Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


Азы

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы начали свои беседы с первой заповеди Христа: «Покайтесь!» Его служение началось с Крещения, в котором Он взял на Себя немощи, грехи всего мира. И сразу же Господь ушел в пустыню, где после сорокадневного поста Его искушал сатана.

Но мы не стали обсуждать заповеди, которые там прозвучали, а поговорили о Царстве Небесном. В заповедях блаженства Господь раскрыл нам, какое оно и как проявляется в нашем грешном мире.

Оказывается, в обыкновенной жизни ему нет места. Здесь действует князь мира сего. И Христос прямо говорит нам о законах двух царств – света и тьмы, чтобы мы могли отделить одно от другого. Потому что любое смешение, ошибка в их определении бывают гибельны для человека.

Зло лжет. Мы называем его великим обманщиком. А о людях, которые нравственно глубоко больны, говорим, что они находятся в прелести. Что такое прелесть? Это лесть (то есть обман) в высочайшем проявлении, когда человек совсем запутывается, перестает отличать высокое от низкого.

На это тоже указывает Христос: « Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Евангелие от Иоанна. 3. 12). То есть каковы тогда будут наши ошибки?

Позже мы еще придем к этим заповедям. А пока слегка коснемся их. Одна из них такая: «да будет слово ваше да, да; нет, нет» (от Матфея. 5. 37). Слово должно быть определенно, решительно, без изъяна. В этом и заключается совершенство. А там, где его нет, уже присутствует лукавство.

Несовместимость двух царств Господь раскрывает по-разному. Говорит: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (от Матфея. 12. 30). Или: «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (от Луки. 16. 15). И наоборот. Так Христос выражает истину о том, что люди больше возлюбили грех, чем добродетель.

Что же высоко перед Богом? Ему дорог – другой (и это называется любовью). А нам важны прежде всего – мы сами (любовь к себе, эгоизм). Через этот выбор себя или других просеиваются все наши мысли, поступки – и обретают истинный смысл.

Например, в современном обществе считается нормой некое самоутверждение человека. Вроде бы необходимо выявить его «индивидуальность». Предполагается, что мы похожи, одинаковы: и писатели, и композиторы, и художники. Особенно по-житейски. Чтобы отличиться, надо проявить себя как-то необычно. Вот все и стараются это делать – быть «оригинальными», вопреки законам красоты, меры.

Но в действительности мы друг друга не понимаем, даже не слышим. Да еще при этом все больше ищем каких-то выкриков, кичливых, навязчивых «индивидуальных» проявлений, кривляний. Такое незнание личной жизни приводит к скуке. Является источником пустоты, которую надо хоть чем-то заполнить.

А по законам Царства Небесного каждый человек – особенный, он личность. Любые отношения людей – неповторимы. Мы страдаем от одиночества и непонимания другими. И нужно найти то общее, единое, родное, что связывает нас. Когда оно высвечивается, нам открывается совсем иной путь.

У человека, который понимает, что другие люди на него не похожи, дополняют его, появляется интерес к окружающим. Их жизнь становится необходима ему, потому что она делает шире, богаче его собственную жизнь.

Исчезает соперничество, неприятие остальных, ведь они – нужны.

Мы сейчас взглянули только на один принцип – и уже увидели, как он все меняет.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)



В избранное