Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Поздравляю всех подписчиков моей рассылки со светлым праздником Пасхи Христовой! Серюбин С.В. "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (Осия 13,14)

Пасха.
История праздника

Пасха Христова — торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Св. Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «...Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад — «яко восхотел», ниспровергнул смерть — «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою совоскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.

Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия.

Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской

ПАСХА
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

Ин. 1, 1-17
Деян. 1, 1-8

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!

      "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" – так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, только по воле Бога "начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть"; о том, что только в Боге - жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков, что этот свет "во тьме светит, и тьма не объяла его".
      Слово Божие сегодня звучит особенно торжественно, особенно победоносно. Сегодня оно озарено светом величайшего дела Божия, светом Его победы над грехом и смертью, светом отверстых врат Царства Небесного. Слово Божие сегодня звучит среди неповторимых пасхальных песнопений, среди восклицаний: "Христос воскресе!" Оно звучит на разных языках, и мы чувствуем, что для Слова Божия нет границ.
      Проповедь Воскресения Христова - проповедь живых свидетелей. Воскресший Господь сказал: "вы примете силу, и будете Мне свидетелями... даже до края земли". И Апостолы всюду возвещали, что "Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его". Уверуйте в Него, и Он даст вам невиданную "власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились".
      От опустевшего гроба свет Воскресения стал неудержимо разливаться по всему миру, изгоняя смерть и делая жизнь поистине жизнью. И каждый церковный праздник, каждое святое воспоминание обретает смысл только в свете Воскресения. Потому что если Христос не победил смерть, то для чего чистота Пресвятой Девы? Для чего страдали мученики? И все события земной жизни Господа, даже Его Рождество: если Христос не воскрес, то для чего Он родился?
      Вот какой сегодня день. "Просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия".
      Но как важно и при таком торжестве не пропустить ни одного слова Евангелия! И вот, читаем: "В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли".
      Как же так? Ныне все исполнено света, "небо же и земля и преисподняя", а мир Его не познал? Адская тьма не может Его поглотить, а свои могут не принять? Да кто же эти "свои"?..
      Вспомним читанное на страстной седмице. Когда Господь сказал Апостолам: "один из вас предаст Меня", то "они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: "не я ли, Господи?" (Мф. 26, 21-22). Так и сегодня: "Не я ли, Господи?"
      Чему я радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранству? Концу поста? Или я радуюсь Господу, Который есть "первый и последний, Который был мертв, и се, жив" (Откр.2, 8)? Жду послабления плоти, или готов на все, лишь бы возвеличился "Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью" (Флп.1, 20)?..
      Господь всех зовет на Свой праздник. И тех, кто с первого часа трудился, и кто с шестого; и в "единонадесятый час пришедших" призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами, Он поистине снисшел "в преисподняя земли".
      Но и мы способны все глубже и глубже уходить от Него в бездонную пропасть греха и богоотвержения... Не я ли, Господи?..
      Но "да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия"!

"Христос воскресе!"

О СВЯЩЕННОЙ ИЕРАРХИИ

Пасхальная вечерня
Ин. 20, 19-25

      Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы едва дождались начала дня, следующего за субботой. Было еще темно. Камень был отвален. Тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом другим мироносицам, потом двум ученикам по дороге в Эммаус.
      Прошел день, наступил вечер. Ученики собрались в доме. Вдруг Сам Господь явился среди них и сказал: "Мир вам!" Он явился, когда двери были заперты. Евангелист Лука говорит, что ученики, "смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа". Но Господь показал "руки и ноги и ребра Свои", и спросил: "есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними".
      Итак, Господь воистину воскрес. Но Его тело, хотя и было именно Его телом, стало иным. Теперь оно способно проникать сквозь стены. Казалось бы, теперь можно явить Себя всему миру и неоспоримо доказать Свое воскресение из мертвых. Но Господь благоволил явиться только Своим верным ученикам, Своим призванным Апостолам.
      Он повторил: "Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас". Потом дунул и сказал: "примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". Твердо и навсегда запомним эти слова: в них Божественная сила. Когда-то Бог говорил: "Да будет", и по каждому Его слову из небытия возникали одна за другой части нашего мира (Быт.1). Так и тут: Господь сказал, и возникла священная иерархия, появились люди, наделенные властью прощать грехи и соединять людей с Богом.
      Враги истины в своем так называемом "новом, современном переводе" Нового Завета "перевели" эти слова так: "если вы будете прощать грехи другим, то они будут прощены и вам. И если вы не будете прощать, то и вам грехи не простятся". Трудно откровеннее обнаружить перед всем миром своего отца, который есть и отец лжи; и трудно лучше доказать важность этой Божественной заповеди.
      Апостолы получили эту власть от Самого Христа. Потом они передавали ее своим преемникам, епископам и священникам тех церквей, которые возникали по их проповеди. Дошла эта власть и до современных священнослужителей, каждому из которых в таинстве священства Господь сказал: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас". "Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся".
      И когда мы слышим во время богослужения: "Мир всем!" - это не что иное, как несмолкаемое приветствие, сказанное воскресшим Христом две тысячи лет назад.
      В каждом священном таинстве действует все то же дуновение Господне.
      А благословляющая рука священника - живое продолжение благословляющей Господней руки.
      Будем же держаться за эту руку, чтобы не кончался для нас и этот благословенный день, и этот благословенный вечер, и чтобы всегда перед нами был Господь с Его победоносной плотью, с Его язвами, принятыми за нас, и чтобы всегда в наших сердцах горело радостное:

Христос воскресе!

 


В избранное