Страдание святого мученика Георгия Нового (1515). Память преподобного отца нашего Иоанна Психаита (IX). Память святого Карпа, Апостола из семидесяти (I). Память святого апостола Алфея (I). Мученики Аверкий и Елена (I). Обретение мощей преподобного Макария Калязинского (1521). В 1883 г. совершено торжественное освещение Храма Христа Спасителя в Москве. В 1867 г. в Париже встретились русский император Александр II, будущий император Александр III и будущий император Германии Вильгельм I. В 1799 г. родился Александр Сергеевич Пушкин. В 1880 г. на Тверском бульваре в Москве открыт памятник А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин). В 1326 г. в Новгороде русские и норвежцы поделили Кольский полуостров (договор действовал на протяжении пяти веков). В 1775 г. в Петропавловскую крепость доставлена таинственная самозванка (княжна Тараканова), объявлявшая претензии на русский трон и схваченная князем Орловым в Рагузе (Дубровнике). В 1465 г. турецкие войска захватили Афины. В 1920 г. образ
В 1883 г. совершено торжественное освещение Храма Христа Спасителя в Москве
В 1867 г. в Париже встретились русский император Александр II, будущий император Александр III и будущий император Германии Вильгельм I
В 1799 г. родился Александр Сергеевич Пушкин
В 1880 г. на Тверском бульваре в Москве открыт памятник А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин)
В 1326 г. в Новгороде русские и норвежцы поделили Кольский полуостров (договор действовал на протяжении пяти веков)
В 1775 г. в Петропавловскую крепость доставлена таинственная самозванка (княжна Тараканова), объявлявшая претензии на русский трон и схваченная князем Орловым в Рагузе (Дубровнике)
В 1465 г. турецкие войска захватили Афины
В 1920 г. образована Карельская автономная область
В 1928 г. Русский богослов и философ Павел Флоренский приговорен
к трем
годам ссылки
В 1930 г. на румынский престол после пяти лет изгнания возвратился Кароль II
В 1939 г. английский король Георг VI впервые в истории британской монархии прибыл в США
Завтра, Воскресение, 9 Июня 2024 года (27 Мая 2024 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 941 г. Русский великий князь Игорь прибил щит на ворота Царьграда
В 1682 г. под нажимом стрельцов Боярская дума провозгласила одновременное правление на Русском престоле Ивана V и Петра I
В 1727 г. 11-летний Русский император Петр II обручился с дочерью А. Меншикова – княжной Марией Александровной
В 1696 г. впервые Русский флот принял участие в боевой операции, отрезав Азов от моря
В 1815 г. по решению Венского конгресса к России присоединено Варшавское герцогство под названием Королевства Польского
В 1828 г. Русские войска пересекли Дунай, войдя во владения Турции
В 1895 г. подписан русско-японский договор о торговле и мореплавании
В 1502 г. родился Жуан III, португальский король (1521-57 гг.)
В 1483 г. английский парламент объявил брак умершего в апреле короля Эдуарда III незаконным, а его сы
на, 12-л
етнего короля Эдуарда IV, незаконнорожденным, после чего мальчик был заточен в Тауэр и вскоре бесследно исчез
В 1654 г. после 22-летнего правления королева Швеции Кристина отреклась от престола и в мужской одежде сбежала из страны
В 1908 г. состоялся первый в истории визит английского короля Эдуарда VII в Россию
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Георгия Нового
Страница 1
Страдание святого мученика Георгия Нового
Святой Георгий был сыном благочестивых
родителей; он имел отца, по имени Иоанн, принадлежавшего к числу знатнейших
вельмож города Средца2, и мать, по имени
Мария. Георгий был дарован родителям своим по их усердной молитве, ибо они
достигли уже преклонного возраста и не имели детей, подобно древним Аврааму и
Сарре; по этой причине Иоанн и Мария усердно молились ко Господу, Его Пречистой
Матери и святому великомученику Георгию Каппадокийскому3;
в церковь сего угодника Божия они приходили ежедневно, творили здесь милостыню
и усердно молили Господа, да разрешится неплодство их. И Господь не презрел их
молитвы, но дал им в старости плод чрева мужеского пола. Иоанн и Мария принесли
младенца в храм святого великомученика Георгия, крестили его во имя Отца, и
Сына, и Святого Духа и дали ему во святом крещении имя Георгия.
Отрок воспитывался в страхе Божием и был обучен чтению
книжному; Георгий скоро настолько хорошо изучил священное Писание, что
превосходил своими знаниями всех своих сверстников. Когда Георгий достиг
юношеского возраста, то был весьма похож красотою лица своего и целомудрием
своим на древнего Иосифа.
В то время Болгариею владели сарацины; когда блаженному Георгию
исполнилось двадцать пять лет со времени его рождения (родители его в это время
уже отошли ко Господу), то сарацины начали склонять его к своему нечестию,
говоря ему:
- Георгий, оставь христианство и прими нашу веру. Послушай
посланника Божия Магомета4; прими наш
закон.
При этих словах сарацины начали возлагать на честную главу
святого Иоанна тафию (шапку), которую по своему обычаю носили на головах своих
и в которой входили в свои молитвенные дома. Но святой отвечал им, говоря так:
- Не подобает нам, христианам, подражать нечестивым обычаям
вашим и носить на головах своих тафии; не подобает нам отрекаться от Христа,
Бога истинного, Творца неба и земли, и лишать себя плодов крещения святого.
Скажите мне: могу ли я веровать Магомету, который не был послан ни Богом, но
Божиими пророками, ни апостолами, но был простым военачальником полка
сатанинского, нося с собою хоругви диавола? Вот вы и сами не знаете, во что вы
веруете; вы сами отступили от пути истинного.
Обличив так сарацин, святой Георгий начал громогласно
исповедовать Христа истинным Богом, Создателем и Творцом всего существующего,
видимого и невидимого, земного и небесного.
Затем, плюнув в лица нечестивым и назвав их людьми
безбожными, святой бросил на землю тафию и начал попирать ее ногами, говоря сам
себе: "О Георгий! Чего ты медлишь? Христос призывает тебя!"
Нечестивые сарацины, исполнившись гнева, взяли святого и с
великими побоями и руганью представили его своему правителю, донося на него и
говоря:
- Вот сей хулит и поносит нашу веру.
Игемон же, будучи поражен красотою лица святого и его
мужественным взглядом, начал с лестью говорить ему:
- Если отречешься от Иисуса Христа, Которого вы называете
Сыном Божиим, и если подчинишься приказанию самодержца Селима5 и исполнишь его волю (сему Селиму многие
царства повинуются), то получишь многие дары и всевозможные почести от царя
нашего и будешь поставлен начальником всех воевод великого города Средца.
Но мученик Христов снова исповедал Господа Иисуса Христа в
присутствии многочисленной толпы, сарацинскую же веру обличил и укорил. Тогда
мучитель, придя в ярость, приказал бить палками святого без милосердия. И мучим
был святой Георгий жестоко, так что его плоть прилипала к палкам, кровь же его текла
каплями из язв. Но несмотря на это святой не показывал намерения подчиниться
нечестивому повелению царскому.
Тогда правитель приказал резать его по всему телу ножами, с
головы до ног и опалят его раны горящими свечами; все тело святого было
опаляемо свечами, так что не было видно и лица его, и начала таять плоть его,
как тает воск от огня. Но мученик Христов доблестно переносил страдания,
призывая и исповедуя имя Господа Иисуса Христа.
После этого мучитель приказал воинам водить мученика по
городу, ударять в тимпаны и кричать: "Не ругай посланника Божия Магомета и
не поноси его преданий о вере сарацинской".
Святой же молился ко Христу Господу и увещевал сарацин
веровать во Христа.
Потом нечестивые разложили большой костер посредине города,
намереваясь сжечь святого. И веден был мученик Христов Георгий на
приготовленное место для сожжения.
Но изнемогши от ран, он упал на землю безгласным, только
уста его двигались, призывая на помощь Господа. Сарацины же, взяв святого еще
живым, бросили его на костер. Так окончил свой страдальческий подвиг мученик
Христов Георгий. Нечестивые сарацины бросили в костер и много псов для того,
чтобы христиане не могли распознать мощей мученика. Но Бог прославил угодника
Своего: внезапно на место то нашло облако с громом и молниею и поднялся великий
дождь, который и погасил огонь, так что от костра не было даже и дыма. Сарацины
же, испугавшись столь великого чуда, разбежались от того места. Между тем дождь
шел до самой ночи.
Когда наступила ночь, то над тем местом, где было сожжено
честное тело мученика, явился свет, весьма великий, который и озарил все то
место. Тогда протоиерей соборной церкви в честь святого великомученика Георгия
Каппадокийского отправился вместе с прочими христианами к судьями, дав им
деньги, испросил у них позволение взять честные мощи святого мученика и предать
их обычному погребению. Когда судии выразили свое согласие на эту просьбу, то
протоиерей тот пошел к митрополиту Иеремии и возвестил ему все о святом
мученике. Митрополит же отправился к мощам святого мученика с большою
поспешностью и верою, в сопровождении всего священного собора и многих
христолюбивых людей, с пением псалмов и песнопений, со свечами и кадилами.
Разгребши пепел на том месте, где виднелся свет, христиане обрели честные мощи
святого мученика Георгия Нового, невредимыми от огня. Кости же псов обратились
в прах и пепел.
Святой отец наш Иоанн, с юных лет возлюбив
Христа, по характеру своему стал подобен святым пророкам Илии и Иоанну. Оставив
мир, он отправился в Психаитскую лавру1
и принял там иночество, после чего получил от Бога дар изгонять бесов и
исцелять болезни. Он подвизался во время иконоборческих волнений, укрепляя
православных в вере своими наставлениями. На него сделан был донос императору,
гонителю на иконы2, и последний, призвав
его к себе, стал принуждать отказаться от поклонения честным иконам,
присоединиться к его ереси и подписаться на нечестивом свитке, но преподобный
не согласился исполнить это и даже обличил императора, назвав его еретиком. За
это он сослан был в ссылку, где претерпел от беззаконных и несправедливых
иконоборцев множество бедствий и здесь окончил жизнь свою.
1 Психаитская лавра, по указанию болландистов,
находилась в Константинополе.
2 Особенно жестоким гонителем на иконы был греческий
император Константин Копроним (743-775 г.), намеревавшийся торжественно, с
соблюдением законности, уничтожить иконопочитание, как ересь, для чего в 754 г.
созвал собор и назвал его Вселенским. Так же жестоко преследовал иконопочитание
и император Лев Армянин (813-820 г.) - Он издал указ, которым запрещал монахам
проповедовать об иконопочитании, и на этом указе должны были подписаться все
монахи. Вероятно под императором, гонителем на иконы, здесь разумеется последний
император.
Святой апостол из семидесяти Карп, был
последователем и слугою святого апостола Павла; он разносил его послания в те
места, куда они назначались. Достаточное время Карп потрудился вместе с апостолом
Павлом, благовествуя всюду слово Христово1,
немало претерпел он за это бед и напастей. Затем святой Карп был поставлен
апостолом Павлом епископом города Берии во Фракии2.
Святой апостол Карп потрудился, проповедуя евангелие
Христово и на острове Крите3; здесь он, между
прочим, принял в дом свой святого Дионисия Ареопагита4
и видел Господа, явившегося ему в видении в то время, когда Карп просил Его
предать казни двух грешников, и слышал голос Его, возгласивший: "Мучь Меня
еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей"5.
Святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о сем святом Карпе
и то, что он никогда не начинал совершать пречистых и животворящих Тайн прежде,
чем не сподоблялся являвшегося ему с неба божественного видения.6
Святительствуя в Берии, Карп обратил ко Христу многих
эллинов-язычников; обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть
Бог истинный и Творец всего. Впоследствии он был с жестокостью убиен иудеями и
таким образом предал душу свою в руки Господа7.
Честные мощи его были положены верными и богобоязненными людьми в том же
городе, где он и святительствовал, причем сими мощами подавались многоразличные
исцеления болящим во славу Христа, Бога нашего.
1 Между прочим у него в Троаде были оставлены
апостолом Павлом фелонь и разные книги, между коими апостол особенно упоминает
о пергаментных (2 Тим.4:13).
2 Фракией называлась та часть Балканского полуострова,
которая лежала к северу от Македонии, Эгейского и Мраморного моря. В настоящее
время на месте древней Фракии находятся следующие земли: восточная часть
Венгрии, Трансильвания, Бессарабия, Молдавия, Валахия, Болгария, Сербия и
восточная часть Румелии. Город Берия в настоящее время называется Веррия или
Кара-Веррия; в нем около 12 000 жителей. - Апостол Павел был в Берии во время
своего второго апостольского путешествия.
3 Остров Крит (иначе Кандия - от главного города того
же имени) находится в средней части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря.
Начало христианству было положено здесь событием Сошествия Святого Духа на
апостолов, ибо при этом событии были и критяне (Деян.2:11). Затем христианство
было утверждено здесь апостолом Павлом, который поставил здесь епископом Тита
для того, чтобы он "довершил
недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров" (Тит.1:5). - В
XVII в. Крит перешел во власть турок.
4 Дионисий Ареопагит - член Ареопага - верховного
судилища афинского. Обращен в христианство апостолом Павлом во время его
второго апостольского путешествия (ок. 54 г.). Причислен св. Церковью к лику
святых. - Память его празднуется 8 октября.
5 Для того, чтобы понять эти слова, необходимо
припомнить следующий случай из жизни святого апостола Карпа. Некто из
неверующих совратил к злочестью своему одного из христиан. Карп был весьма
опечален этим. Никогда не обнаруживав ранее нетерпения, Карп на этот раз был
весьма огорчен в душе своей. Он помыслил про себя, что нечестивцы, развращающие
и губящие людей, не должны жить на земле; и начал он молить Бога, дабы ниспал
огонь с неба и попалил тех двух нечестивцев - и совратившего, и совращенного.
Когда он молился об этом, вдруг горница, в которой он стоял, потряслась и
расступилась на двое. Подняв свои очи вверх, он увидел небо отверстым и в нем
сидящего Господа Иисуса Христа в образе человеческом. Опустив же взоры вниз, он
увидел глубокую пропасть, на краю которой стояли те два грешника, которым Карп
испрашивал погибель. Карп, видя, что опечалившие его уже готовы упасть в
пропасть и быть съеденными змием, пресмыкавшимся внизу, исполнился радости; но
так как они все еще не падали в пропасть, то Карп снова стал досадовать и
скорбеть и опять начал молить Бога об их погибели. Когда же он возвел очи свои
на небо, то увидел, что Господь приблизился к тем грешникам и подал им руку
помощи. Потом Господь и сказал Карпу: "Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз
пострадать и быть распятым ради спасения людей". Сказание об этом сообщает
святой Дионисий Ареопагит в своем послании к монаху Демофилу. Послание это
можно читать под 3-м числом октября месяца (день памяти св. Дионисия
Ареопагита).
6 Дионисий Ареопагит с великою похвалою отзывается об
апостоле Карпе. Так например, в послании к монаху Демофилу он говорит о Карпе:
"Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною
чистотою ума, что обладал большою способностью к боговидениям".
7 Кончина святого апостола Карпа последовала в к. 1 в.
В тот же день память
святых мучеников Аверкия и Елены, по некоторым памятникам, детей апостола
Алфея. Святой Аверкий пострадал за Христа, быв привязан нагой среди пчел и
изъязвленный их жалами; сестра же его Елена убита камнями.
В тот же день
празднуется обретение мощей преподобного Макария Калязинского. Смотри житие его
под 17 марта.
Святые мученики Аверкий
и Елена, по преданию, были детьми святого апостола Алфея.
За исповедание веры в Иисуса Христа святой Аверкий был привязан нагим среди пчельника и мученически
скончался от укусов пчел. Сестра его, святая Елена, была побита камнями.
Обретение мощей преподобного МакарияКалязинского произошло 26
мая 1521 года. Купец из города Дмитрова, Михаил Воронков, пожертвовал средства
на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей
деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен монастыря
Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для
алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание.
Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря
- преподобного Макария, преставившегося в 1483 году.
Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над
перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных
мощей святого стали совершаться исцеления. Об этом было сообщено Московскому
митрополиту Даниилу (1522 - 1539), который созвал в Москве Собор и, подробно
рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария,
установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены
в храм во Имя Святой Троицы. Феодосием из Твери была
составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. На Московском
Соборе 1547 года, при митрополите Макарии (1543 -
1564), преподобный МакарийКалязинский
был причислен к лику святых, память его в числе других русских святых
постановлено праздновать по всей России.