Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры Комоедица в Калуге


Комоедица в Калуге
 

Комоедица ("Яры годы") в Калуге пройдёт на Крутицком капище 25.03.06. 

23 березня (24.03), когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа
и солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой (20 березня), славяне празднуют Комоедицу.
Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля. Возле капища
и на перекрестке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие
образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. 
На столы, покрытые скатертью, ставят печенье, горячие блины и пироги, овсяный
кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть
помещают на открытое место возле свещенного Огня, приговаривая: 
Честные наши родители! Вот для вашей души блинок. 
Торжественно везут к капищу на соломенной «кобыле» куклу Марены (куклу вяжут
из соломы и обряжают только женщины). Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс
и величают Марену Свароговну: 
Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься, 
В блинах поваляться, сердцем потешиться. 
Масленица – красная краса, русая коса, 
Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, 
Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка. 
Масленица выезжает на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» (бог
Огня Семаргл, его свещенное число 7), который «бьёт челом на салазочках, в одних
портяночках, без лапоток» (Богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть
дровах). «Честной Семик» зовёт её «во тесовой терем» (домовину или погребальную
краду), где она, после того, как в «блинах повалялась» (блин – милодар, поминальная
треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившийся обряд сжигания
масленичного чучела (а там где
вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные
похороны Богини Смерти со всеми почестями. Нельзя не почтить Богиню, с которой
каждому из участников когда-нибудь, хотя бы раз в жизни, придётся встретиться.

На празднике величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним
и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо
откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Вот уже первый снежок летит
в чучело, вызывая за собой целый залп. «Марена» падает, что должно означать её
«смерть». «Усопшую» со всеми почестями возлагают на погребальную краду, читая
погребальные молитвы. 
Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому
и старые вещи: 
Марена загорела, всему миру надоела! 
Заводят хоровод противосолонь и провожают сгорающую Зиму песней: 
Ты прощай, прощай, наша Масленица! 
Ты прощай, прощай, да кургузая! 
Ты не в середу ушла и не в пятницу, 
А ушла в неделю, кончилось веселье, 
Со блинами, пирогами, да оладиями, 
Со хмельным да пивом, со курным пирогом 
Прыгают через небольшой костёр, сложенный «шалашиком», обращаясь к Семарглу,
чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается,
что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие
колёса с горы в честь разгорающегося Солнца. 
С горы катились, с весной воротились! 
С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся
всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин
леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге. 
Комоедицу можно перевести как «праздник поедания комов» (или «поедающий комы»),
особых блинов, посвещённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался
«комедиа» (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить,
что современное название зверя является иносказательным («настоящее» имя нельзя
произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «мед-ведь» - ведающий мёд. Кроме
того, оно достаточно древнее: не мёд-ведь, а мед-ведь. Но и это имя прижилось,
став «настоящим». После чего
начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый
и т.д. «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной
комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии
медвежьего дома: берлога – «логово бера». 
Начинается обряд «Пробуди». Люди, вооружившись горящими головнями, идут “будить
медведя”. В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя.
Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь
разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший
до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). “Медведь” не просыпается,
пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда “медведь”
начинает пробуждаться.
Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью «ногу». Ряженый встаёт
и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю,
опираясь на костыль, распевая «медвежью» песню: 
Скрипи, нога, скрипи, липовая! 
И вода-то спит, и земля-то спит, 
И по сёлам спят, по деревням спят. 
Одна баба не спит, да на шкуре сидит, 
Мою шёрстку прядет, мое мясо варит, 
Мою кожу сушит. 
Поймав свою обидчицу, “медведь” пытается задушить её в своих объятиях медвежьей
хваткой. 
После пробудей начинаются игрища. Первая игра – городок. Девушки становятся на
высокое огороженное место (городок), вооружившись длинными палками, и отбивают
нападение парней, колотя их нещадно. Парни “на коняшках” пытаются ворваться в
городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает
право перецеловать всех девушек-защитниц. 
После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы:
кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк... 
«Кулачки», как и «городок», олицетворяют победу весны над зимою, масленичный
столб является земным воплощением столба небесного, «мирового дерева», на котором
находится Ирий, попасть туда не просто. «Ручеёк» это отголосок тех давних времён,
когда, по мнению учёных мужей, в первобытном племени каждый мужчина был мужем
каждой женщины, а каждая женщина была женою каждого мужчины. Духи Великих Предков,
незримо присутствуя на празднике, радуются вместе с нами. Не угас ещё род славянский,
как и тысячи лет назад приходят
славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека
о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой
памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат
слова Велесовой Книги, будя в душах память предков. 
«И Сварог Небесный промолвит: 
«Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной! 
Там увидишь ты деда и бабу. 
О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! 
До сего дня лили слезы они, 
А теперь они могут возрадоваться 
О твоей вечной жизни до конца веков!»» 
При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: “Прости меня, пожалуй, если
в чём виноват перед тобой”. Прощание заканчивается поцелуем и низким поклоном.


Вадим Станиславович Казаков 
Глава Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры 
vadimstan@kaluga.ru http://www.rodnovery.ru


Информацию по организации праздника смотрите на наших форумах и сайтах. 
Ирина Олеговна Волкова (Крада), 
Московская Община Родноверов "Путь Велеса" ("Русская Правда").

Наши ресурсы: www.rodnovery.ru  www.ruspravda.org www.orden.ru  www.paganism.ru
 
Форумы Славян-родноверов: http://rodnovery.fastbb.ru http://drevo.fastbb.ru 

Русские книги-почтой: www.ruspravda.org/katalog.doc
Магазин Союза Славянских Общин: www.rodnovery.ru/tovar.htm
E-mail: kradaveles@mail.ru

В избранное