Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Страстная седмица


Страстная седмица

— Чаще всего думают, что Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой — продолжает Великий пост. Но так ли это? — спрашиваю священника Александра Лаврина из храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

— Нет, — отвечает батюшка. — Служебный устав гласит: пост заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем. Служба церковная в этот момент меняется. Страстная седмица начинается с Лазаревой субботы.

Дело в том, что в церковных богослужениях прошедшие события не просто вспоминаются, а переживаются нами, становятся фактами нашей собственной жизни. Мы как бы входим в иную реальность. До поста недели начинаются воскресеньем. В пост — завершаются им. На службе звучат такие песнопения, которые заставляют нас ждать конца седмицы. Подводят к ней.

— Заранее готовят к событию?

— Да. И в Лазареву субботу поется очень значимый тропарь. Он повторяется на следующий день — в Вербное воскресенье. Это единственный праздник, имеющий два тропаря — общий с Лазарем и собственный. Общий звучит так: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, бессмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим и воспевающе зовем: Осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Здесь сказано не о празднуемом событии, а о таинственном смысле христианской жизни. С этой же темой связан тропарь, который на воскресном Богослужении повторяется семь (!) раз: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и все, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во имя Господне. Осанна в Вышних». В переводе это значит: «Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. Все, взяв Крест Твой, говорим…» Как мы можем взять Его Крест?

— Никак. Что же это значит?

— Что в эти дни мы уже как бы говорим: «Господи, мы входим в Страстную седмицу и хотим пережить ее вместе с Тобой!» Не вспомнить о давно прошедшем, а пережить это как факт жизни христианина.

— Моей жизни?

— Да, быть вместе с Христом в эти дни. Конечно, я Крест Господень не понесу, но около него стоять могу. Находиться рядом.

Страстная и Светлая седмицы являются центром церковной жизни. Если я не подготовлен Великим постом, то Страстных дней не прочувствую и в Пасху не воскресну.

Смерть Христа — иная, чем у человека. Мы можем только подходить к тайне Креста, но понять до конца не сумеем. Просто последуем за Господом по страстным дням.

Лазарева суббота — уже их преддверие, с одной стороны, и Воскресения Христова — с другой. А в Неделю Ваий…

— Которую мы привыкли называть Вербным воскресеньем!

— …вспоминается, как Господь входит в Иерусалим и люди встречают Его как Царя. Но иудеи ждут от Спасителя внешних преобразований — в политическом, социальном смысле.

— Создания «достойной жизни»?

— Совершенно верно, как они это достоинство понимают. И через несколько дней они же будут кричать: «Распни Его!» Потому что Он обманул их ожидания, не принес того, чего они хотели. Когда Он входил в Иерусалим, то единственный знал обо всем.

Обычно в Церкви все освящается после службы: кресты, иконы, кутия. А освящение ваий (ваи — это ветви пальм, а у нас — вербы) вплетается внутрь всенощного бдения, утрени.

— С чем это связано?

— С тем, что человек принимает участие во встрече Господа всем существом своим — и духом, и плотью. Мы встречаем Господа не так, как Ветхий Израиль. И знаем, в какое Царство Он ведет. Более того, Его Царству можем  быть причастны уже здесь.

И вот что удивительно: внутри вечерни совершается некий переход к празднованию Страстной седмицы. Вначале говорится о входе Спасителя в Иерусалим, а в середине — совсем о другом: «От ветвей и ваий, яко от Божественна праздника, в Божественный пришедши праздник честных Христовых страстей, и, вернии, стецемся к Таинству спасительному». То есть перейдем к другому празднику — Страстей Господних, последуем за Христом. Посмотри: умер Лазарь — и на четвертый день воскресает. А Тот, Кто его выводит из гроба, собирается умалиться до конца, до смерти.

— Отец Александр, для меня странно звучит слово «праздник», когда речь идет о страданиях Христа.

— Ответ на это дает сама служба. В канонах Страстной седмицы говорится о страданиях Спасителя, а в припеве поется торжественное: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» В умалении Христа происходит наибольшее явление Его славы. И это для нас праздник. Если бы не Страстные дни, мы были бы страшно одиноки в своих страданиях, Его бы в них не встретили.

Христос говорит на Кресте: «Отец, зачем Ты оставил Меня?» То есть в этой точке Господь решил войти в состояние предельного человеческого отчаяния — и превзошел его. Он и здесь с нами солидарен, как сказал владыка Антоний Сурожский. Вот почему, что бы с нами ни случилось, мы уже никогда не будем одиноки. Господь  с нами.

С понедельника до среды Страстной седмицы в Церкви поют: «Се, Жених грядет в полунощи! И блажен раб, его же обрящет бдяща. Недостоин же паки, его обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни, завущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!»

Здесь как бы соединяются две Евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха, и о рабах, не знающих, когда придет их господин. Они должны бодрствовать. В сущности, это песнопение обращается к моей душе: сохраняй внимание, иначе будешь предана смерти. Воспряни и призови Господа. Это очень строго: сейчас не пройдешь со Христом — и не войдешь в Пасху, не воскреснешь.

В эти три дня Господь говорит свои последние притчи.  До этого Он рассказывал о дереве, которое уже засыхало, но садовник уговорил Господина оставить его, окопать, удобрить. И уж если не даст плода, вырубить. До последнего Он ждет плодов от человека. Даже сухая смоковница может возродиться.

А тут Христос приказывает зеленому дереву засохнуть, потому что на нем только листья, а плодов нет.

— Что за плоды?

— Когда человек находится в грехе, ему нечем кичиться, гордиться. Он, как мытарь, не смеет поднять глаза к Небу: «Боже, буди милостив мне, грешному!»

Труднее духовная жизнь, когда мы чему-то научились. Именно тогда мы бываем бесплодны, потому что считаем: добро, которое творим, — наше, а не Божие. Но ни одного моего плода нет, ибо Господь говорит: «Без Мене не можете творити ничесоже…»

— Человек — как ветвь на лозе. И плод рождается тоже от лозы, от Бога?

— Правильно. Адам и Ева споткнулись именно на этом. Сказали: «Мой плод», — и тут же стали рабами плодов. С нами происходит  то же самое, когда совершаем добро — и начинаем собой любоваться. Даже от других этого ждем. И тут же теряем Бога. Листья есть, дела — реальны, а плода — нет.

Что же такое — достойный плод? Покаяние. Дела вторичны. Когда дела — результат покаяния, они совсем иные, уже не мои. Я знаю, что могу пасть в самый тяжкий грех, и если что-то доброе делаю, то только милостью Божией.

В Ветхом Завете мы встречаем такой эпизод: идет сражение с огромным войском, а Бог все вычитает и вычитает воинов у Израиля. Для чего? Оказывается, чтобы Израиль не подумал, будто своей силой победил.

Пока человек самодостаточен, Бог ему не нужен. И в Страстную седмицу он с Ним не войдет, и не воскреснет. Потому что не заметит своей внутренней смерти. «Не нам, но имени Твоему».  Плод — Божий. Этим и пронизаны три первых дня Страстной седмицы.

— А в четверг?

— Тайная вечеря, установление Евхаристии. В этот день произошла первая христианская служба, которая венчает круг суточных Богослужений. Тут в песнопении говорится: когда Господь омывал ноги Своих учеников, Иуда омрачался сребролюбием. Вот насколько по-разному можно реагировать на действия Христа — или просветиться, или озлобиться.

— И так продолжается до сих пор!

— Иуда судьям беззаконным предает праведного Судию. Мы стоим перед трапезой Господней и слышим шепот учеников, которые хотят узнать, кто предает Учителя: «Не я ли?» И Его ответ: «Тот, кто обмакнет хлеб свой в солило».

Сразу же Иуда стремительно встает (уже после Причастия!) и уходит. Церковь говорит: это и есть образ недостойного Причащения. Человек может до самого конца жить не Богом, а собою, искать только своего. Может озлобиться на всех — и даже покончить с собой, хотя причащался раньше.

Ночью спят. Но в ночь на страстную пятницу не спали Иисус с учениками. Они праздновали Пасху. Не спали и члены Синедриона.

На Тайной вечере Господь сказал ученикам: «Вы уже друзья Мои!» То есть люди, с которыми Он может поделиться всем. И когда встречает в Гефсиманском саду Иуду с войском, то не отказывается от Своих слов.

— Спрашивает: «Друг, целованием ли предаешь Сына человеческого?»

— Это не ирония. Он Иуду называет другом, потому что уже простил его предательство. Самый главный Иудин грех не в предательстве, а в том, что он не верит в благость Творца, в Его любовь, а значит, милость и прощение.  Ибо сам бы он такое никогда не простил. Вот грех, который избыть невозможно. Поэтому Иуда кончает жизнь самоубийством. Это тоже мы переживаем в четверг.

Ночью церковная служба переводит нас от события к событию буквально по часам. Из Гефсимании — во двор Каиафы, тестя  первосвященника. Там Христа по лицу ударил человек, которого, по преданию, Он исцелил у Овчей купели. Там на вопрос: «Ты ли Сын Благословенного?» — Господь отвечает: «Да» (звучит это как вежливое восточное согласие: «Ты говоришь»). И тесть первосвященника разрывает на себе одежды: «Повинен смерти!»

Дальше Христа ведут во двор первосвященника, где Петр трижды отрекается от Него, а потом раскаивается и плачет горько. Это отражено в песнопениях службы.

В страстную пятницу вспоминается суд Пилата и Распятие Христа. Вечером священники выходят с Плащаницей (иконой умершего Спасителя) и проходят Крестным ходом вокруг храма.

— Как похоронное шествие?

— Да. Мы принимаем участие в погребении Христа. И приваливаем камень к Его Гробу. Тут важно понимать: камнем завалено наше сердце, под ним Господь в нас похоронен.

Страстная суббота — день, когда все умолкает: «да молчит всяка плоть человечка…» Сказать уже нечего. Солнце правды закатилось. Все рушится. Ученики молчат, но это молчание отчаяния. У них ведь тоже сердце было окаменено. И требовалось отвалить камень от Гроба, что и собирались сделать жены-мироносицы.

— Но дальше — уже Пасха!

Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное