Книга о "Книге". Почти детективные истории про библейские находки на
серьезном научном фундаменте.
Дойель Л. Завет вечности: В поисках библейских
манускриптов. - СПб.: Амфора, 2001, 398 с.
"Книги имеют судьбы". Часто можно написать целые тома о жизни произведения
после его написания. Автор уже давно умер, но вопросы только увеличиваются.
Самый яркий пример "жизни книг" - шекспировский и гомеровские вопросы. Плохая
сохранность рукописей, малое число копий, пожары, небрежное хранение и время
часто приводят к тому, что у нас нет достоверных сведений не только об
авторе, но и о содержании текста. Русская литература столкнулась с этой
проблемой, когда было открыто "Слово о полку Игореве", оригинал которого
сгорел при пожаре в 1812 году.
По сравнению с этими трагическими зарисовками Библия и Новый Завет находятся
в особом положении: для текстолога проблема не недостаток источников, а их
обилие. Число библейских манускриптов давно исчисляется сотнями и тысячами,
но за каждым, даже самым маленьким отрывком из священной книги христиан стоит
история людей, нашедших его.
Об этом и рассказывает книга американского ученого, которую издательство
"Амфора" подарила русскому читателю.
К несомненным достоинствам данной книжки относится повествовательная манера
Лео Дойеля: перед читателем стремительно развертывается целый цикл
захватывающих очерков, повествующих о важнейших находках европейских ученых
за последние два века. После прочтения следует побороть желание схватить
лопату и бежать за поисками манускриптов в Египет или Палестину.
Но перед нами не просто занимательные новеллы, основанные на реальных фактах.
В доступной форме автор дает многочисленные сведения о производстве папируса
и пергамента, сообщает подробности нелегкого труда писца, знакомит читателя
с основополагающими методами и терминами текстологии, повествует о различных
точках зрения на библейские рукописи.
При этом книга менее всего напоминает историю о несчастных и бледных "книжных
червях", погребенных под грудой пыльных фолиантов. Это не рассказ о мертвых
текстах и умерших ученых.
Напротив, в центре всей работы стоит человек: опираясь на дневники и отчеты,
литературные воспоминания и устные предания, газетные и журнальные
публикации, американский археолог "заставляет" читателя стать очевидцем и
участником многих библейских раскопок. Иные истории стоят даже нескольких
строчек "Имени Розы"!
Многое заставляет задуматься. Люди, которые привыкли бережно относиться к
Библии, с негодованием узнают о том, что многие манускрипты с новозаветным
текстом были найдены в кучах мусора около древних городов. Любители
монашества познакомятся с неблаговидными чертами восточного иночества
(сколько бесценных рукописей погибло в библиотеках египетских киновий и на
Афоне). Справедливости ради заметим, что те же иноки сохраняли и
переписывали даже языческих авторов. Благодаря монастырю святой Екатерины на
Синае до нас дошел один из древнейших полных кодексов Нового Завета -
Синайский, найденный и изданный стараниями Константина Тишендорфа.
Благоговеющие перед учеными с изумлением узнают об обманах и плохом отношении
некоторых искателей к тем же инокам, которые распахнули перед ними сокровища
библиотек. Вот как повествует об этом одна из героинь книги - А.Льюис:
"Некоторые образованные люди, посещавшие восточные монастыри, привыкли думать
только о достижении своей выгоды, не считая нужным особенно скрывать это от
монахов, которым они не предоставляли никакой информации ни о своей работе,
ни о ценности тех или иных рукописей; они обращались с монахами, по существу,
так, как если бы те были безнадежно глупыми людьми, каковыми их и считали
некоторые путешественники".
Корысть двигала и бедными бедуинами, которые продавали европейцам "грязные
клочки папируса", разрывая и уничтожая очень многое из-за небрежности.
Алчность руководила и искусными изготовителями подделок, предстающими перед
читателем. Зависть и инертность маститых ученых доводила первооткрывателей
рукописей до самоубийства, как это было с М.В. Шапиро, предположительно
открывшим древние рукописи Второзакония. Аскетизм и героизм соседствуют на
страницах "Завета вечности" с самыми низменными человеческими страстями.
И все же не это главное, а манускрипты. Пожалуй, нет ни одного сенсационного
открытия, которое не было бы освещено в книге: "Рукописи Мертвого моря",
"Диатессарон" (раннехристианское изложение истории Христа в хронологическом
порядке по всем четырем Евангелиям), уже упомянутый Синайский кодекс и многое
другое. Причем автор не ограничивается только христианской литературой, но
знакомит читателя с отрывками из древних ближневосточных литератур "от
Евфрата до берегов Босфора". Под пером ученого воскресают голоса древнейших
жителей земли, и их литература много открывает нам, жителям третьего
тысячелетия.
Но при всей занимательности перед нами серьезное научное исследование,
благодаря которому можно получить представление и о караимах в Крыму, и
о различных видах почерков в Средние века, и о спорных датировках библейских
текстов, и о том, как хранились книги в древности, как они изучались. А
потому работу Лео Дойеля можно отрекомендовать как интересный и увлекательный
учебник о людях и их верных спутниках - книгах.
Содержание русского издания:
1. Предисловие автора 2. Папирус Египта
3. О чем рассказали саркофаги 4. Торговля папирусами
5. Жемчужины в кучах мусора 6. Снова в Оксиринхе
7. Книга без обложек 8. Древнейшие книги мира
9. Библия ханаанеян 10. Тишендорф в поисках подлинного Нового Завета
11. Синайский кодекс 12. Две ученые дамы в Леванте
13. Неуловимый «Диатессарон» 14. Новые данные о Новом Завете
15. Каирская гениза 16. Пещеры в Иудейской пустыне
17. Загадка Шапиры 18. Эпилог
Электронный вариант издания выложен на сайте
http://www.sbible.boom.ru
в разделе "Вопросы библеистики".