Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета СВЕТ РАЗУМА


Очень я переживала, когда первый раз шла в храм. Всё советское время нам твердили, что в церкви — только тёмные, неумные люди. А подобные внушения долго держатся. И вот стояла я перед иконами, плакала и говорила:

—Господи, мне там будет невыносимо трудно. Привыкла среди умных людей… Но всё равно пойду!

В итоге меня постигло огромное «разочарование». Именно в церкви встретились мне самые интересные, думающие люди. И постепенно возник вопрос: может, это таинственный свет разума так действует на них? С этим вопросом сегодня обращаюсь к протоиерею Георгию БРЕЕВУ, настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы на Крылатских Холмах.

—Несомненно, действует, — отвечает батюшка. — У христиан есть чудные молитвы к Богу, и они многое нам открывают. Например: «Дай мне разумение над моими помышлениями!»

Оказывается, у разума имеется высшая инстанция, которая способна контролировать себя, мысли. Как это возможно?

—Как?

—Природа у всех людей одна. Мы состоим из духа, души, тела. И в духовном человеке имеются высочайшие силы, которые прозревают и направляют себя, постигают вечный мир Божественных откровений, явлений.

В нас присутствует, конечно, и разум чисто бытовой, житейский, который определяется как плотской. Он видит, что происходит.

—Оценивает, анализирует?

—Бывает критическим — и рассматривает взаимосвязи существующих вещей, даёт им определение. Иногда начинает считать, что может решать проблемы не только видимого материального мира, но и мира духовного, которого не знает. Но, чтобы узнать духовный мир, надо родиться свыше. Так говорит Господь: «кто не родится свыше» «от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3. 3, 5).

Рождение от Духа Святого осуществляется таинственно — в Таинстве крещения, но всё-таки происходит через силу нашего разума. Мы принимаем в свой разум то, что выше него. Отсюда начинается религия.

—Как связь с Богом?

—Да, и появляется страх Божий — понимание того, что я, песчинка, стою перед океаном премудрости и благости Господней. И как могу оценить и взвесить этот мир, если сам оценен и взвешен?

Священное Писание открывает нам слова Божии о человеке: «Я видел тебя».

—Так обращается Христос к апостолу Нафанаилу (Ин. 1. 28) ). Господу известно всё о нём.

—А в Ветхом Завете описан такой случай. Ассирийский царь Валтасар думал, что он важнее и выше всех. И вот во время пира появилась кисть руки, которая написала на стенке: «исчислил Бог царство твоё и положил конец ему», «ты взвешен на весах и найден слишком лёгким» (Даниил. 5. 26, 27). Царь мнил о себе высоко, но на деле ничего из себя не представлял. Жизнь его кончалась.

—Он был убит в ту же ночь.

—Разумная природа в нас — от Бога. Это Господь вложил в людей дыхание жизни, Свой разум. Конечно, человек может использовать разум, чтобы достичь в этом мире первенства, власти, богатства. Все силы интеллекта бросить на это.

—Это называется зарыть талант в землю?

—Верно, и тогда разум постепенно угасает.

—Как интересно!

—Жизнь наша такова, что мы постоянно познаём и познаём новое. Наука делает открытие за открытием и подтверждает: фактически всё в мире осуществляется на уровне энергий.

Разум — тоже энергия, но высшего порядка. Святитель Григорий Палама и другие наши исихасты объясняют, что энергия Божественной благодати освобождает внутренний мир человека от пут, тяжкого бремени.

—Бремени греха?

—Да, и помогает выйти к свету. Исихия — это сверхпокой, тишина, благодать Божия. Христианская аскетика много веков работала над этим — и сейчас мы можем жить, вдохновляться наследием наших святых.

Вглядитесь в Библию: это же чудо единства! Я читал книги пророков, потом стал соотносить их с Евангелием и увидел одно целое. Дух Божий дышит там и тут, от Бога исходит потрясающая гармония.

Человек меняется на ходу, а у Бога нет даже тени перемены. Вечность, Царство Духа принадлежат Ему. А мы, грешные, хотим хотя бы понять, что Его энергия — разумная.

—Точно.

—Свечку зажгли, печку затопили — и чувствуем, как от них идут свет, тепло. Это энергия органическая. А разумная — иного, высшего порядка. Первоэнергия.

В канонах Архангелам и Ангелам, которые читаются в храме на утрене в понедельник, можно найти потрясающее откровение: неисчислимое число разумных существ называется вторыми светами. А Бог — это первый Свет.

—Источник всего?

—Вторые светы заимствуют силу, энергию, благодать, любовь от Бога и передают низшим чинам. Вот и человеку дан Ангел-хранитель, он несёт нам ведение, просвещение, разум.

Большое счастье — поверить в Бога, убедиться, что у нас есть такое богатство. Тогда жизнь становится похожа на притчу Господню.

—Какую из них?

—Человек продаёт всё и покупает поле, на котором зарыто сокровище. Что-то продаёт, от чего-то отказывается.

—Как не самого важного?

—И приобретает веру, любовь, непременное знание, что Божий свет разума есть и будет во веки веков. Это даёт радость жизни — и нам ничего не страшно. Обладая таким богатством, люди щедро делятся с другими.

Слово стало плотью. В наш мир пришёл Спаситель. Меня всегда потрясали слова, прозвучавшие на земле: «В Рождестве Твоем, Христе Боже наш, воссиял миру свет разума». Слова эти — мощные. Свет разума идёт, а человек не видит его, не понимает.

—И не принимает.

—Любовь Божия, Крест Господень — это откровение, до которого мы не доросли и которого, к сожалению, не всегда ищем. А Бог говорит: « Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам».

—Ободряет нас: «Ищущий находит» (см. Мф. 7. 7, 8).

—Конечно, верующий человек уже причастен этому. Но будем умолять Бога, чтобы дал нам большое счастье — свет разума.

—Мы произносим молитву: «Просвети наш ум светом разума Твоего».

—И любовью Креста Твоего. В алтаре перед чтением Евангелия священник молится: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи,.. и мысленная наша отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение…»

Мысленные отверзи очи! Об этом надо просить всегда, потому что у нас бывает много обстоятельств, которые смеживают наши духовные очи, покрывают пеленой. Острота зрения теряется, бытовая жизнь бросает человека то в одну, то в другую сторону. И остаётся только одно: «Боже, буди милостив нам, грешным!»

Рассказывали об одном преподобном отце, которого почитали святым.

—Почему?

—Потому что он творил много чудес. И при этом всегда молился: «Боже, просвети мою тьму!» Ему говорили: «Отец, ты посмотри на себя! Вокруг тебя люди ощущают свет, видят его в твоих делах». А он своё: «Боже, просвети мою тьму, только во свете Твоем узрим свет!»

Таково ненасытное желание человека — иметь в себе свет. Для чего Господь устроил так, что солнце светит и освещает весь мир? Чтобы мы смотрели и понимали: есть высочайшее солнце правды — Сам Бог, Который праведников любит и грешников милует (улыбается). И этот Свет никогда не умаляет Своей благодати, приближает к нам.

—Приносит в дар?

—Так будем же вопить к Богу, чтобы открыл нам свет разума, обогатил нас этой благодатью любви, которая объемлет всю Вселенную и каждого из нас. Бог никого не отвергает, всем говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7. 37). Пей живую воду благодати!

Господи, какое счастье, что Ты дал нам Свой свет разума!

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное