Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЖИТЬ ДЛЯ БОГА, А НЕ ДЛЯ СЕБЯ


 

Интервью


ЖИТЬ ДЛЯ БОГА, А НЕ ДЛЯ СЕБЯ


Об этом нас просят святые: надо жить для Бога, а не для себя.


-Но что значат их слова? – спрашиваю священника Михаила Потокина.
А он открывает Евангелие и начинает читать:
-«Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: «Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Евангелие от Иоанна, 6, стихи 29 и 40).
Так Христос говорит о воле Божией в отношении человека. Она заключается во вроде бы простом деле – веровать в Него, и Он нас воскресит. Получается, что жизнь для Бога – самая обычная, но только смысл ее становится другим: мы начинаем желать блага не только на земле, но верим в Христа и хотим быть с Ним вечно. Это желание должно родиться и вырасти в нас здесь – для нашего блага.
Правда, наша воля почти всегда этому противится. Нам хочется, чтобы жизнь тут удачно сложилась.
-Ну да.
-Священникам часто задают вопрос, почему так много людей неверующих, но добродетельных, порядочных. Неужели они не исполняют волю Божию?
-Интересный вопрос. И как вы отвечаете?
-Такие люди исполняют закон совести. Он, мне кажется, когда-то был естественным для человека, как естественно, например, то, что я буду голодным, если не поем. Простая порядочность не может подняться выше этого закона. Да, человек внимателен, добр, помогает другим, но при этом не понимает: живем-то мы для того, чтобы быть с Христом.
Апостол Павел говорил, что он желает разрешиться от тела (то есть умереть) и быть с Господом. Возможно, кому-то эти слова покажутся эгоистичными: сколько блага для Церкви мог сделать этот великий человек, если бы его дни на земле продлились! Он дополнил Священное Писание такими замечательными посланиями. Да и ученики его, наверное, хотели, чтобы он оставался рядом с ними, именем Христа исцелял, вдохновлял, давал веру.
-А ведь и мы так приговариваем: «Батюшка, только живите!»
-Да, и в этом мы снова видим, как различны воля Божия и человеческая.
Евангелия рассказывают, как апостол Петр спорил с Христом: «Господи, пожалей Себя!», «Господи, не умоешь мне ноги!» Казалось бы, намерение у него самое прекрасное, но оно отвергнуто. Господь даже произносит в адрес Петра суровые слова: «Отойди от Меня, сатана!»
-А сатана – противник.
-Значит, Петр противится Богу. И Христос ему об этом говорит: «Ты думаешь не о Божием, а о человеческом».
Естественный закон для нас – поберечь себя. А закон Бога – выше. И человек начинает жить для Него, когда учится переступать свою природу. Тогда в нас постепенно проникает закон Божественной любви.
В моем личном опыте такого переживания пока нет. Но в Евангелии, в книгах святых отцов меня это всегда поражает. И вот что интересно: в Божием законе не существует понятия количества.
-Что вы имеете в виду?
-Вот притча о тех, кто трудился в винограднике. Одни работали весь день, другие – несколько часов, третьи – всего час. Но все получили одинаковую плату. В человеческом понимании это неисполнимо. Нам кажется, тот, кто трудился всю жизнь, заслужил большую награду.
-В любом трудовом коллективе так.
-Но что может быть большим – у Бога? Либо у нас есть общая жизнь с Ним, либо ее нет. Поэтому не важно количество трудов. Господь дает всем равную плату – любовь к праведнику и грешнику. Если входишь в Его работу, то можешь узнать это. А дальше от меня зависит, останусь ли я верным своей «первой любви» – прежде всего в покаянии, честном видении своей жизни.
-Я знаю людей, которые уверены, что верят в Бога и любят Его. Но они считают: «Церковь не нужна!» А можно как-то проверить, есть вера или ее нет?
-В святых Божественное присутствие было очевидно. А Господь сказал: если наша вера будет с горчичное зерно, и мы скажем горе, чтобы она перешла на другое место, – перейдет!
-Что за размер такой – горчичное зерно?
-Опять же нет размера (ни количества, ни размера!), а есть только понятие зерна, в котором уже все заложено. Из него вырастает растение больше других злаков, «так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (от Матфея. 13.32). Если такое зерно заложено в нас, мы становимся на путь поиска веры, смысла жизни.
Посмотрите, пророк Давид пишет, что нам отпущено 70, от силы 80 лет, а потом болезнь – и все. В чем смысл всего этого? Пусть я сотворил множество добрых дел, ну и что? Умрем мы, умрут те, кто придет после нас, и те, кто придет после них. Значит, все будет забыто. Об этом говорит Экклесиаст. Его охватывает тоска забвения: все поглощает время. А Христос – это Вечность.
-Вневременье?
-Да. В чем смысл жизни? Это же не практический вопрос о том, как решить сегодняшние проблемы и улучшить материальное благополучие. Вот и вера – это упование на Бога, ожидание вещей невидимых. Мы и в обычных-то делах не очень разбираемся, а с этими как быть?
В этом поиске путеводитель для нас – Евангелие. Иногда Господь говорит там понятные нам истины: например, что богатому трудно войти в Царство Небесное.
-Оно ему не нужно, у него и так всего полно.
-Или что не надо делать другому того, чего себе не хочешь. Даже о любви к врагам – более-менее понятно. Мы же не можем выбирать: одного люблю, а другого ненавижу. Господь предлагает нам совершенную любовь. И наша тоже должна быть совершенна.
Но вот Он произносит таинственные слова о новом рождении, о Небесном Хлебе, о том, что верующим в Него надо есть Его Тело и пить Его Кровь. После этого многие просто ушли от Господа.
-Да-да, и еще возмущались: как Он может произносить – такое?!
-Даже ученики этого не поняли. Христос спросил у них: «И вы уйдете?» И Петр ответил: «Нам некуда идти. У Тебя глаголы жизни вечной».
Если человек приобщается этой таинственной жизни с Господом, то именно она начинает его наполнять смыслом. В ней нет дел, забот, планов. Общую жизнь с Богом не запланируешь.
Жизнь с Христом в чем-то похожа на нашу общую жизнь с людьми. У нас есть папы, мамы, братья, сестры, дети, внуки. У кого кто. Мы вместе. Думаем о них, заботимся. И когда кто-то из близких умирает, сразу остро ощущаем потерю: часть моей жизни ушла.
-Именно моей!
-Совместная жизнь выражается внешним образом, но она и внутри нас.
Вот и таинственная совместная жизнь с Богом происходит внутри и вовне. Если человек ее находит, то исполняется воля Божия о нем. Но мы, к сожалению, часто заменяем эту жизнь только внешними правилами.
-Которые тоже нужны?
-Да, посты и молитвы необходимы. Внешние дела помогают познать Бога. С их помощью человек раскрывает себя. Так же мы раскрываем себя и с близкими людьми: беседуем с ними, дарим подарки, заботимся о них. Наша совместная жизнь от этого становится богаче.
Можно, конечно, решить: «Не буду им звонить, поздравлять с праздниками, общаться. Я их и так люблю!» Но, согласитесь, это как-то странно!
-Значит, нельзя любить Бога…
-…И ничего для этого не делать. Если я Его люблю, значит, неразрывно с Ним связан, все время о Нем думаю (то есть молюсь), пытаюсь о Нем узнать, следовать за Ним. Да еще соблюдаю заповеди. Господь же говорит: «Тот, кто Меня любит, заповеди Мои соблюдет». Если всего этого нет, значит, тут не любовь, а что-то другое. Может быть, отвлеченное знание о том, что Бог существует, и оно заменяет веру. А настоящая вера – живая, она без дел мертва.
Допустим, я не навещаю близких (или не хожу в церковь), потому что мне некогда. Но это говорит о том, что мое сердце очерствело.
-Значит, жить для Бога – это жить с Богом?
-Стремиться к совместной жизни с Ним.
-И тогда не так уж важно, строю ли я дом, разношу газеты или веду бухгалтерский учет?
-Да, «раб или свободный, иудей или эллин»… Во Христе все едины, потому что здесь совсем иная жизнь.
Когда вера слаба, человек оказывается в потоке обстоятельств, которые, как Броуновское движение, бросают его из стороны в сторону: от «плохо мне» – к «худо мне»!
-Это про меня!
-«От них же первый есмь аз» (смеется батюшка). Вторая крайность – человек со слабой верой может стать внешне «правильным», но при этом в нем все засушено. Признак тех и других – отсутствие радости. А радость – это состояние, которое и на лице может не выражаться.
-Но человек живой, разный?
-Да. И оживает он совместной жизнью с Христом. Наверное, каждое самостоятельное человеческое движение – путь к этой жизни.
И еще мы часто требуем от себя великих дел – сообразно, как говорится, «занимаемому посту»: уж если для Бога, то нужно много. А подвижники, у которых была общая жизнь с Богом, говорят нам удивительные вещи: пусть будет сделано немножко, но с добрым настроем.
Я люблю перечитывать письмо архимандрита Феофана (Готовцева), которое напечатано в книге И. М. Концевича «Оптина Пустынь и ее время». Читаешь и чувствуешь, как душа утешается, хотя сам еще ничего не сделал, только попытался.

Послушайте:
«Нам тщеславиться и гордиться нечем: что имеем, то все Божие, а только одна наша собственность – грехи. А что на первый случай, вступя в духовную жизнь, ни в чем не успеваете, пример нам новосаждения: сперва только покажется, потом произрастает лист, цвет и плод. То же и в духовной жизни. Не ужасайтесь, что не успеваете. Должно прилагать только попечение к исправлению и просить Господа Бога: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой».

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное