Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры Поздравляю родноверов с праздником - Осенние Деды!


Здравия!

Поздравляю родноверов с древним славянским праздником - Осенние Деды!


В этот День поминают своих близких родственников, ушедших в мир иной.
Устраивают стол, на который подают поминальную Кутью.
Вспоминают каждого из предков.

Кутья – специальная пища, являющаяся обязательным блюдом в канун праздника поминовения предков Осенние Деды, представляет собой род каши, особенностью которой является использование цельных зёрен и меда, придающего блюду сладкий вкус. Значение Кутьи как обрядовой пищи обусловлено символикой составляющих её градиентов. Зерно является символом жизни и плодородия, так как оно сохраняет и вновь воссоздает жизнь, её. Для приготовления Кутьи используется чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено, в городской среде
- рис, в Вологодской губернии к пшенице добавляли горох.

Жизнь зерна в рамках календарного года (семя - растение - семя) является одним из витков вечного кругооборота жизни. Кроме того, из одного семени вырастает колос со множеством зёрен, что объясняет использование в обрядовой практике зерна как объекта, обладающего продуцирующей силой. Добавляемые в кутью ягоды (изюм; сушеная черемуха в Сибири) являются тем же семенем, облечённым плодом, и, соответственно, имеют то же символическое значение, что и зерно.

Третьим компонентом кутьи является мёд или сыта (мёд, разварной на воде). В Сибири мёд заменяли хлебным суслом — сладковатым наваром на муке и солоде. В Вологодской губернии если не было мёда, то в кутью добавляли сок конопляного семени.

Символическое значение меда связано с образом пчелы. Народное отношение к пчеле как к священному существу объясняется представлениями о ее идеальности по самым разным параметрам. В мифопоэтических представлениях образ пчелы связывается с женским началом. Идеальность работы пчелы раскрывается и через мотив необычности ее труда («без иглы, без ниточки»; сравни также: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлёй, ни узлом» — пчела). Все многочисленные представления о пчеле (исключительность,
божественность, непорочность, созидательность, мудрость, то есть, в конечном счёте, идеальность) обусловливают и соответствующее символическое значение мёда как обрядовой пищи: и в чистом виде, и в составе ритуальных блюд (напитков, пирогов, пряников и пр.), в том числе и в Кутье.

Таким образом, символика всех составляющих зёрен, ягод, мёда - и, соответственно, её самой сводится к идее постоянного возрождения жизни через смерть. Обрядовое вкушение подобной пищи приобщало человека к этому процессу вечного кругооборота жизни. Поэтому Кутья использовалась в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (рождение, свадьба, похороны). Особо закрепившееся в традиции и сохраняемое до сих пор приготовление к поминальному столу (кутью, наряду с другими блюдами приносили также на могилы родных
в Радуницу) свидетельствует об актуальности вкушения жизнеутверждающей пищи именно для мёртвых. Для поддержания своих предков в круговороте жизни и смерти часть пищи поминального стола специально оставлялась для них.

Во время праздничной трапезы Кутья занимала почётное место на столе, покрытом белой скатертью. В некоторых местах горшок с Кутьёй ставили в красный угол вместе с необмолоченным снопом ржи. Часть оставшейся после ужина Кутьи дети разносили по домам бедняков, а часть вместе с другими недоеденными блюдами до утра сохраняли на столе для душ покойных.

По Кутье гадали о будущем годе: если только что приготовленная каша вылезала из горшка, если горшок с нею треснул в печи, если Кутья оказывалась белой и мелкой, это считали предзнаменованием беды в доме. Если же горшок был полон, а Кутья во время приготовления покраснела, то в семье ждали удачи и счастья. В Ярославской губернии с помощью Кутьи узнавали о деловых качествах будущего жениха: готовую Кутью ставили на колодец и смотрели, кто прилетит её клевать; если ворон - то жених будет непутёвый, а если сорока
- то проворный.

Удачи вам в ваших начинаниях.
Да пребудет с вами покровительство ваших предков!
__________________________________________________________

Волкова Ирина Олеговна - Крада Велес,
Московская община "Славянский Род", Московская община "Путь Велеса ССО СРВ",
Емейл: kradaveles@rodnovery.com
ICQ 426638379

http://www.rodnovery.com - Сайт родноверов ССО СРВ,
http://www.rodnovery.com/index.php?name=Forums&file=index - Форум родноверов ССО СРВ,
http://forum.paganism.su/index.php? - Форум "Совет 4-х родноверческих объединений",
http://veles.paganism.su/index.php?act=idx - Форум родноверов Земли Московской,
http://www.paganism.ru - Сайт Славянское язычество,
http://www.paganism.su - Сайт Славянское родноверие,
http://www.orden.ru - Сайт славянских мистиков, идущих от Ордена к Велесу.

В избранное