Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ


Среда, 19 Мар 2014 | Рубрика: №3, март 2014 г.
Метки:

«Не всё коту масленица — будет и Великий пост». В этой народной пословице чувствуется угроза. Некоторые батюшки выходят на солею и поздравляют прихожан с окончанием поста: значит, они пережили что-то неприятное. А митрополит Антоний Сурожский утверждает: пост – это время радости.

—Какое мнение у вас? — спрашиваю священника Михаила ПОТОКИНА, настоятеля московского храма в честь Входа Господня в Иерусалим.

—Я согласен с тем, что пост — время радости, но и время, когда нужно потрудиться, — отвечает отец Михаил. — Конечно, для некоторых труд — наказание, тяжёлая обязанность, повинность. По этому поводу есть даже поговорки.

—Например?

—«Работа не волк, в лес не убежит». Но по пословицам, которые мы тут привели, нельзя делать вывод, будто народ плохо относится к посту, работе, котам и волкам. Здесь речь о другом: всякое доброе дело происходит через понуждение себя.

Милостыня или помощь другому человеку бывают в основном нам в ущерб — пусть малый. Размеры мы определить не можем. Евангельская вдовица отдала две лепты, а это всё, что у неё имелось.

—«Всё пропитание», — отмечает Господь (Мк. 12. 44).

—Такой ущерб себе можно рассматривать как некую потерю — и тогда надо поздравлять всех с окончанием поста: потери закончились. Или кота пугать тем, что масленица короткая. Но если мы рассматриваем пост не как утрату, а как жертву, то понимаем, зачем он необходим.

—Зачем?

—Чтобы ощутить смысл жизни, вернуться к ней, ожить.

—Это очень важно.

—Можно что-то делать для себя, но этим сыт не будешь.

—Да как же?!

—Не будешь! С детства нам не разрешают бесконечно есть шоколад, смотреть телевизор, играть на компьютере. Насытиться этим нельзя, даже если бы в сутках было 48 часов и желудок был бы резиновый. Делая что-то для себя, мы явно не улучшаем свою жизнь.

—Почему?

—Потому что быстро привыкаем к тому, что имеем, — и нам хочется большего. Получили одно — требуется другое. Улучшаем мы жизнь, когда считаем её хорошей, достаточной.

—Всё так, но мы же постимся — для себя?

—И всё-таки это жертва. Мы приносим её не себе, не своему здоровью (пост — не диета!). И если научимся ценить ту великую пользу, которую получаем взамен, всегда будем радостны и благодарны. Если же ценим только то, что приобретаем себе, то пост для нас — обуза, и мы поздравляем друг друга с его окончанием.

—Один молодой человек сказал: «Всякий раз начинаю пост с надеждой, что выдержу. И не получается! Может, бросить это дело?»

—У святых отцов есть указания на то, что все духовные дела имеют определённую меру. Она бывает разной в разные периоды нашей жизни. Например, когда мы болеем, нам трудно молиться — такова наша мера. Кажется, человек страдает — и его молитва должна быть больше, глубже.

—Конечно.

—А на самом деле не так. По-моему, митрополит Антоний писал, что в эти моменты нам молиться нечем — нет сил. Так и с постом. Мы думаем, что из года в год должны в нём заметно возрастать: в прошлый раз постились три недели, в этот — надо семь. Тогда позволяли себе белый хлеб, в котором, копаясь, находили непостные ингредиенты, — теперь обойдёмся сухарями и водой.

—Где тут ошибка?

—По прошлому невозможно судить о настоящем, потому что мы меняемся. И наш пост тоже. Всё здесь — живое. И пост каждый раз — живое дело, к которому я приступаю с новой страницы жизни.

Хорошо, когда постом мы ставим перед собой какие-то задачи. Скажем, ограничить себя в пище, читать молитвы, — это уместно посту. Не очень хорошо, когда начинаем зависеть от этих решений, ведь пост — живая жизнь.

—Вы не случайно повторяете, что всё живое.

—Человек может ослабеть, заболеть, или, наоборот, у него вдруг появятся силы и время сделать что-то ещё. Обстоятельства и сопутствуют, и противодействуют нашим желаниям. Значит, пост будет проходить не так, как мы думали.

—Не по плану?

—Но это не значит, что он не состоялся. Вспомните народные слова: поститься надо духом, а не брюхом. Они указывают на то, что мы не всегда верно понимаем свою меру, силы и то, над чем нам стоит потрудиться. Господь видит желание человека поститься, но хочет, чтобы это желание послужило на пользу. Мы можем решить, что нам надо каждый день выкапывать яму, а потом закапывать.

—Или сажать морковку вниз хвостом?

—Тут не будет поста! Возможно, будет некое послушание, но без пользы. Когда-то авва Памва дал Иоанну Колову послушание ходить поливать сухое дерево. Андрей Тарковский вспомнил этот случай в фильме «Жертвоприношение». Из этого главный герой сделал примерно такой вывод: если мы в одно и то же время будем вставать, наливать стакан воды и выливать  в раковину, то это что-то даст. Можно так понять?

—Безусловно.

—Но то, что было полезно Иоанну Колову, не обязательно будет полезно нам. Так стоит ли поливать сухое дерево? (Улыбается).

—Но я вас отвлекла от темы разговора, простите!

—Бог помогает нам достичь не тех целей, которые мы задумали, а тех, которые нужны. Святые отцы указывают на это, объясняя, почему не все наши молитвы принимаются Богом и не всегда нам даётся просимое. Оно порой неполезно и даже способно разрушить человека.

—Мы не умеем правильно определить цель?

—И не знаем конечного результата поста. Путь поста — тоже не от нас зависит. Не нужно строить на него особых планов, а просто принять решение: я желаю поститься. Этого достаточно. Кто-то ставит себе ещё количественные цели и задачи.

—Допустим, прочитать весь Ветхий Завет?

—Но вряд ли этим принесёшь себе большую пользу. Достаточно соблюдать меру и помнить: в пост нам больше даётся, а не отнимается.

—Что, например, даётся?

—Каждому разное. Некоторым — покаяние. Оно наступает, когда в душе тишина, когда наши ежедневные дела ограничены и не так значительны для нас. Тогда появляется некая прозрачность, в которой можно задавать вопросы о собственной жизни — себе, своей совести, сознанию, памяти.

Этот диалог слышим в Каноне святого Андрея Критского — и выясняем наконец, кто мы. Может, не настолько, насколько следовало бы.

—Потому-то этот Покаянный канон читают в самом начале и в середине Великого поста?

—Талант видеть свои грехи считается величайшим в духовной жизни. Умеющий воскрешать мёртвых не достиг такого совершенства как тот, кто познал себя. Мы же трудимся иногда ради каких-то благ.

—Даже без лени.

—А покаяние — великое благо. Один кающийся грешник принимается на Небе с большей радостью, чем девяносто девять так называемых праведников, не имеющих нужды в покаянии.

Посмотрим, как внимательно подходит к покаянию преподобный Андрей Критский или преподобная Мария Египетская, житие которой читается Великим постом. Послушаем прекрасные великопостные молитвы, которые говорят нам о глубине покаяния. И говорят не со стороны.

—Всегда от первого лица.

—Покаяние иногда кажется нам неким отчётом перед учителем, который отругает за плохое поведение или неприготовленное домашнее задание. Но учителя покаяния рассказывают о своём покаянии! Канон Андрея Критского написан от лица самого святого. Преподобный кается — и мы имеем великолепный пример, как построить исповедь, покаянную жизнь.

Прощение грехов — великий дар, за который мы должны благодарить Бога.

—И которому не перестаёшь удивляться.

—Ещё один великий дар — то, что постом мы становимся более чуткими к внутренней жизни. Чаще приходим в храм, принимаем Таинства, больше ограничиваем жизнь от внешних впечатлений — разнообразия в пище или развлечений. Это хорошо способствует молитве.

В жизни важно приобрести опыт. Как может говорить о высоком человек, который не попробовал ничего высокого, глубокого, такого, что позволило бы душе ощутить внутренний подъём?

—Никак…

—Где мы можем получить этот опыт? В течение жизни, каждый день. Но всё-таки Великим постом нам даётся больше возможностей приобрести опыт общения с Богом. Господь приближается к людям, видя наши слабые, немощные труды, слеповатые попытки поставить себе цели и задачи. Всякому нашему делу, слову, движению Он придаёт нужное направление.

—Хотя мы упрямимся, сопротивляемся.

—Этот опыт покаяния, домашней, церковной молитвы, соприкосновения с краем ризы Господней потом остаётся с нами как живое знание. Теорию мы можем узнать из книжки — и не понять. Это как пейзаж, который никогда не видел, но прочитал описание. А вот когда находишься в том месте, которое описывали, его видишь иначе.

—Да, по-своему.

—И это остаётся с человеком навсегда. Ещё важнее ощутить живое вхождение в духовный мир. Оно станет для нас не воспоминанием, а личным переживанием, которое можно воскрешать в душе и которое будет отличаться от переживаний других людей. Это очень важно. Нам нужно поститься.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

13 апреля — Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье


В избранное