Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богослужебные указания

  Все выпуски  

Богослужебные указания


Служба Рассылок Subscribe.Ru
КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
  ∙  Главная страница / Богослужебные указания

Богослужебные указания на 2002 год

26 февраля - 4 марта по старому стилю

26. Понедельник сырный. Свт. Порфирия Газского. Седмица сырная (масленица) — сплошная.
Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.
Служба свт. Порфирия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди.

Примечание. «Вёстно буди: яко от днесь Октоиха стиховна вечерняя и утренняя оставляется, и вместо ея поются стихиры самогласны дне Триоди, до субботы 6-я недели» (Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»).

9-й час — по обычаю.
На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й - 3, ч святителя, глас 8-й - 3. «Слава, и ныне» - Богородичен Минеи, глас тот же: «Плоть от кровей Твоих...».
Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же. «Небесная поют Тя, Благодатная...».
По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом - тропарь святителя глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря от меньших.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии — седальны Октоиха, глас 7-й.
По 2-м стихословии — седален Триоди, глас 1-й. «Слава» -тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й.
Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: канон святителя со ирмосом на 6 (ирмосы единожды, тропари на 5) и трипеснцы Триоди на 8.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха — 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды, тропари на 5), 2-й на 4, и святителя на 4.
Катавасия — по 1 -и, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни (по 3-й и 6-й -ирмосы канона святителя, а по 1-й, 8-й и 9-й — ирмосы последнего трипеснца).
Библейские песни «Господеви поем...».
По 3-й песни - седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» -Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак святителя, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» - Богородичен Триоди, глас тот же: «Без Семене зачала еси...».
По «Благо есть» и Трисвятом - тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших.
На всех часах — тропарь и кондак святителя.
На Литургии антифоны вседневные.
По входе — тропари и кондаки как 15 января.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен " дня.

Примечание. «Ведомо же буди: яко в понедельник сырныя седмицы дйм дважды днём, сыр и яйца» (см. Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).

27. Вторник сырный. Прп. Прокопия Декаполйта.
Служба прп. Прокопия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди.
9-й час — по обычаю.
На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й — 3, и преподобного, глас 4-й - 3. «Слава, и ныне» - Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко молитву неусыпающую...».
Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Преславную и Пречистую...».
По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» - Богородичен по гласу тропаря, от меньших.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии — седальны Октоиха, глас 7-й.
По 2-м стихословии — седален Триоди, глас 8-й. «Слава» — тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й.
Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха — 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды, тропари на 5), 2-й на 4, и преподобного на 4.
2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко туча на троскот...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемлите, людие мои...». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
8-я и 9-я песни: канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы единожды, тропари на 5) и трипеснцы Триоди на 8.
Катавасия - по 2-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни (по 3-й и 6-й -Чрмосы канона преподобного, а по 2-й, 8-й и 9-й — ирмосы последнего трипеснца).
Библейские песни «Господеви поем...».
По 3-й песни — седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и, ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак преподобного, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен Октоиха. «Слава, и ныне» - Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» - Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, предстательство всех...».
По «Благо есть» и Трисвятом - тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» - Богородичен по гласу тропаря, от меньших.
На всех часах — тропарь и кондак преподобного.
На Литургии антифоны вседневные.
По входе — тропари и кондаки как 15 января.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен - дня


28. Среда сырная. Прп. Василия Исповедника. Прп. Кассиана Римлянина.
Служба прп. Василия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. Служба прп. Кассиана переносится на повечерие.
9-й час - по обычаю.
На вечерне кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й — 3, и преподобного, глас 4-й — 3. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже речё Симеон...».
Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен дня. «Сподоби, Господи...».
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Дева Несквёрная...».
По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом - тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон)1. «Слава» - «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» - «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благрутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Иерей или чтец: «Небесный Царю...». Иерей - молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с разделением на три части и с

1 По установившейся церковной практике, земные поклоны иерей совершав на амвоне перед царскими вратами.

тремя великими поклонами после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко...» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое2 по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст.
Сразу после отпуста совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но - тропари малого повечерия, а именно:
В храме Господском — дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Молитвами, Господи...».
В храме Божией Матери и святого — дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма, «Боже отец наших...», «Иже во всем  мире...». «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Молитвами, Господи...».
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...», молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).
Чтец: Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), молитвы: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор или чтец:
«Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», и отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о великом госпо-дине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самёх...». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь».
Полунощница вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина и поклонами (16).
На утрене по возгласе «Благословен Бог наш...» читается Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас, чтец: «Аминь», «Господи, Помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...». Псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину3.

2 В Типиконе это Трисвятое называется «конечным».
3 Во время этого двупсалмия в начале утрени иерей совершает полное кажде-11 ие храма при закрытых царских вратах.

Вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» во глас Октоиха (в ном случае 7-й). Троичны гласа. Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии - седальны Октоиха, глас 7-й.
По 2-м стихословии — седальны Триоди, глас 2-й. Псалом 50-й.
Библейские песни «Господеви поем...».
Песнь 1-я - Октоиха оба канона со ирмосом на 4 (ирмос единожды, тропари на 3), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 1-ю и 3-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 1-ю).
Песнь 3-я - канон Триоди со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов).
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Нешюдствовавший мой ум...».
По 3-й песни — малая ектения; седален преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4-я — Октоиха оба канона со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 4-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 4-ю).
Песнь 5-я — Октоиха оба канона со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 5-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 5-ю).
Песнь 6-я — Октоиха оба канона со ирмосом на 4 (ирмос единожды, тропари на 3), Минеи на 6 (без ирмосов, песни 6-ю и 8-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 6-ю).
На катавасию — ирмос канона Триоди, глас 4-й: «Якоже про-рока Иону...»
По 6-й песни — малая ектения; кондак преподобного, глас 2-й.
Песнь 7-я — Октоиха оба канона со ирмосом на 4 (ирмос единожды, тропари на 3), Минеи на 6 (без ирмосов, песни 7-ю и 9-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 7-ю).
Песнь 8-я — канон Триоди со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...».
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо...».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
Песнь 9-я — канон Триоди со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов).
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию зачёншую...».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. тильны Троичны гласа.
 «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обыч-ными). «Слава, и ныне» - Крестобогородичен Триоди, глас тот эке: «Вознесена яко виде...».
«Благо есть...» (единожды)4. Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «В храме стояще...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...».
Чтец: «Аминь», «Небесный Царю...». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу читает 1-й час.
Примечание. На часах чтения кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это бывает Великим постом, нет.
1-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Заутра услыши...», «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Что Тя наречем...», «Стопы моя направи...», «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец - тропарь: «Скоро предвари...», «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче».
Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Хор: «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне...», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и многодетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.
3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит
возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По
великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» со своими стихами (стих 1-й: «Сердце чисто созижди во мне, Боже...» и стих 2-й: «Не отвержи мене от лица Твоего...»). «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Богородице, Ты еси Лоза истинная...» и «Господь
 
4 Сколько раз произносить «Благо есть...», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть...» один раз, а в п°стные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника,— два раза (см. Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой).

Бог благословен...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец - тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш...», «Слава» ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение...», «И ныне» — Богородичен: «Надежда и предстательство...», «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, по-милуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем
Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей - молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).
Чтец: «Аминь», молитву: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час.
6-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шестый день же и час...» со своими стихами (стих 1-й: «Внуши, Боже, молитву мою...» и стих 2-й: «Аз к Богу воззвах...»). «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения...». Чтец - тропарь пророчества, глас 3-й: «Царю Святый...», «Слава, и ныне» — тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец -прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...»; стих: «К Тебе, Господи, воззову...»5. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ибилева чтение». Иерей: «Вонмем». Чтец читает паримию. По окончании чтения иерей: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст...»; стих: «Принесите

5 В Типиконе по поводу произношения прокимна перед паримиями на 6-м часе и на вечерне на великопостном богослужении сказано: «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет: „Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя"... Чтец токмо скажет глас, прокимна же не глаголет...» (см. Типикон, «В туюжде среду сыр-ную»). Эти места Типикона иногда толкуются как запрещающие чтецу произносить самое слово «прокимен». Такое толкование данного места Типикона неверно и является следствием забвения древней практики пения прокимнов вообще и отсюда возникшего неправильного понимания Устава. В древности произносивший прокимен клирик не только называл его гласовую принадлежность, но и пел его соответствующим напевом, так что лик повторял не только произнесенные слова, но и уже исполненный напев прокимна. В настоящее время эта традиция соблюдается в отдельных храмах при исполнении великих прокимнов, например, «Не отврати Лица Твоего...», или «Дал еси достояние...», или «Кто бог велий...» и др., когда иерей (диакон), назвав гласовую принадлежность прокимна, затем поет его традиционным для него напевом. В древности так исполнялись все прокимны — вечерние, утренние, литургийные и др. Только на великопостном богослужении, в соответствии с покаянным характером последнего, прокимны не исполнялись нараспев. В этом случае чтец только называл гласовую принадлежность прокимна, лик же пел его псалмодически, то есть держась одной высоты звука, подобно тому как поют «Достойно есть» в конце изобразительных, а в неко-торых местах и «Отче наш» на Литургии Преждеосвященных Даров. Вот на такой-то способ исполнения прокимнов и указывает Типикон, когда говорит, что чтеи «токмо скажет глас, прокимна же не глаголет». Слово «глаголет» или «глаголем» на языке Церковного Устава означает не только простую речь, но и пение, например-«Поем стихиру воскресну... глаголем же припевы сия...».

Господеви, сынове Божий...». После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас.
Чтец ~ тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» — ин тропарь: «Пречистому образу Твоему...», «И ныне» - Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево...», «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», молитву: «Боже и Господи Сил...», и начинается 9-й час.
9-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час...» со своими стихами (стих 1-й: «Да приблйжится молитва моя...» и стих 2-й: «Да внидет прошение мое...»). «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Иже нас ради...» и «Не предаждь нас до конца...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей - воз-глас. Чтец - тропарь: «Видя разбойник...», «Слава» - ин тропарь: «Посредё двою разбойнику...», «И ныне» — Крестобогороди-чен: «Агнца, и Пастыря...», «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны.
Изобразительны читаются: «Благослови, душе моя, Господа...», «Слава» — «Хвали, душе моя, Господа...», «И ныне» — «Единородный Сыне...». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем...». «Сла-ва, и ныне» — «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступите к Нему...», «Лик Небесный...». «Слава» - «Лик святых Ангел...», «И ныне» — «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.
Кондаки:В храме Господском — кондак дневной, кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
В храме Божией Матери - кондак дневной, кондак преподобного. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого - кондак дневной, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...».
Чтец: «Аминь». Иерей - молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).
И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь», «Приидите, покло-нимся...» (трижды), 103-й псалом, великая ектения, стихословится
12-я кафизма, после которой — малая ектения.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й — 3, и преподобномученицы, глас 4-й — 3 (с 1 марта), глас тот же. - 3.
«Слава, и ныне» - Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Солнцезрачная Луче...».
Входа нет. «Свете Тихий». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя...»; стих: «Боже, услыши молитву мою...». Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ибилева чтение». Иерей: «Вонмем». Чтец читает паримию.
Иерей: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа...»; стих: «Господи, не вознесёся сердце мое...», и читает «Сподоби, Господи...». Прочее по обычаю.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Первосвятая, Чистая...».
По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом — тропарь преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших. Ектения: «Помилуй нас, Боже...». Иерей -возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими покло-нами). Чтец: «Аминь», и молитву: «Всесвятая Троице...» (напечатана в последовании изобразительных), «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й). Иерей: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» включительно. Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (триж-ды), «Благослови». Бывает отпуст и многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.
Литургия в этот день не совершается.

 МАРТ

1. Четверг сырный. Прмц. Евдокии.
Служба прмц. Евдокии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди.
Повечерие малое - на нем поем службу святого, память которого приходится на сырную субботу, т. е. мч. Евтропия и иже с ним, с 3 марта (см. Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную» — «В среду вечера»).
Тропари и кондаки в следующем порядке:
В храме Господском, Божией Матери, Архангелов или Предтечи — тропарь храма, дневные тропари апостолов: «Апостоли святии...», свт. Николая: «Правило веры...», «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Молитвами, Господи...».
В храме апостолов6 — дневные тропари апостолов: «Апостоли святии...», свт. Николая: «Правило веры...», «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Молитвами, Господи...».
В храме святого — дневные тропари апостолов: «Апостоли святии...», свт. Николая: «Правило веры...», тропарь храма7, «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Молитвами, Господи...».
На утрене на «Бог Господь» - тропарь преподобномученицы, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» - Богородичен по гласу тропаря, от меньших.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии - седальны Октоиха, глас 7-й.
По 2-м стихословии - седален Триоди, глас 5-й. «Слава» -тот же седален, «И ныне» - Богородичен Триоди. Псалом 50-й.
Каноны:
1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха - 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды, тропари на 5), 2-й на 4 и преподобномученицы на 4.

6 Тропарь храма апостолов опускается, так как заменяется дневным тропарем.
7 Если храм свт. Николая, то его тропарь произносится один раз, как дневной.
4-я, 8-я и 9-я песни: канон святителя со ирмосом на 6 (ир, мосы единожды, тропари на 5) и трипеснцы Триоди на 8.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия — по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песни (по 3-й и 6-й -ирмосы канона преподобномученицы, а по 4-й, 8-й и 9-й - ирмосы последнего трипеснца Триоди).
По 3-й песни — седален преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» - Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобномученицы, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен Октоиха. «Слава, и ныне» - Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обыч-ными). «Слава, и ныне» - Богородичен Триоди, глас тот же; «В женах Святая Богородице...».
По «Благо есть» и Трисвятом — тропарь преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» - Богородичен по гласу тропаря, от меньших.
На всех часах - тропарь и кондак преподобномученицы.
На Литургии антифоны вседневные.
По входе - тропари и кондаки как 15 января.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причасте дня.
 
2. Пятница сырная. Сщмч. Феодота Киринёйского.
Служба сщмч. Феодота не имеет праздничного знака, совер-шается вместе со службами Октоиха и Триоди.
9-й час — по обычаю.
На вечерне кафизма 15-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й — 3, и священномученика, глас 4-й — 3. «Слава, и ныне» - Крестобого-родичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя яко узрё...».
Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен дня. «Сподоби, Господи...».
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припе-вами). «Слава, и ныне» - Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая...».
По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом - тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» - «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» - «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и  ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, оТЧе».'Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Иерей или чтец: «Небесный Царю...». Иерей - молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей — великий отпуст.
Сразу после отпуста совершается великое повечерие с покло-нами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но тропари малого повечерия, а именно:
В храме Господском - дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» - «Молитвами, Господи...».
В храме Божией Матери и святого - дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма, «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Мо-литвами, Господи...».
Чтец: «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Чест-нейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей — возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), молитвы: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей — отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о великом господине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самёх...». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец...». Хор: «Аминь».
Полунощница вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина и поклонами (16).
На утрене по возгласе: «Благословен Бог наш...» читается Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды), псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину.
Вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» во глас Октоиха (то есть на 7-й). Троичны гласа. Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет
По 1-м стихословии — седальны Октоиха, глас 7-й.
По 2-м стихословии — седальны Триоди, глас 7-й. Псалом 50-й.
Библейские песни «Господеви поем...».
Песнь 1-я — Октоиха оба канона со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 1-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 1-ю).
Песнь 3-я — Октоиха оба канона со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 3-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 3-ю).
На катавасию — ирмос канона Триоди, глас 8-й: «Небеснаго круга...».
По 3-й песни — малая ектения; седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4-я - Октоиха оба канона со ирмосом на 4 (ирмос единожды, тропари на 3), Минеи на 6 (без ирмосов, песни 4-ю и 5-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 4-ю).
Песнь 5-я — канон Триоди со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов).
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Векую мя отринул еси...».
Песнь 6-я — Октоиха оба канона со ирмосом на 4 (ирмос единожды, тропари на 3), Минеи на 6 (без ирмосов, песни 6-ю и 8-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 6-ю).
На катавасию — ирмос канона Триоди, глас 8-й: «Очисти мя, Спасе...».
По 6-й песни - малая ектения; кондак священномученика, глас 3-й.
Песнь 7-я — Октоиха оба канона со ирмосом на 4 (ирмос единожды, тропари на 3), Минеи на 6 (без ирмосов, песни 7-ю и 9-ю), Триоди на 4 (без ирмоса, песнь 7-ю).
Песнь 8-я — канон Триоди со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...».
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Ангели и небеса...».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
Песнь 9-я — канон Триоди со ирмосом на 6 (ирмос единож-ды, тропари на 5), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов).
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «ЧужДе матерем девство...».
 По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с припевами обычными)- «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Всечистая, яко виде Тебе на Кресте повешена...».
«Благо есть...» (единожды). Трисвятое по «Отче наш». Иерей -возглас. Чтец: «Аминь», «В храме стояще...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...».
Чтец: «Аминь», «Небесный Царю...». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и читает 1-й час.
Примечание. На часах чтение кафизм не полагается. Ударов на каждом часе в колокол, как это бывает Великим постом, не должно быть.
1-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Заутра услыши...», «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Что Тя наречем...», «Стопы моя направи...», «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец — тропарь: «Скоро предвари...», «Господи, помилуй» (40), молитву: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей - мо-литву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Хор: «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне...», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».
Отпуст и многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.
3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса HC открывается) совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, ^*е Пресвятаго Твоего Духа...» со своими стихами (стих 1-й: ''Сердце чисто созижди во мне, Боже...» и стих 2-й: «Не отвержи чене от лица Твоего...»). «Слава, и ныне» — Богородичен часа: '"огородице, Ты еси Лоза истинная...» и «Господь Бог благослонен.», Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец - тропарь:  
 «Благословен еси, Христе Боже наш...», «Слава» — ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение...», «И ныне» - Богородичен: «Надежда и предстательство...», «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь».
Иерей - молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец; «Аминь», молитву: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час.
6-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псал> мы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шестый день же и час...» со своими стихами (стих 1-й: «Вну-ши, Боже, молитву мою...» и стих 2-й: «Аз к Богу воззвах...»). «Слава, и ныне» - Богородичен часа: «Яко не имамы дерзно-вения...». Чтец — тропарь пророчества, глас 8-й: «Даждь нам помощь...», «Слава, и ныне» — тот же тропарь. Иерей (или диа-кон): «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 1-й: «Буди, Господи, ми-лость Твоя...»; стих: «Радуйтеся, праведнии, о Господе...». Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Захариина чтение». Иерей: «Вонмем». Чтец читает паримию. По окончании чтения иерей: «Вонмем». Чтец - прокимен, глас 3-й: «Пойте Богу нашему, пойте...»; стих: «Вси языцы, восплещите руками...». После пения прокимна про-должается чтение часа, чтец: «Скоро да предварят ны...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец - тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» — ин тропарь: «Пречистому образу Твоему...», «И ныне» — Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево...», «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...».
Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», молитву: «Боже и Господи Сил...», и начинается 9-й час.
9-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час...» со своими стихами (стих 1-й: «Да приближится молитва моя...» и стих 2-й: «Да внидет прошение мое...»)-«Слава, и ныне» - Богородичен часа: «Иже нас ради...» и «Не предаждь нас до конца...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец - тропарь: «Видя разбойник...», «Слава» — ин тропарь: «Посредё двою разбойнику...», «И ныне» — Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря...», «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови,
 оТЧе». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «дминь», молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш.) и начинаются изобразительны.
Изобразительны читаются: «Благослови, душе моя, Господа...», «Слава» - «Хвали, душе моя, Господа...», «И ныне» — «Единородный Сыне...». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем...». «Слава, и ныне» - «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступите к Нему.--», «Лик Небесный...». «Слава» - «Лик святых Ангел...», «И ныне» — «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.
Кондаки:
В храме Господском — кондак дневной, кондак священному-ченика. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» —- «Предстательство христиан...».
В храме Божией Матери — кондак дневной, кондак священно-мученика. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — кондак дневной, кондак храма, кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).
И сразу начинается вечерня — чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся...» (трижды), 103-й псалом, великая ектения, стихо-словится 18-я кафизма, после которой — малая ектения.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й — 6 (каждая стихира - дважды). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Еже по образу соблюдше невредимо...», «И ныне» — догматик, глас 7-й: «Мати Убо...».
Входа нет. «Свете Тихий». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...»; стих: «Изми мя от враг моих, Боже...». Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Захариина чтение». Иерей: «Вонмем». Чтец читает паримию.
Иерей: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа...»; стих: «Господи, не вознесёся сердце Мое...», и читает «Сподоби, Господи...». Прочее по обычаю.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава» - Триоди, глас 8-й: «Монахов множество...»,«И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, чистоты Сокровище...».
По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом — тропарь святых отцов, глас 4-й: «Боже отец наших...» (см. Триодь). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века утаенное...». Ектения «Помилуй нас, Боже...». Иерей - возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», молитву: «Всесвятая Троице...» (напечатана в последовании изобразитель-ных), «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й). Иерей: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Бывает отпуст и многодетны. Исхождение в при-твор и обычная лития о усопших.
Литургия в этот день не совершается.


3. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеонйка и Василиска.
Служба только по Триоди. Служба рядовых святых переносится на повечерие 1 марта (см. Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную» — «В среду вечера»).
На малом повечерии читаем канон о усопших, Октоиха, глас 7-й (без ирмосов)8, а также канон прп. Герасима (с 4 марта). Кондак отцов (Триоди).
Полунощница субботняя.
На утрене субботы порядок такой же, какой имеет утреня в дни святых, имеющих славословие. Октоих и Минея не поются.
На «Бог Господь» — тропарь святых отцов, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Кафизмы 16-я и 17-я9. Малые ектений. Седальны Триоди. Псалом 50-й.
Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4) и Триоди на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».

8 Канон мертвен, или покоин, за усопших, берется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа.
9На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, начиная с алтаря; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

Примечание. Библейские песни праздничные — на основании общих указаний Типикона, хотя в Постной Триоди указаны«Господеви поем...».
 
Катавасия после каждой песни - «Песнь возслем, людие...».
На 2-й песни (ирмосы по дважды, тропари без повторений) к тропарям канона припев: «Преподобнии отцы, молите Бога о нас».
По 3-й песни - седален святых отцов, глас 4-й; ин седален святых отцов, глас 8-й. «Слава» — ин седален святых отцов, глас тот же, «И ныне» - Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос святых отцов, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святых отцов. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святых отцов, глас 8-й - 4. «Слава» — святых отцов, глас 6-й: «Преподобнии отцы...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси Лоза...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святых отцов, глас 4-й. «Слава, и ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века утаенное...». Ектений и отпуст.
На всех часах — тропарь и кондак святых отцов.
На Литургии блаженны святых отцов, песнь 3-я — 4 и песнь 6-я - 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы - тропарь храма, тропарь святых отцов. «Слава» — кондак святых отцов, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь святых отцов, кондак храма. «Слава» — кондак святых отцов, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен святых отцов, глас 4-й: «Восхвалятся преподобнии во славе...»; стих: «Возношения Божия в гортани их...».
Аллилуиарий святых отцов: «Насаждёни в дому Господни...»; стих: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии».
Апостол и Евангелие — дня и святых отцов.
Причастен «Радуйтеся, праведнии, о Господе...».

4. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Глас 8-й. Прп. Герасима Иорданского. Блгв. кн. Даниила Московского.
Служба прп. Герасима переносится на повечерие 3 марта. Служба блгв. кн. Даниила совершается в храмах, посвященных его имени, в прочих же совершается служба воскресная по Октоиху и Триоди.
9-й час (и малая вечерня) - по обычаю.
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й — 6, и Триоди, глас 6-й - 4. «Слава» - Триоди, глас 6-й: «Седе Адам прямо рая...», «И ныне» — догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю).
На литии стихира храма. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Таинственно воспеваем...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...».
На благословении хлебов - «Богородице Дево» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектений. Седальны воскресные.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских...». «Ангельский собор». Малая ектения. Ипакои, степенны и прокимен - гласа. Еванге-лие — воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше...» (еди-ножды). По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами...», хор: «Аминь».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари на 3), крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и Триоди на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Триоди — «Яко по суху...».
По 3-й песни - седален Триоди, глас 4-й. «Слава» — ин седа-лен Триоди, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни - кондак и икос Триоди, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни - «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» - светилен Триоди, «И ныне» — ин светилен Триоди.
«Всякое дыхание» и хвалитные псалмы.
 На хвалитех стихиры воскресные, глас 8-й — 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди, глас 5-й и глас 6-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Приспё время...», «И ныне» — «Преблагословенна еси...».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три — со стихами Триоди: «Исповемся Тебе, Господи...», «Возвеселюся и возрадуюся...» и «Воскресни, Господи...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Ектений и отпуст.
Перед 1-м часом: «Слава, и ныне» - стихира евангельская 8-я.
На часах - тропарь воскресный. Кондак Триоди.
На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходят следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоми-нание...», «Яко овча...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко взёмлется...», «Жрётся Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.
Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хлебы сия...».
При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.
Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.
Блаженны гласа — 6 и Триоди, песнь 6-я — 4.
По входе - тропари и кондаки:
В храме Господском - тропарь воскресный. «Слава, и ныне» — кондак Триоди.
В храме Божией Матери - тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» - кондак Триоди, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Триоди.
Прокимен, глас 8-й: «Помолитеся, и воздадите...»; стих: «Ведом во Иудеи Бог...».
Апостол — Рим., зач. 112.
Аллилуиа, глас 6-й: «Благо есть исповёдатися...»; стих: «Воз-;1 вещати заутра милость Твою...».
Евангелие — Мф., зач. 17.
Причастен «Хвалите Господа...».

Примечание. От Недели сыропустной до Воздвижения Честного Креста по воскресеньям на утрене не бывает полиелея; полиелей бывает только в случае совпадения воскресного дня с двунадесятыми Господскими или Богородичными праздниками, а также с бденным или полиелейным святым (см. Типикон, гл. 49, «В Неделю сыропустную...»).

Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». И читает 9-й час - по обычаю. В конце 9-го часа иерей в алтаре перед престолом произносит возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец — молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...».
Затем начинается вечерня. -Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и предначинательный псалом.
Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Октоиха покаянны, глас 8-й - 4 (2 из стиховных стихир на вечерне и 2 из стиховных стихир на утрене), Триоди, глас 2-й - 3, и Минеи (мч. Конона), глас 8-й - 3. «Слава, и ныне» - Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго...».
Во время пения стихир - обычное каждение. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата. Вход с кадилом1. «Свете Тихий».
Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонмй души моей и избавию»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2-й: «Да узрят нищий и возвеселятся»; стих 3-й: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
Ектений «Рцем вси...» нет. После исполнения прокимна чтец тотчас: «Сподоби, Господи...»11. Затем ектения «Исполним вечернюю молитву...».

10 В Неделю сыропустную и во все Недели Четыредесятнииы бывает вход ради великих прокимнов.
11Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи...» начинается

великопостное. Поэтому существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и иерей в епитрахили (в приходских храмах - в фелони, если он служит один без диакона) выходит для произношения просительной ектений на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» -Богородичен Триоди, глас тот же: «Ангельстии чини...».
«Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея12 певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон).
«Слава» — «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» — «Молите за ны, святии апостоли...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь», «Небесный Царю...». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами13. После третьего поклона — «Слава Тебе, Христе Боже...», и совершенный отпуст, после которого хор поет многодетны: «Великаго господина...».
Литии о усопших после этой вечерни не полагается.
Таким же образом совершается воскресная вечерня во все Недели Четыредесятницы.

Примечание. Далее в «Богослужебных указаниях» при описании аналогичных служб Четыредесятницы (воскресной вечерни) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.

По отпусте совершается чин прощения.
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елйка согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови»14. На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях — наместник) отвечает: «Благодатию Своею
 
12 Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами.
Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей:
«Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен...» и молитву
св.   Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст.
13 В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих клона, а не 16, как в седмичные дни.
14 В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом. 

Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери...», «На реках вавилонских...» и др.15 После вечерни в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном16 и поклонами.

15 В Типиконе ничего не сказано о пении каких-лиоо песнопении во ирсми чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чинов-никах, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери...», «На спасения стези...», «Множества содеянных...», «Владычице, приими молитвы...», стихиру Успения: «О дивное чудо...» и молитву Святому Духу: «Царю Небесный...». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим...».
16 Если накануне служилось бдение, то канон Богородицы на повечерии не поется. Порядок чтения малого повечерия тот же, что и в дни пения Октоиха, но есть и свои особенности. Вместо возгласа «Молитвами святых отец...» произ-носится: «Боже, ущедри ны...». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой «Господи и Владыко...», 12 малых с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго...» и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко...». После поклонов — конечное Трисвятое по «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь», «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескверная, Неблазная...» и прочее по обычаю.

 


Также организована рассылка Церковный календарь на 2002 год.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное