Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Духовные размышления

  Все выпуски  

В этой рассылке Вы узнаете ответы на такие вопросы: Должно ли государство судить за преступления? Нужен ли суд вообще? Если в жизни человека происходит какое-нибудь плохое, негативное,


 
Духовные размышления (еженедельная рассылка) Biblestudy.ru
04.03.2015
Ответы на вопросы
01.03.2015 - 04.03.2015. Самые свежие ответы.
 

2015-03-03 19:26:01 Должно ли государство судить за преступления? Нужен ли суд вообще? (Спрашивает: Александр)
Отвечает: Виктор Белоусов

Мир Вам, Александр!


С точки зрения Библии - вершителем правосудия является Бог.

12 Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,

Если мы будем размышлять о Божьем характере - то увидим в нем две основополагающие черты - правда (любовь) и суд. В Боге удивительным образом сочетается как желание блага для человека, так и стремление к справедливости. Это выражается не только в жертве Иисуса, это можно увидеть в истории Патриархов, в истории Израильского народа (от исхода до пленения и рассеяния), в Псалмах остро поднимается эта тематика (благость Бога и возмездие нечестивым).

Каким образом вершилось Божественное правосудие? Всегда были две стороны - непосредственное действия Бога (Вавилонская башня, Потоп, суды над Египтом) и действие Бог через людей.

Как в начале, во времена патриархальные, отец как глава семейства имел вместе право и власть судии над всеми своими домашними, даже над их жизнью и смертью ( Быт 38:24 ), так, с размножением семейств, эта власть естественно перешла к главам колен и родов, которые как главы вместе с 
отправлением дел колен производили также и суд, исправляя должность судей над своими соплеменниками и членами своего народа, насколько это позволяло тогдашнее положение Израильтян в Египте. 

Когда Моисей освободил свой народ от рабства Египетского, тогда все 
искавшие правосудия естественно стали обращаться к нему, как избавителю народа, как чудесно уполномоченному Богом в качестве Его посланника, и он судил их ( Исх 18:13 ). Но так как Моисей один не мог управлять судом такого множества людей, то по совету Иофора не без воли конечно Божией ( Исх 18:23 ), он из всего числа старейшин Израильских избрал мудрых, разумных и богобоязненных, правдивых и бескорыстных мужей и поставил их судьями в виде начальников над тысячами, сотнями и десятками и надзирателей для колен, предписав им правильно судить, 
не взирая на лица. ибо творят суд Божий, а дела трудные и неудоборешимые доводить до него ( Вт 1:9-18 , Исх 18:14-26 ). Подобно этому учреждению порядка судебной расправы по делам народным 
сделано было распределение и по управлению войском, т.е. и здесь учреждены были тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники ( Чис. 31:14 ). 

Общее распоряжение из Пятикнижия: "Во всех жилищах твоих поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим , чтобы они судили народ судом праведным, не извращая закона " ( Вт 16:18 ). 

Эти судьи, без сомнения, были учреждаемы из старейшин, потому что, говоря о разных судебных случаях, Моисей предоставляет суд старейшинам ( Вт 21:18-21 , 22:13,15,18, 25:2,8). Но для затруднительных дел, которые при жизни Моисея предоставлены были ему самому для 
решения, после него должен был устроиться высший суд, который должен был иметь свое заседание в Святилище и состоять из священников и судей, под председательством первосвященника и светского судьи во главе ( Вт 17:8-12 , 19:16-19, 21:2,5). 

Во дни Судей суд производили Судьи, как призванные к этому Господом ( Суд 3:9-10 , 4:4-5). После последнего Судьи, который был вместе первосвященником ( 1Цар 4:18 ), высшая судебная власть вместе с 
правительственною властью перешла к пророку Самуилу ( 1Цар 7:15 , 12:3 и дал.) и потом к царям. Доступ к царю был открыт всякому подданному ищущему суда ( 2Цар 15:2,6 , 14:4, 3Цар 3:16 ). По окончании войн, когда приведены были в порядок устройство царства и в особенности 
Богослужение, Давид назначил шесть тысяч левитов судьями и писцами в разных городах для наблюдения как в делах религиозных, так и в мирских ( 1Пар 23:4 , 26:29-32). Еще более для благоустройства суда сделал Иосафат. Он не только поставил судей по всем укрепленным городам из старейшин, конечно, и священников ( 2Пар 19:5 и дал. Вт 21:5 , 16:18), но устроил еще в  Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и племенных начальников, чтобы творить суд Господень и разрешать судебные тяжбы. В этом суде председательствовали - первосвященник (для дел Яхве) и князь дома Иудина (для дел царя); к нему же были определены левиты, как писцы. Это судилище имело своим назначением давать приговор по всем трудным делам, которые будут поступать к нему от местных судов ( 2Пар 19:8-11 , Вт 17:8-18 , 19:16-18, Пс 121:5 ). 

Около времен Иисуса Христа и апостолов у Евреев было три судилища: 

1) верховный совет или синедрион в Иерусалиме, состоящий из 71 члена, во главе которого был председатель, коим мог быть первосвященник. Здесь решались самые важные дела. 

2) Средний суд состоял из 23 членов и был в главных городах. 

3) Низший суд состоял из 3-х членов ( Мф 5:22 ). 

Самое судопроизводство и порядок суда были достаточно просты. Судьи должны были во всякое время судить народ ( Исх 18:22 ). Во время Моисея суд происходил пред Скинией, где он заседал с Аароном и князьями общества, чтобы давать решение о праве и законе ( Чис 27:2 , Исх 18:19 ). Судьи в городах, по обычаю древнего Востока, имели свое седалище у ворот ( Вт 21:19 , 22:15, Прит 22:22 , Амос. 5:14,15 ), на открытом месте города, где также была базарная площадь ( 4Цар 7:1 ). Сюда пред них являлись тяжущиеся, принося свои жалобы устно ( Вт 1:16 , 21:20, 25:1), 
а подсудимый, если он сам не являлся, был призываем (25:8). Адвокатов или поверенных в Ветхом Завете не встречается. Даже самые высшие судьи народа решали дела публично: Девора - под пальмою ( Суд 4:5 ), цари - в воротах и во дворе дворца ( 2Цар 15:2-6 , сн. 14:4 и дал. 3Цар 3:16 ). 
Соломон при своем дворце устроил притвор для судилища с престолом, с которого судил ( 3Цар 7:7 ). Позднее князья Иудины производили суд в зале царского дворца ( Иер 26:12 ), но при этом из дома царя переходили в храм, при входе в новые ворота, судить Иеремию ( Иер 26:10 и дал.). 

Судье поставляется в обязанность тщательно расследовать и строго испытывать обвинения и объяснения ( Вт 1:16 , 13:14). Для удостоверения в истине довольствовались иногда простыми признаками ( Исх 22:13 , Вт 22:25 ), даже словом отца и матери, обвиняющих непокорного сына (Вт 
21:18-21). Обыкновенным средством дознания истины служили свидетели. Закон при этом требовал не менее двух или трех свидетелей ( Вт 19:15 , Мф 18:16 , 2Кор 13:1 , 1Тим 5:19 ), особенно в уголовных делах ( Вт 17:6 , Чис 36:30 ). При том предписывалось строгое испытание свидетелей, и 
кто обличался в ложном свидетельстве. тот сам подвергался тому же наказанию, какое угрожало виновному ( Вт 19:18 ). Где не доставало свидетелей, например при воровстве, должна была решать дело клятва ( Исх 22:10-11 , Евр 6:16 ). Иногда, за неимением доказательств и средств к 
открытию истины, бросали жребий (Нав 7:14, 1Цар 14:40 ). Жребий употреблялся как непосредственное Божественное решение ( Прит 16:33 , 18:19). Принудительные средства, пытки, заключения в темницу чужды были закону Моисееву; они явились поздно, под чужим владычеством ( Лк 12:58 ). 

Именно суд (Синедрион) приговорил Христа к смерти. Что послужило этому? Ложные свидетельства и несправедливость суда (судей). Было бы "справедливей", если бы суда вообще не было? Нет, скорее всего толпу бы "науськали" побить Христа камнями и такие попытки неоднократно предпринимались.

Как мы видим - наличие суда (как реализации Божественной справедливости) обусловлено Писанием. Проблема состоит не в институте суда (который есть по Библии), а в нечестивости (несправедливости, субъективности, коррумпированости) судей. 

Когда в Новом Завете Христос провозглашает "не судите", о чем Он ведет речь?

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
 
1) Есть бытовое осуждение - когда мы делаем других людей виноватыми в своих глазах. Но Христос акцентирует внимание на критериях (какая "мера"), по которым мы судим. если мерой является только личный интерес - то нас будут судить такой же мерой. Если мерой является Божье Слово - то мы будем судимы Его Словом.  

2) Личность судьи влияет на качество и справедливость суда.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.

Судить не должен человек, который виновен в тех же нарушениях, что и подсудимый. Судья должен представлять Божью справедливость  (законность) - тогда в суде есть смысл.

Что мы видим в современном Христианстве по поводу суда?  

Есть два пути:
  •  делать суд справедливым по "христианским" этическим принципам
  •  абстрагироваться от вопросов справедливости и законности, отдавая их на откуп кому-то, кто возьмется
Мало кто хочет брать на себя ответственность самому быть послушным законам (потому столько различных ситуаций с "сребролюбием" и коррупцией в церковной среде (симонией). Эта проблема ведь не в ХХ-ХХI веках придумана. Этим церковным проблемам десятки столетий (!). Официальным прикрытием для этого служит понимание, что "вершителем правосудия является только Бог и никто кроме него" - а все люди грешны и достаточно лишь говорить о праведности (законности), но не следовать ей. Ведь потом можно "покаяться", принести церковную эпитимию (или достаточно на словах "покаяться") и жить как всегда. И получается такая модель - "суровость законов обеспечивается необязательностью их выполнения". 

При этом институт суда как был, так и остается - но вот откуда должны взяться посвященные люди, которые будут вести справедливый суд и отражать Божью справедливость? Потому институт суда (и законотворчества) в таком пренебрежении. Хорошо ли это? 

С одной стороны вопрос теологический, а с другой - практический. Именно в практическом разрезе видны альтернативы. Когда протестанты (в результате т.н. "протестантской этики") старались реформировать общество и поворачивать в сторону большей честности и законности (как результата покаяния и спасения) - это приносило свои плоды тогда и приносит по сей день, хотя христиане там уже далеко не всегда у власти (но христианская социальная этика в обществе осталась - что главное).

Вот официальная статистика по состоянию на 2013-2014 годы:

http://gtmarket.ru/research/rule-of-law-index/info
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО ИНДЕКСУ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info
ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ

http://gtmarket.ru/ratings/homicide-rate/info
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ ПРЕДНАМЕРЕННЫХ УБИЙСТВ

Любовь без справедливости - попустительство. Справедливость без любви - жестокость.

Многие христиане вопиют к Богу - почему все так несправедливо... Так нужно ли сегодня христианам отказываться от попустительства злу и стремиться к большей справедливости, как исполнению Божьей воли? Каждый может найти ответ сам. 

Божьих Вам благословений,
Виктор

Biblestudy.ru - Категория: Нравственность выбора, этика

2015-03-02 07:31:25 Если в жизни человека происходит какое-нибудь плохое, негативное, нежелательное или ужасное событие, то от кого оно? (Спрашивает: Александр)
Отвечает: Виктор Белоусов

Александр спрашивает: "Здравствуйте. Прошу вас ответить на вопрос, который меня интересует уже давно. Если быть точным, он является одним из важнейших вопросов для меня на данный момент. Если в жизни человека происходит какое-нибудь плохое/негативное/нежелательное/критически ужасное событие, то от кого оно? Как это узнать? Является ли это испытанием от Бога, или это человек сам себе сделал по неразумности, или это диавол ему бомбу подложил в свое время? Как это можно узнать? Скажите пожалуйста."


Мир Вам, Александр!

Однажды у Иисуса спросили по поводу человека, который страдал от рождения: 

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
(Иоан.9:2)

Иисус ответил так:

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.
(Иоан.9:3)

Другой пример:

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.

В этом вопросе два ключевых момента :
1) Кто виноват?
2) Может ли сделать что-то человек?

Варианты ответа на первый ключевой момент - виноват Бог, дьявол, человек, случайность.

Варианты ответа на второй ключевой момент - человек ничего не может сделать, может (но не все), человек полностью отвечает за все происходящее в его жизни.

Александр, Ваш вопрос мировоззренческий. В разные периоды времени разные богословы по-разному толковали его и давали разные ответы. В частности, в доктрине "теодиции" ("теодицеи").

Скажу больше, от ответа на этот вопрос зависит "судьба" человека, ход его жизни. И здесь, как никогда, отражается истина Писания - по вере вашей да будет вам. Любой ответ, который будет даваться - может быть оспорен кем-то. 

Хочу просто вместе с Вами проследить логическое продолжение каждого из вариантов ответа. Опишу крайние позиции взглядов. 

  • Если виноват в страданиях Бог - то Бог может быть не добр, Ему тогда нельзя доверять чтобы избежать страданий, Он может быть безразличен или даже жесток. Мы живем в агрессивном мире, абсолютного добра нет, "человек человеку волк".
  • Если виноват в страданиях дьявол - то существует духовная борьба, наша судьба зависит от выбора стороны, пребывание на одной из сторон не дает абсолютной защиты именно ввиду борьбы.
  • Если виноват сам человек - причинно-следственная связь определяет нашу жизнь. Мы сами провоцируем собственные (да и не только) проблемы. Мы сами их можем исправить в будущем (или наоборот - не можем, по причине предыдущего выбора).
  • Если виновата случайность - мало на что можно повлиять, потому что мы лишь случайность в этой Вселенной, никто ей не управляет, и мы не управляем. Можно просто жить, пока есть такая возможность, от нас многое на зависит. Высшего замысла не существует.  

Лично мое понимание где-то между вторым и третьим подходом - что есть духовная борьба, в которой человек делает выбор и несет ответственность. С одной стороны - от выбора человека очень многое зависит, но с другой - не все, потому есть более высокие и могущественные силы, нежели один человек сам по себе. 

Что же может человек (снова, мы идем по вариантам):

  • ничего - мы пассивные наблюдатели неких коллективных процессов,
  • что-то может - есть смысл прикладывать усилия, но нужна помощь свыше
  • все ситуации зависят только от персонального выбора - ответственность только на мне, все что есть в моей жизни зависит только от меня, а не от Бога, сатаны, коллективных процессов и прочего.
Чтобы объяснять аргументы, сильные и слабые стороны каждой позиции - нужно писать книги или говорить лекции...

Потому кратко мое понимание: страдания могут быть спровоцированы как нашим выбором, так и результатом действия врага. Это не значит что со всеми страданиями нужно смиряться, но и не значит что все страдания можно полностью исправить. Т.е. я максимально стараюсь, делаю что от меня зависит, предпринимаю усилия - но результат объективно зависит еще от целого комплекса факторов, кроме моей активности (от других людей, обстоятельств, "благословения свыше" и т.д.). Потому мы молимся Богу и просим указания Его воли.

Чтобы подвести резюме, приведу слова такой молитвы:

"Господи, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого"
 
Это молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702—1782), которую также любил Карл Рейнхольд Нибур. С 1940 г. она используется обществом «Анонимные алкоголики», что также способствовало ее популярности.

Божьих Вам благословений,
Виктор

Biblestudy.ru - Категория: Нравственность выбора, этика

Задать вопрос можно воспользовавшись специальной формой на нашем сайте Biblestudy.ru


В избранное