Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета КОГДА ОТНОШЕНИЯ – ЛИЧНЫЕ?


Обратите внимание: где бы ни сошлись люди, они всё время говорят о тех, кто рядом с ними.

-Я ему сказала, чтобы он меня послушал, а он не послушал. Пусть себя винит!

-Я её предупреждал, что надо по-моему сделать. Не захотела? Теперь сама пускай расхлёбывает!

Со всех сторон слышны диалоги.


-Это говорят о личных отношениях? – спрашиваю протоиерея Алексия ПОТОКИНА.

-Ни в коем случае! – отвечает он. – Говорят только о себе. Звучат одни требования, претензии. Никто никем не интересуется. Людей рассматривают как объект служения себе.

-Собственным интересам?

-Да, и это не личные отношения, потому что никто не слышит голоса другого человека, не хочет понять, что ему нужно, узнать его волю. Отношения возникают, когда кто-то эту волю услышал своим ухом и желанием.

-Одновременно?

-Именно, и тогда в его жизни появляется кто-то другой.

-Но мы всегда присутствуем в чьей-то жизни. Как понять: появляются личные отношения или нет?

-Здесь проще ответить, опираясь на ваш опыт. Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь работали в таком месте, где есть отдел кадров?

-Случалось.

-Сдавали туда документы, писали свою биографию. Люди читали, кто ваши отец, мать, какое у вас образование и так далее. Между вами и этими людьми были какие-то отношения?

-Да, формальные: потенциального работодателя и потенциального работника.

-Вы не были друзьями. Формально о человеке можно знать очень много: биографию, окружение, приоритеты, вкусы, как он живёт, читать его произведения. И при этом никогда не сесть с ним за один стол, не послушать его рассказ о себе и не рассказать ему о себе лично, не назвать его по имени. Формальное знание другого не даёт единства с ним.

-А личные отношения – дают? Но один из моих любимых писателей жил больше ста лет назад, любимый композитор – ещё раньше. Мы с ними никогда не сидели за одним столом, а мне кажется, у нас – личные отношения. Я ошибаюсь?

-Нет, не ошибаетесь, действительно так. Ведь что значит – общий стол? Что такое еда? Это исполнять волю другого человека, жить им.

-Я не могу исполнить их волю.

-Почему же? Если вы просите за них Бога и чувствуете их заботу о вас, – это уже исполнение общей с ними воли. Кроме того, у нас есть Литургия – единая трапеза, на которую мы приходим в храм. На ней собираются все, кто был и есть, соберутся те, кто родится потом.

Конечно, можно не думать об этом – и тогда трапезы не будет. Человек станет искать чего-то только для себя.

-Опять же формального – без других?

-Верно.

-Только сейчас заметила: другие, друг – слова от одного корня.

-Литургия – это возможность быть другом всем людям. Собственно, поэтому чтение поминальных записок в храме – это не перечисление чужих имён.

-Не нудное и длинное занятие?

-А называние друзей по имени. И весело уходить из храма, когда знаешь: эти длинные списки принесли люди из ближних домов. Проходишь мимо человека и думаешь: сегодня мы о тебе просили Бога. Конечно, точно я не знаю, но большая вероятность этого есть. Мы знакомы – и были на общей трапезе.

Можно, конечно, за трапезой вкушать только ту пищу, которая лежит в тарелках.

-Это тоже хорошо – сидеть за одним столом!

-Но пищей для нас является и общая беседа, и общие интересы, вера. Люди делятся ими, напитываются.

-Это правда, в них хлеб насущный. Без него умираешь от голода.

-Мы принимаем от другого человека его мысли, чувства, ему – приносим свои, даже если он сейчас не рядом, как ваш любимый писатель.

-Как приносим?

-Скажем, как благодарность за то, что он понял то, чего вы не поняли. Или сожаление, что он чего-то не понял, важного для вас.

Обычно так и бывает: люди сначала читают произведения писателя, или слушают музыку композитора, или смотрят картины художника. А потом происходит личная встреча с этим человеком.

Многие литературоведы признавались: «Сначала я анализировал тексты этого писателя, а теперь он сам для меня живой, я к нему обращаюсь».

-Даже так!

-Люди становятся друзьями: и заботятся друг о друге, и учатся друг у друга. Если, скажем, тот, кто мне нравится, кого-то убил на дуэли или что-то иное недоброе сделал, можно попросить Бога: «Прости его!»

Человеку дано войти, разделить жизнь всех, кто ходил по земли. Просить о помиловании людей, которые пропали или предали на войне, – и будут помилованы. И то благое, что они сделали, останется и умножится.

-А плохое?

-Уйдёт. Ведь как становятся святыми? Просят, молятся: «Господи, прости!» Плохое уходит – и остаётся одно благо, святость.

Не всегда люди понимают друг друга, даже если живут в одной комнате.

-Чаще всего – не понимают.

-Это обычный личный опыт. А бывает, что человек, с которым вы были едины, вдруг оказался на другом конце земли – и нет никакой возможности соединиться с ним. Но мы чувствуем взаимную необходимость друг в друге. И наша жизнь всё равно остаётся общей. Его жизнь – моей, моя – его.

Это очевидно для людей, которые дружили: разлука никак не влияет на отношения. Даже наоборот: иногда из-за препятствий необходимость в друге только возрастает. Так что пространство и время не играют никакой роли.

-А если дружба была – да прошла?

-Никуда она не исчезает. С чем это можно сравнить? А вот, скажем, как-то немножечко понравился мне Бог – а потом взял и исчез. Не бывает так!

Утраты не абсолютны, они преодолимы. Если отношения были, если мы благодарны за них и сожалеем о потерянном, оно вернётся. Это просто, как дважды два: отец – навсегда.

-И мать тоже.

-Вся наша вера – это поиск личных отношений с Господом. В догматике, в постановлениях Вселенских Соборов говорится о единстве природы Бога. Но всегда всё начинается с Его Личности – Лиц Пресвятой Троицы.

-Отца, Сына и Святого Духа.

-Их троичность и нераздельность происходит от того, что Они живут по тем заповедям, которые нам раскрыл Христос. Забывают о Себе – ради исполнения воли Другого, радуясь жизни Другого.

Люди утратили жизнь в этих Лицах, и возврат к ней – это возврат к личности.

-Объясните, пожалуйста!

-Кто это – личность? Тот, кто не одинок, связан с кем-то. Человек проявляет себя только с другими. В одиночестве невозможно понять нашего ума, способностей. Только во взаимности с кем-то раскрывается личность. И в этом смысле все человеческие отношения, все личности совершенно неповторимы.

Признак того, что личных отношений нет, это когда кажется: всё и все тут – обычные.

-Как правило, ещё и не интересные?

-Когда вы не видите в человеке его особенностей, с ним нет отношений. И когда не знаете, что вы особенная, перестаёте быть человеком, личностью.

Сам Бог существует только в отношениях – и вне отношений Его нет.

-Когда о Нем говорят формально, дают некую информацию, это не становится пищей для нас?

-Конечно, это вообще ничто. Если мы хотим увидеть Бога в чудесах, свершениях, дарах, мы Его не заметим. Только когда Он обращается ко мне, я слышу Его голос, только когда понимаю, что Он меня слышит, начинают происходить какие-то события – видимые следы наших отношений.

Эту тему почему-то почти не затрагивают, а она очень важна.

-Очень!

-То, что творит для нас Господь – для Него пустяк по сравнению с Его отношением к нам. Он творит от избытка Своего сердца. В этом Его движение к нам – Его дар любви, неохватное богатство, принесённое людям. А для нас чаще становится важнее богатство, а не Тот, Кто его дал.

-С людьми – примерно так же: нам больше нужен дар, а не человек.

-Вот и вера бывает ложная, лукавая, притворная, лицемерная. А подлинная – когда есть личные отношения. Что сделал Адам? Предал отношения. Что сделал Христос? Дал возможность их вернуть. Господь пришёл на землю и обратился к людям – по имени.

-К каждому – лично.

-У Бога тоже есть имя – и мы обращаемся к Нему по имени. Я зову Его Спаситель.

-Это значение имени Иисус. Но вы часто произносите: Христос.

-Христос – это Мессия. И я говорю Христос, потому что понимаю: Он принёс мне личные отношения из Небесного Царства, а я не готов, не умею их принять.

-Внутренне не готовы к личным отношениям?

-А когда понимаю, что могу принять их через мольбу о прощении, то называю Его Иисус Христос.

-Спаситель и Мессия.

-И для других я называю Его Христом. Вот оно рядом с нами стоит – Царство Небесное: Христос приблизился к нам. Как с Ним соединиться?

-Позвать по имени, обратиться к Нему?

-Да, произносишь Его имя: «Иисус» – и соединён со Христом. На этом стоит аскетика, Иисусова молитва. Произнесение имени даёт единство с Богом, личные отношения с Ним. И это не форма, которая задалбливается и повторяется.

-И не напитывает человека?

-Никогда. Мне много раз приходилось убеждаться: людям, не имеющим опыта в личных отношениях, я не могу ничего рассказать о вере. А те, кто имел друга, понимают: Бог может стать Другом. Он предлагает нам личные отношения.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное