Житие преподобного отца нашего Сампсона странноприимца (ок. 530). Память святого Севира (VI). Святая Иоанна Мироносица (I). Преподобный Георгий Святогорец, Иверский (1065). Блаженный Мартин Туровский (после 1146). Преподобный Серапион Кожеезерский (1611). В 1176 г. перейдя реку Кзу, Всеволод Большое Гнездо (род. 1154, Великий Князь Владимирский 1176-1212) разбил войско мятежного племенника Мстислава Ростиславича Безокого (ум. в 1178) с ростовским войском, идущего войной на Владимир. Суздаль и Ростов покорились Всеволоду. В 1177 г. Мстислав со своим зятем Глебом, князем Рязанским (ум. в 1178), наняв половцев, последний раз осадили Суздаль, но они были снова разбиты, пленены, затем ослеплены и чудесным образом исцелены Божией Матерью в Смоленске. В 1709 г. под Полтавой Петр I победил шведскую армию Карла XII. В 1898 г. родился иеросхимонах Сампсон (Сиверс Эдуард Эсперович), в Санкт-Петербурге в день прп. Сампсона Странноприимца.
В 1176 г. перейдя реку Кзу, Всеволод Большое Гнездо (род. 1154, Великий Князь Владимирский 1176-1212) разбил войско мятежного племенника Мстислава Ростиславича Безокого (ум. в 1178) с ростовским войском, идущего войной на Владимир. Суздаль и Ростов покорились Всеволоду. В 1177 г. Мстислав со своим зятем Глебом, князем Рязанским (ум. в 1178), наняв половцев, последний раз осадили Суздаль, но они были снова разбиты, пленены, затем ослеплены и чудесным образом исцелены Божией Матерью в Смоленске
В 1709 г. под Полтавой Петр I победил шведскую армию Карла XII
В 1898 г. родился иеросхимонах Сампсон (Сиверс Эдуард Эсперович), в Санкт-Петербурге в день прп. Сампсона Странноприимца
Завтра, Понедельник, 11 Июля 2022 года (28 Июня 2022 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1742 г. Русские войска взяли у шведов город Фридрихсгам (Финляндия), шведы бежали
В 1762 г. был низложен Император Петр III, а 6 июля убит в Ропшинском замке под Петергофом
В 1899 г. умер наследник Цесаревич Великий Князь Георгий Александрович, младший брат святого Царя Николая II
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Сампсона странноприимца
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Сампсона странноприимца
Великий Сампсон, слава о котором
распространилась повсюду, родился в славном городе - древнем Риме; родители его
были люди богатые и знатные и вели свое происхождение от царской крови.
Прекрасно изучив всю мирскую мудрость, Сампсон обучился также и врачебному
искусству, но не от нужды и не из-за корысти, - так как был вполне доволен и
своим собственным богатством, - а отчасти из-за того, чтобы не быть праздным,
отчасти же с тою целию, чтобы чрез знание врачебной мудрости послужить, с
помощью Божией, нищим. Многих, страдающих неисцельными болезными, Сампсон силой
своего искусства исцелял. При этом его врачебному искусству споспешествовала и
благодать Божия, подавающая исцеления, которая была ниспослана ему за его
добродетельную жизнь и за веру к Богу. Помимо внешней мирской мудрости Сампсон
обладал и разумением Божественных Писаний, много упражнялся в чтении священных
книг и, возбуждаемый верою и надеждою, укреплялся в любви Христовой.
Когда преставились родители
святого Сампсона, и он сделался обладателем обширных имений, то святой не
только не перестал совершать свои дела милосердия, безмездно врачуя неимущих,
но даже стал разменивать свои временные и скорогибнущие богатства на негибнущие
и вечные, последуя евангельскому слову (Мф.6:20); при этом, щедро раздавая
милостыню нищим, по заповеди Божией, - он обеими руками истощал свое богатства,
стремясь удовлетворить всякие нужды нищих и неимущих, желая чрез насыщение их
тленного чрева стяжать себе нетленные сокровища. Так он делал во все дни жизни
своей, потому что милосердие было свойственно ему от рождения, а чрез
воспитание оно еще больше укрепилось в сердце его. Желая скромнее и проще проводить
жизнь свою, Сампсон отпустил множество рабов своих на свободу, оставив себе
одного - для необходимых услуг. И в самом деле, зачем ему было такое множество
рабов, если он сам соделался истинным и искренним рабом Господним? Итак он
отрешился от всех богатств своих, коими был связан как своего рода узами, и
довольствовался одною одеждою и одною веревкою для препоясания чресл своих.
Желая же обогатить душу свою богатством духовным, он презрел мир и всё, что в
мире, и, подражая Христу, стал странником: оставив сродников своих и знакомых,
он ушел из древнего Рима и поселился в одной пустыне, как некогда пророк Илия.
Но Бог, на пользу многим, привел
верного раба Своего в новый Рим, то есть, в Константинополь; здесь, обретши
себе некую храмину, святой Сампсон поселился в ней, упокоевая странников и
нищих и всячески служа им. При этом святой Сампсон не только врачевал их с
помощью своего врачебного искусства, но и старался угождать им пищею и
постелью. Всё это он совершал с таким усердием, что добродетель милосердия всем
казалась соестественной ему. Как солнцу свойственно проливать лучи света, а
огню естественно опалять всё, что прикоснется к нему, так же точно усердие и
любовь Сампсона к нищим, больным и странникам были как бы от природы
свойственны ему. И Бог, Который не оставляет без Своего благословения дела
милосердия к ближним, творимые ради Него, и Который принимает милостыню
ближним, как жертву Себе Самому, - сообщил особенную силу заботам и трудам
святого Сампсона на пользу больным: все страдающие неисцельными болезнями, коих
он принимал в дом свой, получали чудесное исцеление. Но святой данный ему от
Бога дар чудотворения скрывал под видом врачебного искусства, так как отличался
смирением и не хотел восприять от людей славы и почитания себе. Но не может
светильник укрыться под спудом, равно как не может скрыться град, стоящий
вверху горы; так и святой Сампсон, сияя светом добрых дел и вошедший на гору
совершенного богоугождения, соделался всем известен. Прослышал про него и
патриарх константинопольский и, призвав его к себе, хиротонисал в пресвитеры,
хотя святой и не желал того.
Слава о добродетелях святого и
его необыкновенном искусстве врачевания дошла и до царских палат. Случилось это
при таких обстоятельствах.
Император Юстиниан1 впал в сильный недуг и жестоко страдал лютой
неисцельной болезнью. Призвали врачей, но они, осмотрев царя, по обыкновению
своему начали спорить друг с другом, и долгое время только подавали царю
напрасную надежду своими речами, но в действительности не могли уврачевать
болезнь царя или даже облегчить его страдания. Призвали из всех областей
Греко-римской империи искусных врачей, но ни один не мог уврачевать царя от той
жестокой болезни. Царь разгневался на них и повелел всех их прогнать с очей своих,
а сам обратился к Источнику всяких исцелений и всей твари Создателю, Господу
Богу: Ему одному он вручал жизнь свою и от Него одного со слезами стал искать
помощи себе. И не презрел Бог прилежного и слезного моления царя. Уснув на
короткое время, он увидел в видении множество врачей, предстоявших ему и
облеченных в светлые одежды. Потом некий светозарный юноша, приступив к нему,
начал показывать ему каждого из врачей, говоря, кто какого сана и сколько ему
лет; среди них он показал царю одного, смиренного лицом и с седыми волосами,
облеченного в священнические одежды; указывая на него, светоносный юноша
говорил царю: "Сей, а не иной кто, исцелит тебя, царь, от твоей
смертельной болезни".
Воспрянув от сна, царь сильно
обрадовался и возблагодарил Бога, Который подал ему благую надежду на
выздоровление. Затем, припомнив образ виденного им во сне мужа, повелел снова
призвать к себе всех врачей. Когда они предстали перед ним, он долго смотрел на
них, ища среди них виденного во сне мужа, и, не найдя такового, снова впал в
печаль и начал скорбеть. Потом, не переставая надеяться на помощь Божию, снова
повелел искать такого врача, какого он узрел в сонном видении. При этом, описав
черты лица виденного им мужа, царь обещал щедро наградить того, кто поможет ему
разыскать этого мужа. Многие искали описанного царем врача и не находили.
Наконец, один из царских слуг, который был известен самому царю и находился в
дружбе с святым Сампсоном, вспомнил о святом, что он, будучи врачом немощных,
по чертам своего лица совершенно подобен описанному царем целителю. Об этом он
сказал царю, и царь повелел с почетом привести святого к себе.
В стране Тудера2
между двумя горами, в долине, называемой Интероклея, была церковь Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Пресвитером при ней был Севир,
муж диной и богоугодной жизни. Один из тамошних жителей, заболев и
приблизившись к смерти, поспешно отправил послов к тому пресвитеру сказать ему,
чтобы он скорее пришел к нему, исповедал бы его в содеянных грехах и разрешил
от них пред отшествием к смерти. В это время Севир находился в своем
винограднике, где он занимался обрезанием гроздьев. Выслушав просьбу посланных,
он сказал им:
– Идите вы сначала одни, я скоро
догоню вас.
Но потом, увидев, что еще много
осталось собрать гроздьев, захотел еще немного подождать, чтобы собрать и то,
что оставалось. Окончив свое дело, он отправился в путь к болящему. На пути
встретили его бывшие у больного, которые сказали ему:
– Почему, отче, ты медлил? Но
больше не трудись, ибо человек тот уже умер.
Услышав это, пресвитер затрепетал
от ужаса и горько начал плакать, нарицая себя убийцею умершего. Не переставая
плакать, он достиг дома, где лежало тело умершего и со слезами пал на землю
пред одром, рыдая и ударяясь головою об землю; при этом он, в слух всех, бывших
там, винил себя в смерти того человека. Когда он рыдал так, умерший внезапно
ожил. Увидев это, предстоявшие сильно удивились случившемуся чуду и
возрадовались о воскресении умершего и от радости плакали. Потом они спросили:
– Где ты был? И каким образом
душа твоя, разлучившаяся с телом, снова возвратилась в него?
Тот ответил:
– Какие-то эфиопы3, весьма страшные и гордые, из ноздрей и ушей которых
исходил огонь, взяли меня и повлекли в некие темные места, исполненные ужаса и
трепета. Но вдруг явился пресветлый юноша, который шел навстречу нам с другими
светоносными мужами; обратившись к влекущим меня, он сказал им со властью:
возвратите его, так как о нем плачет Севир пресвитер; ради слез этого мужа
Господь снова дарует сему умершему жизнь в теле.
Услышав такой рассказ, Севир
встал с земли с неизреченною радостью и воздал Богу благодарение. Затем поучив
воскресшего тому, как нужно принести покаяние Богу, он выслушал исповедь его,
разрешив от грехов, причастил Божественных Тела и Крови Христовых. После того
воскресший прожил еще семь дней, непрестанно молясь к Богу, в восьмой же день
он с радостью преставился Ему.
Итак познаем, как возлюбил Бог
пресвитера Своего Севира; ибо Он не восхотел опечалить его, но скоро услышал
молитву святого и сотворил согласно желанию его. Отсюда открывается также и то,
что и пресвитер Севир от всей души возлюбил Господа Бога и в течение всей жизни
своей поработал Ему усердно. Послужив Господу, он, по окончании своего земного
подвига, предстал престолу Божественной славы, вместе с ликами святых, славящих
Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему и от нас да будет
слава во веки. Аминь.
____________________________
1 Это повествование взято из
книги св. Григория Двоеслова ("Разговоры", гл. 12).
2 Местность эта находилась в
средней Италии, в провинции Валерии, между горами Реате и Аметериум.
3 Эфиопами часто называются в
священных книгах мрачные духи злобы, которые противополагаются светлым
ангельским силам.
Святая Иоанна
Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода,
была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его
проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя
святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром
Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном
Воскресении.
Происходил из Иверии
(Грузия), родился в 1009 (или 1014) г. и, по обету родителей, был посвящен
Богу. С юных лет он воспитывался в монастырях, а в 1022 г. был отправлен в
Константинополь, где в продолжение 12 лет тщательно изучал науки и получил
прекрасное разностороннее образование.
По возвращении в
Грузию юноша принял монашество, хотя уже с юности вел монашеский образ жизни.
Через некоторое время он отправился на поклонение святым местам Палестины. Три
года пробыл св. Георгий в обителях на Черной горе (близ Антиохии),
затем на Дивной горе, где от старца-затворника Георгия (( 1068
г.) принял в 30-летнем возрасте великую схиму и получил благословение
отправиться на св. гору Афон.
Преподобный Георгий
прибыл на Афон в 1040 г. и продолжил работу над переводом богослужебных книг и
творений святых отцов Церкви, начатую преподобным ЕвфимиемИверским (( 998 г.; память
13/26 мая). И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и
допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания,
которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского.
Вскоре преподобный
Георгий за свои великие подвиги, смирение и мудрость, против своей воли, был
избран настоятелем Иверской обители. Для подтверждения права грузин на Иверский монастырь преподобный Георгий посетил
Константинополь, где был принят императором Константином IX Мономахом
(1042-1055 гг.) и получил от него жалованную грамоту.
Пришлось защищать
братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии, и перед патриархом Антиохийским
Феодосием III (1057-1076 гг.). Преподобному Георгию удалось справиться не
только с этой задачей, но и убедить Антиохийскогопервосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской
Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от святого
апостола Андрея Первозванного (( 62 г.; память 30
ноября/13 декабря). Из Антиохии, по приглашению
грузинского царя Баграта IV (1027-1072 гг.),
преподобный Георгий отправился в Грузию.
В Грузии он провел
пять лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению
церковной жизни и внедрял свои переводческие труды. Он собрал многих сирот и
убогих и учил их Священному Писанию. Таким образом, блаженный Георгий в земле
Иверской завершил дело святых апостолов Андрея Первозванного и СимонаКананита (память 10/23
мая).
Предвидя свою
кончину, преподобный отправился на Святую гору, но, не дойдя до Афона, на пути,
накануне праздника первоверховных апостолов, он мирно
отошел ко Господу в 1066 г. Погребен св. старец на
Святой горе в Иверской обители 24 мая 1067 г.
Блаженный Мартин Туровский
служил поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме (1144 -
1146) и Георгии. Последний святитель уволил святого Мартина по его старости. Но
старец не захотел расстаться с монастырем (епископы жили при Туровской обители в честь святых Бориса и Глеба) и принял
монашество.
В прежних трудах он надорвался и
поэтому часто болел. Однажды святой Мартин лежал неподвижно и кричал от боли.
Усердно призывал он на помощь святых князей Бориса и Глеба. На третий день к
нему явились святые князья, подали испить воды и исцелили от болезни. После
этого чудесного исцеления блаженный Мартин прожил еще один год.
Преподобный Серапион Кожеезерский
был приведен в Москву в числе пленных казанских татар в 1551 году. Его звали
мурза ТуртасГравирович. Он
принял Крещение с именем Сергий и жил в доме московского боярина Захарии
Плещеева. Святой Сергий так искренно воспринял христианскую веру, что решился
всецело посвятить себя Богу. На пустынном острове озера Кожи в 1560 году он
встретил инока-отшельника Нифонта и остался жить с
ним. По усиленной просьбе святого Сергия инок Нифонт
постриг его в монашество с именем Серапион. В 1584 году, после смерти инока Нифонта, преподобный Серапион отправился в Москву и
испросил у царя Феодора Иоанновича (1584 - 1598) грамоту на землю для обители.
После возвращения в обитель преподобный Серапион вместе с собравшимися иноками
расчистил для пашни лес и соорудил два храма: в честь Святого Богоявления и
святителя Николая. Патриарх Иов (1589 - 1605; + 1607) дал преподобному
Серапиону святые антиминсы. В 1608 году, когда преподобный Серапион пришел в
глубокую старость, он поставил вместо себя игуменом своего ученика Авраамия. Преподобный Серапион скончался в 1611 году и был погребен в храме Кожеезерской обители.
В 1613 году постриженик Кожеезерского монастыря инок Боголеп
написал сказание об основании монастыря и о его первом строителе преподобном
Серапионе. Он же составил и житие преподобного Серапиона.