Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета «ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ!»


Интервью

«ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ!»

 

Эти слова сказал Господь Адаму и Еве в Раю. Когда первые люди отступили от Бога, Господь пообещал: в страданиях будете рождать ваших детей. Но заповеди о том, чтобы «плодились и размножались» не отменил.

Вот и в Таинстве венчания Церковь желает супругам много чад. Как венец, некое завершение их любви.

 

-Рождение детей – это дар Божий, - говорит священник Петр ВИНОКУРОВ. - Оно происходит через радость отношений близких людей, познания друг друга. Но эту радость надо потом окупить трудами, послужить тем, кто будет жить после нас. Такое послушание дал Господь человеку.

Поколение за поколением удивляются этому таинству: на свет появляется новая личность – живая, свободная, самостоятельная, со своим внутренним строем. Вроде бы и похожая на родителей, но имеющая что-то свое, неповторимое.

Заповедь «плодиться и размножаться» дана еще до грехопадения. Хотя сейчас люди нередко считают, что отношения мужчины и женщины – связаны с грехом. Но взгляд Церкви и святых иной. Бог благословил супружество. Значит, изначально это благодатная часть человеческой жизни.

-Которая, согласитесь, теперь тоже пронизана разрушением, то есть грехом .

-Да, к сожалению, нами сюда привносится падение, даже скверна. Это отражается на взрослых и детях. Хорошо, если в браке удается сохранить внутреннюю правду, благоговение перед другой жизнью, которая только отчасти зависит от тебя. К этому призывает нас Бог в супружеских отношениях.

Каждый, кто воспитывал или воспитывает детей, по себе видит: в них мы как бы заново живем, учимся тому, чему не успели научиться раньше. Видим непослушание – и вспоминаем о своем непослушании, которое когда-то казалось оправданным. А теперь оказывается: мы просто были слепы.

-Далеко не все дети рождаются в семье, в любви. Далеко не всем дают родиться. Существует даже расхожая формулировка: «Хотим пожить для себя».

-Труд, служение другим часто кажутся людям нежелательными и даже неприемлемыми. Но потом человек все равно созревает (нельзя же спорить со своей природой!) и стремится создать семью – крепкую, глубокую, духовно роднящую людей. Не временное сожительство, в основе которого телесная привлекательность и взаимное услаждение друг друга. И если ты себя опустошил, предал...

-Что тогда?

-Много людей приходят в храм и говорят: «Хочу создать семью – и не могу, не получается». Оказывается, у него были недостойные связи, которые осквернили душу. Человек принимал ложь, «брал от жизни все», «ловил момент», наслаждался. И теперь опустошен грехами, преступлениями, которые неразумно совершил против себя самого.

А ведь жизнь состоит не из одного момента, настроения. Она глубока – и похожа на полноводную реку, которую источает Бог. Человек должен дать этой реке русло, мудрое развитие.

-Видимо, аборты тоже разрушают людей? По статистике, кажется, сейчас больше убивают детей, чем рожают.

-Теперь об этом, слава Богу, стали больше говорить. И многие из тех, кто способен слышать и думать, уже не идут совершать убийство собственного ребенка. Он же ни в чем не виноват.

Иногда люди приводят такой аргумент: у нас уже есть дети, мы не в состоянии прокормить еще одного. Но можно ли так прогнозировать свою жизнь?

Бывает, что супруги свой уют, благополучие сохраняют за счет убийства зачатых детей. И не получается уюта и благополучия. Единственный рожденный ребенок вырастает, а кем становится? Эгоистом, не знающим никого, кроме себя. Он не умеет уступать, делиться. Не способен создать собственную семью просто потому, что не привык служить другому. В семьях, где несколько детей, такие вещи сами собой устраиваются.

-Как-то архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал, что ребенок отомстит родителям за своих не рожденных братьев и сестер.

-Он впитает в себя то, что в материнской утробе было совершено убийство. Наклонность к убийству отразится на нем.

Аборты – это палка о двух концах. Через годы они приносят разделение, глубочайшее противостояние родителей и детей. И сколько жалоб приходится слушать! Приходит бабушка или женщина в среднем возрасте и спрашивает: «Почему Бог меня так не любит? Муж пьет, сын не слушается. Я его кормила, одевала, переживала. А он вырос, работать не хочет, деньги тянет. Привел к себе какую-то женщину, меня ругают, чуть ли не бьют, из квартиры гонят».

-Да, это очень тяжело.

-Конечно. Но когда она растила ребенка, не думала о том, что надо воспитывать душу, а не только одевать и обувать его. Вроде бы по необходимости были сделаны аборты, зачатые дети не получили жизни. Но если бы они родились, не пришлось бы терпеть все это от единственного чада, тоже горемычного.

-Горемычного, это точное слово.

-А сколько примеров, когда женщина рожает детей даже при медицинских противопоказаниях. Одного-двух родила, а к пятому ребенку ее организм укрепился, обновился. Бог дает силы, Он так устроил.

Аборт вызывает сильнейшие патологии в организме матери. И потом, когда женщина созревает душой и хочет иметь ребенка, она не всегда может его родить, потому что исказила себя – и духовно, и телесно.

Церковь призывает нас благоговейно относиться к себе. Апостол Павел говорил: «Вы святы – и тела ваши святы». Освящены Богом, гармоничны. Нельзя грязными, неразумными руками вторгаться в жизнь.

Я молодой священник, но мне часто приходится слышать тягостные воспоминания женщин о совершенных абортах. Чаще всего они и сами-то не хотели, а сделали аборт по совету других, по малодушию. Это не забывается, не уходит, а отравляет душу.

-Меня удивило то, что некоторые священники даже в книгах пишут: грех аборта не прощается.

-Меня это тоже удивляет. Прощает Бог – и не нам решать, кого Он милует, животворит. Господь сказал: во враче нуждаются не здоровые, а больные. Он пришел на землю ради грешных людей, взыскать и спасти погибших.

Часто на исповедь приходят женщины, которые крестились взрослыми после того, как сделали аборты. Они искренне раскаялись в этом грехе. Некоторые из них хотят еще иметь детей.

Покаяние – это изменение мировоззрения, самого отношения к жизни. Душа человека чувствует горечь о нерожденных детях. И хорошо, что есть серьезные мужья, которые понимают это как собственный грех. Если бы они не унижали супругу, не заставляли ее делать аборт, этого и не случилось бы.

-Значит, мужчина ответствен за аборт?

-Даже больше, чем женщина. Молодой женщине крайне тяжело пойти наперекор всем – и мужчине, и родителям. Она, допустим, зачала ребенка до брака, хочет родить, но на нее начинают нападать отец с матерью – вплоть до угроз, что домой не пустят, если не сделает аборт.

-И их вина – несомненна.

-А потом такие родители приходят жаловаться: «Жизнь пошла плохо, ничего у дочери не складывается...» Хотя сами толкнули ее на такой поступок.

Женщинам больше свойственны покладистость, мягкость. Если муж, мужчина, родители давят на нее, она не может сопротивляться и спорить. Ведь ей надо будет дальше как-то растить, воспитывать ребенка. А если все отказываются помогать? Как она справится одна? И та женщина, которая решается родить, становится подобна мученицам. Бог вознаградит ее.

-Женщины после аборта раскаиваются, молятся. Получается, что муж опять «спасается верующей женой»?

-Думаю, муж спасается верующей женой, если сам постепенно приходит к вере. Видит великодушие, мудрость, которые жена почерпнула не у людей, а неведомым образом, и задумывается. Не так, что он без конца вытворяет, что угодно, а она молится за него и его спасает. Конечно, Бог ближе к той семье, где хоть один человек молится. Но нужно, чтобы каждый сам обратился к Нему.

-Иногда на женщин, которые делали аборты, накладывают епитимии. Что это такое?

-Не унижение и не наказание. Грех – это рана, болезнь души, которая требует лечения. Тем, кто ищет помощи, исцеления Христова, священник иногда назначает пост, или молитвы, или поклоны, чтобы через такой труд вернуть человека к жизни.

Душа от греха разрушается, мертвеет. Но если человек кается, не возвращается к злым делам, милосердие Божие приходит к нему. Господь не хочет смерти грешнику.

Святой Марк Подвижник очень подробно сравнивал священническое попечение – с врачебным. Болезни лечатся по-разному. Одни – примочками, усиленным питанием, другие – хирургическим вмешательством, отсечением загнивших членов.

Получив лечение, душа может еще болеть. И нужно время, чтобы из противника Христа стать тем разбойником, который на кресте сказал: «Господи, я заслужил свое страдание! Помяни меня, когда придешь в Свое Царство». И Господь первым ввел его в Рай.

Кто из нас, искренне посмотрев на свою жизнь, не назовет себя разбойником? Да, мы страдаем, но чаще всего – от собственного безрассудства.

-Как-то я делала репортаж из родильного дома на Соколиной Горе. Туда принимают рожениц без документов. Эти женщины оставляют детей в роддоме, отказываются от них. Входишь в палату, а там лежат младенцы, которые не нужны ни маме, ни папе. Невольно спрашиваешь: неужели лучше вот так родить – и бросить?

-Пословица говорит: «Из двух зол выбирают меньшее». Кто-нибудь поможет этим детям. Неправда, что они брошены всеми.

Сейчас люди редко умеют радоваться самой жизни, этому великому дару. Христос говорил в Евангелии о двух малых птицах, которых продают за одну монету. И ни одна из них не упадет на землю без воли Божией. Мир движется Его законами. На нашей голове – «все волосы сочтены».

И то, что мы боимся принять жизнь, которую Сам Бог вводит в мир, что она кажется нам ненужной, говорит о том, какие же мы бедные! Безжизненные.

Внешние впечатления и переживания могут быть яркими. Но что толку в них, если ты предал главное и таинственное в себе? То зерно, которое еще не раскрылось?

Жизнь развивается, плодоносит. Надо просить у Бога доброго разума, чтобы понять: незачем бегать за вещами недосягаемыми. Жизнь нам уже дана. Свое достоинство никому доказывать не надо – оно и так есть. Умей видеть то, что имеешь, этому радоваться, этим дорожить.

Часто ведь как происходит? Человек за чем-то гонится, гонится. А оказывается, что себя самого растерял.

-И самое лучшее – осталось там, откуда ушел!

-Новая человеческая жизнь, которую дает Бог, прекраснее всех развлечений, удовольствий, пристрастий. Какая радость может сравниться с той, когда мать прижимает к себе ребенка? Рядом с ней – живая душа, которая ее любит, готова прощать раздражение, оплеухи, грубое слово. Какая радость может быть больше той, что ты дорог другому существу – такому чистому, живому? Оно еще вырастет тебе помощником, если приложить к этому разум и молитву. И когда у тебя не будет хватать сил, поделится своими силами.

 

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 

 


В избранное