Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ПАСХА ОКАЗАЛАСЬ РАДОСТНЕЕ, ЧЕМ Я ДУМАЛ


 

 

Интервью

 

Диакон Андрей КУРАЕВ: «ПАСХА ОКАЗАЛАСЬ РАДОСТНЕЕ, ЧЕМ Я ДУМАЛ»

 

« Воскресение Христа – это дарованная нам победа. Или – победа Христа над нами. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности . И – вопреки нам, но ради нас – Он все-таки воскрес», – написал о Пасхе доктор богословия, профессор Московской духовной академии диакон Андрей КУРАЕВ. Разве это не про каждого из нас?

 

- Отец Андрей, вы же крестились взрослым человеком, студентом философского факультета Московского университета. Что знали о Пасхе в детстве и юности?

- Совсем немножко. Это такой странный неофициальный праздник, связанный с Церковью, когда красят яйца в луковичной шелухе и делают куличи.

Позже я еще узнал, что это замечательный день, когда по телевизору можно посмотреть концерт зарубежной эстрады. Вот, собственно, и все.

- Точно, в советские времена на Пасху в телевизор попадали исключительно «запретные плоды» – чтобы отвлечь внимание от праздника.

Когда вы сознательно пережили первую Пасху? После Крещения?

- Крестился я уже с очень серьезным отношением к своей будущей церковной жизни, поэтому Пасха не стала для меня неожиданной. Я был в курсе того, что идет Великий пост, даже старался поститься. Правда, по студенчески. Скажем, брал в университетской столовой тарелку борща, но просил не класть сметану. Или пюре со сливочным маслом (оно уже входило «в комплект»), но без котлетки и сосиски. Или обед без курицы, но с мороженым в конце.

- Отлично!

- Я бывал в храме Великим Постом и недоумевал: почему раньше пение было такое динамичное, ритмическое, а тут вдруг начали тянуть ту же самую молитву? Теперь-то я понимаю: служили Литургию Василия Великого, поэтому священник в алтаре читал более длинные молитвы. А для прихожанина-то нет разницы! Песнопения те же самые.

Ну а Пасха оказалась гораздо радостнее, чем я думал.

- Как это было – впервые в храме?

- Сейчас особо и не вспомню. Для меня тогда главная задача была, совсем не похожая на современную, – попасть в храм. Прорваться через кордоны оперативников, комсомольцев, дружинников и так далее.

По-моему, я даже не ходил на Крестный ход, потому что был риск потом не войти в храм. Поэтому я оставался внутри и ждал, пока все вернутся.

- Когда Крестный ход выходит на улицу, то храм символизирует собой ад, в который спустился Господь. Как там, в аду, было?

- К счастью, я не знал таких толкований. А самое необычное произошло на Пасху во второй или третий год моей жизни в Церкви. На Светлой седмице я бывал на всех службах. И вот однажды стою на Литургии, кажется, в Светлый вторник.

- В праздник Иверской иконы Божией Матери.

- Вдруг ко мне подходит алтарник и говорит: «Пойдем в алтарь!». У меня – шок. Я в алтарь не заходил со дня своего Крещения. То есть был там один раз в жизни.

- Зачем вас позвали?

- Чтобы поучаствовать в Крестном ходу (он на Светлой седмице бывает каждый день в конце службы). Мне впервые дали надеть стихарь. Было ощущение, что за спиной выросли крылья. Это до сих пор мое самое яркое пасхальное впечатление.

- После ночной Пасхальной службы вы возвращались домой. Родители ваши были неверующими, атеистами. Как вы вели себя с ними?

- У нас в семье все-таки не было воинствующего атеизма. По крайней мере, я обращался к родителям: «Христос воскресе !». И они отвечали: «Воистину воскресе !», может быть, не вкладывая в эти слова догматического смысла.

- А некоторые отвечают «Спасибо!»

- Но я сейчас догадываюсь, что, по крайней мере, для моей матери Пасха была долгожданным днем, потому что давала законный шанс поцеловаться со своим взрослым сыном.

- Пасха открывается нам постепенно. Почему все-таки Воскресение Христа – самое главное в нашей вере?

- Мы живем в очень странном мире, на странной планете, в странной культуре, где существует множество законов сохранения: вещества, материи, энергии, импульса и прочего, не самого важного. Но нет закона сохранения человека. А в христианстве он утверждается: то, что должно жить, не имеет права умереть, исчезнуть навсегда. Поэтому главное – Воскресение Христа.

Для протестантов важнее Его смерть, жертва, искупление. А для нас то, что Христос переступил через смерть. Не просто вошел, но и вышел из нее. Соответственно, частичка меня самого была со Ним в этом Его путешествии. И есть надежда: то, что произошло с Христом тогда, произойдет со мной, с каждым из нас – носителем человеческой природы, которая воскрешена в Нем.

Значит, смерть – не тупик, а тот тоннель, через который можно и нужно пройти. Не застрять там.

- Почему апостол Павел сказал так категорично: если Христос не воскрес, то наша вера тщетна. Пуста , ни на чем не основана.

- Если Христос не воскрес, то мы ошиблись в определении Его статуса. Для ветхозаветного сознания Мессия – это победитель. Но Иисус из Галилеи не был победителем с точки зрения политики, влияния на общество. И если бы Он не воскрес, а умер «с концами», то не победил бы ни в каком мире – ни в видимом, ни в невидимом. Значит, действительно, места для нашей веры не было бы.

Но если бы Христос не умер, а победил, места для нашей веры тоже не было бы.

- Почему?

- Потому что она была бы навязана.

- Вы любите встречать Пасху в своем храм е Иоа нна Предтечи на Пресне?

- Конечно, я вполне домосед. Там крестился и служу. Единственное, чего боюсь, что в этом году в нашем храме будет немножко грустно, потому что идет ремонт главного алтаря и, судя по всему, к Пасхе его не успеют завершить.

- После богослужения бывает трапеза – всем приходом. Люди меняются?

- Для меня это как раз одно из главных пасхальных впечатлений – то, как разглаживаются лица наших прихожан в пасхальную ночь. Надо сказать, люди слишком часто не разрешают себе радоваться. Многие почему-то убеждены: радость не дозволена православному христианину. А в пасхальную ночь она все-таки касается сердец, ей позволяют проявиться. Этим радостнее всего и пасхальная ночь, и сама служба, и потом общение с прихожанами по окончании ее.

- Ваши любимые пасхальные блюда?

- Никаких изысков. Я жду всегда самого каноничного разговления : кулич, творожная пасха, яичко с солью – и все.

- Говорят, в старину на Пасху всех угощали яйцами, вкусно кормили, посещали тех, кто сидит в тюрьме. Полководец Суворов даже выкупал из темниц должников – и жертвовал на это тысячи рублей. А что можно делать сейчас?

- Например, ходить с карманами, полными сладостей, и угощать встречную детвору. Дети, к сожалению, забыли сегодня, что у них есть право на Рождество и Пасху – калядовать или «терроризировать» взрослых.

- Весь день звонить на колокольне.

- Тогда давайте мы к детям «приставать» – на улице, в метро, в автобусах.

- Но ребят приучают к тому, чтобы ничего не брать у незнакомых людей.

- В день Пасхи (и это надо детям объяснить!) следует сделать исключение и принять в подарочек, особенно от батюшки, яичко или конфетку.

У нас в Московской духовной семинарии, напротив, на Пасху студенты знают свои права, поэтому идут поздравлять (читай – «терроризировать») преподавателей. И надо суметь спрятаться от полутысячи наших семинаристов. На них яиц и шоколадок не напасешься (смеется).

- Принято дарить не только яйца, но и шоколадки?

- Да, а ректор еще и какие-то денежки студентам дает. Во времена моей юности было три неизбежных жертвы нашего «террора» – ректор, наместник Лавры и духовник отец Кирилл (Павлов). Мы от каждого получали по яичку, шоколадке и по 10 рублей. Этих денег хватало, чтобы съездить на каникулы домой. А отец Кирилл обычно дарил нам еще иконки, какие-то святыньки со Святой земли.

- Что вы дарите друзьям на Пасху?

- Как-то я особо подарки не запасаю, не складирую. Иногда везет и к Пасхе выходит какая-нибудь новая книжка. Появляется, что подарить.

- К этой Пасхе книжка выйдет?

- Не знаю, но может появиться. Я должен был бы написать ее лет двадцать назад, но напишу только сейчас. Это полемика с атеизмом.

- Воспоминания о том, как вы выходили из своего атеистического прошлого?

- Нет, тут более печальный повод – начало современной атеистической пропаганды в Белоруссии. Это будет мой ответ на публикации в белорусской прессе.

 

Беседовала Наталья ГОЛДОВСКАЯ

 


В избранное