Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ТИХАЯ МАКСИМАЛИСТКА ТАМАРА СПИРИЧЕВА


Откровения

За последние пять лет заслуженная артистка России Тамара СПИРИЧЕВА снялась больше чем в 50 фильмах! И это параллельно с основной работой: она ведущая актриса Русского духовного театра «Глас».

После очередного телесериала Тамару Ивановну стали узнавать на улице.
-И первое время меня это очень смущало, – улыбается она. – Когда мне говорили: «Вы так похожи на ту артистку!» – и называли фильм, я не отвечала ни да, ни нет. Сразу уходила от этой темы. Но потом муж сказал, что так вести себя не надо, ведь это часть нашей профессии.
А самый большой пример был для меня от Алексея Владимировича Баталова. Мы знакомы, он верующий человек.
-И какой пример?
-Проходит встреча Баталова со зрителями, которая обычно длится два-три часа. А после этого к нему выстраивается огромная очередь за автографами. И он каждого спросит, как его зовут, напишет хорошее пожелание.
-И теперь вы поступаете так же?
-Да, тоже спрашиваю, как зовут человека, и желаю ему всяческих благ. Понимаю, что это доставляет радость.
-Тамара, Ивановна, вы ведь театральная актриса. Много лет проработали в театре имени Гоголя. И вдруг почему-то перестали играть.
-Был такой момент. У артиста вся жизнь, как я люблю говорить, «то взлет, то посадка». Когда ты молод, то вроде бы все нормально: режиссеры на роли назначают только тебя. А потом наступает очень сложный переходный момент.
-Возрастной?
-Да. У меня он был в сорок лет. Внешне я еще могла играть молоденьких. И в очереди меня спрашивали: «Девочка, ты последняя?» А внутренне мне это уже было неинтересно, неприятно. И особенно все обострилось в 90-е годы.
-Как раз время перелома.
-Советский театр нравственно не противоречил моим принципам. В этом плане тогда была хорошая цензура. И мои роли несли добро, чистоту, утверждали достоинство женщины.
А тут на сцене начали оголять тела, ругаться матом. И, конечно, я стала отказываться от ролей. У меня вообще характер такой: я тихая максималистка.
-Вот как!
-И очень тяжело отдаю свои позиции. Тут для меня авторитетов нет. Бесконечные компромиссы все равно уводят человека в сторону.
В начале 90-х мне даже показалось, что моя профессия – совсем никчемная. Люди лечат, учат. А что – у меня?
-И как нашелся выход?
-Никита Сергеевич Астахов и Татьяна Георгиевна Белевич пригласили меня в «Глас» на роль Пульхерии Ивановны в «Старосветских помещиках» Гоголя. Этот спектакль называется «Раб Божий Николай».
-Вы до этого были знакомы?
-Да, я видела выступления Астахова и Белевич, когда они были еще артистами Москонцерта, и думала: «Надо же, про хорошее, вечное говорится!» А Никита Сергеевич и Татьяна Георгиевна видели меня в спектакле театра имени Гоголя «Предел усталости».
-В «Гласе» вы начали играть в 1992 году. А окончательно перешли в него только в 98-м. Почему?
-В театре имени Гоголя у меня были друзья, хороший коллектив. Трудно было решиться сразу уйти оттуда. А здесь мне давали все больше ролей: Марии Сергеевны – матери Шукшина в двух спектаклях по его произведениям, Анны Андреевны в «Ревизоре с развязкой» Гоголя, Бальзаминовой в «Женитьбе Бальзаминова» Островского.
Постепенно у меня произошел спокойный переход на возрастные роли. Хотя и в театре Гоголя они у меня тоже появились. Но именно в «Гласе» стало понятно: этому театру я нужнее. И мне он – тоже нужней. Здесь моя жизнь перспективнее.
У нас замечательные актеры – и старшего возраста, и среднего, и молодежь.
-Как постоянный зритель согласна с вами. Причем безоговорочно.
-Я выхожу на сцену – и мне не стыдно говорить то, что говорю. Понятно, ради чего говорю. И ради чего я в этой профессии.
Жизнь наша не бывает гладкой. Но мы растем вместе, преодолеваем трудности.
-Как вы пришли в кино?
-Тоже благодаря нашему театру. У меня много друзей в кинематографе, но кино не входило в мои планы. А в «Гласе» есть актриса Юлия Сулес – и она привела ко мне фотографа, отнесла мои фотографии в агентство, которое подбирает актеров для кино. Меня туда пригласили – и пошло.
-Какой фильм принес вам известность?
-Пожалуй, «Мы из будущего». Там у меня только эпизод. Но, куда бы я ни приходила, меня всегда спрашивали о нем. А еще вроде бы простенький, но добрый фильм «Мы странно встретились». Там героиня предпочла моего «внука» богатому человеку. А «внук» – простой труженик.
Был такой сериал «Путейцы». Я там встретилась с режиссером Геннадием Михайловичем Байсаком. Оказалось, я его видела в нашем Николо-Перервинском монастыре. Надеюсь, еще встречусь с ним на съемочной площадке. 
А сейчас снялась в фильме про войну, который называется «Связь времен». Играю там героиню – в наше время.
-Вспоминаете минувшие события?
-Да. Конечно, работа в кино часто меня смущает. Я разговаривала с батюшкой – и получила благословение «заполнять собой пространство».
-Это как?
-Вот так! (Улыбается) Иначе это пространство, как он сказал, заполнит кто-нибудь другой. А нужно, чтобы люди видели нормальную жизнь.
Действительно, бывает, что меня приглашают сыграть добрую, положительную роль. Конечно, я не знаю, что еще происходит в сериале, как его потом смонтируют. Но я всегда отвечаю за то, что сама делаю.
-От ролей отказываетесь?
-Очень много. Меня приглашали сняться в фильме «Наша Раша» (Russia – Россия – прим.). Я сказала: «Простите! Но такого названия просто быть не может!» Или предлагали какую-нибудь «Черкизону».
Иногда я пишу в договоре такое условие: буду играть роль, если она не противоречит моим религиозным убеждениям.
-А что может противоречить, например?
-Допустим, героиня положительная, нравственная, а потом выясняется, что она должна кого-то приворожить. Объясняю: «Я это играть не могу». Начинают возражать: «Как же так? Столько материала уже отснято!»
Беседую с автором сценария. Он говорит: «Но ведь есть же гадания. Бросают за ворота башмачок». Отвечаю: «Тут совсем другое: это народные поверья, недалекость. А когда кого-то привораживают, то вмешиваются туда, куда не положено, ломают человеческую судьбу».
-А ведь сценаристу, возможно, и узнать-то это было не от кого. Все-таки не случайно Господь ставит нас на наши места.
-Верно! И мы на ходу кое-что изменили в сценарии. Или я играла травницу, вылечила героя фильма травами. А дальше шла реплика: «Да вы просто колдунья!»
-Ничего себе!
-И я сама от себя вставила слова: «Нет, не колдунья! Это у вас в городе колдун на колдуне сидит и колдуном погоняет!» И получилось, что образ до конца остался положительным.
Конечно, сложностей много. Иногда и физически бывает трудно. Но понимаешь, ради чего работаешь. Хотя, бывает, посмотришь готовый фильм и подумаешь: «Ой-ой! Как бы не нужно было тут сниматься!»
Самое поразительное, что люди смотрят все. Что бы ты ни играла, обязательно кто-нибудь да увидит.
-Особенно, когда хочется, чтобы никто не заметил?
-Это так. Почему-то люди, которые несут отрицательный заряд, действуют гораздо сильнее, чем те, кто утверждает положительное, чистое. Например, девушку, которая считает, что должна быть девушкой до замужества, просто осмеивают.
Зато сколько вокруг откровений «девушек», которые «пробуют» до свадьбы! Говорят: «А мы должны попробовать». Зачем? Ты что – телевизор? Или стиральная машина, гарантия три года? «Попробовали» – и все?
Я иду сниматься в кино – и не знаю, что в итоге получится. Но хотелось бы, чтобы в спектаклях, фильмах зрители видели нравственных, стойких героинь, и чтобы у них зарождалась мысль: так жить лучше. Бывает же, что человек грешит, а душа плачет. Вдруг мы его поддержим?
-Да, вполне возможно. Теперь – о вашем муже. Кто он?
-Его зовут Роберт Михайлович (в Крещении – Аркадий). Он верующий человек. Тоже актер, сейчас преподает во ВГИКе. В июне мы отпраздновали золотую свадьбу.
-Поздравляю!
-У меня есть дети и внуки. Мне по жизни (без кокетства!) повезло больше, чем я заслуживаю. Есть вещи, которыми и похвалиться-то нельзя, потому что это не мои заслуги, а милость Господа. Еще неизвестно, как жизнь потом кончится, может быть, тяжелыми испытаниями, а пока…
-Вы всем своим поклонникам высказываете добрые пожелания. Нашим читателям что пожелаете – от своего опыта?
-Какие бы трудности ни были, стойко переносить их и надеяться, что все это – во благо.
-Точно – во благо?
-Да. Правда, не те трудности, которые мы сами себе создаем, а потом с ними боремся. Во благо – не зависящие от нас. Значит, они нам для чего-то даны.
Я согласилась на интервью, а потом засомневалась. Никогда не надо быстро решать дела, надо сначала их обдумать. Меня смущает, когда обо мне пишут. У меня даже когда-то была идея: в духовном театре вообще исключить фамилии актеров, чтобы не было тщеславия. Ведь это было бы хорошо?
-По-моему, ничего хорошего. Нам всегда нужна встреча с личностью, а у личности – есть имя. И оно очень важно.
-Да, для жизни.
-Именно! Любимого актера можно поблагодарить. Пообщаться с ним. А главное – помолиться за него.

Скоро у Тамары Ивановны Спиричевой будет юбилей. В театре его отметят спектаклем «Раб Божий Николай». Она играет в нем почти двадцать лет. Играет великолепно. И хотелось бы пожелать ей творческого, трудного и радостного долголетия. Мира и благополучия семье. Надеюсь, наши читатели меня поддержат.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Русский духовный театр «Глас»
приглашает вас на спектакли:

18 октября – Н. Астахов, Т. Белевич «За Русь святую!»
25 октября – Н. Астахов, Т. Белевич «Сергей Есенин»
1 ноября – Н. Астахов, Т. Белевич «Это Сам Христос-Малютка»
8 ноября – Юбилей Тамары Спиричевой. Н. Гоголь «Раб Божий Николай»
15 ноября – А. Чехов «Репетируем «Чайку»

Спектакли проходят в малом зале «ТЕАТРА ЛУНЫ», по адресу: ул. Малая Ордынка, 31(ст. метро «Третьяковская», «Новокузнецкая», «Полянка»)
Заказ билетов по телефонам: 959-17-39 (касса), 953-05-74, 959-38-93 тел./факс: (495) 959-17-40

www.teatrglas.ru
e-mail: teatrglas@narod.ru

 


В избранное