Страдание святого мученика Саввы Готфского (372). Память святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Память святых мучениц Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мученик Сухий и дружины его: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор, Зосима (100-130). В 1132 г. скончался Великий Князь Мстислав Владимирович Великий (род. в 1076, Великий Князь Киевский 1125-1132) на 56 году от рождения, сын Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха. В 1212 г. скончался Вел. Князь Всеволод III Георгиевич Большое Гнездо (род. 1154, Великий Князь Владимирский 1176-1212), внук Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха. В 1776 г. день кончины Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Императора Павла I , в Петербурге. В 1762 г. М. Ломоносов обнаружил атмосферу на Венере.
В 1132 г. скончался Великий Князь Мстислав Владимирович Великий (род. в 1076, Великий Князь Киевский 1125-1132) на 56 году от рождения, сын Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха
В 1212 г. скончался Вел. Князь Всеволод III Георгиевич Большое Гнездо (род. 1154, Великий Князь Владимирский 1176-1212), внук Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха
В 1776 г. день кончины Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Императора Павла I , в Петербурге
В 1762 г. М. Ломоносов обнаружил атмосферу на Венере
Завтра, Понедельник, 29 Апреля 2024 года (16 Апреля 2024 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1813 г. умер выдающийся полководец, Генерал-фельдмаршал, светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (род. 5 сентября 1745 г.)
В 1648 г. Богдан Хмельницкий разбил поляков под Корсунем
В 1583 г. Россия и Швеция заключили Плюсское перемирие, завершившее Ливонскую войну (Россия потеряла выход в Балтийское море)
В 1660 г. после долгих лет изгнания в Англии высадился сын казненного короля Карла I, будущий король Англии Карл II
В 1666 г. Русский церковный собор предал анафеме раскольников
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Саввы Готфского
Страница 1
Страдание святого мученика Саввы Готфского
Церковь Божия, находящаяся в Готфии1, церкви Божией, пребывающей в Каппадокии2 и всем христианам православной Церкви,
живущим среди всех народов вселенной, милость, мир и любовь Бога Отца и Господа
нашего Иисуса Христа, - да умножится". Так начинается послание от готфской
церкви к церкви Каппадокийской3, в котором
предложено повествование о нижеследующем житии. "Сказанное некогда святым
Апостолом Петром: "во всяком народе
боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян.10:35), вполне
исполнилось на святом Савве, мученике Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Святой Савва, будучи родом готфянин и живя среди нечестивых и развращенных
жителей Готфии, так подражал святым мужам и так, подобно им, был украшен
добродетелями, что как яркая звезда блистал в мире. Ибо он, от дней своей юности
возлюбив закон Господень, поставил целью своей жизни в деятельности -
достигнуть совершенства добродетели, - придти чрез познание Сына Божия в мужа
совершенного (Еф.4:13). Любящим же Бога все содействует ко благу (Рим.8:28). И
действительно, мужественно противоборствуя диаволу и отрекшись от суеты
мирской, святой Савва, сохраняя мир со всеми людьми, достиг горняго Царствия и
награжден был от Бога блаженством вечным. В воспоминание о сем святом мученике
и в назидание благочестивых христиан, мы рассудили не умолчать об славных делах
сего святого мученика, но предать записи историю его страданий.
Святой Савва твердо исповедывал святую веру христианскую,
был скор к деланию добра, отличался благочестием, кротостью, простотою речи, но
не разума, жил в мире со всеми, безбоязненно защищал истину, заграждая тем уста
язычникам-идолослужителям, не был горд, но, как подобает смиренным, всем
покорялся, был молчалив, на вопросы отвечал всегда спокойно, без гневливости,
принимал участие в пении церковном и заботился о благоустройстве церкви, не
прилагал сердца своего к приобретению имения и денег, довольствуясь только
необходимым для насущных подробностей, - был трезвен, воздержен во всем, не
имел никакого общения с женщинами. Все время он проводил в усердной молитве и
посте, был чужд тщеславия, своим примером всех возбуждал к богоугодной жизни,
так как сам творил только добро, и избегал того, что было противно добродетели.
До конца жизни своей он сохранил веру, "действующую любовью" (Гал.5:6), и никогда не переставал
безбоязненно проповедовать имя Христово. Прежде чем увенчаться венцем мученика
за исповедание святой веры христианской, святой Савва неоднократно своими
делами показал себя твердым поборником истинного благочестия.
Когда готфские князья и судьи начали преследовать христиан и
склонять их к ядению идоложертвенных приношений, то некоторые из язычников
сговорились между собою - предложить своим родственникам и знакомым,
исповедывавшим христианскую веру, вместо идоложертвенных мяс не
идоложертвенные, дабы и христиан предохранить от вкушения идолопоклонных мяс, и
язычников-гонителей удовлетворить. Святой Савва, узнав об этом, не только сам
не пожелал вкусить от тех мяс, которые, хотя и не были идоложертвенными, но
предлагались как идоложертвенные, помня слово апостольское: "но если кто скажет вам: "это
идоложертвенное", - то не ешьте" (1Кор.10:28), но, став среди
народа, безбоязненно сказал во всеуслышание:
- Если кто-либо вкусил сих мяс, не может оставаться
христианином.
Таковым увещанием святой воспрепятствовал всем впасть в сеть
диавола. Посему придумавшие указанный обман, выгнали святого Савву из своего
селения, но вскоре попросили его вернуться назад. Когда же снова началось
гонение, то некоторые идолопоклонники того же селения, приносившие жертвы
идолам, захотели известить князя, что в их селении нет ни одного христианина и
намеревались клятвою подтвердить свои слова. Тогда снова святой Савва,
безбоязненно став посреди народа, громким голосом воскликнул:
- Пусть никто не клянется за меня, ибо я христианин!
Упомянутые же идолопоклонники, утаив своих родственников,
исповедывавших христианскую веру, пришли к князю и клялись пред ним, что в их
селении нет христиан, кроме одного.
Услышав об этом, беззаконный князь повелел привести к себе
этого христианина (а это был святой Савва). Когда же он был приведен, князь
спросил предстоящих:
- Имеет ли этот христианин какое-либо имущество?
Ему отвечал и:
- Он ничего не имеет, кроме того, во что он одет.
Посмотрев с презрением на святого, князь сказал:
- Этот человек едва ли в состоянии оказать кому-нибудь какую
помощь, равно как и повредить кому-либо. - Сказав так, князь повелел увести
святого оттуда.
Спустя некоторое время, в Готфии снова было воздвигнуто
язычниками большое гонение на христиан. Приближался день празднования святой Пасхи,
и блаженный Савва пожелал пойти в другое селение к христианскому священнику, по
имени Гуфину, чтобы вместе с ним отпраздновать праздник святой Пасхи. Когда он
шел туда, по дороге ему явился муж, большого роста и с сияющим лицом, который
сказал ему:
- Возвратись и иди в свое селение к священнику Сапсалу.
Савва отвечал:
- Его нет дома, ибо он по причине гонения ушел из селения и
проживает в греческой стране (святой Савва не знал, что в то время этот
пресвитер возвратился в свой дом, дабы встретить праздник Пасхи дома).
Святой Аристарх, о котором упоминается в
книге Деяний Апостольских (Деян.19:29) и в посланиях святого апостола Павла к
Колоссянам (Кол.19:29) и к Филимону (Фил.1:24), был епископом в сирийском
городе Апамее2.
Святой Пуд, о коем говорит апостол Павел во втором послании
к Тимофею "Приветствую тебя Еввул и
Пуд" (2Тим.4:21), был членом римского сената3.
Будучи благочестивым и добродетельным человеком, он принимал в доме своем
святых апостолов, Петра и Павла; у него также собирались и другие верующие для
молитвы, так что его дом впоследствии обратился в церковь, получившую
наименование "Пастырской". Предание говорит, что в этой церкви
священнодействовал сам апостол Петр.
Святой Трофим, о коем упоминает книга Деяний Апостольских
(Деян.20:4) и апостол Павел в том же втором послании к Тимофею в таких словах:
"Трофима же я оставил больного в
Милите" (2Тим.4:20), вместе с апостолом Пудом и Аристархом сострадал с
апостолом Павлом при всех бывших на него гонениях.
Все упомянутые три апостола скончались в Риме вместе с
апостолом Павлом4, будучи усечены мечем по
повелению императора Нерона5.
Просвещенные верою христианскою святыми
апостолами Петром и Павлом, святые Василисса и Анастасия посвятили себя на
служение Господу, погребая тела святых мучеников умерщвляемых за Христа. Когда
императору Нерону1 было донесено о них, то,
по повелению его, они были взяты воинами и заключены в темницу. После того они
приняли многие мучения за Христа: их били без милосердия, строгали железом,
опаляли свечами, но они оставались твердыми и непреклонными в вере христианской.
Наконец, им усечены были главы2, после чего
они отошли ко Господу, чтобы предстать пред Ним на небесах в сонме прочих
святых мучеников и мучениц.
Святой мученик Сухий
и 16 его сподвижников грузин были знатными вельможами при дворе албанского (агванского) правителя (кавказская Албания - государство на
территории нынешнего Азербайджана).
Сопровождая дочь
албанского правителя Сатенику, супругу армянского
царя Артаксара (88 - 123), святой Сухий
и его 16 сподвижников оказались в Арташате, древней
столице Армении (город был разрушен римлянами позднее, в 163 году). Там
проповедовал грек-христианин Хризос, просвещенный и
рукоположенный во иерея святым апостолом Фаддеем (+ ок. 44, память 21 августа). Вельможи уверовали во Спасителя и твердо решили посвятить всю свою жизнь
служению Богу. Все семнадцать новообращенных грузин последовали за Хризосом в Месопотамию. Во время Крещения в водах Евфрата,
совершенного иереем Хризосом, они удостоились видеть
Господа Славы Иисуса Христа.
У
места Крещения святые мученики воздвигли честный крест и наименовали его
"Крестом Благовещения". При Крещении иерей Хризос
дал всем святым новые имена: старшему - Сухий (вместо Багадраса), а его
сподвижникам - Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан,
Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос,
Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан,
Виктор и Зосима.
После
мученической кончины блаженного Хризоса святой Сухий стал духовным руководителем братии. Вскоре все
переселились в дикую местность на гору Сукакети,
недалеко от горного селения Багреванди. Здесь бывшие
вельможи вели самую строгую подвижническую жизнь, пищей им служила скудная
горная растительность, а питьем - холодная ключевая вода.
Новый
правитель языческой Албании Датианос узнал о том, что
его бывшие вельможи приняли христианство и поселились в молитвенном уединении.
Он поручил своему приближенному Барнапасу с отрядом
воинов уговорить их вернуться ко двору и обратиться к прежней вере. Барнапас разыскал святого Сухиян его сподвижников, но они, соблюдая обет служения Богу,
отвергли все уговоры.
Тогда
по приказу Барнапаса святой Сухий
и его сподвижники были крестообразно пригвождены к земле и преданы сожжению.
Умирая, святой Кондрат, а за ним и другие мученики стали петь 21-й псалом.
После сожжения их тела были изрублены и разбросаны по всей горе Сукакети, отчего мученики и получили название Месукевийских (правильнее - Сукакетских).
Это совершилось в 123 году (по другим данным - в 130 году; афонская
пергаментная рукопись XI века Иверского монастыря
указывает 100 год).
Священные
останки мучеников оставались не погребенными и нетленными до IV века, когда
были положены во гробы и преданы земле местными
христианами (имена святых мучеников оказались начертанными на скале).
Святой
священномученик Григорий, просветитель Армении (+ ок. 335, память 30 сентября), воздвиг на том месте церковь
и основал обитель. Впоследствии там открылся целебный источник.