прося Бога об освобождении от них, тогда страдание совершило своё дело; тогда терпение будет иметь своё совершенное действие; тогда из распинания начинает сплетаться венец.
В этом состоянии совершенствования через страдания, Дух Святой производит много чудесного в наших душах. При таком положении душа затихает в руке своего Создателя; все умственные и волевые способности, и всё сердце наконец покорены; затишье вечности ложится отпечатком на всём существе; язык обуздывается и теряется словоохотливость; он перестаёт задавать вопросы Богу, перестаёт вопить: "Почему Ты оставил меня?".
Воображение перестаёт строить воздушные замки и бродить по суетным путям; ум становится покорным и снисходительным; исчезает личное эгоистическое желание своего; всё стремление души сосредоточено на выполнении намерений Божьих. Все привязанности души к земному, видимому, теряют свою силу; душа становится мёртвой ко всяким обидам, оскорблениям; ничто не может служить ей помехой, стать ей преградой на её пути. Какие бы ни были условия, она ищет только Бога и выполнения Его воли, имея твёрдое убеждение в том, что по милости Его, всё, что происходит во вселенной, хорошее или худое, в прошлом или настоящем, - будет содействовать к её благу.
О, как блаженно быть вполне покорённым Богом! Больше не надеяться на свои силы, свой разум, свои планы и желания, - найтись в положении, где каждый атом нашего существа уподобляется стихнувшим водам Галилейского моря под всесильными ногами Иисуса.
Самое великое это - уметь страдать, не падая духом.