Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета «Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ОН»


 

— Ты что — больная?! — возмущался мужчина.
— А ты какой?! — отвечала женщина.
Дома, в храме, на улице — везде больные люди.
— Мы называем болезнью телесные и душевные недуги, — рассказывает священник Петр ВИНОКУРОВ. — У тела много органов. Если не здоров хотя бы один, все начинает болеть. Так и в душе: когда какая-то часть ее повреждена, вся она страдает.
К счастью, для болезней есть лечение. Бог назвал Себя Врачом душ и телес, показал нам, что болезнь появляется из-за греха — разделения с Творцом. И когда человек примиряется с Ним, то принимает в себя исцеляющего Бога.

 

«Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ОН»

 

 

— При этом нам нельзя отказывается от лечения у обычных врачей — в поликлиниках и больницах?


— Ни в коем случае. Но и тут надо надеяться на Бога и молиться Ему.

 

— Болезни протекают по-разному. Верующий человек (как и неверующий!) может выздороветь и не выздороветь?


— Но болезнь уже не господствует над ним, не подавляет. Душа оживает с Богом. Хорошо сказано в Пасхальном каноне: смерть еще остается в нашем мире после Воскресения Христа, но она «не вечнует» — не владеет нами до конца.
Так и болезнь теряет власть над человеком, у которого появилось стремление к Богу. Там, где не способны помочь люди, это делает Господь. Он — Источник жизни, пример совершенства и здоровья в самом высоком смысле слова.

 

— Сейчас очень много душевнобольных. Говорят, для этого есть социальные причины?


— Есть. Например, когда в нашем обществе началась перестройка, многие ожидали больших перемен к лучшему. Надежды не оправдались. Разрушилась привычная жизнь. Обман, разорение надломили некрепкие души. Люди отчаялись, пришли в разлад с собой, оказались в психиатрических лечебницах.

 

— Одну из них вы окормляете?


— И вижу, как нелегко человеку перебороть вызов жизни, неурядицы, скорби. Больной человек не способен носить сам себя, не понимает, что его переживания — временные. Тягостное настроение становится у него постоянным. Ему трудно терпеть других, общаться с ними.
Хорошо, если рядом оказываются близкие, которые понимают его и поддерживают. Когда в семье существуют добрые отношения, открытость, взаимопомощь, просто приятие друг друга, то болезнь нас не одолевает, мы не становимся пациентами больницы.

— Но семья-то тоже больна?


— Да, и в ней не хватает любви, терпения, ласки, умения уступить другому, сказать доброе слово. Человек, допустим, приходит домой усталый, раздраженный или обиженный. Его бы просто успокоить, пожалеть! А вместо этого на него обрушиваются злые слова: «Ненормальный, псих! Пришел мне нервы мотать!..»

— В Ветхом Завете рассказывается, как Господь отнял разум у одного царя. Значит, у душевных болезней могут быть и духовные причины?


— Безусловно. Мы называем храм «врачебницей», потому что здесь многим становится легче. Люди чувствуют: в доме Божием ослабляется вражье действие, в ответ на молитвы, покаяние Господь подает нам исцеление — духовное, душевное, телесное.
Но не надо переносить на других собственные ощущения: если мне сразу стало тут хорошо, то и остальным — тоже. Это не так. Некоторые прихожане ведут себя невыдержанно, нетерпеливо, даже неприязненно. Нет мира в душе — и они начинают поучать окружающих.

— И это болезнь?! Между прочим, такое трудно переносить.


— Даже хочется исправить. Прихожане подходят к священникам, жалуются на окружающих. Да, в какой-то крайней ситуации стоит обращаться к священнику. Но мы сами — такие же, как те, на кого жалуемся. Чужими недостатками возмущаемся, а собственной грубости и несдержанности не замечаем.

— Получается, здоровых среди нас почти нет?


— Это так, ничего не поделаешь. Спаситель говорил о том, что во враче нуждаются не здоровые, а больные. Он воплотился, пришел на землю не ради праведных, а чтобы спасти погибших, призвать к покаянию немощных, надломившихся в жизни. Этот надлом может быть таким, что люди становятся неприятны окружающим, даже кажется: им не место в храме.

— А они только Богу и нужны!


— Конечно, невыдержанный человек не должен работать за церковным ящиком или у подсвечника, потому что он будет дергать, обличать других чуть ли не от лица Церкви: «Неправильно свечку ставишь! Отойди, у тебя губы накрашены!..»

— К этому тоже надо относиться как к болезни?


— Безусловно, ведь люди не могут понять простую истину: раз Господь меня терпеливо принимает, значит, остальных — тоже.

— Когда обличает Бог, например, через святых, Он это делает милостиво. Когда мы, то получается жестоко.


— Многие довольны своей особой «проницательностью», язвительностью, умением поддеть собеседника, выставить его недостатки. А на деле эти качества разрушают их обладателя, он начинает воображать, что выше других.

— Кормит гордынюшку?


— Проницательность святых была пронизана любовью и милосердием. Они тоже обличали людей в грехах, иногда это было довольно болезненно.

— При этом святые знали: человек выдержит и не сломается?


— Потому что любовь не ломает. К преподобному Серафиму Саровскому пришел один генерал, человек именитый, а святой ему сказал при всех: «Вот у тебя награды на груди, а получил ты их ни за что! Другие умирали, ты ничем не рисковал».
Завел его к себе в келью. И оттуда этот генерал, чувствовавший себя по рангу выше других, вышел раскаявшимся, прозревшим. Вот как действует обличение праведника. Оно исцеляет.
Святые знали, что сказать людям, потому что молились о них. Молиться за другого — кровь проливать. А чем в основном движется наше желание обличить кого-нибудь?

— Мне кажется, мы хотим, чтобы нам было удобно, комфортно.


— Это правда. Церковную жизнь пытаемся подстроить под себя, утвердить свое мнение. По слепоте все себе прощаем, другим — нет. А есть люди очень немощные. Если не больные, то на грани болезни, срыва.

— По ним и бьют эти «обличения»?


— Сильнее всего.

— Откуда у детей душевные болезни?


— Часто они происходят от неправильного внутриутробного развития ребенка, родовых травм, испуга. В прежние времена таких детей называли «блаженными», иногда — «дурочками», но не унизительно. Эти «блаженные» живут по иным законам, их душе до Бога — один шаг. Они «у-богие». Потому всегда считали: их место — не в больнице, а в храме. Душа Божия — пусть и будет возле Бога.

— Мне один папа говорил, что эти детишки острее чувствуют любовь, тепло, ласку — и отдают их близким. Приносят много радости, хотя сознание у них затемнено.


— Нынешняя психиатрия и психология почти не замечают того опыта духовного врачевства, который имеет Церковь. Ребенку приклеивают ярлык «ненормального», относятся к нему как к неполноценному. Говорят, тут нужна спецшкола, спецокружение, а среди обычных людей он жить не может.
В ответ на отчуждение общества, унижения, агрессию эти дети вырастают озлобленными.

— И до Бога — уже не один шаг?


— Думаю, все равно они к Нему близко. Эта озлобленность — не их личная, а впитанная от окружающих.
Иногда такого ребенка выталкивают даже из семьи: о больных трудно заботиться. А ведь эта душа могла бы стать молитвенницей за близких, оправданием для них на Божием суде. Господь сказал: кто не сотворил милости, для того будет суд без милости.
Даже люди верующие испытывают какую-то брезгливость к душевнобольным, и это жестоко. Нам надо различать заразные болезни (где нужны меры предосторожности) и болезни, которые не передаются. Если мы боимся таких «ненормальных», значит, сами больны. Здоровый бояться не будет.

— Нам еще как бы неловко рядом с ними: нечем ответить на их любовь. Мы же лукавы…


— И это верно.

— Отец Петр, как вести себя, чтобы не задеть, не потревожить ничьи раны?
— Самое общее правило — не делай другому того, чего не желаешь себе. Когда что-то сильно болит, человек стонет, жалуется, даже в постели не может найти себе покоя. Окружающим приходится терпеть это, иногда — всю жизнь.
Святые говорят: видя человека опустившегося, не осуждай его, не унижай в своих мыслях. Ты не знаешь, далеко ли сам находишься от этого. Жизнь может сломать любого. Обрушатся скорби, начнутся неурядицы — и неизвестно, как себя поведешь. Главным нашим качеством должна быть милость, а не отчуждение.

— К сожалению, чаще бывает наоборот.


— И это наша болезнь. Иоанн Златоуст считал: Бог попустил болезни не потому, что Ему хочется, чтобы люди страдали, а чтобы мы проявляли милосердие. Видя недуги других, будем помнить: и у меня они есть, и я не в силах их победить. Если помогу этому человеку, то и мне Господь поможет.
Иногда нужно просто потерпеть, не укорить, не одернуть человека. Разговаривать тактично, с уважением. Почувствовав отпор, раздражение, спросить себя: готов ли я на милость? Или хочу ответить злом? Тогда я такой же, как он. Избави нас, Господи, от этого!


Беседовала
Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное