Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина (ок. 400). Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца (1495). Память святой праведной Анны (I). Великомученица Шушаника (V). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659). В 1849 г. умер Великий Князь Михаил Павлович (1798-1849), четвертый сын Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны, в Варшаве. В 1862 г. родился Сергей Александрович Нилус.
В 1769 г. во время войны России с Турцией и Польшей, в царствование Императрицы Екатерины II Великой, был установлен День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. Cовершается поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. Как говорится в Чине поминовения, «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и о положивших живот свой за веру и отечество»
В 1790 г. контр-адмирал Ф.Ф.Ушаков одержал победу над турецким флотом у мыса Тендра (в Черном море), чем сорвал высадку турецкого десанта в Крыму
В 2001 г. в Нью-Йорке самолеты врезались в башни-близнецы торгового центра. США объявили войну "международному терроризму"
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина
В странах египетских проживал некий
разбойник, по имени Моисей, родом мурин1,
лицом мрачный; первоначально он был рабом некоего славного, господина, но по
причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан тем господином и
присоединился к разбойникам; сии же последние, видя, что он был силен и обладал
суровым характером, избрали его своим атаманом (вождем). Сие повествуется о
святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было
известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и
богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления
милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников
творит праведников.
Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много
хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений;
своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа
дел его разбойнических следует упомянуть о сем:
Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то,
что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда
Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту
сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой
(по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в
уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух,
увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с
того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех
крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку
Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их
(бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.
Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах;
но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и
призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет
погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился
сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел
в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и
братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью,
каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания,
он исполнял неленостно, и был славным иноком.
Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келлию;
здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои беззакония,
совершенные прежде.
Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него,
находившегося в келлии, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был
Моисей. Он же, будучи только один, поборол их, связал и, взяв их на плечи как
связки снопов, принес в монастырь к церкви, сказав братиям:
– Что посоветуете вы сделать мне с ними? Я не должен никого
обижать, но они пришли ко мне, и я взял их.
Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их
на свободу, сказав:
– Мы никого не должны убивать.
Разбойники же, поняв, что то был Моисей, ранее бывший их
начальником, удивились такой перемене жизни его и прославили Бога, сами же
умилились, пришли в страх Божий и, покаявшись, стали славными иноками.
И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о
своем вожде Моисее, – что он покаялся и стал иноком, – также оставили разбой и
все греховные дела и стали добродетельными иноками.
Итак Моисей пребывал в трудах покаяния. Первоначально его
обуревали греховными помышлениями бесы блудодеяния, разжигая похоть его и
увлекая его к прежней блудодейственной жизни, как он сам потом рассказывал
братиям, говоря так:
– Я претерпел столь великие неприятности, борясь с
вожделениями плотскими, что едва не нарушил обета иноческого.
Отправившись к авве Исидору пресвитеру, в скит, он поведал
ему о своих страданиях от похоти плотской. И сказал ему святой Исидор:
– Не смущайся, брат! Ты еще новоначален (т.е. только лишь
начал подвизаться), и потому бесы с ожесточением нападают на тебя, думая найти
в тебе прежний нрав; для отогнания их советую тебе соблюдать повседневный пост
и воздержание и не насыщать вполне чрева своего. Подобно тому, как пес,
привыкший грызть кости, выбрасываемые мясоторговцем, – не уходить до тех пор,
пока место торговли не закроется; но когда торговля прекращена и нет уже
никого, кто мог бы бросить псу что-либо для съедения, тогда он, истомившись
голодом, отходит от места того; так и бес блудодеяния находится вблизи
человека, питающегося до пресыщения. Но если ты будешь постоянно соблюдать пост
и воздержание, умерщвляя члены свои земные и заграждая дверь пресыщения
пощением. не допуская войти в себя пресыщению, разжигающему греховные
вожделения, тогда бес, как бы истомившись от голода, отойдет от тебя с печалию.
Раб Божий Моисей, отправившись в келлию свою, затворился в
ней и пробыл в повседневном пощении, вкушая очень немного хлеба вечером после
захода солнца; весьма много Моисей трудился в рукоделании, пятьдесят раз в
течении дня вставал на молитву, совершая ее с коленопреклонением.
Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и
пощением, плотское вожделение, влекущее ко греху, не исчезало в нем. Тогда он
опять пошел к авве Исидору и сказал ему:
– Отче! Я не могу быть в келлии моей, ибо меня обуревают
страсти плотские.
Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца
Страница 1
Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца
Преподобный отец наш Савва родился,
получил воспитание и принял иночество в чужих странах. Неизвестно, из какой он
был страны1, известно только, что
родился он не в русской земле, а, как иностранец, пришел в город Псков, в
монастырь Пресвятой Богородицы, называемый Снятогорским2. Принятый игуменом, он доблестно подвизался в
иноческих подвигах и за свою добродетельную жизнь заслужил у всех похвалу и
славу. Но не желая славы от людей, он перешел на реку Толву в монастырь
великого Евфросина3. Преподобный
Евфросин принял его и поручил ему исполнять обязанности монастырского слуги.
Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного
времени, испросив благословение у великого Евфросина, он ушел в пустыню,
находившуюся на расстоянии 15 поприщ от Евфросинова монастыря, к озеру,
называемому Крыпец, и поселился тут на совершенно безлюдном месте. Не мало
искушений от бесов вынес здесь преподобный Савва. Вскоре он построил на месте
своих подвигов церковь во имя святого Иоанна Богослова, устроил келлии и
основал монастырь, после чего к нему собралось немалое число братии. Слава о
его добродетельной жизни быстро распространилась повсюду, и о нем узнал
Псковский князь Ярослав Васильевич4.
Князь питал к преподобному великое уважение. Он делал большие пожертвования на
устроение монастыря, подарил земли5 и
озера на пропитание братии и часто сам посещал монастырь, чтобы принять
благословение у преподобного. В одно время он пришел в монастырь с княгинею,
своею супругою. Преподобный Савва с великим почетом встретил его, но княгине
войти в монастырь не разрешил, а благословил ее за воротами монастыря и там
подал ей исцеление, так как она была больна.
Преподобный Савва прожил много лет, и в 1495 году 30 августа6 отошел ко Господу. Мощи его были обретены в
1554 году вследствие явления преподобного священноиноку устроенного им
монастыря Исаии и до сего дня подают многие исцеления с верою приходящим к ним
во славу Христа Бога, Которому да будет слава ныне, всегда и вечно.
1 По месяцеслову Вершинского,
прп. Савва по происхождению был серб.
2 Снятогорский Богородичный
монастырь – один из древнейших монастырей Псковского края (упоминается в 1265
году); находился в местности, называемой Снятной горой, на берегу реки Великой
в расстоянии 4-х верст от Пскова.
3 Это был
Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30
верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп.
Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его.
4 Это был управлявший Псковом
князь Ярослав Васильевич Оболенский.
5 В 1487 году князь Ярослав
Васильевич выдал грамоту на землю для обителии приказал построить чрез мхи и болота мост к монастырю прп. Саввы в
1400 саженей длины. Этот мост и доныне называется Ярославовым.
6 Здесь в Прологе надо
предполагать опечатку, так как во всех сказаниях о преподобном Савве днем
кончины его указан 28 день августа.
Святая и праведная Анна происходила из
колена Асирова и была дочерью Фануиловою. Как показывает самое имя ее (Анна с
еврейского значит "милостивая") она была женщиною добродетельною. За
свою благочестивую жизнь Анна была наделена даром пророческим. Достигши глубокой
старости, она, по слову Евангелия, "не отходила от храма, постом и
молитвою служа Богу день и ночь" (Лк.2:37).
Святая Анна принадлежала к числу тех благочестивых иудеянок,
которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии, – сюда был принесен Младенец
Христос Иосифом и Мариею, дабы совершить над Ним законный обряд. В это время
Симеон Богоприимец взял Младенца Иисуса на руки и произнес свое дивное
пророчество о Нем, сказав так:
– "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову
Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред
лицом всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк.2:29-32).
Затем Симеон, обратившись к Матери Господа, изрек Ей сие
пророчество:
– "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в
Израиле и в предмет пререканий (и Тебе Самой оружие пройдет душу), да откроются
помышления многих сердец"
(Лк.2:34-35).
В эти святые торжественные минуты была в храме святая
праведная пророчица Анна. Ей в это время было уже восемьдесят четыре года.
Таким образом на закате жизни своей она имела счастье видеть Младенца Иисуса.
Теперь уже она могла умереть спокойно.
Выслушав пророчество Симеоново о Христе, она вместе с
Симеоном славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в
Иерусалиме1.
Великомученица Шушаника, княгиня Ранская,[1] была
дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя -
Вардандухт, в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая
Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.
Она вышла замуж за питиахша[2] Варскена,
который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха
Пероза Варскен отправился в Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и
стал маздеистом, т.е. огнепоклонником, чтобы угодить шаху. Узнав об этом по
возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с
отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии,
недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели[3] повествует,
что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась
решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения.
Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им
избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу
крепости, где находилась шесть с половиной лет. "Шесть лет она пробыла в
заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на
ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной
цевницей, освящающей и украшающей темницу". К темнице приходило много страждущих,
"при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от
человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные - детей, больные -
исцеление, слепые - прозрение". Тем временем Варскен обратил в
огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную
мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле
язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника
приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил
у святой Шушаники: "Прости нам вину нашу и благослови нас". Святая
Шушаника простила и благословила, сказав: "Вся здешняя жизнь мимолетна и
непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для
нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...".
Накануне блаженной кончины
святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I,[4] епископ
Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно
навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую
Шушанику. Ее последними словами были: "Благословен Господь Бог мой, ибо с
миром и легла и заснула". Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября,
в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день
древняя Церковь праздновала ее память.
Мощи святой мученицы Шушаники
покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время
перешел в ведение армянского епископа - монофизита, и Католикос-Архиепископ
Грузии Самуил IV[5] перенес святые мощи
Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской
церкви, с южной стороны алтаря. Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники
была перенесена с 17 октября на 28 августа.
[1] Великомученица Шушаника
отошла ко Господу в 475 году.
Скончался
преп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после
трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в
обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в
Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла
узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные
двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно
светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена
Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в
миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.
В
1675 г.
татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения
акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать
стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих.
Тогда татары бежали.
В
1721 г.
Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они
чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20
лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
В
1831 г.
униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи преподобного были вновь
торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.