Страдание святого мученика Иерона и дружины его (III). Память святых мучеников Меласиппа, Касинии и Антонина (363). Память святых мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии (?). Память преподобного Лазаря (1053). Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец (1532). Преподобный Зосима Ворбозомский (XVI). Мученик Феодот корчемник (303). В 1742 г. будущий Император Петр III Феодорович (род. в 1728 г., правил в 1762 г.), как наследник Российского престола, принял Православие. В 1885 г. умер идеолог панславизма Николай Яковлевич Данилевский (род. 28 ноября 1822 г.).
Тезоименитство князя Михаила Павловича (последнего сына Императора Павла I)
В 1294 г. св. князь Михаил Тверской (св. мученик), в возрасте 22 лет, вступил в брак с княжной Анной, дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича
В 1365 г. в память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила св. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь
В 1711 г. родился Михаил Васильевич Ломоносов, основатель русской науки (умер 4 апреля 1765 г.) в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора
В 1905 г. был учрежден Союз Русского Народа для защиты Веры, Царя и Отечества от безбожных революционеров
В 1921 г. в Сремских Карловцах открылся I Всезарубежный Церковный Собор
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Иерона и дружины его
Страница 1
Страдание святого мученика Иерона и дружины его
Отечеством св. Иерона была вторая (великая) Каппадокия1, родился он в городе Тиане2
от благочестивой и богобоязненной матери, по имени Стратоники, в царствование
императоров Диоклитиана и Максимиана, которые оба были усердными поклонниками
идолов и гонителями христиан.
Когда до
слуха императоров дошло, что жители областей Армении и Каппадокии, вопреки
императорским указам, отказываются поклониться идолам, то они, после многих
совещаний, избрали двух лукавых, преданных язычеству, жестоких мужей, Агриколая
и Лизия, и отправили первого в Армению, а второго в Каппадокию, приказав им, во-первых, казнить всех
тамошних христиан, не соглашающихся поклониться идолам, и, во-вторых, записать
в войско всех мужей и юношей, сильных телом и способных к военной службе.
Прибывши
в Каппадокию, Лизий стал всячески разыскивать годных для набора людей. Между
прочим, ему донесли и об Иероне, как о человеке здоровом и сильном и
отличающемся особенным мужеством. Лизий тотчас же послал воинов взять его и
привести. Посланные не застали Иерона дома: он был на работе в поле. Воины
отправились туда и хотели схватить его; но Иерон, узнав, что его берут для
воинской службы, отказался идти с ними, считая для христианина вредным иметь
общение и служить вместе с идолопоклонниками. Воины хотели взять его силою, но
разгневанный Иерон схватил попавшееся под руку дерево и начал их бить; он
оказался настолько сильнее воинов, что они обратились в бегство, а он гнал их,
как лев гонит козлят. Рассеянные им воины вновь собрались, однако, в одно
место. Им стало стыдно друг друга, что не только не могли одолеть одного человека,
но и были им прогнаны. Они боялись возвратиться к тому, кто их послал, с
пустыми руками и говорили между собою, что если они воротятся без Иерона, то не
только будут всеми осмеяны за то, что один человек победил их всех, но и будут
жестоко наказаны за трусость. Поэтому они позвали себе на помощь своих
товарищей и во второй раз в еще большем числе устремились на Иерона. Услыхав об
этом, он набрал себе дружину из восемнадцати мужей - христиан, скрылся вместе с
ними в находившуюся вблизи пещеру и оттуда отражал нападение осадивших его
язычников. Последние известили между тем своего начальника, что Иерон с другими
христианами заперся в пещере, и они не могут взять его. Начальник отправил к
ним на подмогу еще более воинов и всё-таки они ничего не могли сделать, так
как, боясь Иерона, никто не осмеливался даже приблизиться ко входу в пещеру.
Тогда начальник послал к ним одного из друзей Иерона, по имени Кириака. Кириак,
пришедши на место, посоветовал воинам удалиться от пещеры, так как Иерона, -
говорил он, - можно взять только кротостью и добрым советом, а никак не силою.
Когда воины удалились, Кириак вошел к Иерону и убеждал его не сопротивляться
власти иидти
записаться в воинскую службу. Мирною беседою своею он успокоил Иерона, вывел
его из пещеры и отвел в его дом к матери - старой и слепой вдове. Она начала
громко оплакивать сына, называла его опорой своей старости и светом своих
слепых очей и жаловалась, что лишается единственного утешения в своем печальном
вдовстве. Между тем воины,окружавшие Иерона, принуждали его идти с
ними. Простившись с плачущей матерью, соседями и знакомыми, которые собрались
там, Иерон захватил с собою одного своего родственника, по имени Виктора, и
пошел в город Мелитину3 вместе с воинами,
сопровождаемый двумя своими близкими родственниками Матронианом и Антонием и
некоторыми другими единоверцами. Путники не поспели в Мелитину до захода солнца4 и ночевали на месте, где застала их ночь. Ночью
блаженному Иерону явился некто одетый в белые одежды и возвестил ему кротким и
полным любви голосом:
-
Спасение, Иерон, благовествую я тебе! Правым путём идешь ты, так как идешь
подвизаться за Царя Небесного и не за скоро гибнущую славу земную будешь
ратовать... Скоро ты отойдешь к Царю Небесному и приимешь от Него честь и славу
за свои подвиги.
Этими
словами явившийся наполнил сердце Иерона несказанною радостью.
Когда он
исчез, Иерон пробудился и с радостью возвестил бывшим с ним друзьям и
сродникам:
- Я узнал тайну благоволения Божие ко мне и
теперь уже с веселием иду в предстоящий мне путь. Одно только истинное
сокровище, одно истинное наследие, одни только истинный богатства, это - те,
которые сокрыты на небесах; все же земные блага не приносят получающим их
никакой пользы: "Какая
польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой
выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16:26)5. Для меня нет ничего дороже и
лучше души... Достаточно времени своей жизни потратил я на служение суете,
теперь иду к Богу. Одно только смущает меня - печаль моей матери, престарелой и
немощной вдовы, лишенной света очей и не имеющей себе помощника и заступника.
Но я иду умереть за Христа и Ему, Отцу сирот и вдовиц, поручаю я свою мать".
Память святых мучеников Меласиппа, Касинии и Антонина
Страница 1
Память святых мучеников Меласиппа, Касинии и Антонина
Святые
мученики Меласипп, супруга его Касиния и сын Антонин пострадали при Юлиане
богоотступнике1 в городе Анкире2. Антонин был ввержен в темницу, Меласипп жеи Касиния были повешены, после чего
тела их мучители стали строгать и опалять огнем. При этом у святой Касинии
отрезали сосцы, а у святого Меласиппа отсекли ноги до колен. Во время таковых
мучений был приведен из темницы сын их Антонин, При виде мучений своих
родителей, он стал ублажать их и, взявши отсеченные части их тел, лобызал их. В
таковых жестоких мучениях Меласипп и Касиния предали праведные души свои
Господу. Тогда Антонин плюнул в лицо Юлиану. Жестокий мучитель повелел повесить
Антонина и строгать тело его; голени его перебили и привесили тяжелый камень к
его ногам, затем, сняв его с дерева, положили на железную, разожженную решётку.
После всех этих мучений мученику остригли голову, привязали на шею камень и
стали водить по городу. Не довольствуясь этим, его отослали к военачальнику
Агриппину, который приказал ввергнуть его в разожженную печь и затем бросить на
съедение зверям; но как в первом, так и во втором мучении святой остался
невредимым. Сорок юношей, смотревшие на таковые мучения, уверовали во Христа,
за что и были обезглавлены. Святого Антонина разложили на железном разожженном
ложе и били железными палками. Но когда и здесь святый остался невредимым,
мучитель приказал отсечь ему голову.
Память святых мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии
Страница 1
Память святых мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии
Святая мученица Фессалоникия была дочерью одного идольского
жреца. Получив наставление в христианской вере, она крестилась и сделалась
истинною христианкою, так что, не смотря на принуждение своего отца - отречься
от Христа и поклониться идолам, не послушала его, за что нечестивый отец
обнажив, бил ее кольями так сильно, что сокрушил её рёбра. Затем он выгнал ее
из дома и лишил своего наследства, так что она принуждена была жить вне города
на скудные средства, данные матерью. Узнав о таком поступке жреца, два мужа,
Авкт и Таврион, стали укорять его. Он же пошел к начальнику той страны и донёс
ему, что они вступаются за святую Фессалоникию. Начальник предал их за
исповедание Христа мучениям: их били каменьями, ввергали в огонь и, наконец,
связанных вместе, бросили в озеро, но святые мужи остались невредимыми. Тогда
они были усечены мечем. Фессалоникия за Христово исповедание также была предана
мучениям, от которых и скончалась. Тело её было с честью положено в Амфиполе1 вместе с святыми мучениками Авктом и Таврионом.
Преподобный Лазарь родился в Малой Азии,
в городе Магнезии1. Пред рождением его Бог
особым чудом предвозвестил явление миру сего светильника: родительский дом его облистал
столь великий свет, что бывшие в нем женщины разбежались и осталась только одна
мать, носившая во чреве благодатное дитя. По рождении он стал прямо и обратился
в молитвенном положении к востоку со сложенными на груди руками. С детства он
отличался незлобием, кротостью, состраданием и любовью к бедным. В молодых
годах, обладая образованием, но чуждаясь всяких мирских удовольствий и следуя
благочестивому настроению своей души, он отправился на поклонение Иерусалимской
святыне, где и поступил в обитель святого Саввы2.
Здесь он провел 10 лет, послушанием и всеми добродетелями превзошел всех братий
и был возведен в сан священства Иерусалимским патриархом. Во святую
четыредесятницу он вышел из монастыря на одну гору, ничего не взяв с собою, и
питался пустынными растениями3. Здесь он
услышал голос, повелевавший ему возвратиться в отечество, на пути в которое он
встретил препятствие в привидениях вражеских, но превозмог их. На родине он
встретился с матерью, но не остался с нею. Стремясь к пустынной жизни, Лазарь
поселился на необитаемой горе Галисий, недалеко от Ефеса. Здесь, во время
молитвы, он поражен был однажды следующим видением: он увидал огненный столб,
восходящий на небо и окруженный множеством Ангелов, воспевавших: "да
воскреснет Бог и расточатся враги Его"! Он принял это за указание свыше и
построил на этом месте храм во имя Воскресения Христова, при содействии
Византийского императора Константина Мономаха4.
Святый Лазарь при храме устроил столп, на котором стал подвизаться в подвигах
поста и молитвы, перенося зной и холод и другие тяготы столпнической жизни. Бог
даровал ему дар чудес и пророчества, так что к нему стали собираться благочестивые
люди, жаждавшие его руководства. Ему предсказана была Богом кончина, но братия
молила его, чтобы он испросил себе у Бога, для их пользы, продолжение жизни, и
Бог обещал ему продолжить ее еще на 15 лет. По прошествии 15 лет, как и пред
рождением его, небесный свет облистал его столп. Когда он скончался и братия
плакали над ним, что он не оставил им завещание, он встал и, как живой, дал им
завещание, потом лёг и, по просьбе братии, встал вторично, чтобы сделать
подпись на данном завещании, Он скончался 72 лет5,
был погребен в столпе и прославлен по смерти многими чудесными исцелениями,
истекшими от святых мощей его.
1 Магнезия - Лидийский город
на северо-западе Малой Азии, при реке Герме.
2 Обитель эта основана на
диких холмах у Мертвого моря св. Саввою в484 году. Обитель является
одною из самых важных на Востоке. Устав службы этого монастыря, известный под
именем Иерусалимского, внастоящее время распространен по всему православному
Востоку, а также и в России. Кроме того, монастырь Саввы предоставляет
материальную помощь и возможное образование окрестному бедному населенно из
православных.
3 Обыкновенно иноки уходили
из монастыря на святую четыредесятницу в неделю сыропустную, перед чем
совершали обряд прощания, от чего это воскресение и получило название "прощальное".
Собирались иноки обратно в монастырь в Лазареву субботу.
Родился преподобный
Кирилл от благочестивых родителей в городе Галиче. Уже
будучи отроком, он стремился к иноческой жизни. Оставив тайно
родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия
(в Вологодском Комельском лесу), о которой ему часто
рассказывали родители. На пути к этой обители Кириллу встретился некий
старец, который, осведомившись о цели его путешествия, благословил его
намерение идти к св. Корнилию и затем стал невидим.
Преподобный Корнилий
весьма благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Молодой инок
ревностно стал проходить иночес-кое
житие.
Между тем родители Кирилла уже потеряли было
всякую надежду найти его и даже стали считать его умершим, но вот они от одного
комельского инока узнали об
местопребывании своего сына. Тогда отец Кирилла отправился в обитель св. Корнилия, но здесь в строгом постнике он не узнал своего
сына, а когда затем признал в нем Кирилла, то и сам постригся в иноки под
именем Варсонофия. Мать Кирилла перед смертью также восприяла иноческий чин.
По смерти отца Кирилл, раздав нищим оставшееся после него имение, отправился на север, в
глушь лесов, чтобы здесь вести вполне единенную жизнь. Сурово протекала жизнь преподобного в этих пустынях, где пищей ему могли служить
только трава да кора деревьев. Отсюда приходил он иногда на поклонение святым
местам в новгородские и псковские пределы. Так как тело его стало постепенно
ослабевать в подвигах, то он молил Господа, чтобы Он указал ему место
постоянного пребывания. Горячая молитва подвижника была услышана, и, повинуясь
небесному указанию, св. Кирилл отправился к Белоозеру.
Здесь с одной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Явившийся
подвижнику во сне ангел дал ему указа-ние,
что здесь Бог избирает ему место пребывания. Пробудившись от сна, Кирилл твердо
решил основать на Красном острове Божью обитель, для каковой цели и приобрел
вскоре от местных крестьян указанный остров; затем соорудил здесь келью и две
церкви. Тогда же он был поставлен в сан священника.
Кирилл ревностно подвизался на новом месте в
молитве и посте, претерпевая многие скорби от бесов и злых людей. Особенно же доса-ждали подвижнику местные
рыболовы. Беспокоили его обитель также и грабители, во множестве бродившие
тогда по лесам и дорогам Руси. Но и на этих отверженных мира сего действовала
нравственная высота св. подвижника. Однажды, когда они приплыли к Красному
острову, преподобный обратился к ним с грозным
обличением. Хищники, устра-шенные
этим, молили святого простить их. В другой раз воры сняли колокол с церкви и
хотели уже переправиться на другой берег, но заблудились. Встретивший их Кирилл
обличил жадность их и указал, что даже и «заработанный ломоть лучше украденнаго каравая», что «вор не бывает
богат, а бывает горбат». Затем, накормив их, отпустил с миром. Это так
подействовало на злодеев, что они более совершенно не нарушали покоя новой
обители.
Жизнь св. Кирилла в обители была во всем примером и образцом для
других братий. Он отказывал себе во всех благах
жизни, ходил босой, иногда даже в самые жестокие морозы, сам рубил дрова и
копал землю. За такую свою праведную жизнь Кирилл был сподоблен от Бога
особенной благодати св. Духа и дара исцелений. Однажды ученик преподобного Дионисий видел, что с ним служит литургию
диакон, который затем вдруг исчез. Преподобный
запретил ему рассказывать об этом чудесном явлении. Около того же времени во молитвам его исцелился от тяжкой болезни один князь,
который в благодарность за это велел выдавать для обители преподобного каждый
год 40 мер ржи, а также в достаточном количестве масла и соли. Пред кончиной
своею преп. Кирилл с великой прозорливостью предрек те бедствия, которые
предстояло испытать Российской земле. «Будут, — говорил он, — на земле беды великия и мятеж между людьми; но, — прибавил он, —царство наше будет умирено и устроено Богом». Преставился
св. подвижник в мире 4 февраля 1532 года.
Вскоре затем открылись знамения особенной
близости его ко Господу. Так, когда один инок, по
имени Кириак, заболел, то преп. Кирилл в сонном
видении явился ему и, осенив его крестным знамением, исцелил от болезни. Затем
он исцелил другого инока, по имени Макария. Это
исцеление особенно поразительно и заслуживает чрезвычайного внимания всех
верующих. Макарий был наказан Богом за свой
своенравный дурной характер тем, что не мог ни есть, ни спать. Когда его
привели к гробу преподобного, то он в корчах упал на землю. Тогда приведшие его
иноки положили его на самый гроб преподобного — и больной тотчас же пробудился
совершенно здоровым. Много и других исцелений произошло по молитвам к преп.
Кириллу, неустанному молитвеннику нашему пред Богом.
Мощи сего праведника были
обретены нетленными при закладке в его обители нового храма, который по обету
строился боярином Морозовым, получившим по молитвам к св. подвижнику спасение
от многих бед.
Преподобный Зосима Ворбозомский
был основателем монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове
Ворбозомского озера, находившегося в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан
монастырь был еще в XV веке, так как известно, что в 1501 году настоятелем
монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Монастырь входил в число
тех многочисленных пустыней (небольших монастырей), которые, образуя собой так называемое иноческое "Заволжье",
располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Скончался преподобный Зосима в первой половине XVI века. Известно, что
преподобный написал поучение и послание своей духовной
дочери Анастасии.
Святой мученик Феодот
жил в АнкиреГалатийской в
III веке. Он отличался особенной добротой и отзывчивостью. В разгар гонения при
Диоклитиане (284 - 305) он снабжал христиан всем необходимым и предоставлял им
убежище в своем доме, где тайно совершались Богослужения. Святой Феодот посещал христиан-узников в темницах, выкупал их, с
благоговением погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям. Однажды он
вытащил из воды и похоронил тела семи святых мучениц, утопленных в море (память
18 мая). Об этом донесли правителю. Отказавшись принести жертву идолам и
обличив языческие заблуждения, святой Феодот
исповедал истинную веру во Христа, за это его подвергли жестоким мучениям и
усекли мечом (+ 303). Тело святого мученика хотели сжечь, но поднявшаяся буря
помешала это исполнить, и его предали христианскому погребению.