Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета НАСТУПАЕТ ВЕСНА ПОКАЯНИЯ


Интервью

Весной всегда бывает Великий пост – время собранное, сосредоточенное. А в природе – все бурлит, шумит. Пробуждается.
-Может, и пост и существует для того, чтобы пробудить наши души? – спрашиваю священника Петра ВИНОКУРОВА.


-Конечно, и в молитвах он называется «весной покаяния», - отвечает батюшка. - Пригревает солнце, тает снег. В нас начинают играть чувства. А церковный распорядок говорит: ты себя сдержи, заставь потрудиться. Поставь на первое место возрождение души, укрась ее добрыми плодами – покаянием перед Богом. И это обернется для тебя весной более светлой.
Мы подчинены законам природы. Но человек является чадом Божиим. Он, как деревце, посаженное в материальном мире, должен дорасти до духовной высоты, устроить свою земную жизнь – по образу Небесного Рая.
-А были посты в древности?
-Одна из первых заповедей, данных людям, еще не знавшим греха, – это заповедь о воздержании: «От всякого дерева в саду (Эдемском) ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Бытие. 2. 16). Согрешив, Адам лишился не только Рая, но и главного смысла своей жизни – Богообщения. Ему и пища стала не в сладость. Раскаиваясь, он сидел и плакал о потерянном.
Духовные поиски человечества привели к такому правилу: людям, как и природе, нужно воздержание. Чтобы дерево приносило плоды, ему необходим период бездействия, замирания, собирания внутренних сил. Потом уже происходит цветение, рост и созревание плодов.
Перед тем, как пророк Моисей приступил к горе Завета, Господь повелел ему и всему народу поститься. Эта дисциплина сохранялась в ветхозаветной церкви столетиями, но больше имела внешний характер. Помните, как фарисей говорил в евангельской притче: «Благодарю тебя, Господи, что я… пощусь…» (от Луки. 18. 11-12)?
-А учеников Христа укоряли в том, что они не постятся. Что Бог пошлет, то и ели.
-Да, в домах людей, которые их принимали. Апостолы оставили все, чтобы быть с Христом. Участвовали в Его служении, приняли Его труды, странничество, что гораздо тяжелее, чем просто не есть мясо.
После Вознесения Господа именно апостолы установили правило перед праздником Пасхи вспоминать о страданиях Христовых и поститься. Великий пост совершался во всех древних Церквях (Иерусалимской, Римской, Александрийской, Антиохийской) и готовил верующих к Пасхе.
-Значит, с приходом Христа пост наполнился новым содержанием?
-Да, и у святых мы можем прочитать об этом. Например, преподобный Антоний Великий говорил, что пост – это воздержание в страстях.
-А покушать – это тоже страсть?
-Это наша естественная потребность. Кстати, мясо стали употреблять в пищу только после потопа. До этого люди ели постную пищу – и при этом были сильными, крепкими, выносливыми, долго жили. Но жили-то развратно. Господь даже пожалел о том, что создал род человеческий.
Мы не едим мясо в пост и этим только как бы приходим к допотопному состоянию. Но грехи-то у нас остаются. Телесный пост бессмыслен без покаяния, духовного, молитвенного труда, преодоления раздражительности, прощения обид.
-А зачем все-таки нужны ограничения в пище?
-Мы же имеем в ней утешение – и немалое. На этот счет даже суровые подвижники не испытывали иллюзий. В Типиконе, книге, которая регламентирует дисциплину жизни (а за образец там взята жизнь монастырская) о праздничном столе так и говорится: «на трапезе утешение братии велие»! Но оно не должно превращаться в цель жизни, а человек – становиться рабом чрева, забывать о душе, совести.
Преподобный Серафим Саровский очень лаконично говорил: смысл поста – оставить в душе место Богу, не занимать все пищей, весельем, общением. Почаще ходить в храм, вставать из-за стола не совсем насыщенным. И Господь займет то место в душе, которое ты Ему отдал, не оставит твои ожидания без ответа. Освятит твою жизнь.
-Я знаю людей, которые отвергают саму идею поста.
-И мне такие тоже известны. Они говорят: «Зачем поститься? Какой в этом смысл?»
-И что вы отвечаете?
-Попробуй, попостись, тогда и поймешь смысл поста. Он обличает нас в том, что мы зависим от питания. И уж коли ты так крепок, силен, то попробуй немножко воздержаться. А то вроде бы готов на великое, а в малом – не можешь потерпеть и потрудиться.
-Обманываешь сам себя?
-И оправдываешь свое безволие, нежелание себя понудить. А ведь святые, которые исцеляли больных, совершали чудеса, обязательно постились. И они показали нам пример такого пути.
Пост имеет и физиологический смысл. Церковь это понимает, но не ставит во главу угла.
-Расскажите о нем тоже.
-Для нашего организма важен баланс животной и растительной пищи. Поэтому необходима периодичность в употреблении того и другого. Ограничения в питании заставляют организм подсобраться, активизировать жизненные силы на биологическом уровне.
Но Церковь знает: гораздо больше, чем пища, на наше телесное здоровье влияет состояние души. Пост начинается с особого Богослужения – чина прощения обид. Из храма мы несем домой, в семью желание примириться с близкими.
-Это важно?
-Да, ведь в пост надо войти с чистой душой, с покаянием перед Богом.
-Перед самым постом бывает масленица. Ее воспринимают как блинный беспредел, время безудержного объедения.
-Сейчас многим не хватает радостей. Нередко встречаешь подавленное настроение, близкое к отчаянию. Вот и хорошо просто повеселиться на масленицу. С горки на санках покататься, блины поесть на улице возле самовара. За блинами люди и в старину примирялись, находили путь к сердцу друг друга.
На сырной неделе (так она называется по-церковному) уже не едят мясо. Начинается даже такое приготовление к посту. Но особенно оно заметно в храме. В среду и пятницу не бывает Литургии, а совершается Богослужение по чину будних дней Великого поста. С молитвой преподобного Ефрема Сирина, которая духовным камертоном будет звучать весь пост.
-А как идут Богослужения в пост?
-В нашем храме они бывают ежедневно. В понедельник, вторник и четверг Литургии нет. В среду и пятницу совершается особая, постовая Литургия Преждеосвященных Даров. В будни читаются книги Ветхого Завета – начиная с Бытия: о сотворении мира, о том, как человек потерял Рай, духовное общение с Богом. Евангелие читается только в субботу и воскресенье.
-Почему?
-В пост мы чувствуем себя лишенными многих вещей. Богослужения как бы ставят нас «на место»: посмотрите, а ведь мы по своим грехам не достойны Литургии, к которой, казалось бы, привыкли. Это дар Божий, праздник торжества Царства Небесного. И предлагается в будни покаянием приготовиться к субботнему, воскресному дню.
-И все-таки в Великий пост тем, кто не совсем здоров,не надо себя сильно ограничивать в еде?
-Конечно, нужно трезво давать себе отчет в том, что нам посильно, а что – нет. Сейчас, например, безрассудно совсем отказываться от растительного масла или в отдельные дни употреблять в пищу только сырые овощи. Пожилые женщины иногда спрашивают: «А хоть кашку сварить можно? Или салатик сделать?» Ну почему же нельзя? Кушайте, потому что правила, указанные в старинных книгах, относятся к древним монастырям. Книги эти написаны для монахов.
Но и в древности, когда монахи болели, им в пост давалась пища, которая полезна. Братия считали своим долгом принести больному молока для подкрепления, как лекарство. Чтобы он поправился и вместе со всеми мог участвовать в Богослужении. Милость к немощным была неотъемлемым правилом в тех суровых монастырях.
А у нас иногда слышишь, что священники в некоторых приходах требуют поста от больных. Но Святейший Патриарх Алексий II  говорил не один раз: нельзя предъявлять одинаковые требования к больным и здоровым. Вряд ли мы обрадуем Бога, если доведем себя до язвенной болезни, обострения сердечных заболеваний или любых других.
-А ведь диабетики не всегда могут и на службу прийти натощак?
-Да, им даже перед Причастием в остром состоянии заболевания благословляется покушать. Это все равно, что принять лекарство. Пусть примером нам будет преподобный Амвросий Оптинский. Он писал мирянам, что вплоть до Великой Среды вкушает пищу с растительным маслом (это в монастыре!), потому что здоровье у него слишком слабое. Испросил благословение на это – и смирялся.
К посту надо привыкать постепенно, не за один год. Можно для начала попоститься первую и последнюю недели. Потом прибавить к ним третью – Крестопоклонную. Затем постараться пройти весь пост.
-Это важный совет.
-Пост – это труд, который нам нужен, хотя бы в малом объеме. Во время него силы слабеют – и приходиться задумываться, на что их потратить. Что для нас – главное, а что – второстепенное.
Пост показывает и нашу немощь, и то, что мы можем быть укреплены духовной пищей. Особенно это видно к концу поста. Все уже устали, но вот совершается Таинство Соборования – с удивительными молитвами, чтением Евангелия о величии Божией милости к людям – больным, грешным, опустившимся в жизни. Мы приходим к Христу просить Его милости. И Он ни от кого не отказывается, слышит все просьбы.
После Соборования многие говорят: «У меня спина болела, ноги. А потом стало хорошо!» Значит, человек напитался Божиим словом, Божиим Таинством.
-Пост – это не цель, а средство. Какова же цель?
-Примирение с Богом, участие в торжестве Воскресения Христова, которое является Его даром – для нас. В Пасхе исполняются слова Христа, которые Он сказал ученикам: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (от Марка. 9. 1).
Пасха Христова является духовной трапезой, которую готовит нам Господь. И чтобы к ней прийти, давайте потрудимся.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

2 марта – начало Великого поста


В избранное