Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ДЕВЧОНКИ И МАЛЬЧИШКИ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ...


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью

 

ДЕВЧОНКИ И МАЛЬЧИШКИ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ...

 

Рождество по традиции считается самым детским праздником в году. Елка, спектакли, песни, танцы, подарки! Все для ребят. Все наполнено счастьем и тайной.

-А мне кажется, дети с радостью воспринимают все религиозные праздники, – считает протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ , Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, главный редактор Издательства Московской Патриархии, настоятель храма Рождества Богородицы в Старом Симоново. – Разве Пасха – не детский праздник? Или Введение во Храм Пресвятой Богородицы?

-Несомненно, детские.

-Христос сказал: «Будьте, как дети». Ведь им по преимуществу принадлежит Царство Небесное, и те искорки Рая, которыми являются великие церковные праздники, для детей – «своя для своих».

На иконах Рождества мы видим Христа в неизреченном смирении – Младенцем, лежащим в яслях для скота. Его окружают не цари мировых держав, не множество народов, склонившихся перед своим Спасителем. Рядом с Ним Матерь Божия, Иосиф Обручник, задумавшийся над тем, что произошло и к чему он имеет отношение как хранитель девства Богородицы, хранитель Богомладенца.

-И семьи.

-Да. Промысел Божий избрал его для этой великой роли. Мы видим вифлеемских пастухов, которые, возможно, не совсем понимали, что перед ними Мессия, но чувствовали: тут произошло величайшее событие. Об этом им возвестили Ангелы.

На иконе присутствуют и великие мира сего. Их всего трое – волхвы, мудрецы, пришедшие с далекого Востока. Дары волхвов – золото, ладан и смирна – до сих пор хранятся в Афонском монастыре.

Рождество Христово теперь государственный праздник в России. Его отмечают в Австралии, Америке, Европе. Как бы ни говорили о торжестве секуляризма, отказе от религии в мире, все равно Рождество волнует народы, влияет на историю человечества.

-Как отмечается праздник в вашем приходе?

-Как и в остальных приходах Москвы. Наш храм ничем особенным не отличается, кроме своей древности.

На Рождество у нас бывает три Литургии. На примере собственных детей могу сказать: они больше любят ночное богослужение. Хотя, конечно, оно требует большой физической выдержки. После пяти часов службы ребята выглядят уставшими.

-Они как-то хорошо умеют друг к другу прильнуть – и подремать. И столько таких сладких дрем по углам храма!

-А у нас дети обычно стоят впереди и очень серьезно ждут причащения.

Моя младшая дочь (ей 8 лет) поехала летом с мамой и старшей сестрой на теплоходе. В Петров пост они ели, что им там давали, и не постились. Священник в одном подмосковном храме не допустил дочь к Причастию. Она горько плакала до самого дома.

Вот так же все дети ждут Причастия, не спят. Как Ангелы радовались на Небе, когда совершилось Рождество Христово, так и эти земные ангелы больше всего отдаются празднику.

-И на улицу не выходят? В нашем приходе они и побегают, и на горке во дворе покатаются.

-У нас храм древний, двери тяжелые. Когда они открываются, всегда бывает шум от заклепок. Мы стараемся сохранять тишину.

Конечно, стоять всю службу утомительно, но неплохо, потому что воспитывается воля.

-Вы ведь тоже с детства в храме?

-Да, и очень хорошо помню Рождество. Обычно мы с матерью из Москвы ехали в Троице-Сергиеву лавру. Приезжали заранее. В 5 часов начиналась служба в трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского, заканчивалась часов в 10. Потом мать меня оставляла где-нибудь в уголке или прямо посередине, потому что народу было много, а сама шла исповедоваться. Я ждал ее. В час ночи опять начиналась служба и заканчивалась часов в 6. Дальше мы стояли в очереди, прикладывались к мощам преподобного Сергия, и только потом – на электричку.

Приезжали домой поздно. А вечером еще шли в Елоховский собор на Богослужение, которое возглавлял Патриарх.

Для меня это было утомительно, но сейчас я все вспоминаю с радостью. Думаю, и те дети, которых родители серьезно дисциплинируют, будут благодарны за это.

-Хотя, наверное, не всем такие нагрузки по силам.

-Конечно! Подходить тут надо избирательно. Кому-то нужно и побегать, хотя ребят ночью одних отпускать нельзя.

Вторая Литургия на Рождество у нас начинается в 7 часов утра, третья – в 10. На нее-то и собирается особенно много родителей с детьми. Даже хор поет детский.

-Как хорошо!

-Потом все желающие идут в трапезную, пьют чай со сладостями.

-А подарки когда дарят?

-На детском празднике. Мы его проводим на Святках, чаще всего субботу, чтобы и родители могли поучаствовать.

-Много ребят приходит?

-Около сотни. Обычно бывают спектакль, «пещное действо», с которым к нам традиционно приезжает Дмитрий Власов из Благовест-Инфо. И, конечно, Дед Мороз и Снегурочка с подарками. Подарков набирается много – и из ДК ЗИЛ (всегда очень интересные), и сами закупаем. Обязательно дарим книжки духовного содержания. Всех желающих отправляем на елку в ДК ЗИЛ. Некоторые получает билеты в Кремль или Храм Христа Спасителя.

-А есть главный режиссер прихода?

-Да, руководитель воскресной школы Елена Михайловна Шмитько. Ей помогает Галина Лисенкова, матушка диакона.

-В любом храме существует проблема детских шалостей. Часто мамы и папы молятся, а дети стоят на головах.

-Да, это зависит от ответственности родителей, их культуры. Они отвечают за детей всегда и везде. Некоторые считают: вот мы отдали ребенка в школу – и пусть она его воспитывает. Это неправильно.

И я уже думаю о том, что нужно кого-то из воспитателей воскресной школы ориентировать на детей, чтобы за ними следили, может быть, выводили на некоторое время на улицу.

Дети есть дети. Они устают. К тому же наше православное богослужение длительное, много чтения, пения. Приходится стоять на ногах, не на скамеечке сидеть.

Хотя, конечно, из детства помню, что я всегда стоял. Народу в храме много, было тяжело, но я очень боялся матери.

-А кто ваша мама?

-Она была преподавателем. Когда училась в институте, самостоятельно пришла к вере.

-В 50-х годах это было трудно!

-И очень опасно. Отчетливо помню такой эпизод. Мы с матерью приехали в лавру, идем к преподобному Сергию. А вход в Троицкий собор был рядом со входом в музей, где всегда стояли милиционеры и люди в штатском. И вот человек в штатском подошел к матери, грубо сказал: «Если ты еще раз его приведешь сюда, мы тебя лишим родительских прав!»

Мать не испугалась, хотя можно было испугаться. Мы пошли приложились к мощам. И дальше продолжали ездить в лавру. Такие были времена.

-По-моему, большое счастье, что нас теперь не бросают в тюрьмы, не расстреливают за веру!

-Но сейчас в Церкви есть иные гонения – внутренние. В советское время их было меньше: на Церковь со всех сторон ополчались внешние враги, и она укреплялась. Человек чувствовал себя воином, защищался, противостоял злу.

А сейчас гонения внутренние. Мы должны учесть, сколько соблазнов окружает верующих людей, сколько их пришло в храмы из светских, неверующих семей.

-Львиная доля!

-Стало трудно говорить о чем-то серьезном, когда телевидение (а телевизоры есть в каждом доме) говорит о несерьезном, безнравственном, античеловеческом. Для детей это еще опаснее, чем для взрослых.

А люди сейчас чрезвычайно устают, для них телевизор – как некая отдушина вечером, возможность пассивного отдыха. Поэтому так актуален вопрос о православном телеканале.

-Христос пришел на землю. Пришел для всех. Надо ли быть оптимистами в отношении тех людей, которые пока вне Церкви?

-Мы всегда должны быть оптимистами. Но опасности современного мира никуда не денешь. Настолько мала доля верующих людей, что стоит вслушаться в слова Христа: «Когда приду, найду ли веру на земле?».

-А в нашей стране число верующих растет.

-Конечно, мы сейчас имеем огромные возможности. Издается много духовных книг, около 800 православных газет, журналов. Есть православные теле- и радиопрограммы. Но намного интенсивнее противодействие – на всех уровнях. Поэтому нельзя быть простым оптимистом. Нужно оставаться воином.

-Скажите, для вашей семьи самый большой подарок на Рождество – увидеть вас?

-В семье любого священника увидеть отца в доме – большой праздник. Так было во все времена. Впрочем, это, наверное, относится ко всем мужчинам. Но к священникам – в большей степени. Они не только кормильцы своей семьи, но пастыри для очень многих людей, должны вбирать в сердце проблемы, заботы, боли, радости не только прихожан, а всех, с кем Господь посылает встретиться.

Поэтому, конечно, большой крест – быть матушкой. Но, наверное, и большая радость, если семья любящая, в ней есть единство.

Меня утешает, что мои собственные дети и дети в нашем приходе любят богослужение. Ребята из воскресной школы с готовностью приходят на особое дежурство – алтарничать. Одни остаются надолго, другие – нет. Есть у меня один прихожанин, которому сейчас лет 5. Я ему говорю: «Ну что? Скоро в алтарь?». А он отвечает: «Нет, мне и здесь хорошо!»

Не настроен человек на служение у Престола (улыбается).

-Что вы желаете близким на Рождество?

-Рождество Христово теперь государственный праздник. С ним я поздравляю всех, даже атеистов, которые возмущаются: «Нам-то зачем праздновать?»

Своему приходу, работникам завода «Динамо», который окружает наш храм со всех сторон, читателям «Журнала Московской Патриархии» и «Церковного вестника», главным редактором которых я являюсь, читателям «Семейной православной газеты» желаю мира, добра, радости. Всего того, что приносит Христос в этот мир. Желаю, чтобы Спаситель объединял как можно больше человеческих сердец вокруг абсолютных ценностей, которые Он открыл и открывает людям каждый день в Евангелии. Нет на земле большей ценности, чем Христианство.

-А редакция и читатели «Семейной православной газеты» поздравляют вас, отец Владимир, еще и с 50-летним юбилеем. Мы желаем вам радости, творческих удач, терпения, здоровья и много-много сил, чтобы их хватало на всех ваших ближних.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное