Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры Писанки - древние обереги счастья и благополучия


1) Здравия, друзья! Вашему вниманию предлагаю старую статью, ещё советских времён, про украинские писанки – крашеные яйца, как элемент древней языческой культуры, вошедший в современную христианскую обрядовость. Цветная иллюстрация с обложки журнала прилагается – смотрите ссылку. Писанка – не просто красивая забава славян и иных народов, а древний оберег счастья, благополучия, удачи, достатка. Иными словами говоря, это часть нашей исконной родной традиции и веры. Статья расположена на сайте "Славянское Язычество"
по адресу:
http://www.paganism.ru/pisanka.htm

Крада.


ПИСАНКИ.

На фото ( http://www.paganism.ru/photos/pisanka.jpg ) вы видите знаменитые украинские писанки. Народные умельцы из села Криворивня, что на Гуцульщине, у самых Карпат‚ искусно расписали обычные куриные яйца тончайшим красочным орнаментом – и они превратились в миниатюрные произведения народного искусства.

Много десятилетий назад в Криворивню – в предгорья Карпат‚ на берег шумного Черемоша – любил приезжать великий украинский писатель и мыслитель Иван Франко. Он не уставал любоваться гуцульскими писанками, любил наблюдать, как в руках народного художника рождается неповторимое произведение искусства. А теперь у жителей этого села волнующей традицией стало весеннее посещение домика-музея Ивана Франко‚ когда его памяти дарят самые красивые писанки.

Искусство писанки уходит своими корнями в седую глубь веков. Задолго до того‚ как славяне услыхали о христианской религии‚ у них (как и у многих народов – египтян, индусов, греков‚ этрусков, румын‚ литовцев, латышей и других) был народный обычай раскрашивать яйца‚ почитавшиеся как символ и источник жизни‚ символ солнца‚ дающего жизнь. Раскрашивали яйца весной – когда природа возрождается после зимней спячки. И яркое‚ раскрашенное яйцо становилось как бы маленьким солнышком‚ воплощало в себе радость весеннего
оживления, надежду на плодородие, изобилие.

И только гораздо позже христианская церковь присвоила себе жизнерадостное искусство писанки‚ приспособила его к своему главному празднику – пасхе‚ празднику воскресения Иисуса Христа.

Но в народе традиция писанок как художественного творчества продолжала жить самостоятельно. Если пасхальное яйцо‚ специально окрашенное и освящённое к пасхе‚ – это ритуальная принадлежность церковного праздника‚ то писанка – украшение, красивая игрушка, подарок. В большинстве случаев это одна скорлупа, из которой содержимое вылито через две незаметные дырочки.

Писанка – один из видов народного творчества, сродни вышивке‚ резьбе по дереву‚ керамике и т. д., изделия которых служат прежде всего удовлетворению эстетических потребностей человека. Когда осторожно берёшь в руки невесомую скорлупку писанки и, поворачивая, разглядываешь её‚ – кажется, будто сама душа народа раскрывает свои самые чуткие порывы‚ чистые мысли‚ богатую фантазию.

Искусство писанки широко распространено на Украине. Но особенно славятся прикарпатские мастера. Живописная природа этого края‚ богатство природных красок‚ как в фокусе‚ концентрируются на яичной скорлупе под кистью искусников из Космача, Выдынова, Верховины, Криворивни и других сёл.

Это мастерство имеет свою выверенную веками технологию, свои рецепты красок‚ свои инструменты. Если яйцо просто окрашено в один тон – это крашанка. Если на однотонный фон нанесены разноцветные пятнышки‚ – это крапанка. Если яйцо сначала окрашено, а потом узор процарапан металлическим остриём‚ – это дряпанка (царапать по-украински – дряпать). А яйцо‚ расписанное орнаментом или рисунками, – это собственно писанка.

Посмотрите внимательно на их узоры – они различны. Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные, предметно-бытовые, их видов бесчисленное множество, и располагаются они по-разному. Основные линии делят скорлупу на секторы, треугольники, квадраты, медальоны‚ полосы. А как ровно‚ симметрично расположены детали‚ как ритмично повторяется главный мотив! Характерен красочный колорит писанок: красновато-жёлтый рисунок на чёрном фоне‚ главные линии светлые – белые‚ розовые, голубые, зелёные.

Щедрая природа прикарпатского края отражена на писанках цветами, листьями, ветками, колосками. Животный мир – изображения коней‚ оленей‚ зайцев‚ уток‚ кукушек, голубей, рыб; иногда изображают не само животное‚ а его характерный символ – бараньи рога‚ заячьи уши‚ гусиные лапки.

Писанки органически входят в жизнь и быт гуцулов, в их обычаи‚ широко отображены в фольклоре.

По обычаю далёких предков писанки кладут на могилы близких. Поодиночке или нанизывая гирляндами, их вешают как украшение в доме‚ обычно на парадной стене‚ прямо против входной двери. Писанка – это и желанный подарок, часто с определённым значением: девушка дарит писанку своему избраннику.

Сокровищницей народных писанок стал Львовский музей этнографии и художественного промысла. Здесь собрана уникальная коллекция, насчитывающая более 11 тысяч хрупких экспонатов. Каждый‚ кто побывает на Гуцульщине, увозит в память об этом чудесном крае красочный, хрупкий сувенир – писанку.

Г. Холошевская, заведующая научным сектором отдела истории религии и атеизма Львовского исторического музея.

Журнал «Наука и религия» № 3 1968 г., стр. 52-53.


2) С ресурса «Славянское Язычество» мной снята статья «Учение Родосвета о внешнем и внутреннем» волхва Велеслава из-за непрекращающихся провокаций со стороны отдельных представителей паствы Велеслава против некоторых представителей Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ).

Более подробная информация расположена по ссылке, где ранее лежала статья Велеслава:

http://www.paganism.ru/velesla6.htm

В избранное