Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Бывший храм


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сейчас

Бывший храм

— Представьте себе: вы уезжаете надолго. Возвращаетесь, а в вашей квартире — посторонние люди. Что будете делать? — спрашиваю ректора Московского педагогического университета Бориса Сергеевича Рябушкина.

— Я буду действовать в соответствии с законом, — отвечает он.

Непременно! Вот только ситуация, которую мы с ним сейчас обсуждаем, пока законом не регламентируется. И он, занимающий чужой дом, это прекрасно знает.

Помните, у Ахматовой стихи про то, как рушили и закрывали храмы после 17-го года: “И выходят из обители, ризы древние отдав, православные святители…”

Вот так же закрыли храм в бывшем Елисаветинском институте, где обучали благородных девиц благородные преподаватели — Рахманинов и Гольденвейзер, граф Олсуфьев и князь Трубецкой. В старинный особняк Демидова вселилась колония для малолетних преступников, в годы войны — госпиталь, потом — Московский областной пединститут, который в перестроечные годы повысил свой статус до университета.

Понятно, что памятник зодчества дом Демидова изрядно переделали. Сейчас в бывшем домовом храме в честь Живоначальной Троицы располагается спортзал. Помещение, естественно, принадлежит кафедре физвоспитания. Завкафедрой и проректор Николай Иванович Алексеев показывал мне свои владения и повторял:

— В здоровом теле — здоровый дух!

Я тут связи не вижу. Но это не важно. В алтаре стоят спортивные снаряды, вероятно, особенно способствующие развитию духовности. Не мне судить. Стены покрашены и изъедены грибком. Интересно, что несколько лет назад их сфотографировали — на фотографиях проступили фрески.

Еще Николай Иванович рассказывал, что без этих учебных площадей никак не обойтись, ведь университет дает своим выпускникам международный сертификат. А в нем значится четкое число часов физкультуры. И вообще тут занимаются в основном люди с ослабленным здоровьем. Проводится их реабилитация — то есть делаются дела милосердия. Как и положено в в церкви, что ли?

Только об одном молчали и ректор, и проректор. О том, что “хозяин вернулся” и попросил передать храм ему. Произошло это еще в 1995 году. В университете верующие студенты и преподаватели создали инициативную группу — что-то вроде общины. Получили благословение Святейшего Патриарха на свою деятельность. Тогда же в ректорат пришло письмо из Патриархии — и ректор, предшественник нынешнего, заверил Патриарха, что храм будет возвращен Церкви довольно скоро, в 97-м году, когда университет построит новый корпус со спортивным залом.

Такое решение устроило всех. Мирное. Спокойное. Конструктивное.

А дальше — умирает старый ректор, приходит новый. Не строит. Покупает новое здание. Продает. В университете возникает дефицит площадей. Отдавать храм при такой ситуации?

И уже на уровне Министерства общего и профессионального образования РФ идут в Патриархию послания вроде: “Университет испытывает острую нехватку площадей. Поэтому изъятие площадей, на которых находилась когда-то домовая церковь, не представляется возможным, да и нецелесообразно, так как в непосредственной близости к университету находится большое количество православных храмов”.

Забавно, что министерство решает за Патриархию, нужна или не нужна ей эта церковь.

А чуть позже в Патриархию пришло еще одно письмо, более грозное (от 23 апреля 1999 года): “Минобразование категорически возражает против изъятия учебных площадей у Московского педагогического университета (бывшего храма Святой Живоначальной Троицы)”.

Ну и все. Подвели черту. Ректор и ректорат могут успокоиться: на их стороне министерская мощь, отсутствие закона, гарантирующего возвращение Церкви ее собственности. Противостоит им всего-то небольшая группа верующих, часть которых уже вне университета: студенты отучились, педагоги отработали.

Так почему же нервозно, подозрительно встречали меня? Письмо, пришедшее в редакцию и рассказавшее о проблеме с храмом, чуть ли не на зуб пробовали? Видно, нет у них покоя. Как у той женщины, которая отбила мужа у подруги, а теперь боится, как бы он не ушел к бывшим детям.

Бывшим называют храм в университете. Мол, прошло, быльем поросло. Наше. Или нет? Или все-таки трудно идти против воли Божией? И если есть храм, то должна быть и молитва? И фрески бы открыть? И про закон что-то Путин уже сказал…

Наталия ГОЛДОВСКАЯ       

 

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное